Разработка урока по истории на тему Образование Древнерусского государства(1 курс СПО)

Министерство сельского хозяйства РФ
Илекский зоотехнический техникум – филиал
федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
Оренбургский государственный аграрный университет




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
Образование Древнерусского государства






Подготовила: преподаватель истории
Воеводина Олеся Сергеевна

2015 год

Тема урока: Образование Древнерусского государства у Восточных славян.
Цели урока:
Дать понять учащимся о предпосылках образования Древнерусского государства.
Объяснить, смысл норманнской и антинорманской теории, образования Древнерусского государства, особенности образования государства у восточных славян.
Способствовать воспитанию и формированию патриотических чувств, осознанию «русского начала», любви к своей родине и уважению к истории своей страны.
Оборудование:
1. Карта «Киевская Русь в IX – XI века»
2. Проектор
3. Презентация
4. Учебник
Межпредметные связи: Литература, обществознание, всеобщая история.
Вид урока: Комбинированный.

Ход урока.
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка отсутствующих;
- сообщение цели урока.
2. Опрос домашнего задания.
Работа с группой:
- кто такие индоевропейцы?
- почему Русский, Украинский и Белорусский народы мы называем братскими народами?
- кто такие славяне?
- покажите на карте места расселения восточнославянских племенных союзов.
- назовите основные занятия восточных славян.
- расскажите о социальном строе восточных славян.
- назовите соседей восточных славян.
- покажите на карте торговый путь «из варяг в греки», почему он так назывался?
Решение исторических задач из книги «История становится ближе» Александра Литвинова:
а) жилище славян:
Славяне еще не умели строить надежные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности – устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или стене.
Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно закрывали в землю.


Вопрос. Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки?

б) нападение.
Над селениями славян, прижавшимся к берегу реки, с ночи висели тяжелые тучи. Жители, укрывшиеся в жилищах, казалось, предавались своим занятиям: женщины хлопотали у очагов, мужчины кто чинил, а кто мастерил что-либо из хозяйственного или военного снаряжения. И вдруг, раздался условный крик. Одно мгновение – и землянки опустели. Славяне поспешно садились в долбленки (лодки, сделанные из ствола толстого дерева) и устремлялись на противоположный берег, некоторые входили в реку и словно растворялись в ее серых водах.

Что же случилось? На землю славян напали византийцы. Всадники ворвались в селение на полном скаку, но было уже поздно – в селение никого не осталось. Разъяренные неудачей, византийцы принялись искать добычу.
Обшарив все углы и ничего не найдя, отряд византийцев покинул безлюдное селение. Через некоторое время стали возвращаться с противоположного берега долбленки и, СЛОВНО В СКАЗКЕ, ПОЯВИЛИСЬ ИЗ ВОДЫ ЖЕНЩИНЫ, ПОДРОСТКИ, СТАРИКИ.



Оказывается, как свидетельствует византийский историк, славяне пережили беду на дне реки.
Вопрос. Предположите, как им это удавалось?
в) тактика.
В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжелые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы.

В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитая встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они хорошо пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, были чрезвычайно искусны в переправах через реки..
Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве. Они ловко умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз намазывали ядом.
Вопрос. Предположите , почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраги?
г) переправа.
Для того чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооруженную, и приготовить большое количество метательного оружия – не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материалы для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был за ранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопроходимых рек.
Вопрос. Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов?
д) в зимнее время.
Византийский автор советует нападать на славян главным образом в зимнее время. Почему? Во-первых, у славян мало запасов пищи; во-вторых, у них плохая зимняя одежда, в-третьих зимой на снегу остаются следы. Реки зимой замерзают, деревья стоят без листьев, трудно прятаться.
Вопрос: назовите еще два довода в пользу ведения войны зимой.
е) для защиты.
Проходили годы, десятки лет, славяне уже владели всем арсеналом тогдашнего тяжелого вооружения. Особенно это проявлялось в 597 году при штурме древнего города Фессалоники. У славян теперь были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для метания камней. Были и так называемые «черепахи» - подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали деревянные барьеры – щиты. Как только черепахи подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной.
Византийцы признавали, что славяне к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (то есть чем они сами).
Уязвимым местом на подвижной башне – «черепахе» были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.
Вопрос: предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.
3. Объяснение нового материала.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли о делах родной страны
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Объяснение нового материала.
В ходе повторения пройденного материала мы с вами изучили, что IX веке в восточнославянских землях появились племенные союзы славян и предпосылки к образованию государства.
Что такое государство?
Предпосылки к образованию государства?
Таких районов где сформировались предгосударственные образования было два: район Киева и район Новгорода. Этому способствовала борьба ильменских словений с варягами, и полян с хазарами. Сбросив власть варягов, и прогнав их за море, местные племена начали междоусобные войны, и эту междоусобицу решили прекратить традиционным способом – пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей.
Кто такие варяги? Что вам о них известно из курса всеобщей истории?

- летопись рассказывает «Земля наша велика и обильна»;
- призвание варягов привело к норманнской теории и антинорманской.
- своеобразие в образовании древнерусского государства объясняется наличием двух центров: Киева и Новгорода.
4. Закрепление изученного материала.
- Когда и пори каких обстоятельствах на Руси получила начало династия Рюриковичей?
- Почему 882 год считается точкой отчета Древнерусского государства?
- Какие теории возникновения государства вы изучили?
5. Подведение итогов, выставление оценок.
6. Домашнее задание.


Рисунок 1C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\0016-035-Obrazovanie-Drevnerusskogo-gosudarstva.jpg