Исследовательская работа Астрономическая обсерватория МАОУ СОШ № 15. Влияние Луны на успеваемость учащихся


Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
II ученическая конференция
«Я - златоустовец!»
Астрономическая обсерватория МАОУ СОШ № 15.
Влияние Луны на успеваемость учащихся
Автор: ученицы 9Б класса
Коваль Дарья Дмитриевна
Руководитель: Шакиров Б.М.
учитель географии
2014-2015 учебный год
Содержание:
TOC \o "1-3" \h \z \u 1. Введение PAGEREF _Toc414432755 \h 32. Влияние Луны на успеваемость учащихся PAGEREF _Toc414432756 \h 62.1.Характеристика Луны. PAGEREF _Toc414432757 \h 62.2. Фазы Луны. PAGEREF _Toc414432758 \h 72.3. Систематическое положение человека в системе живой природы. PAGEREF _Toc414432759 \h 82.4. Интеллект. PAGEREF _Toc414432760 \h 82.5. Методики определения интеллекта. PAGEREF _Toc414432761 \h 102.6. Влияние фаз Луны на жизнедеятельность организмов. PAGEREF _Toc414432762 \h 102.7 Исследование влияния Луны на успеваемость учащихся. PAGEREF _Toc414432763 \h 112.7.1.Описание методики эксперимента PAGEREF _Toc414432764 \h 113.Заключение PAGEREF _Toc414432765 \h 124.Список используемой литературы. PAGEREF _Toc414432766 \h 135.Приложение PAGEREF _Toc414432767 \h 13
Наше исследование посвящено изучению влияния Луны на интеллектуальную деятельность человека и успеваемость учащихся.
Актуальность: Луна интересовала человека с древнейших времен. И, конечно же, не случайно – ведь Луна самое близкое небесное тело. История Луны интересна не только сама по себе, но и как часть общей проблемы происхождения Земли и влияния на нашу планету.
Всем известно, что человек – часть природы, поэтому он подчиняется общему влиянию законов Вселенной. Следовательно, человек должен испытывать влияние Луны, как и другие живые организмы. Литературные сведения на этот счет очень скудны и противоречивы, особенно мало внимания уделяется вопросу о влиянии Луны на интеллектуальную деятельность человека.
Цель: разобраться, существует ли взаимосвязь между фазами Луны и умственной деятельностью учащихся.
Методы:
1.Поисковый метод (поиск информации по данной теме в литературе и сети Интернет.)
2.Анализ полученной информации.
3.Эксперимент.
1. Введение Несколько десятков лет назад, практически никому и в голову не приходило связывать свою работоспособность, своё эмоциональное состояние и самочувствие с активностью солнца, с фазами луны и другими космическими явлениями.
В любом явлении окружающей нас природы существует строгая повторяемость процессов – ритмичность, которая является неотъемлемым и  универсальным свойством живой материи, свойством, проникающим во все явления - от молекулярного уровня до уровня целого организма.
Центральное место среди всех ритмических процессов занимают лунные ритмы. В своей работе, которую координировали сотрудники школьной обсерватории, мы попытаемся  разобраться в некоторых аспектах этого вопроса, а именно: существует ли взаимосвязь между фазами Луны и умственной деятельностью, успеваемостью.
Следует отметить, что обсерватория МАОУ СОШ № 15 является первой и единственной в городе Златоусте. Её торжественное открытие состоялось 13 сентября 2005 года под руководством бывшего директора школы Понамаревой Марины Николаевны и преподавателя математики Чиркова Анатолия Юрьевича. Были запущены телескопы и другие астрономические приборы, создан кружок астрономии и геодезии, в котором факультативно занимались ученики 8-11 классов. Проводились тематические наблюдения Солнца, Луны, планет, туманностей, звездных скоплений. Учащиеся исследовали солнечную активность, фотографировали частичные солнечные затмения. Проводились обзорные экскурсии звездного неба с учащимися других школ города Златоуста.
Основная общая цель Обсерватории:
- Обеспечение развития системы космического образования школьников МАОУСОШ № 15 (изучение фундаментальной науки «Астрономии», космического пространства, ракетно-космической техники) средствами научно-методического, программно-методического, обеспечения.
- Создание условий успешной реализации школьного космического образования, профессионального самоопределения школьников, адаптации их к жизни в обществе бурно развивающихся космических технологий и освоения космического пространства, а также для личностного творческого развития и реализацию их способностей.
Основными целями деятельности обсерватории являются:
1. Развитие школьного космического образования.
