Методическая разработка занятия по русскому языку Русская лексика с точки зрения ее происхождения


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Методическая разработка
открытого занятия по русскому языку
«Русская лексика с точки зрения ее происхождения»
преподавателя русского языка и литературы
Л.И. Шеметовой1739265348615
Арзамас, 2016 г.
Проект открытого занятия
по дисциплине «Русский язык»
Дата: 15.12.2016
Преподаватель: Л.И. Шеметова
Тема: Русская лексика с точки зрения ее происхождения.
Группа: 16-33КОМ
Специальность: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Вид: урок развивающего обучения
Тип: усвоение новых знаний
Технология: элементы технологии педагогических мастерских, частично поисковый метод
Цели:
- создать условия для формирования представлений о происхождении русской лексики, об особенностях появления заимствований в русском языке;
- способствовать формированию коммуникативной и языковой компетенций;
- продолжать развивать творческие и исследовательские способности на основе работы с различными источниками получения информации, навыки распознавания, анализа, умения классифицировать языковые факты;
- воспитывать интерес к изучению русского слова, бережного отношения к нему; обогащать представления студентов о духовной нравственной и языковой культуре народа.
Межпредметные связи: литература, история, информатика, иностранные языки.
Квалификационные требования к знаниям, умениям, навыкам.
Студенты должны знать:
- значение слов «лексика», «лексикология», «слово»;
- пути происхождения русской лексики;
- основные правила написания исконно русских и заимствованных слов.
Студенты должны уметь:
- представлять изученный материал в виде таблицы;
- работать с информационными материалами;
- разграничивать русскую лексику с точки зрения происхождения;
- не засорять свою речь заимствованными словами,
Литература:
Д.Э. Розенталь. Современный русский язык. - М., 2010 г.
Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. Русский язык. - М., 2012 г.
И.Б. Голуб. Лексика и фразеология. - М., 2003 г.
Структура занятия.
Организационно-мотивационный этап: 1. Видеоанонс стихотворения Н. Гумилева «Слово».
2. Слово учителя.3. Запись темы и эпиграфов.
Этап организации совместной деятельности по усвоению материала и сама деятельность: 1. Повторение понятий «лексика», «лексикология», «слово».2. Работа с эпиграфами. 3. Презентация «Формирование русской лексики». 4. Исследовательская работа в группах.5. Представление изученного материала в виде таблицы.6. Корректировка таблицы.
Этап закрепления и применения изученного:1. Работа с карточками и информационной картой.2. Лингвистическая разминка. 3. Выступление преподавателя спецдисциплин и работа со словарями.
4. Презентация «Отношение к заимствованным словам»
Этап подведения итогов занятия:1. Блицопрос.
2.Слово учителя.3. Презентация «Словно травы, шелестят слова…».
V. Домашнее задание: Используя текст песни, составить рекламный буклет Слова, проследив происхождение слова «буклет».
Конспект урока:
Организационно-мотивационный этап.
Видеоанонс стихотворения Н. Гумилева «Слово».
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если точно розовое пламя
Слово проплывало в вышине.
Но забыли мы, что осиянноТолько слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово-это Бог.
Слово учителя.
В наше время каждую секунду произносятся, пишутся, передаются в эфир миллиарды слов. Произнесенная кем-то фраза может буквально в считанные часы стать известной всему миру. И неважно, на каком языке она прозвучала. Газеты, радио, телевидение… Интернет, наконец!
Сегодня расстояний для человеческого общения практически не существует. Но давайте представим себе на минуту, что в мире исчез язык. Нет, не конкретно русский, японский, немецкий, английский, а язык вообще. Как универсальная знаковая система, как главное средство человеческого общения. Исчезли книги, газеты, почта, телефон… Как смогут люди понять друг друга? Чем воспользуются для этого? Жестами? Языком музыки, живописи? Да, конечно, богатейшая палитра звуков и красок, выразительная мимика могут вполне понятно рассказать о боли и радости, о любви и ненависти. Но все это – лишь область чувств и эмоций. Точностью же выражения человеческой мысли обладает только язык. Ему одному подвластно холодная логика рассуждений и порывы горячего сердца. Он может вознести человека на крыльях счастья, а может убить одним словом. Именно язык объединяет биологический вид Homo sapiens в единое сообщество – человеческое. Как возник язык на нашей планете? Кто вручил этот дар, объединяющий нас во времени и пространстве? Почему так по-разному говорят люди? Каждый шаг к ответу рождает новые вопросы. И хотя о языке известно многое, еще больше нам предстоит узнать. Ведь тайна человеческого языка одна из самых удивительных на Земле. Сегодня мы попытаемся проникнуть в тайну происхождения русских слов.
Запись темы и эпиграфа в тетради.
Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока и сама деятельность.
Повторение понятий:
- лексика (словарный состав языка).
- лексикология (раздел науки о языке, изучающий лексику).
- слово (важнейшая номинативная единица языка).
Работа с эпиграфами.
Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые падают, - так и слова возникают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие…
Гораций.
