Классный час Широка страна моя родная


Разработка классного часа для 5 класса
Тема: Широка страна моя родная
Выполнила: воспитатель
Гундар Гульнара Амирьяновна,
Школа-интернат № 24 ОАО «РЖД»
г. Тайшет
2017
Цель: Воспитание любви к большой и малой Родине, к родной природе, чувства патриотизма и гордости за свою страну, за родной край и людей, проживающих в нашей стране.
Задачи:
- расширить знания учащихся о своей стране, Родине, о главных символах государства и родного города;
- формировать чувство гордости за свою Родину; учить бережному отношению к историческому наследию России;
- развивать познавательную активность учащихся, речь, интеллект, умение высказывать свое мнение.
Ход мероприятия
Воспитатель: Как называется планета, на которой мы живем? Слайд 2.
А как называют людей, живущих на этой планеты?
Как называется наша страна? (Россия) Слайд 3
Сегодня в качестве эпиграфа к нашему классному часу я предлагаю вам послушать общеизвестную песню, автором которой является Василий Лебедев-Кумач. Слайд 4
Какова тема классного часа? (Ответы учащихся).
Тема классного часа «Широка страна моя родная» и сегодня мы поговорим о своей стране, о Родине, о России. Вспомним, что значит быть гражданином своей страны, обобщим имеющиеся у вас знания и пополним их новыми фактами и событиями.
Посмотрите на карту.  Слайд 5-6
Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. Если на севере почти не бывает лета, а моря и реки почти круглый год скованы льдом, то на юге почти не бывает зимы - моря и реки не замерзают.
Какие ассоциации возникают у вас со словом Россия? Слайд 7
Давайте их назовем на каждую букву этого слова.
Р – Родина, родная, русская, решительная.
О – особенная, одна, огромная.
С – смелая, славная.
С – сильная, свободная.
И – историческая, искусная.
Я – ясная, яркая, я.
Граждане России любят и гордятся своей родиной. Любовь свою выражают не только стихами, но и пословицами, поговорками, загадками.
-Какие пословицы о Родине вы знаете? (Ответы учащихся)
Родина – мать, умей за нее постоять. Слайд 8
Человек без родины, что соловей без песни.
На чужой стороне и весна не красна.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
Жить – Родине служить.
Воспитатель: А сейчас попробуйте отгадать, как называется город, о котором я начну вам рассказывать: «Есть в нашей стране город, который каждый человек может назвать своим городом. Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде. Стремятся в этот город люди, чтобы побывать в его музеях, театрах, Кремле. Это самый главный город России. (Москва) Слайд 9Воспитатель: Много на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина. Эта наша страна – Россия.
- А что же нас всех объединяет, делает гражданами одной страны? (Ответы детей)
Нас объединяет общая территория, на которой мы живем, единый язык, законы и государственные символы: флаг, герб, гимн.
Ребята, как вы думаете, что такое отличительные символы государства? (Ответы учащихся)
Правильно – это герб, флаг Слайд 10- Из каких цветов состоит влаг России? (Ответ детей)
Белый цвет в мировой геральдике символизирует благородство и открытость
Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие
Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.
Воспитатель: Герб – это тоже символ государства. А где можно увидеть эти символы? (Ответ детей) Воспитатель: Эти символы можно увидеть в городах, селах, на границе нашей Родины, на форме защитников Отечества, на российских космических кораблях, на скафандрах космонавтов, на костюмах сборной.
Герб изображен на важных документах, на монетах. Слайд11-12
Двуглавый орел держит скипетр и державу – знаки власти. Две головы напоминают о необходимости обороны России от Запада до Востока. Грудь Орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, который побеждает дракона. Георгий Победоносец, покровитель князя Юрия Долгорукого (образовал Москву), поражающий копьём змия-это олицетворяет победу добра над злом.
Воспитатель: Что еще кроме флага и герба есть у каждой страны? (гимн). Слайд 13
Учащиеся: (Историческая справка 1): Слово “гимн” в переводе с греческого языка означает “хвалебная, торжественная песня”. Гимны бывают государственные, религиозные, военные, их сочиняют в честь каких-либо значительных событий. Само слово «гимн» греческого происхождения. Еще в глубокой древности так назывались песнопения, прославлявшие богов и героев. Шли века, и хвалебные песни изменялись. Все чаще их содержанием становилось воспевание, увековечивание благородной и возвышенной идеи.
Воспитатель: Когда и в каких случаях исполняется гимн? (Ответы детей)
Гимн исполняют в особых наиболее торжественных случаях: во время открытия парада на Красной площади в Москве, во время встречи президента с представителями других стран, в Новый год, когда один год сменяет другой. И как истинные патриоты и граждане своего государства, мы должны знать слова главной песни своей страны.
Воспитатель: Ребята, мы должны гордится тем, что нашей Родиной является огромная и богатая страна Россия.
Вы являетесь россиянами, гражданами страны.
- А кто такой гражданин? (Ответы детей) Слайд 14
Воспитатель: Гражданин – это житель страны, который признает ее законы (правила поведения), он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости.
Гражданин старается сделать свою страну сильной и богатой.
Вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. А раз вы являетесь гражданами России, у вас есть права и обязанности.
- Какие права вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Все граждане России имеют право на образование.
Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны.
Главная задача школьников – старательно учиться. Кроме права на учебу у учащихся есть и обязанности.Каждый гражданин обязан уважать права других, уважать общество и общественное имущество. Вы должны бережно относится к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были чистыми и красивыми.
Школьники должны соблюдать правила поведения в школе, на уроках и переменах.