2. Создание информационного методического сопровождения школьного космического образования (подготовка и публикация программных и методических материалов, распространение опыта работы средствами сайта «Астрономическая обсерватория МАОУ СОШ № 15» и т.д.).
3. Развитие системы профессиональной ориентации школьников для работы на предприятиях аэрокосмической отрасли.
Основными задачами Обсерватории являются:
1. Обучение и воспитание, творческое развитие детей от 7 до 18 лет в области космического образования;
2. Вовлечение детей к систематическим занятиям по астрономии;
3. Воспитание экологического сознания и ответственности на уровне планеты Земли и Вселенной.
Структура Обсерватории:- астрономический кружок «Звездочет»;- сайт астрономической обсерватории;
- башня, покрытая куполом со смотровым окном, смотровая площадка под открытым небом;
- комплект телескопов рефлекторов – 2 шт.»;
- трёхмерная астрономическая программа «Celestia»;- виртуальный 3D планетарий «Stellarium» ;Вернёмся к непосредственной теме нашей работы, для этого необходимо кратко охарактеризовать объекты исследования.
2. Влияние Луны на успеваемость учащихся2.1.Характеристика Луны.        Луна – спутник Земли, ближайшее к Земле небесное тело. Что мы сегодня знаем о Луне?
     Радиус - 1738 км.
     Возраст - 4,6 млрд. лет.
     Полный оборот вокруг Земли она совершает за 27,3 суток.
     Поверхность Луны составляет территорию Африки и Австралии вместе взятых.  
     Масса Луны в 81,53 раза меньше земной.
     Средняя плотность равна 3,33 г/см(0,6 средней плотности Земли).
     Расстояние Землёй и Луной - 384395 км (около 60 земных радиусов).
     Средняя плотность Луны 3,34 г/см3.
        Плотность Луны близка к плотности метеоритов хондритов, т.е. солнечного вещества, за исключением наиболее летучих его компонентов, таких, как водород и углерод. Плотность Луны близка и к плотности земной мантии. Значительно более высокая средняя плотность Земли (5,5 г/см3) в основном обусловлена плотным железным ядром. Низкая плотность Луны означает отсутствие у нее заметного железного ядра. Более того, момент инерции Луны свидетельствует о том, что это шар однородной плотности, покрытый анортозитовой (богатый кальцием полевой шпат) корой толщиной 60 км, что подтверждается сейсмическими данными.
Породы лунного грунта.
        Основными лунными породами являются:
    1) морские базальты, более или менее богатые железом и титаном;
     2) материковые базальты, богатые камнем, редкоземельными элементами и фосфором;
     3) алюминиевые материковые базальты – возможный результат ударного плавления;
     4) магматические породы, такие, как анортозиты, пироксениты и дуниты.
        Луна движется вокруг Земли по сложной незамкнутой орбите, которую в первом приближении можно представить эллипсом с меняющимися элементами. Кроме земного притяжения, на движение Луны оказывает влияние также притяжение Солнца и других планет. Вследствие этого, а также из-за сжатия Земли в этом движении наблюдается ряд особенностей, называемых неравенствами лунного движения. Их изучение составляет одну из сложнейших задач небесной механики.
2.2. Фазы Луны.        В зависимости от расположения Луны по отношению к Земле и Солнцу выделяют 4 фазы Луны – различные формы видимой части Луны. Смена фаз Луны обусловлена переменами в условиях освещения Солнцем темного шара Луны при её движении по орбите. Каждый месяц Луна, двигаясь по орбите, проходит примерно между Солнцем и Землёй и обращена к нам своей тёмной стороной, в это время происходит новолуние. Через один - два дня после этого на западной части неба появляется узкий яркий серп «молодой» Луны. Остальная часть лунного диска бывает в это время слабо освещена Землёй, повёрнутой к Луне своим дневным полушарием; это слабое свечение Луны — так называемый пепельный свет Луны. Через 7 суток Луна отходит от Солнца на 90°; наступает первая четверть, когда освещена ровно половина диска Луны и терминатор, т. е. линия раздела светлой и тёмной стороны, становится прямой — диаметром лунного диска. В последующие дни терминатор становится выпуклым, вид Луны приближается к светлому кругу и через 14—15 суток наступает полнолуние. Затем западный край Луны начинает ущербляться; на 22-е сутки наблюдается последняя четверть, когда Луна опять видна полукругом, но на сей раз обращенным выпуклостью к востоку. Угловое расстояние Луны от Солнца уменьшается, она опять становится суживающимся серпом и через 291/2 суток вновь наступает новолуние. Промежуток между двумя последовательными новолуниями называется синодическим месяцем, имеющим среднюю продолжительность 29,53059 суток. Синодический месяц больше сидерического, так как Земля за это время проходит примерно 1/13 своей орбиты и Луна, чтобы вновь пройти между Землёй и Солнцем, должна пройти дополнительно ещё1/13 часть своей орбиты, на что тратится немногим более 2 суток. Если новолуние случается вблизи одного из узлов лунной орбиты, происходит солнечное затмение, а полнолуние близ узла сопровождается лунным затмением. Легко наблюдаемая смена фаз Луны послужила основой для ряда календарных систем.