Природа страны и история народа, отражаясь в Душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, созданное им, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка.
К.Д. Ушинский.
Внимательно перечитайте эпиграфы к сегодняшнему занятию. Какие слова будут сегодня для нас ключевыми, исходя из темы урока? (называют) Совершенно верно. Русская лексическая система в её современном виде появилась не сразу. Процесс формирования словарного состава длительный и сложный, тесно связанный с историей развития русского народа. Историческая лексикология называет два основных пути развития лексической системы. И наша задача – выявить эти пути происхождения русской лексики.
Презентация « Формирование русской лексики».
Работа в группах (прочитать материал о происхождении русской лексики и отразить то, что узнали, о путях происхождения слов в таблицах, не забывая, что увидели в презентации).
Представление результата (таблицы).
Корректировка таблицы (с помощью экрана).
Этап закрепления и применения изученного.
Распределить предложенные слова по столбикам, в зависимости от их происхождения (карточка: ворота, фокусник, гласность, ворона, краткий, аккомпанемент, пальто, вождь, юродивый, лекторий, арбуз, сладкий, берег, озеро псевдоним, растение, ладья, штамп, телевидение, кашне, супермен, ягненок, поэт).Исконно русские. Заимствованные
Старославянизмы Заимствованные из других языков
Доказать при помощи имеющихся информационных карт, что слова распределены в колонке правильно (карта на столах).
Лингвистическая разминка (устно).
К данным словам старославянского происхождения подобрать однокоренное исконно русское слово (используя информационные карты).
Краткий, прах, равный, одежда, млечный, единый, влачить, нрав, враг, срам, надежда, власть, бремя, нощь, лежащий, глас, младой, среда, страна, мрак, агнец, врата, глава, ладья.Выступление преподавателя спецдисциплин и работа со словарями.
Вы – будущие коммерсанты. Как и у людей других профессий, у вас в речи появятся слова, свойственные специфике вашей работы. Как называются такие слова, нам расскажет следующее занятие. А пока я предлагаю вам послушать речь Ларисы Станиславовны Козиной, которая является преподавателем спецдисциплин у коммерсантов, и выписать несколько слов, касающихся вашей будущей профессии, в тетрадь:
Коммерция - очень известная отрасль нашей экономики. Огромный ассортимент товара предполагает наличие разных услуг на рынке труда. Вы узнаете, что такое налог и реклама, как оформляются витрины и какое в вашем распоряжении будет оборудование.
Успели записать? Хорошо. А теперь при помощи словаря иностранных слов определите, из какого языка пришло к нам то или иное слово, связанное с вашей профессией. (Работают со словарями). Историю происхождения слов можно проследить также по этимологическому словарю (показать на экране).
Вы увидели, что в русском языке довольно-таки много заимствованных слов. На их долю приходится 10%.То есть, каждое десятое слово пришло из других языков. Какое же было и есть отношение к этим словам? Смотрим презентацию.
Этап подведения итогов занятия.
Наша работа подходит к концу. Давайте подведем итоги сегодняшнего занятия.
Блицопрос (Какое это слово - русское или заимствованное?):
1.Как и из чего складывалась русская лексика?
2.Можно ли обойтись без заимствований в русском языке? Почему?
3.Каким образом можно отличить заимствованное слово от исконно русского, не имея под рукой словаря?
4.Если вам предложили сделать выбор: какое слово употребить - русское или заимствованное, каким вы воспользуетесь и почему?
5.В 21 веке заговорили об экологии языка. В 2005 г. Был принят Федеральный закон о языке, 2007 г. объявлен Годом русского языка, 2015-Годом литературы. 9 декабря в арзамасских СМИ появилась статья Л.А. Климковой, доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка и литературы Арзамасского филиала ННГУ им. Лобачевского «Нужна экология языка». Как вы думаете, от чего и почему надо защищать русский язык?
Предлагаю составить небольшое рассуждение на тему: «О чем рассказало сегодняшнее занятие?»
2.Слово учителя
Сегодня мы увидели, что слово-это не только средство общения, средство восприятия произведений художественной литературы. Слово представляет интерес и само по себе: у каждого свое происхождение, своя история, свой фонетический и лексический облик. Все слова хранят тайну своего рождения, которую очень интересно разгадать. А еще слово может нести радость и печаль, добро и зло, боль и успокоение, может огорчить или подарить веру и надежду. Помните об этом всегда!
3.Презентация «Словно травы, шелестят слова…»
Домашнее задание.
Используя текст стихотворения, составьте дома рекламный буклет Слова, проследив происхождение слова «буклет».
ОЛЬГА ВЕЛЬГУС
«Букет из слов»
Словно травы, шелестят слова
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава-
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой с собою нету слада,
Если в речи всходят сорняки.
Словом можно душу покалечить,
Словом можно рану исцелить,
Бремя безысходное облегчить,
Веру и надежду воскресить.
Я смотрю на луг, в цветы одетый:
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из добрых, мудрых слов.