Востребованность специальной библиотеки для незрячих студентами вуза

Тарских С.Д.
к.п.н., ЗабГГПУ

Востребованность специальной библиотеки для незрячих студентами вуза

В начале ХХI века в содержании и условиях деятельности российских библиотек происходят глубокие изменения. Нововведения напрямую касаются и спецбиблиотек для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотеки адаптируются к новым экономическим, политическим, социокультурным условиям, вырабатывают инновационные стратегии своего поведения в информационном и социокультурном пространствах в соответствии со своим статусом и особенностями жизнедеятельности населения на территории обслуживания.
Социологические исследования являются незаменимым источником информации, позволяющим учесть образовательные, информационные и культурные потребности населения.
Библиотека как социальный институт не только причастна, но и ответственна за воспроизводство ценностей, образцов и норм культуры, за информационное обслуживание населения в соответствующем ее статусу социально-территориальном пространстве.
Радикальное реформирование общественных отношений (социальных, экономических, политических, культурных) привело к необходимости изменений в социальных функциях библиотек: их общественная полезность стала измеряться участием в изменениях в целом.
Изменения в разных сферах общества сопровождаются, во-первых, процессами информатизации российского общества на основе использования новейших информационных технологий, информационной открытости российского общества и, во-вторых, доступом к мировым библиотечно – информационным сетям и ресурсам. Все это позволяет говорить о том, что мы имеем дело с изучением удовлетворенности библиотечно-информационным обслуживанием нового пользователя в новом пространстве.
В связи с этим нами был проведен социологический опрос среди студентов 4-5 курсов педагогического университета ЗабГГПУ, обучающихся по направлению «Специальная дошкольная педагогика и психология» (дошкольная дефектология) и «Специальная психология». В опросе участвовало 79 студентов, посещающих разные типы библиотек, в том числе и специальные.
Целью социологического опроса явилось выявление посещаемости студентами спецбиблиотеки для незрячих и удовлетворенности библиотечно-информационным обслуживанием данного учреждения.
По результатам опроса мы выявили следующее: около 75 (95%) студентов из 79 посещают спецбиблиотеку для незрячих, 79 человек (все участвующие в опросе студенты) посещают областные и муниципальные и 71 человек – библиотеки образовательных учреждений. Основной целью посещения библиотек является подготовка к занятиям и возможностью ознакомления с новыми литературными изданиями в области не только тифлологии (науки о слепых), но и в целом специального образования.
69 студентов посещают библиотеку для незрячих с целью наблюдения за деятельностью и общением людей с нарушением зрения, а также для участия в форумах и культурных мероприятиях, проводимых для слепых по запросу спецбиблиотеки.
Для 31 студента посещение спецбиблиотеки связано с необходимостью использования Интернет-ресурсов.
Однако больше половины опрошенных студентов (42 человека) считают, что спецбиблиотека и другие публичные библиотеки являются местом проявления культурного поведения и возможностью общаться с друзьями.
12 человек из всех опрошенных отменили, что библиотеки, в том числе и библиотека для незрячих, являются местом приятного времяпрепровождения и знакомства с интересными людьми.
Что касается удовлетворенности библиотечно – информационным обслуживанием, хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что хотя многие студенты (65 человек) отзываются положительно о возможности найти нужное учебное издание и удовлетворены уровнем обслуживания и отношением к себе. Они отмечают, что наблюдение за незрячими и оказание им необходимой помощи в спец библиотеке позволяет воспитывать в себе адекватное и филантропическое отношение к людям с особыми образовательными потребностями. Кроме того, студенты с нарушением зрения имеют реальную возможность полноценно готовиться к занятиям на базе спецбиблиотеки и получить среднее и высшее образование, а впоследствии успешно работать по приобретенной специальности.
Таким образом, мы выяснили, что специальная библиотека для незрячих является неотъемлемой частью жизнедеятельности незрячих людей, но и студентов, обучающихся по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» и «Специальная психология». На ряду с другими библиотеками, спецбиблиотека для людей с ограниченными возможностями здоровья является приоритетной в получении необходимой специальной информации. А также культурно-формирующей средой воспитания человеколюбия и толерантности к людям с особыми образовательными потребностями.