2.3. Систематическое положение человека в системе живой природы.Вид: Человек разумный
Род: Человек
Семейство: Люди
Отряд: Приматы
Класс: Млекопитающие
Тип: Хордовые
Царство: Животные
Надцарство: Эукариоты
Империя: Клеточные 
2.4. Интеллект.        Человек сильно отличается от других обитающих на Земле животных, прежде всего, потому что он может мыслить. Особенностью человека является интеллект. Что же это такое?
        Исследователи широко расходятся в определении интеллекта, и еще нет ни одного стандартного определения, с которым бы все согласились. Например, одни исследователи акцентируют внимание на том, что интеллект это способность к приобретению новых умений, другие же изучают социальные аспекты интеллекта.  
        Гарднер утверждал, что интеллект – не просто явление, состоящее из многообразных способностей, но наоборот: есть много различных видов интеллекта, каждый из которых важен по-своему и независим от других.
Работа Гарднера закончилась списком семи интеллектов:
Лингвистически-вербальный;
Логико-математический;
Пространственный – способность создавать в уме модель пространственного расположения предмета и использовать эту модель;
Музыкальный;
Корпусо-кинестетический – способность решать проблемы и придавать форму продукту, используя тело (как, например, делают танцоры);
Интерперсональный интеллект – способность понимать мотивы действий других людей и знать, как работать с людьми;
Интраперсональный интеллект – способность формировать правильную модель себя и использовать эту модель для успешного функционирования в обыденной жизни.
        Многие психологи отмечают, что интеллект имеет многостороннюю структуру. Например, Сноу  предлагает шесть аспектов интеллекта:
мышление, основанное на знании (использование организованного знания в целенаправленном мышлении);
понимание предполагает, что индивиды не только чувствуют и знают, они также знают, что они имеют вышеуказанный опыт;
приспособительная целенаправленная борьба (индивид может, приспосабливаясь, менять стратегии для использования силы и т.д.);
плавное аналитическое рассуждение (напр. узнавание различных сторон проблемы и интеграция информации);
мозговая игривость (не все проблемы даны, но индивиды могут создавать интересные цели, чтобы впоследствии их достигать);
идиосинкразическое обучение (люди отличаются не только от других и не только в том, как они решают проблемы, даже их подходы к проблемам могут варьироваться во времени).
2.5. Методики определения интеллекта.        Тесты это гораздо большее, чем простые показатели успеваемости в школе; они измеряют фундаментальные интеллектуальные способности.
          В основе этих способностей лежит обобщенный фактор (обычно называемый «g»). Этот фактор – общее развитие интеллекта. Общее развитие интеллекта передается генетически.
         Тесты для определения интеллекта впервые появились во Франции в 1881 году, когда было введено всеобщее образование, и возникла необходимость рационального распределения учеников по классам. Сейчас существует множество методик для определения различных аспектов мышления и интеллекта. Например, логический аспект математического мышления определяется с помощью методики “Числовые ряды”.
         Она заключается в нахождении закономерностей построения числовых рядов. Тестируемому предлагается 7 числовых рядов.
24  21  19  18  15  13  -  -  7                            Шифр:  12  9
1  4  9  16  -  -  49  64  81  100                                      25  36
16  17  15  18  14  19  -  -                                              13  20
1  3  6  8  16  18  -  -  76  78                                          36  38
7  16  9  5  21  16  9  -  4                                               13
2  4  8  10  20  22  -  -  92  94                                        44  46
24  22  19  15  -  -                                                          10 4
       
        В течении 5 минут тестируемый должен найти закономерность и вписать недостающие числа.
