Программа дополнительного объединения «Программирование на Паскале» для 7-9 классов

Программа дополнительного объединения «Программирование на Паскале»

Пояснительная записка
Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информационное общество, любая профессиональная деятельность в котором, будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, одно из условий социальной компетентности ученика. 
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят интеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Своевременное знакомство с языками программирования, а именно в 12,13 лет является залогом успеха при дальнейшем обучении программированию, при переходе к программированию на языках высокого уровня, при изучению объектно-ориентированных языков.

Цели и задачи курса.
Организация внеурочной деятельности детей
Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.
воспитание информационной, технической и исследовательской культуры
Предоставление ученикам возможности реализовать свой интерес к выбранному курсу.
Формирование алгоритмической культуры учащихся.
Развитие алгоритмического мышления учащихся.
Приобретение школьниками знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
Приобретение учащимися знаний и навыков алгоритмизации в ее структурном варианте.
Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль.
Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.

Дополнительное объединение «Программирование» предназначен для учащихся 12,13 лет. Программа данного спецкурса составлена на основе материалов лекций Педагогического университета «1 сентября» Е.В. Андреевой «Методика обучения основам программирования на часах информатики». Данный курс знакомит с основами программирования. Основной задачей курса является помощь ученику в обоснованном выборе профиля дальнейшего обучения.

Количество часов.
Курс проводится как 2 часа в неделю в 7 классах в рамках дополнительных образовательных услуг.

Распределение часов по темам курса:
Знакомство со средой Паскаль, структурой программы, алфавитом языка, создание программ с линейными алгоритмами – 12 часов.
Логические величины и условные операторы – 12 часов
Циклы – 14 часов
Одномерные массивы – 10 часов
Двумерные массивы – 6 часа
Строки, файлы, процедуры и функции – 14 часов
Предложенное распределение часов по темам направлено на формирование навыков в алгоритмизации, понимание учащимися основных алгоритмических конструкции, что является основой успеха при дальнейшем углубленном изучении программирования.

Формы проведения занятий и контроля.
Форма проведения занятий – урочная. Занятие проходит в компьютерном классе с подгруппой учащихся в 15 человек. Основная направленность данного курса – практическая, поэтому урок проходит в следующей форме – педагог объясняет новый материал, выполняет вместе с учащимися ряд упражнений, демонстрирует (при необходимости) программы – примеры, а затем учащиеся получают индивидуальное или групповое практическое задание, которое решают под руководством педагога.
По мере освоения алгоритмических конструкций, ребятам предлагается выполнить ряд творческих заданий индивидуально или в группе (по желанию детей). Это позволяет ребятам оценить результаты своей деятельности.

Методическое обеспечение курса.
Е.В. Андреева «Методика обучения основам программирования на часах информатики»
Л. А. Залогова «Информатика и ИКТ», Задачник-практикум. т1 М:. БИНОМ, 2010.
С.М. Окулов «Основы программирования» – М:. БИНОМ, 2006., 440с.
Т. П. Погодина «Сборник задач по программированию на языке Паскаль», Челябинск, 2009

Тематический план «Программирование на Паскале»

урока
Тема урока
Контроль
(формы)
Задачи, практические работы урока
Содержание урока

1
Язык программирования Pascal. Работа со средой Pascal.
П.р.
Создание первой программы «Hello», с использованием оператора вывода
Основные сведения о языке Паскаль.
Знакомство со средой Паскаль
Тело программы

2
Этапы разработки программы. Словарь языка Pascal.
П.р.
Вывод строковых констант, целых и вещественных чисел
Этапы разработки программы: алгоритмизация кодирование отладка тестирование.
Алфавит языка.
Различные способы вывода величин, в том числе с указанием кол-ва позиций.

3
Переменные. Целый и вещественный тип данных.
Упр.
Вычислить результат целочисленного деления, определить тип выражения, записать по правилам языка Паскаль.
Оператор, переменная. Таблица служебных слов.
Целый и вещественный тип. Целочисленное деление, округление до целого.

4
Структура программы.
П.р.
Обмен значениями 2-х переменных, (с составлением трассировочной таблицы).
Правила записи программы.
Оператор ввода.
Оператор присваивания.

5
Программирование линейных алгоритмов
Целочисленная арифметика
П.р.
Задачи на оператор присваивания и целочисленную арифметику.
Выделение цифр из числа. Закрепление и отработка изученного.

6
Самостоятельна работа « Решение задач с операторами присваивания»
С.р
Вычисление фигур: площадей, объема, периметра, длины сторон
Задачи на движение
Действия с цифрами числа
Решение задач разного уровня сложности

7

·