Нахимовский урок 3-4 классы Морское путешествие в историю Российского флота


Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Наумова Марина Евгеньевна
Нахимовский урок 5-6 класс
«Яркие страницы героического прошлого советского флота»
Задачи:
Расширять кругозор учащихся об истории Российского флота.
Способствовать воспитанию таких качеств личности, как доброта, взаимовыручка, умение уступать, отстаивать свое мнение.
Развивать чувство патриотизма , любовь к своему отечеству.
(Звучит песня о флоте)
Ведущий1: В летописи воинской славы России есть особые дни – дни великих побед, когда весь народ проникался великим духом патриотизма и громил самого сильного противника. Мечты о славе и силе Отечества вдохновляли воинов на подвиги и самопожертвования. Русский флот вписал в эту летопись немало ярких страниц.
Ведущий2: Имя адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова не потеряется на этих страницах. Под его командованием русские моряки полностью разбили турок у острова Тендра, вдвое превосходящих в силе. «Морской Суворов» - так стали называть адмирала Ушакова. Вся его жизнь – это духовный и воинский подвиг во имя России.
Ведущий3: Павел Степанович Нахимов и его знаменитое Синопское сражение, которое увенчалось успехом 1 декабря 1853 года.
Россия – морская держава!
Она в штормовые ветра
Свой парус холщовый держала
Ещё до деяний Петра.
Но если войны лихолетье –
Рукою и духом тверда,
За землю и море в ответе,
Россия бывала всегда!
Ведущий1: Сегодня мы поговорим о человеке, который в наше время продолжил дело Ушакова и Нахимова. Это Герой Советского Союза, адмирал военно-морского флота Николай Герасимович Кузнецов. (Презентация «Адмирал Кузнецов»)
Ученик1: «Мне не пришлось менять профессии в поисках дела, которое оказалось бы больше по душе. Вся моя жизнь связана с военно- морским флотом. Я сделал выбор однажды, в совсем юные годы, и никогда не жалел об этом…» - сказал Николай Герасимович.
Ученик2: Линия жизни, которую прожил адмирал Кузнецов, поражает своими драматическими изломами. Дважды носил звание контр-адмирала, трижды вице-адмирала. Ему дважды присваивали звание адмирала флота и дважды лишали его.
Ученик3: Родился 24 июля 1904 года в деревне Медведки Вологодской губернии. 15- летним юношей приехав в Архангельск, он решил посвятить себя военно-морской службе и на всю жизнь остался верен сделанному выбору. В 26 лет – командир крейсера, в 32 года – советник в Испании, в 33года – командующий Тихоокеанским флотом. За 13 лет он прошёл путь от матроса до вершины флотской службы и ещё 14 лет возглавлял флот, в том числе все 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.
Ученик4: В 1944 году Николаю Герасимовичу присваивается высшее в ту пору звание адмирала флота;
- в 1945 году присвоено звание Героя Советского Союза;
Н.Г.Кузнецов награждён:
-четырьмя орденами Ленина;
- тремя орденами Красного знамени;
- двумя орденами Ушакова 1-ой степени;
- орденом Красной Звезды;
- медалями;
- орденами иностранных государств.
Ученик 5: До конца своей жизни Кузнецов был вынужден ограничить свою «службу флоту» написанием мемуаров и трудов по истории. Изданы его книги. Для российских моряков Николай Герасимович пример непоколебимой верности патриотическому долгу, смелости и навсегда избранному призванию.
Ученик1: Разработанная им система боевой готовности помогла флотам выстоять в день нападения фашистской Германии. В апреле – июне 1941 года – проводились учения, строительство новых баз, аэродромов. Это помогло встретить нападение 22 июня 1941 года во всеоружии.
Ученик2: Всю войну Кузнецов руководил боевыми действиями ВМФ, осуществлял взаимодействие флотов. В 1945 году, обобщив опыт Второй мировой войны, Кузнецов представил в правительство 10-летний план проектирования и строительства судов. Главный его замысел создать мощный флот. Подводным лодкам, в первую очередь атомным отводилось особое место.
Ученик3: По инициативе Николая Герасимовича Кузнецова установили День ВМФ СССР, учреждены ордена и медали Ушакова и Нахимова, созданы Нахимовские училища.
Ученик4: Его имя носят:
- тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»;
- военно – морская академия в Санкт – Петербурге (1990г);
- подводная гора в Тихом океане;
- пролив в Беринговом море;
- теплоход речного флота на Северной Двине;
- улицы в г. Архангельске, Владивостоке, Санкт-Петербурге, площадь в Барнауле.
Ученик5: Мемориальные доски установлены в Москве на здании главного штаба ВМФ РФ и на доме, в котором он жил в Санкт –Петербурге, на здании Высшего военно – морского училища имени Фрунзе. Памятники в Архангельске, Великом Устюге, Владивостоке, Севастополе. О нём написаны книги. Жизнь и славные деяния выдающегося морского маршала, как нередко называют его моряки, - одна из ярких страниц героического прошлого советского флота.
Мы не знаем военного детства
И не носим геройских фамилий,
Но своим почитаем наследством.
Честь и славу флотов и флотилий.
Ведущий1: Сейчас мы с вами проведём небольшую морскую переменку «Продолжи фразу».
- Если чайки сели в воду – жди …(хорошую погоду).Если ходят по песку морякам сулят…(тоску).
- Если небо красное с вечера, морякам бояться …(нечего). Небо красно поутру – морякам …(не по нутру).
- Если тучи громоздятся в виде башен или скал. Скоро ливнем разразятся, налетит жестокий …(шквал).
- Если стрелка вдруг упала – жди грозы, дождя иль …(шквала). Если стрелка поднимается, то погода …(улучшается).
- Птицы к берегу держат свой путь. Ветер …(сильный) поверь будет дуть.
- Если солнце село в воду – жди…(хорошую погоду). Если солнце село в тучу, ожидай на море …(бучу).
- Коль резок контур облаков, ко встрече с штормом …(будь готов).Когда ж их контуры легли, тогда все ветры …(далеки).
Ведущий2: Конкурс «Найди ошибку». Робинзон Крузо в своей записке описал свою жизнь на острове. Найдите ошибки.
«Я понял, что попал на необитаемый остров. Вокруг меня ни души, только следы мамонтов на песке. В глубине острова обнаружил красивый панельный дом и поселился в нём. Днём я работал на маленьком огороде, или ловил на спиннинг рыбу, а по вечерам смотрел телевизор. Когда мне становилось совсем одиноко, я смотрел на звёзды и думал о том, что может быт, когда-нибудь, заметят меня со спутника и пришлют за мной лайнер».
(Звучит песня «Отважный капитан»)