Воспитатель: Званием гражданин России следует гордиться. Как вы видите у всех у нас один дом: планета земля, страна Россия.
Воспитатель: У каждого человека свои представления с понятием «родина».  Для одних — это страна, в которой родился человек, для других дом, в котором он живет, для третьих место, где жили его предки.
Давайте обсудим - «Что такое Родина?». Послушайте три высказывания и ответьте, какое из них является верным? Слайд 15
Родина – это место, где человеку хорошо жить.
Родина – это место, где человек родился, вырос, где живут его родные и близкие люди.
Родина – это место, где человек живет, учится и работает.
- Откуда произошло слово «родина»?
Учащиеся: (Историческая справка 2): Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого–либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов (так раньше назывался русский народ) был город Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду. Слайд 16
Родина – это и отечество, и страна, и место рождения человека.
Родить – значит произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное, родит почва, земля.
Родители – мать и отец, у которых рождаются дети.
Родич – родственник, член рода.
Родня – родственники.
Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
Воспитатель: Есть такое понятие «Малая Родина».
Малой родиной мы зовем свой любимый город. В котором многие из нас родились и в котором мы живем, учимся, дружим. У каждого человека есть своя малая Родина.
Учащиеся: Если скажут слово “Родина”, Слайд 17Сразу в памяти встаётСтарый дом, в саду смородина,Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромницаИ ромашковый бугор…А другим, наверно, вспомнитсяСвой родной веселый двор…В лужах первые кораблики,Над скакалкой топот ногИ большой соседней фабрикиГромкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,Золотая целина…Родина бывает разная,Но у всех она одна!
Воспитатель: А ещё в народе говорят: «Где родился, там и пригодился».
О чем идет речь? (Ответы учащихся)
О привязанности к своей работе, к людям с обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, к родному краю, к родному городу и улице, на которой вы живете, любовь к малой Родине.
Наша Родина – город Тайшет, который находится в Иркутской области– это часть огромной страны России. Слайд № 18
Ребята, обратите внимание на герб города Иркутска — один из официальных символов города. Современный герб города представляет собой серебряный геральдический щит, на котором изображён чёрный бабр, держащий в пасти соболя. Слайд № 19
Учащиеся: (Историческая справка3): Согласно «Толковому словарю В. И. Даля «Бабр — сибирский зверь, равняющийся по лютости и силе льву. Бабр обиталв Иркутской области,был очень редким из всех в Сибири зверей и превосходил своей крепостью и храбростью. Он имел бело-желтоватую шерсть, черноватые поперечные полосы, неправильно расположенные; ростом не превосходит большого волка. Все звери ужасались и не переходили след его; несмотря на его жестокость, на него редко охотились. 
Воспитатель: А теперь перед вами герб города Тайшета. Слайд № 20 Зеленое и серебряное поле разбито на четверо узким черным крестом с удлиненными нижней и левой сторонами, сопровождаемым внизу в зелени серебряной елью.
Учащиеся: (Историческая справка 4): Обоснование символики: Пересечение двух черных линий символизирует узел транспортных развязок, который является основой становления Тайшетского городского поселения и его развития. Смещение пересечения в верхний левый угол говорит о территориально пограничном нахождении Тайшетского городского поселения на территории Иркутской области (северо-запад). Зелёный цвет верхнего левого и правого нижнего прямоугольников символизирует богатство природы, изобилие, надежду и жизненный рост. Свободное белое поле правого верхнего и левого нижнего прямоугольников отражает духовную чистоту, благородство и потенциал к взаимосотрудничеству. Серебряная ель на зелёном поле – символ лесопромышленного потенциала, развитие промысла и лесного хозяйства.
Воспитатель: Наш город очень красивый, для нас он родной и мы его считаем своей родиной. О нем написано много стихотворений, одно из них вы сейчас услышите.
Учащиеся: Слайд 21-23.
Среди тайги глухой,
Где сосны вековые,На берегу холоднойКрасавицы-рекиРодился город мой.Места мои родныеВ стихах и песняхВоспевают земляки.Сибирский городок,Районная столица
Черёмуховый крайС открытою душой.Таёжный говорок,Приветливые лица.Зеленоглазый друг,Тайшет любимый мой.Десятки долгих летСквозь дебри пробивался.Здесь строился ТранссибИ начинался БАМ.Наш маленький ТайшетВзрослел и разрастался,Путёвки в жизнь давалСвоим ученикам. Пусть нет у нас дворцовИ куполов злачёных,Всё скоро будет здесь И в это верю я.Артистов и певцов,Поэтов и учёныхДала России ты,Тайшетская земля.
 Подведение итогов мероприятия
Заканчивая классный час, давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили сегодня? А итоги мы подведем в форме высказываний: Я знал…
Я узнал…(Ответы учащихся). Например, я знал, что наша страна называется Россия, я знал, что означает каждый цвет российского флага, я знал пословицы о родине и т.д. Я узнал значение символики герба города Тайшет, я узнал откуда произошло слово родина, я узнал значение слова гимн, я узнал новые пословицы о родине.
Воспитатель: Мы должны гордиться великим русским народом, очень смелым и отважным, ценить своих предков, которые мужественно сражались за нашу родину. Ведь наши предки − наше прошлое, а, как известно, без прошлого нет будущего. Мы должны гордиться выдающимися людьми России – это полководцы, учёные, писатели, путешественники, философы, композиторы, художники, поэты, которые стали известны на весь мир и этим подтвердили величие нашей страны.
Благодарю вас за нашу беседу, за активное участие в очень серьезном и важном для всех разговоре.