Открытое занятие Экология города в руках ростовчан.Твёрдые бытовые отходы

муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону

План-конспект
открытого занятия педагога дополнительного образования
Пономаревой Галины Викторовны


Тема: «Экология города в руках ростовчан. Твёрдые бытовые отходы»

Тип занятия: сообщения и усвоения новых знаний

Цель занятия:
1.Образовательные:
Раскрыть «проблемы бытовых отходов».
Познакомить учащихся с масштабами «проблемы бытовых отходов» и составом
ТБО.
Рассмотреть варианты утилизации, захоронения ТБО
Определить различные формы бытовых отходов. Опасные отходы и их правильно утилизировать (люминесцентные лампы нового образца и градусники).
Изучить экологические символы.
2.Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение учащихся к природным богатствам родного края и всей земли, экологическую грамотность.
Воспитывать самосазнание и экологическую культуру, любовь к своему городу, родному краю.
3.Развивающие:
Развивать внимание, логическое мышление учащихся. Развивать умение работать со знаково-символическими системами, пиктограмами.
Развитие чувства неприязни к безобразному.
Методы обучения:
словесные методы обучения: объяснение, рассказ, беседа, диалог.
методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов и др.;
метод игры: игры: игра-конкурс: на развитие внимания, памяти;
наглядный метод обучения: фотографии; таблицы, демонстрационные материалы;
использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.
Оборудование:
1.Интерактивная доска
2.Видеофильм
3.Презентация Power Point.
4.Контейнеры обозначенные знаками (квадрат- бумага, овал- пластик, треугольник- металл, круг-стекло)
5.Знаки экологические, дорожные.


