Методические рекомендации для учителей начальных классов Сопровождение леворуких детей в классе и дома.(начальные классы)

Советы внимательным учителям.
и заботливым родителям













г.Выкса
МОУ «СОШ №4»
Уважаемые взрослые! Если вы хотите узнать, как воспринимает мир ваш малыш-левша, то советую прочитать всем известную книгу Льюиса Кэрролла “Приключения Алисы в стране чудес”. Мало кто знает, что эта книга написана математиком-левшой, специально для 6-летней леворукой девочки Эллис Лидл и не предназначалась для широкого круга читателей. Автор не предполагал, что рассказанная им история мира наоборот, где часы идут справа налево, близкое оказывается далеким и т.д. станет любимой книгой детей и взрослых разных поколений. Он просто хотел поделиться эмоциями, в игровой форме выразить свое восприятие мира.
Если леворукому ребенку не оказать помощь в адаптации к окружающему миру, то он будет чувствовать себя в системе образования, созданной для правшей, как ребенок в заколдованном мире, где ему все чуждо. Поэтому обязанность взрослых – помочь ребенку приспособиться к праворукой среде, сделать так, чтобы процесс обучения протекал безболезненно. Я надеюсь, что это небольшое пособие окажет вам помощь в обучении и воспитании леворукого малыша, так как в нем собраны как практические рекомендации ученых, так и «маленькие хитрости взрослого левши» (на основе жизненного опыта левши-педагога).
Дорогие родители! Одно из основных условий – не надо относиться к леворукому малышу как к ребенку, страдающему серьезным заболеванием, не надо акцентировать внимание на этой особенности. Постарайтесь создать условия, при которых ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не чувствовал бы негативного отношения к своей леворукости. Способности вашего ребенка ждут своего раскрытия, а не активного подавления.

При организации учебы леворукого ребенка в школе и дома следует соблюдать ряд условий.
Первое из них касается рабочего места ребенка. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны, там же целесообразно располагать необходимые образцы для копирования для расширения зрительной зоны, а необходимые канцелярские принадлежности – слева.
С целью профилактики проблем при обучении письму нужно еще до школы (после 5 лет) научить малыша правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Когда начинается непосредственно письмо - новая и трудная для ребенка деятельность, - делать это будет гораздо труднее Для правильной позы при письме необходимо:
сидеть прямо, опираясь спиной на спинку стула;
не касаться грудью стола;
ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.
Рабочее место леворукого ребенка должно располагаться с левой стороны, чтобы сталкиваться с локтем соседа.


Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Сначала правая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.
НЕПРАВИЛЬНО!
ПРАВИЛЬНО!







Для того, чтобы Ваш малыш легче запомнил правильное расположение принадлежностей при письме, можно использовать пластиковый или картонный коврик-помощник с разметкой, который можно приобрести в магазине или изготовить самому.
Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.
Если есть возможность, то советуем Вам приобрести специальные канцелярские принадлежности для левшей. В этом случае вашему малышу не придется идти на различные ухищрения для приспособления праворуких вещей к левой руке.
Например, шариковая ручка со специальными углублениями для правильной фиксации пальцев и быстросохнущими чернилами сделает письмо левой рукой очень комфортным и удобным.
Ножницы для леворуких благодаря перевернутым лезвиям легко режут бумагу при работе именно левой рукой, в отличие от обычных ножниц для праворуких, которые при использовании их левшами лишь сгибают и мнут ее.
Линейка с разметкой шкалы справа налево решает проблемы, возникающие в связи с неудобным движением руки слева направо, при котором рукой закрывается шкала линейки и размазывается проведенная линия.
В точилке для левшей лезвие перевернуто в другую сторону.
Если ребенок с самого начала школьного обучения будет пользоваться специальными школьными принадлежностями, то, скорее всего, он не почувствует дискомфорта.
Если леворукий ребенок испытывает трудности при обучении письму, то не стоит требовать от него безотрывного письма с соблюдением обязательного наклона. Письмо с наклоном сложно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма. Целесообразнее всего, наклонив тетрадь вправо, писать прямо, не загораживая строку и соблюдая правильную посадку. Снижать оценку леворукому ребенку за недостаточно развитую каллиграфию нельзя, от этого он не станет писать более красиво. Помните – красивый почерк еще не залог успеха в обучении.
Образцы почерка левши.










Существуют специальные прописи для леворуких детей, которые отличаются от обычных тем, что все образцы пишутся с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны. Написание букв в них сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма).
По этому же принципу учитель может строить индивидуальную работу с ребенком. Конечно, это потребует больше затрат, но зато и результат будет намного выше.
Часто бывает так, что левша, рано научившись читать, не может запомнить последовательность букв в алфавите, что также связано со сложностью пространственных представлений и последовательностей. Например, моя мама, являясь учителем начальных классов, до сих пор плохо знает алфавит и всегда имеет под рукой блокнотик с адресным алфавитом. Попробуйте и вы применять в подобной ситуации «помощник», который ненавязчиво для чужого глаза поможет вашему ребенку.
Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки, направления право – лево, вращение в ту или иную сторону. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов. Моя мама до сих пор, указывая водителю путь, сначала мысленно вспоминает, на какой руке у нее в детстве были надеты часы (произвольное ориентирование). Относитесь терпеливо к тому, что ваш малыш может медленнее, чем другие, определять сторону света, не сразу научится ориентироваться на листе бумаги. Очень скоро он всему научится. Вооружитесь терпением.
Чаще играйте с ребенком в игры на определение пространственного расположения предметов: «Перечисли предметы справа от тебя» или «Положи кубик слева от себя». Если малыш затрудняется выполнить задание, то уточните, что справа - ближе к правой руке, а слева ближе к левой. Потом усложните инструкцию игры: положить ручку слева от кубика; положить карандаш справа от книги; сказать, где находится ручка по отношению к кубику, карандаш по отношению к книге.

Чтобы научить ребенка-левшу пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, завязывать шнурки, застегивать пуговицы и т.д., возьмите его руки в свои и несколько раз вместе с ним повторите нужное движение. Ваша задача буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы.










При обучении действиям, требующим сложных манипуляций рук и длительной последовательности действий, например, при обучении вязанию, плетению макраме, попробуйте пользоваться зеркалом. Ведь ребенку очень сложно перекодировать операции, выполняемые учителем-правшой, с правой на левую руку, буквально «перевернуть» их. Рассматривая те же действия взрослого в зеркале, ребенок поймет, каким образом должна двигаться его рука.
Любые двигательные действия желательно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно.
В обыденной жизни следует предоставить ребенку самому решать, какой рукой он будет выполнять привычные действия. Исключение составляет еда, поскольку лучше сразу обучить ребенка действовать ножом и вилкой принятым в Европе способом, когда обе руки активны в разных действиях: нож находится в правой руке, а вилка – в левой. Поскольку пользование ложкой не ограничивается правилами, то и ребенок это может делать удобной для него рукой.
Уважаемые взрослые! Помните, что с какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду и школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать поддержку, понимание и любовь со стороны родителей и учителя, Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.
Помните, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка. Любой учитель знает, как разнообразны все дети   и праворукие, и леворукие, и каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе: слишком много факторов определяет поведение ребенка, и рукость среди них   значимый, но не определяющий параметр.
«Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим» (М. Безруких).
Успехов Вам и Вашему ребенку!








13PAGE 15


13PAGE 141115