Конспект урока по математике на тему: Письменное сложение двузначных чисел без перехода через десяток (ТДМ)


Урок в Технологии Деятельностного Метода (ТДМ)
Математика 2 класс
(«Школа России». Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. Ч. 2.)Тема урока: «Письменное сложение двузначных чисел без перехода через десяток»
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
Метапредметные:
1) Тренировать способность к умению учиться.
2) Тренировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, устанавливать причинно-следственные связи, выражать в речи результаты этих операций.
3) Тренировать умение работать в парах при совместной работе в учебной деятельности.
Предметные:
1) Сформировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма сложения двузначных чисел.
2) Сформировать умение складывать двузначные числа без перехода через разряд, производя запись в столбик.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал: опорный сигнал обозначения двузначных чисел, эталон сложения двузначных чисел в столбик, алгоритм сложения двузначных чисел в столбик.
Раздаточный материал: чистые листы, карточки с самостоятельной работой, карточки со смайликами (улыбается, задумчивый, грустный) для этапа рефлексии.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Эй, девчонки и мальчишки!
Жизнь сегодня не проста,
Зацифрованная слишком –
Важно в ней уметь считать,
Ведь без правильных расчетов
Не построить школ, домов,
Не отправиться в полеты,
Не открыть других миров.
Чтобы сделать симпатичней
И комфортней мир вокруг,
Нужно стать математичней,
С королевою наук –
Математикой сдружиться,
Навести суметь мосты,
На уроках потрудиться,
Чтобы с нею быть на «ты».
– А вы можете сказать о том, что дружите с математикой?
– Что вам особенно нравится на уроках математики?
– Для чего еще нужно знать математику?
– Где могут пригодиться арифметические умения?
– Ребята, сегодня мы с вами отправимся на остров, который называется «Остров сложения».
– С какими числами вы работали на последних уроках? (С двузначными числами.)
– Как вы думаете, кто будет жить на этом острове? (Двузначные числа, знак +)
– Скажите, чему же будет посвящен сегодняшний урок? (Сложению двузначных чисел)
– Значит, вы сегодня будете учиться складывать какие числа? (Двузначные).
– Как вы будете узнавать новое на уроке? (Мы сначала повторим то, что нам понадобится, обобщим, выполним пробное задание, у нас может не получиться, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ.)
– Надеюсь, сегодня вы продемонстрируете свои знания, и, конечно, откроете новое в удивительной и прекрасной стране – Математике!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
– Прежде, чем узнать что-то новое, что мы должны сделать? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)
Даны числа: 35 46 57
– Прочитайте данные числа и назовите, сколько в них десятков и единиц.
− Какой эталон помог вам выполнить это задание? (Опорный сигнал обозначения двузначных чисел.)
На экране появляется эталон.
Д Е
128778019050009455151079500
− Посмотрите на эти числа, найдите закономерность по которой они записаны?
− Продолжите ряд, допишите следующее число. (68)
− В каком порядке расположены числа? (В порядке возрастания.)
– Представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых
– Найдите значение суммы 45 + 23 (с подробным объяснением, опираясь на эталон Устный прием сложения двузначных чисел)
На экране появляется эталон.
1. Представлю второе слагаемое в виде суммы разрядных слагаемых.
2. К первому слагаемому прибавлю десятки.
3. К полученному результату прибавляю единицы.
4. Читаю ответ.
(Представим число 23 в виде суммы разрядных слагаемых 20 и 3. Удобно к первому слагаемому сорок пять прибавить двадцать, а затем к полученному результату прибавить три).
45 + 23 = 45 + (20 + 3) = (45 + 20) + 3 = 65 + 3 = 68.
− Ребята, что же вы сейчас повторили? (Разряды двузначных чисел, устные приемы сложения двузначных чисел.)
− Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие.)
− Зачем? (Чтобы мы выяснили, что нам не известно.)
На экране появляется выражение:
Найдите сумму двузначных чисел:

− Что нового вы увидели в этом задании? (Новый способ сложения двузначных чисел.)
− Что же вы должны будете сделать дальше? (Попробовать найти значение этого выражения столбиком.)
− Найдите сумму двузначных чисел новым способом.
− Поднимите руки, кто не смог найти сумму.
− Поднимите руки, у кого есть ответ.
− Поднимите руки те, кто может обосновать, что сделал верно.
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание выполняли? (Находили сумму двузначных чисел столбиком)
− Что показало вам ваше пробное действие? (Столкнулись с трудностями)
− Что не смогли сделать? (Не смогли пока найти сумму двузначных чисел столбиком, не смогли пока обосновать, что сделали верно)
− Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы пока не знаем алгоритм сложения двузначных чисел новым способом.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель).
− Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм сложения двузначных чисел новым способом.)
− Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Открывать новый алгоритм.)
− Сформулируйте тему урока. (Сложение двузначных чисел новым способом)
− Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я вам предлагаю работать по плану:
На экране появляется план:
1. Провести анализ предложенных записей числовых выражений.
2. Сравнить эти записи.
3. Обобщить и сделать вывод.
4. Составить опорный сигнал и правило сложения двузначных чисел.
Работать будете в парах. Вспомните правила работы в парах.
Работать должны оба.
Один говорит, другой слушает.
Если не понял, переспроси.
Своё несогласие высказывай вежливо.
5. Реализация построенного проекта.
На экране записи:
+ 45
53
98
– Сравните это решение с подробной записью.
45 + 53 = 45 + (50 + 3) = (45 + 50) + 3 = 95 + 3 = 98
– Какой способ вам нравится больше? Почему?
Внимательно рассмотрите запись
+ 45
53
98
Определите как расположены единицы и десятки слагаемых.
Определите, где стоит знак действия.
Подумайте, что в записи заменяет знак равенства.
– У вас на партах лежит эталон, правда все этапы перепутаны (эталон в «разрезанном виде»), расположите этапы эталона в нужном порядке и сформулируйте правило сложения двузначных чисел столбиком.
− Ребята, давайте проверим вашу работу, ваш результат.
Правило сложения двузначных чисел
Пишу единицы под единицами
Пишу десятки под десятками
Складываю единицы
Результат пишу под единицами
Складываю десятки
Результат пишу под десятками
Читаю ответ
На экране эталон.
Д Е
+ -463552540000
-488958191500
  -393703111500
-393707937500
 
47688550165002578105016500
3746500770763000336613553384450033661355338445003366135533844500
− Сравните полученный алгоритм со своим эталоном. Вы все сделали правильно?
− А теперь вернитесь к пробному действию и выполните задание, опираясь на полученный эталон.
На экране:
Найдите сумму двузначных чисел с опорой на новый эталон:

− Скажите, все ли затруднения вы преодолели? (Да.)
− Докажите. (Мы знаем, как правильно выполнить сложение двузначных чисел в столбик, можем обосновать свои действия.)
− Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Складывать двузначные числа в столбик.)
Физкультминутка (видео)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
− Вы узнали алгоритм сложения двузначных чисел новым способом, какую цель теперь поставите перед собой? (Научиться применять построенный алгоритм.)
− Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.)
Учебник с.4 №1
Задание:
Вычисли с устным объяснением (опираясь на полученный вами эталон)
Ученик комментирует вслух выполнение задания по новому эталону доске, другие ребята в тетрадях.
+ 73 + 34 + 56
21 45 23

− Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах.)
− Решите пример на сложение двузначных чисел, опираясь на новый эталон:
+ 24 + 27
35 52
Задание выполняется в тетрадях. Выполнение задания проверяется по образцу:
+ 24 + 27
35 52
59 79
Что вам теперь помогло выполнить задание? (Эталон)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.)
− С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем мы им самостоятельно пользоваться.)
Карточки для первого и второго вариантов.
+ 46 + 32
14 13
Задание выполняется в тетрадях.
Проверьте. Открыть эталон для самопроверки.
Эталон для самопроверки
Д Е
+ -463552540000
-488958191500
  -393703111500
-393707937500
 
+ 46
14
59
+ 32
13
45
30543550165005435605016500
3746500770763000336613553384450033661355338445003366135533844500

– У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните.
– Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».
8. Включение в систему знаний и повторение.
− При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении уравнений, задач…)
На экране условие задачи.
«На одном автобусе в Москву приехали 42 туриста, на другом – на 12 туристов больше. Сколько всего туристов приехало на двух автобусах?»
– Прочитайте текст.
– Что в задаче известно?
– О чем спрашивается?
– Какая это задача: простая или составная?
– Назовите данные и искомое числа.
– Рассмотрите внимательно схемы (вывешивает на доску различные схемы задач).
– Есть ли среди них та, которая соответствует прочитанной вами задаче?
– Запишите задачу кратко.
– Решите задачу по действиям, с пояснениями.
Решение:
+ 42 12 54 (т.) - приехали на втором автобусе.
+ 42 54 96 (т.) - всего.
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
Ответ: 96 туристов приехало на двух автобусах.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Чему научил вас сегодняшний урок?
Все ли было понятно?
Какие цели вы сегодня ставили?
Достигли вы этих целей? Докажите.
Удалось ли поработать в парах, соблюдая все правила?
Что особенно понравилось?
Что вызвало затруднения?
Над чем еще вам нужно поработать?
Оцените свою работу, используя сигнальные карточки со смайликами.
Смайлик улыбается: «Правило в паре составили верно. Самостоятельную работу выполнил без ошибок. Работа в паре помогла достичь цели.» Смайлик задумчивый: «Правило в паре составили с недочетами. Правило понятно. Самостоятельная работа выполнена с недочетом. При работе в паре нарушили правило: «Один говорит, другой слушает».
Смайлик грустный: «Правило в паре составили с ошибками. Правило не совсем понятно. Самостоятельную работу выполнил с ошибками. Работа в паре не совсем получилась, работали не вместе».
Домашнее задание. Рубрика «Проверь себя».
− Расскажите, а как вы будете выполнять свое домашнее задание? Вспомните алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.