Начальные классы Методические рекомендации «Мастер — класс как высшая форма самореализации педагога»


государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Калининградской области
«Педагогический институт»
Начальные классы
Методические рекомендации
«Мастер - класс как высшая форма самореализации педагога»
г. Черняховск, 2016 г.
Учебно-методические рекомендации подготовлены для преподавателей и студентов педагогического института. В сборник включены материалы, обобщающие опыт работы педагогов по организации и проведению мастер - класса. Рассматриваются вопросы подготовки и проведения мастер- класса.
Опубликованные материалы рекомендованы преподавателям и студентам педагогических образовательных организаций, педагогическим работникам образовательных организаций.
Рецензент:
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….……..3
Что такое мастер-класс…………………………………………………..……....….4
Как провести мастер-класс…………………………………………….…..…...…...5
Пример проведения мастер-класса……………………………………..….……….9
Заключение…………………………………………………………………………….....……10
Список литературы………………………………………………………………….…....…...11
Введение
В модели современного образования определена стратегия повышения качества. Тактика ее реализации зависит от самих педагогов. Новые концептуальные идеи российского образования требуют от нас, педагогов, обратить внимание на содержание своей деятельности, на поиск таких форм и методов работы, которые выведут нас на более высокий уровень качества образования. Наиболее эффективный механизм совершенствования содержания, а, следовательно, и качества образовательной деятельности, является возможность непрерывного образования педагогов.
Одна из приоритетных задач государственной политики в области образования является создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Конкурентоспособность стран в современных условиях зависит уже не только от деятельности традиционных образовательных институтов, но и от возможности самостоятельно постоянно повышать качество профессиональной компетентности. Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Профессиональное самосовершенствование обучающихся успешно протекает через использование активных форм и методов организации взаимодействия участников педагогического процесса.
Одной из форм повышения педагогического мастерства педагогов является возможность посещать мастер-классы коллег и демонстрировать свои мастер-классы. Поэтому традицией стало включение будущих специалистов под руководством опытных педагогов в процесс подготовки и проведения мастер- классов. Задачей преподавателя, демонстрирующего совместно со студентами мастер- класс, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы образовательной деятельности. В процессе подготовки к проведению мастер- класса была проведена подготовительная работа:
определены тема и содержание мастер- класса;
разработаны этапы проведения мастер-класса;
определена роль студентов при проведении мастер- класса;
определена деятельность участников мастер – класса.
Подготовка и проведение мастер- класса, его содержание позволило организаторам мастер- класса продемонстрировать, как обеспечить успешность и повысить мотивацию обучающихся в учебной деятельности. Особенность проведенного мастер- класса заключается в том, что были созданы условия для понимания и осознания, и будущими учителями начальных классов, и работающими учителями начальных классов, важности самообразования, самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития, формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. Для того чтобы подготовить профессиональный мастер-класс необходимо знать отличия мастер-класса от открытого занятия, основные требования к его проведению, структуру классического мастер-класса.
Разработанные учебно-методические рекомендации позволят педагогам поэтапно выстроить свою работу по составлению и организации и проведению мастер-класса. К рекомендациям прилагаются примеры мастер-классов для педагогов.
Что такое мастер-класс?
Мастер-класс– это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру.
А. Дистервег считал, что педагог–мастер, и только он имеет познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс). 
М.М.Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у мастера. То есть мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы. Мастер-класс– это одно из эффективных средств передачи концептуальной идеи авторской педагогической системы. Учитель как профессионал на протяжении ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные условия работы с различными категориями учащихся и т.п.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагога, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.
Задачи мастер-класса:
Передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.
Совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.
Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Характерные особенности мастер-класса:
передача и обмен опытом;
деятельностный подход (активная деятельность участников);
глубокое сочетание теории и практики;
наглядность;
образность;
постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
проводит яркая личность;
нет назидательности;
вызывает желание сделать, как мастер, сделать лучше;
доступность;
творчество;
мозговой штурм;
исполнение различных ролей;
креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;
возможность получить стремление к творческой деятельности;
рефлексивная деятельность.
Тематика мастер-классов включает в себя:
обзор актуальных проблем и технологий,
различные аспекты и приемы использования технологий,
авторские методы применения технологий на практике и др.