2.6. Влияние фаз Луны на жизнедеятельность организмов.(в форме тезисов)
        Известно, что смена фаз Луны оказывает влияние на жизнедеятельность организмов. Сейчас известны многочисленные подтверждения этому факту. Вот некоторые из них:
Смена фаз Луны оказывает влияние на рост садово-огородных культур, в частности, картофеля. В зависимости от того, в какой день был посажен картофель, урожай будет различным. Наиболее высокий урожай получен при посадке картофеля в фазу убывающей Луны, самый низкий – при посадке в полнолуние.
Различные фазы Луны по-разному влияют на жизнедеятельность пресноводных рыб. Например, отмечено, что смена фаз Луны сильно влияет не поведение, активность и клёв щуки.
Отмечено влияние фаз Луны на морские организмы. Доказательством может служить то, что моллюски и некоторые морские рыбы откладывают и оплодотворяют икру только в полнолуние.
Современная наука доказала влияние Луны на организм человека. Это влияние главным образом осуществляется посредством сильного гравитационного воздействия Луны на оболочку Земли (твердую и жидкую). В дни новолуний и полнолуний сильно меняются следующие физические параметры: влажность, атмосферное давление, температура, электрическое и магнитное поля. Оказывается, даже небольшие изменения этих параметров оказывают влияние на человеческий организм.
2.7 Исследование влияния Луны на успеваемость учащихся.
2.7.1.Описание методики экспериментаПлан проведения эксперимента
1.В качестве оценки влияния фаз Луны на интеллектуальную деятельность человека был выбран параметр – успеваемость.
2.Эксперимент проводится в группе учащихся 9-х классов, у которых сопоставлялась общая успеваемость по предметам гуманитарного и математического циклов за один и тот же период лунного цикла.
3.Был выбран период с 12 ноября 2013 года (10 лунный день) по 12 декабря (10 лунный день).
4.Были рассчитаны средние значения успеваемости и построены графики, для каждого дня лунного цикла, для группы детей 9Б и 9Д классов 2013-2014 учебного года.
5.Графики успеваемости были наложены на график лунной активности выбранного периода.
3.ЗаключениеВ ходе проведения эксперимента были получены графики успеваемости по предметам математического (алгебре, геометрии, физике) и гуманитарного (русскому языку, географии, истории) циклов (смотри Рис.1, Рис.2 в приложении).В результате анализа данных графиков была составлена сводная таблица минимальных, средних и максимальных показателей успеваемости, из которой видно, что успеваемость у данной группы детей значительно повышается по гуманитарному и математическому циклам предметов ближе к последней лунной четверти (см. Таблица 1 в приложении).В ходе работы были сделаны следующие выводы:
Степень влияния луны на успеваемость учащихся не значительна.
Некоторая взаимосвязь между успеваемостью и лунной активностью выражается в повышении успеваемости гуманитарного и математического циклов предметов ближе к последней четверти лунного месяца.
4.Список используемой литературы.1. Большая Советская Энциклопедия \\ под ред. Введенского Б. А.; том 25, 1954.
2. Голубева Э.А.Способности и индивидуальность. Москва, 1994.
3. Клаус Г. Дифференциальная психология обучения. Москва, 1984.
4. Кошелёва М. Новые тесты IQ. Москва 2003.
5. Кудряшов А. Ф. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, изд. «Петрком», 1992.
6. Кузьмин К. «ЛУНА И ЩУКА». Рыболов №4-1991.
7. Холодная М.А.Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990.
8. Сайт астрономической обсерватории МАОУ СОШ № 15 http://zlatschool-15.ucoz.ru
5.ПриложениеРис. 1

Успеваемость по (алгебре, геометрии, физике)
Примечание
Периоды резкого снижения успеваемости соответствуют выходным не учебным дням.
Рис. 2

Успеваемость по (русскому языку, географии, истории)
Примечание
Периоды резкого снижения успеваемости соответствуют выходным не учебным дням.
Таблица 1
Минимальные, средние и максимальные показатели успеваемости
Уровень успеваемости Лунные дни графика предметов математического цикла Лунные дни графика предметов гуманитарного цикла
Минимальный (ср. балл - 2,5) 19,3,9 19,21,8
Средний ( ср. балл – 3-3,5) 13,18,20,28,1,8 11,16,20,6
Максимальный (ср. балл – 4 -4,5) 24,5 23,28,30
Итог
Уровень успеваемости Лунные дни, в которые совпадают уровни успеваемости по обоим циклам предметов
Минимальный (ср. балл - 2,5) 19
Средний ( ср. балл – 3-3,5) 20
Максимальный (ср. балл – 4 - 4,5) 23, 24