Презентация Организация исследовательской работы школьников (для оформления стенда, сопровождения доклада на МО)


Организация исследовательской и проектной работы учащихся Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. КолмогоровМОУ СЕМЕНОВСКАЯ СОШМО учителей -предметниковОктябрь 2016 года проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Учебный проект или исследование с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания для  развития умения и навыков проектирования и исследования у обучающихся: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Ступень обученияВыбор темыПроблемыОсобенности Начальная школа Выбираются из содержания учебных предметов или близкие к нимВ области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.Длительность выполнения - 1-2 недели в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенных урока. Включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентациюОсновная школаИз любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной),Близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений.Презентация результатов – на заседаниях НОУ и НПК различного уровня. Дать шанс обучающемуся публично заявить о себе и своей работе, получить подкрепление в развитии личностных качеств и проектной и исследовательской компетентности.Старшая школа Подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения.Целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных учреждений (лесничество, музеи вузы, учреждения допобразования)Требования к организации проектной и исследовательской работы www.issl.dnttm.ru— сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.Просто для общей информации www.subscribe.dnttm.ru — рассылка новостей и информации по разнообразным проблемам и мероприятиям рамках работы системы исследовательской деятельности учащихся (в разработке).Сайты на которых можно получить информацию об исследовательской работе в школе: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учащийся Учитель Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования. Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности заключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося. Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объективность, т.е. принципиальная воспроизводимость результата. Научно-организационный подход, потому что главный смысл деятельности сводится к созданию условий, раскрывающих исследовательские способности учащегося. Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта К общим характеристикам следует отнести:практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности; структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты:анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию; Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Общие черты исследовательской и проектной деятельности {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Творческая работаОсновные характерные элементы Характеристика Реферативная Поиск компиляцияпредставление информации по конкретно заданной теме Написаны на основе изложения материала, взятого из литературных источников, Интернета и т.д. Могут быть начальным этапом исследовательских или проектных работ . Критерий качества - полнота сбора информации, объективность изложения материала. Типичный недостаток -перегруженность информацией, мало помогающей в раскрытии поставленной темы. ЭкспериментальнаяПостановка эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности Написаны на основе выполнения эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности Могут включать этапы конструирования, анализа технических схем, трактовку результата эксперимента. Часто являются творческим развитием лабораторных работ. Натуралистическая Наблюдение, описание, отбор образцов по заранее определенной методике, диагностика натурального материала в соответствии с конкретными методами. Направлены на наблюдение и объективное описание какого-либо явления по определенной методике. Выполняются на природных объектах. Обычно включают диагностику натурного материала. Проектная Постановка цели, достижение и описание заранее спланированного результата. Связаны с планированием, достижением и описанием определенного результата. Критерий качества - актуальность и практическая значимость. Одна из разновидностей - работы социальной и общественно-экологической направленности, результат которых – формирование общественного мнения по поводу социальных или экологических проблем. Исследовательская Решение задачи с заранее неизвестным результатом на основе наблюдений, описаний, экспериментов и анализа полученных данных. Выполнены в результате анализа наблюдений, сбора материала, сведений, экспериментов и т.д. с помощью корректной с научной точи зрения методики. Точный результат исследовательских работ неизвестен заранее, хотя общие тенденции следуют из известных законов и правил. Важный элемент- гипотеза – предположение, которое необходимо доказать или опровергнуть в ходе исследования. Примерные формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся