Мастер – класс На тему: «Проектная деятельность. Цели и задачи»


Мастер – класс
На тему: «Проектная деятельность. Цели и задачи»
«Скажи мне и я забуду;
Покажи мне и я запомню;
Дай сделать и я пойму».
Китайская притча.
Цель: познакомить с алгоритмом по формулированию цели и задач проектной деятельности.
Задачи:
1.создать условия для проявления и совершенствования профессиональных компетенций при использовании технологии проектного обучения в образовательном процессе.
2. Показать особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе проектной деятельности.
3. Показать примеры использования метода проектного обучения на уроках русского языка
1. Вступление:
Добрый день, уважаемые коллеги! Вспомним китайскую мудрость: «Скажи мне и я забуду; Покажи мне и я запомню; Дай сделать и я пойму». Действительно, проектная деятельность дает школьникам возможность, наряду с безусловно важными теоретическими познаниями, освоить особое умение – приобретать новые умения и добывать новые знания.
Таким образом, «Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельностьучащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта».Подготовительным этапом работы над проектом является постановка цели и задач.
Познакомимся с терминологией:
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Цель – отражает конечный результат (нужно ответить себе и другим на вопрос о том, для чего я это делаю, какого результата хочу достигнуть)
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
есть проблема? её решение - целькакие причины этой проблемы? их преодоление - задачи.
Но особенно  пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей, организационной и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей этого возраста еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы.
Давайте, попробуем на примере одного проекта сформулировать цели и задачи исследования.
- Уважаемые коллеги!
Для работы мне потребуется 4 участника.
Разрешите начать наше занятие со слов великого древнеримского поэта Горацио:
«Как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слова, прожив свой век, уступают место вновь нарождающимся».
В последнее время мы часто слышим такие мрачные, грустные слова. (кризис, безработица, инфляция и др.) 
-Но есть такие слова, которые никогда не устаревают, они вечно молоды, красивы?
-Какие же это слова? (любовь, счастье, дружба, радость, весна, добро…) 
Мы хорошо знаем смысл этих слов, что они нам дарят, что с собой несут. Но может быть, мы мало знаем о них, как о языковой единице? Это просто слова, но каждое из них таит в себе так много. Это мы и попытаемся доказать.
2. Сообщение темы.
О какой языковой единице мы будем говорить, узнаем, прослушав притчу.
Притча о счастье, попавшем в яму
В незапамятные времена ходило-бродило по разным городам и странам Счастье. Всем прохожим, кто узнавал его, Счастье делало добро, исполняло желание. Но в один трагический день Счастье упало в яму, а выбраться оттуда самостоятельно у него не получалось. К яме каждый день по нескольку раз подходили разные люди, они говорили ему свои желание, чтобы Счастье их исполнило, и, конечно же, получали свое. А после этого уходили от ямы, совершенно забыв о Счастье. Но однажды на фоне неба Счастье увидело лицо одного молодого человека. Оно уже приготовилось выполнить его желание, но вдруг парень спросил:
— А чего хочешь ты, Счастье?
— Я хочу вылезти из этой ямы, — грустно ответило Счастье.
Не говоря больше ни слова, молодой человек исполнил просимое желание и пошел своей дорогой, но Счастье проследовало за ним.

Как вы думаете, этимологию какого слова мы будем исследовать?
Правильно – счастье.
Какова этимология слова СЧАСТЬЕ? А философия слова? Следовательно, данная тема актуальна всегда, так как о счастье мечтает каждый.
Для того, чтобы достичь ответа на данные вопросы нам предстоит поставить перед собой цель и задачи ее реализации.
Я приглашаю вас поработать над мини - проектом по теме: энциклопедия слова - «счастье ».
Для начала мы с вами ответим на вопрос, Что такое энциклопедия?
Ответы участников:( научное справочное пособие по всем или отдельно взятым отраслям знания, преимущественно в форме словаря)
3. Основная часть.
Группа создана.
- Тема известна, но для реализации данной темы нам потребуется поставить перед собой цель исследования.
Обозначить цель проекта трудная задача.
Целеполагание и ожидаемый результат (достижение цели должно способствовать решению проблемы проекта)
Таким образом, попробуем определить цель исследовательской работы. Ответим на вопрос: какой результат вы хотите достичь при завершении исследовательской работы?
Вам предоставлены клише, которые вы сможете использовать при определении цели.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. глаголы должны быть совершенного вида(что сделать), так показывают процесс выполнения в будущем. Примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
выявить...;
установить...;
обосновать...;
уточнить...;
разработать...;
показать...;
исследовать...;
Подумайте о полезности своего продукта, о том кто и в каких ситуациях может им воспользоваться.(например, в будущем данная тема может звучать в заданиях ОГЭ) Чтобы понять, кому и чем может быть полезен ваш продукт, вы можете посоветоваться с друзьями, Если вы начнёте с выявления проблемы, то вам будет легче поставить цель.
Приступаем к определению цели. Для начала рассмотрим примерное клише поставки цели(раздаю)
цель - узнать как…
- что будет, если …
- выяснить, определить как зависит…
- экспериментально доказать…
- сравнить…
- изучить как влияет…
  - собрать и обобщить сведения о….
- собрать и проанализи-ровать информацию по….
- подготовить обзор литературных (или др.) источников по вопросу…
- изучить хронологию (правления, наиболее важных событий, научных открытий и т.д.) - разработать и провести …
- поставить спектакль….
- организовать выставку…
- подготовить и провести праздник …
- подготовить к изданию школьный альманах…
- организовать ярмарку…
- провести конкурс… - разработать и создать модель, макет, словарь…
- подготовить компьютерную презентацию к уроку
- создать гербарное (или др.) дидактическое пособие к уроку…
- создать в школьном дворе клумбу….
- озеленить школу…
Раздаю листы с перечисленными целями , участники должны выбрать правильную цель, обосновать ее.
составить энциклопедию одного слова( обоснование, то есть собрать как можно больше материала о жизни слова в языке: значениях и функционировании.)
2. какую роль выполняло слово в прошлом и в настоящем (неправильно сформулирована, нет глагола для уточнения цели) 3. найти сведения о слове «счастье». (неправильно сформулированы)
4. исследовать слово «счастье» в различных аспектах понимания и значения слова( исследуем слово счастье как языковую единицу, с точки зрения философии(стихи, сочинения).
Участники озвучивают ответы (цель - исследовать слово «счастье» в различных аспектах понимания и значения слова .Таким образом, мы должны в ходе исследования определить значение слова счастье.
Итак, цель работы определили, следующий этап формулирование задач исследования. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:
выяснить...;
изучить...;
провести...;
рассмотреть...;
найти...;
описать...
Задачи уточняют цель, описывают основные шаги. Рассмотрим примерное клише формулирования задач.
Задачи (план работы над проектом) 1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.
2. Провести исследования….
3. Обработать и проана-лизировать полученные результаты…
4. Представить результа-ты исследова-ний в виде (таблиц, схем, …)
5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели)
6. Подготовить проект к защите… 1. Определить источники информации
2. Выбрать из различных источников необходимые сведения
3. определить форму представления полученной информации (таблицы, словарь, доклад, тезисы, комппь-ютерная презентация)
4. Оформить собранную информацию в соответствующем видео-
информационном виде1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.
2. Изучить имеющи-еся литературные источники по данному вопросу.
3. Определить место проведения меро-приятия и необходи-мое оборудование
4. Разработать сценарий.
5. Провести необхо-димую организаци-онную работу
6. Провести репетиции
7. Подготовить декорации, костюмы
8.Ппровести мероприятие 1. Определить вид и форму конечного результата (макет, модель, книга, стенд, клумба и т.д.)
2. Изучить имею-щиеся литературные источники по данному вопросу
3. Определить необходимый материал для выполнения проекта.
4. Если проект групповой – распределить обязанности.
5. Наметить план, последовательность деятельности (составить чертеж, подготовить детали, найти информацию, подготовить схему-рисунок, подготовить, высадить рассаду, собрать модель….)6. Провести испытание (презентацию, уроки с исполДля формулирования задач вам потребуется разделиться на две группы:
Первая группа – исправляет ошибка в предложенных задачах;
Вторая группа – дополняет предложенные задачи исследования
Общим итогом данного задания будет сформулированные задачи.
Задание первой группе: определите какие из задач подходят к нашему проекту.
Познакомиться с различными типами словарей и их структурой.
Определить параметры работы со словом, найти в словарях информацию о нем.
Составить комплексное представление слова.
Изучение литературы по теме исследования.
Сбор материала из словарей, справочников, произведений художественной литературы, его количественный и качественный анализ.
Обобщение полученных результатов.
1.изучить толкование и этимологию слова «счастье»;
2. проследить, как значение слова СЧАСТЬЕ изменяется со временем в речи;
3 проанализировать понимание слова «счастье» у учащихся начального, среднего и старшего звена школы;
4.определить, повышает ли качество учебы у учащихся чувство счастья.
Задание второй группе дополнить предложенные задачи
1.изучить толкование и _______________________________
2. проследить, как значение слова СЧАСТЬЕ ___________________;
3 проанализировать __________________________________________;
4.определить, повышает ли качество учебы у учащихся ____________.
Для формулирования задач даю 3 минуты.
Пишем на заготовках. Всем удачи!
- Постарайтесь сформулировать задачи. Ответив на данные вопросы
- Что вам уже известно о теме?
- Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?
- По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)?
- Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?
- Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?
- Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.
- Пока группа эффективно работает. Зрители слушают стихотворения Есенина С. И Бунина И. о счастье.
Время истекло.
Прослушаем задачи исследовательской работы.
Озвучивают результат. Для реализации данного проекта были сформулированы следующие задачи:
1.изучить толкование и этимологию слова «счастье»;
2. проследить, как значение слова СЧАСТЬЕ изменяется со временем в речи;
3 проанализировать понимание слова «счастье» у учащихся начального, среднего и старшего звена школы;
4.определить, повышает ли качество учебы у учащихся чувство счастья.
Таким образом, определили цели и задачи исследования. Подготовительный этап выполнен. В дальнейшем предстоит продолжить работу над реализацией проекта. На этом наша работа подошла к завершению.
Рефлексия. Мы продолжим работу над проектом, для реализации поставленных цели и задач. Мы говорили о прекрасном слове «счастье», так пожелаем друг другу быть счастливыми, несмотря ни на что.
Благодарю за внимание.