Варианты проведения мастер- класса:
показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.
показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
показ отдельных методов работы
показ инновационных моментов деятельности
      Формы проведения:
Лекция
Практическое занятие
Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Как провести мастер-класс?
Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства. При подготовке и проведении мастер-класса важно придерживаться алгоритма.
 Алгоритм проведения «Мастер-класса»: 
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера:
- обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой педагогом;
- демонстрация результативности деятельности обучающихся, свидетельствующая об эффективности используемой технологии;
- определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера;
- описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
2. Представление системы учебных занятий:
- рассказ педагога о проекте занятия;
- определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться автором мастер-класса;
- краткая характеристика результативности используемой технологии;
- вопросы педагогу по изложенному проекту.
3. Проведение урока (занятия) или имитационной игры:
- автор мастер-класса проводит учебное занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с обучающимися;
- слушатели играют одновременно две роли: обучающихся класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
4. Моделирование:
- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии;
- автор мастер-класса исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;
- обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями и автором мастер-класса.
5. Рефлексия:
- дискуссия по результатам совместной деятельности автора мастер-класса и слушателей;
- заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям. 
Проводя мастер-класс, педагог никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих. Все задания педагога и его действия направлены на то, чтобы создать атмосферу доброжелательности, творчества. Автор мастер-класса работает вместе со всеми, он равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Проведение мастер-класса исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но афишированием выполненных работ подводит каждого к самооценке и самокоррекции. Во взаимоотношениях с коллегами автор мастер-класса должен применять определённый стиль общения, обратив внимание на:
- культуру речи и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
- мимику, жест, управление эмоциями;
- пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
- умение сосредоточиться на предмете разговора;
- педагогическую импровизацию, умение управлять незапланированными ситуациями;
- психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
- коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
- чувство времени.
Пример проведения мастер-класса
МБОУ СШ № 2 муниципального образования
«Гвардейский городской округ»
Мастер – класс
«Обеспечение успешности и повышение мотивации обучающихся в учебной деятельности»
2016г.
I. Этапы работы мастер-класса:
1.Подготовительно-организационный:
- Приветствие, вступительное слово мастера:
выступление преподавателя педагогических дисциплин «Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младшего школьника».
- Комментарий темы мастер-класса: формулировка проблемы, причин ее появления; постановка цели и задач.
Цель: осмысление педагогами собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников, повышения качества образования
Задачи:
1.Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях «мотивация учения».
2.Используя практический опыт учителей выявить наиболее продуктивные приемы формирования учебной мотивации в процессе организации педагогического процесса.
3.Определить перспективы работы педагогов по формированию у обучающихся мотивации учения и стимулированию их учебно-познавательной деятельности.
Интерактивная лекция на тему: «Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младшего школьника» (Приложение 1).
II. Основная часть.Содержание  мастер-класса:
1.Методическое обоснование и демонстрация  приемов, методик, используемых в процессе мастер – класса (теоретическая часть).
А.Педагогические приемы эмоционального воздействия, предполагают:
создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех обучающихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Б. Педагогические приемы мотивационно – целевого воздействия, предполагают:
прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
предоставление права выбора, через разноуровневые задания (см. приложение), дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
В. Педагогические приемы познавательной направленности, предполагают:
включение обучающихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
необычная форма преподнесения материала;
создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
не самостоятельное выставление оценок учителем, а привлечение обучающихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв обучающихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
стимулирование деятельности, через оценку (благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ), оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Г. Педагогические приемы социальной направленности, предполагают:
Развитие у ребенка желания быть полезным обществу;
сопереживание вместе с детьми;
создание ситуации взаимопомощи;
поиск контактов и сотрудничества;
заинтересованность результатами коллективной работы;
взаимопроверка и рецензирование.
2.Демонстрация и комментарии “изюминок” (приемов формирования мотивации учения обучающихся (практическая часть).
Урок русского языка. УМК «Школа России». Тема: Части речи.
Фрагмент урока.
У вас на столе лежат конверты, откройте их. В конвертах находятся иллюстрации и карточки со словами.
- Что особенного на иллюстрациях Вы заметили?
- нет эмоций.
- правильно, у ребят нет мимики, эмоций. Предлагаю выяснить, какой же эмоциональный настрой у детей. Задание:
Разделите иллюстрации со словами на две группы таким образом, чтобы они выражали эмоциональный настрой школьников, изображенных на иллюстрациях. Подберите слова и разделите их на две группы для определения эмоционального состояния школьников, изображенных на иллюстрации.
- прочитайте первую группу слов? К какой части речи они относятся?
- глаголы
- почему? ( подставляем вопросы)
- прочитайте вторую группу слов? К какой части речи относятся эти слова?
-прилагательные
- почему? (подставляем вопросы)
- Ребята, какие части речи вам сегодня помогли определить эмоциональный настрой школьников изображенных на иллюстрации?
- прилагательные и глаголы.
- А какие слова вам не пригодились?
- ваш, наш.
- как вы считаете, почему они нам не пригодились?
- потому что эти слова не определяют эмоции.
- Да, местоимения не помогут нам определить эмоциональный настрой.
Если ученик обладает такими качествами как ответственность, любознательность, трудолюбие , то как он будет учиться в школе?
- успешно и с высокими результатами.
Данный прием Вы можете использовать в дальнейшей работе, прием успешно применяется при различных видах разбора: фонетического, грамматического, морфологического. Успехам Вам.
Урок литературного чтения. УМК «Школа России» Тема: «Пословицы и поговорки»
Фрагмент урока.
У Вас на столах карточки, на которых изображены иллюстрации. Скажите, что Вы видите на первой карточке?
- рыбку
- верно.  Назовите пословицы, иллюстрирующие данную иллюстрацию.
- Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
- А что иллюстрирует нам вторая картинка?
- мышку.
- Вы сразу вспомните всем известную пословицу.
- Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. 
- Молодцы!
Данный прием Вы можете использовать в дальнейшей работе, прием успешно применяется при проведении уроков литературного чтения.
Следующий прием: математическая грамматика.
- На доске Вы видите буквы и слоги, связанные между собой знаками "+" и "-".
(с+том-м+лиса-са+иа)
Задание: при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найдите искомое слово. Давайте попробуем вместе. Какое слово получилось?
- столица.
- отлично справились с заданием. Сейчас вам раздадут слова, и вы должны решить пример так как мы только что с вами сделали, что бы получилось слово.
Эмоциональный прием.
Мы представляем пример создания эмоциональной мотивации на уроке литературного чтения, через музыкальное восприятие.
Урок литературного чтения. УМК « Школа России», 3 класс, раздел: Устное народное творчество.
Тема: «Малые фольклорные жанры».
Фрагмент урока.
В давние времена люди часто обращались к явлениям природы, Эти обращения были сформулированы в стихах, которые впоследствии стали называть Закличками.
- Послушайте музыкальный фрагмент? Как вы думаете, к какому времени года он относиться?
- лето
- Почему вы так решили? Какие природные явления характерны для лета?
- радуга, дождь, гроза
- Какие вы знаете заклички об этих явлениях
- радуга-дуга,
-не давай дождя,
- давай солнышка,
- колоколнышка!
-чтобы деткам погулять,
-чтоб теляткам поскакать,
-нужно солнышко,
-колоколнышко!
Следующая закличка.
Дождик, дождик, лей, лей
На меня и на людей!
А на Бабу-Ягу
Хоть по тысячу ведру!
- Какое время года противоположно лету?»
- зима
- Какие праздники отмечают зимой? Расскажите заклички о зиме.
- Приходи, Зима,
- Приходи, красна!
- С морозами трескучими,
- Снегами сыпучими,
- С Рождеством, с Колядой,
- С Масленицей молодой!
- Сейчас мы разучим песню-закличку о Масленице, а затем научимся играть её на шумовых инструментах.
- Масленка, масленка,
Дай нам вкусного блинца,
Месяца ясного,
Солнышка красного.
Иди-иди масленка,
Через лес ,через лес.
Иди-иди масленка,
Через бор, через бор.
Убегай к костру,
Призывай весну.
Самооценка.
Изменения, происходящие в сфере образования на современном этапе, вызваны потребностью общества в новом социальном заказе – подготовке личности, «умеющей учиться», т.е. самостоятельно управлять своей познавательной деятельностью, а именно:
1) умеющей планировать предстоящую деятельность;
2) организовывать ее выполнение своими силами и в процессе намеченного осуществлять самоконтроль на разных этапах обучения. Среди важнейших общеучебных умений и навыков начального общего образования выделяется самооценка.
Самооценка (по словарю С.И. Ожегова) – «это оценка самого себя, своих достижений и недостатков». В основе самооценки лежит «контроль» и «оценка». Важнейшие компоненты учебной деятельности, которые помогают ребенку осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений. Ученик владеет самоконтролем если умеет: сознательно подчинять свои действия комплексу требований (правил); изменять (сохранять) состав действий в изменившихся условиях деятельности; планировать состав действий, определяя субъективные трудности; сличать действия с образцом, заданным через систему условий или материально. Принято различать адекватную самооценку (реалистичную) и неадекватную (завышенную или заниженную). Вашему вниманию представляются педагогические приемы, помогающие формировать адекватную самооценку младших школьников:
На данном слайде продемонстрированы традиционные приемы, которые мы используем на своих уроках.
1.прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками, допускает оценивание по таким критериям как аккуратность, правильность, старание, трудность);
2.прием «лестница успеха» (изображена на доске, ребята оценивают выполнение задания своими магнитиками, располагая их на лестнице; по желанию ребята комментируют свою оценку);
3.графическая самооценка ( с помощью квадратиков, кругов, звездочек разного цвета: зеленый – выполнил быстро, правильно и самостоятельно; желтый – правильно, но медленно; синий – правильно, но с помощью других; красный – неправильно. С целью формирования прогностической самооценки предлагается следующие символы «+» - все знаю, «-» - не знаю, «?» - сомневаюсь)
4.прием «сигнальные карточки» (самооценка ведется с помощью сигнальных разноцветных карточек);
5.прием «взаимооценка» (1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает на недочеты. 2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идет обмен тетрадями и оценивание в паре. Данный прием позволяет применение тактильных способов взаимооценки – поглаживание по голове, пожимание рук и т. д.)
6.прием «карта знаний» (находится в «Портфолио» учеников и самостоятельно заполняется ими по итогам четверти, ребенок учится оценивать свои учебные достижения. У него формируются регулятивные умения:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
прием «таблица успешности» (заполняется самими учащимися и находится в «Портфолио», в ней учащиеся помечают разными цветами уровень своей успешности по каждому предмету);
прием «Почта» - обучающимся предлагается написать мини-сочинение с пожеланием или анализом своей деятельности другу, либо какому-то знаменитому, значимому человеку.
Сейчас мы предлагаем вам написать мини-сочинене о проведенном мастер-классе.
Ценным на данном семинаре – практикуме является то, что все были активными участниками: студенты выступили в роли учителей, а учителя сели на места обучающихся начальных классов. Одной из представленных форм - «Почта» , участники завершили семинар. Слушатели  написали письма-отзывы администрации .
Сегодня в школе №2 города Гвардейска прошел семинар-практикум с участием преподавателей  и студентов вашего института. В рамках семинара продемонстрировано знание теории по теме «Обеспечение  успешности и повышение мотивации обучающихся в учебной деятельности ».
Студенты и  преподаватели - молодцы! Спасибо.
Список используемой литературы
Баранов, С. П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник.- М.: Академия, 2015.
Загвязинский, В. И. Теории обучения и воспитания: учебник.- М.: Академия, 2013.
Землянская,Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум.- М.: Юрайт, 2015.
Селевко Г.К. Энциклопедия современных образовательных технологий - М. : НИИ школьных технологий, 2012. - 224 с.
Интернет-ресурсы по проведению мастер-класса:
1.Калейдоскоп учителя
http://edu-teacherzv.ucoz.ru/publ/metodika_provedenija_quot_master_klass_quot/1-1-0-692.Методика проведения мастер-класса
http://do.gendocs.ru/docs/index-94787.html3.Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)
http://www.openclass.ru/wiki-pages/517874.Современные проблемы науки и образования
http://www.science-education.ru/102-58315.Учитель года России
http://ru-teacher.ru/node/406.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/articles/515316/http://festival.1september.ru/articles/531889/7.Школа успешного учителя
http://edu-lider.ru/texnologiya-provedeniya-master-klassa/