Ход занятия.
Подготовительный.
Подготовка кабинета к занятию: установка оборудования, презентации, видеофильма.
2.Организационный этап.
Педагог рассаживает ребят за столы в равном количестве, прикрепляет бейджики с именами.
3.Основной этап.
Вступительное слово педагога:
Здравствуйте ребята! Меня зовут Галина Викторовна. Сегодня я для вас проведу занятие по теме «Экология города в руках ростовчан. Твёрдые бытовые отходы».
2. Слайд
Читает педагог.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Черные сотрешь ли, человек?
А. Плотников.
Педагог: Кто-нибудь знает, что такое твёрдые бытовые отходы?
Ответы.
Педагог: Сейчас мы посмотрим видеофильм, сняли этот фильм дети 36 школы которые обеспокоены этой проблемой, а это действительно проблема всего человечества. Проблема бытовых отходов. И вы сейчас поймете, почему.
3.Слайд фильм.
Просмотр фильма Ефремова.wmv
Педагог:
1.Что вы увидели?
2.Что поняли или не поняли, посмотрев этот фильм?
3.Что понравилось или не понравилось в этом фильме?
4.Какие желания и чувства вызвал этот фильм?
Обсуждение фильма.
Педагог сам комментирует фильм и выводит аудиторию к диалогу: Да, ребята речь сегодня идет о бытовых отходах, о тех отходах, которые мы с вами выбрасываем каждый день, выходя из дома. И как вы увидели в фильме он разный и его много.
Мы сегодня поговорим, какими бывают отходы и на какие виды делятся. О методах переработки и утилизации отходов. А так же поговорим об экологических знаках и экологической культуре.
Педагог рассказывает по презентации о ТБО:
4, 5, 6 слайд.
Демонстрация фотографий нашего города.
В это время педагог рассказывает о городе и как он прекрасен.
Педагог: Росто
·в-на-Дону
·  крупнейший город на юге Российской Федерации, административный центр Ростовской области и центр. Основан Грамотой императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года. Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 километрах от места её впадения в Азовское море. Административный центр Ростовской области,
с 13 мая 2000 года это административный центр Южного федерального округа. Население составляет 1,099,500 млн. человек, десятый по численности населения город России.
Педагог:
Красивый наш ли город Ростов-на-Дону?
Любите ли вы город и реку Дон?
А что нравится или не нравится в нашем Городе.
7, 8, 9Слайд
Но на улицах нашего города можно встретить и такие картины:
Горы мусора, свалки. Это все содержимое нашего мусорного ведра - это ВСЁ, что было некогда извлечено из чрева Земли-матушки, переработано в полезную продукцию, а затем - отринуто за ненадобностью. Это все отходы многомиллионного города.
Или мусор в зеленой частях города - парки, рощи, где люди отдыхают, проводят свой досуг.
Одним словом ТБО – мусор, оставшиеся от продуктов, предметов или товаров.
10.Слайд.
Педагог: А, между прочим, необходимо знать. Что все отходы подразделяются на виды:
Твердые.
Жидкие.
Газообразные.
Но мы сегодня поговорим подробней только о твердых бытовых отходах.
11 Слайд
Педагог: Твердые бытовые отходы это:
Пищевые отходы;
Бумага, картон;
Текстиль;
Древесина;
Кости;
Резина;
Металл;
Пластмасса
Стекло;
12 Слайд.
Педагог: А теперь давайте посмотрим сроки разложения мусора в естественных условиях.
Педагог комментирует слайд.
13.Слайд.
Педагог: Поэтому мы не должны допустить, чтобы огромный такой шор как на этом слайде погубил все человечество.
Люди стали придумывать пути утилизации (избавления) от мусора, пути вторичной переработки. Это стала одной из глобальных проблем всех развитых стран.
14, 15, 16, 17, 18, 19 Слайд.
Педагог: А как же у нас в городе осуществляется вывоз отходов и куда?
Вы знаете ребята?
Ответы.
Педагог: Посмотрите на следующий слайд.
Осуществляет вывоз мусора компания ОАО «Чистый город».
Может видели такие большие машины, на которых написано «Чистый город»?
Ответ.
Педагог: Так вот: твердые коммунальные отходы из мусорного ведра попадают в контейнеры, а если нет-то в бункер мусоропровода. Там мусор прессуется и его помещают в специальный бункер, где мусор разделяют на стекло, картон, пластик и отправляют на переработку.
20.Слайд
Педагог: Все остальное подлежит захоронению.
21.Слайд.
Педагог: На специальных заводах путем компостирования получают ценное азотное удобрение.
22, 23Слайд
Педагог: Мусор сжигают на мусоросжигательных заводах.
24, 25, 26, 27.Слайд
Педагог: Но основной вопрос, не как сделать отходы незаметными для глаза, а как научиться возвращать их в цикл производства, тем самым заменяя природные ресурсы и, соответственно, уменьшая количество карьеров, горных выработок, нефтяных разливов и площадей с вырубленными лесами.
Переработать можно:
Консервную банку и весь металл, попавший в мусор;
Стекло;
Бумагу;
Пластик.
Знаете ли вы, что если добавить использованный и переработанный пластик в песок, то получится хорошая легкая черепица и плитка? Что из него, а также из картонной массы можно делать одноразовые стаканы и тарелки?
А вам известен факт, доказанный опытным путем: в случае упаковки яйца тара из  макулатуры наилучшим образом защищает яйцо и от порчи, и от механических воздействий?
Еще одним преимуществом упаковки из макулатуры является ее экологичность, она не содержит вредных примесей и легко перерабатывается.
Или, наконец, то, что именно упаковка из макулатуры имеет самую низкую себестоимость.
В последние годы она завоевывает все новые сферы рынка: например, корейская компания делает по этой технологии упаковку для дорогих моделей телефонов Nokia.
Факт нужности и важности вторичной переработки отходов известен всем, как и то, что это более выгодно не только для окружающей среды, но и для  экономии средств. По подсчетам специалистов, на сжигании или уничтожении мусорных отходов (которые можно было бы использовать вторично) наша страна теряет просто астрономические суммы.
Работы по внедрению раздельного сбора отходов в России ведутся уже много лет.
В настоящее время в Ростове-на-Дону и прилегающей области активно обсуждается проблема о способах сортировки ТБО, последующей переработки, а также полезного использования вторсырья, полученного из них. Одним из наиболее удобных и выгодных способов извлечения ресурсов для вторичной переработки твердых бытовых отходов на данный момент является децентрализованная сортировка. Однако следует обратить внимание на тот факт, что такой способ напрямую зависит от желания жителей региона совершать соответствующую сортировку мусора. На сегодняшний день раздельный сбор мусора проводится лишь в качестве эксперимента.
Каждый должен помочь решать проблему утилизации отходов, только тогда мусор, который душит наш город, начнет приносить прибыль. И мы очень надеемся на содействие жителей города.
28, 29 Слайд.
Педагог: Для этого ставятся контейнеры с надписями отходов и разного цвета.
Как вы думаете трудно разложить мусор по контейнерам?
Ответы. (Но, зато какая польза будет)
Педагог: А какая? Как вы думаете?
Ответы:
1.Польза природе.
2.Экономия на вторичном использовании сырья и т.д.
30 Слайд.
Педагог: Обратите внимание на остров из мусора в Японии.
Особое внимание ведущие японские фирмы уделяют вторичному использованию материалов электронного и электротехнического оборудования. Недавно принят закон о вторичной переработке бытовой аппаратуры. На фирмы -изготовители возложена обязанность сбора и переработки произведенной ими бытовой техники (кондиционеры, телевизоры, стиральные машины и т.п.) после истечения срока ее эксплуатации.
Педагог: А теперь поговорим об экологических знаках.
Экологические знаки предназначены в первую очередь для информирования приобретателей об экологической чистоте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (работ, услуг), а также о безопасных для окружающей среды способах их использования и утилизации.
Эти знаки разделяют на три вида.
1.Знаки, говорящие об экологической чистоте товаров, а также о безопасности их для окружающей среды.
2.Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации самого товара и его упаковки.
3.Знаки, предупреждающие о том, что продукция может нанести вред окружающей среде.
Сегодня мы рассмотрим непосредственно знаки 2 вида - это знаки, информирующие об экологических чистых способах утилизации самого товара и его упаковки.
31Слайд.
Педагог: Переработка стекла.
Показывается знак на слайде и на бутылке
32, 33, 34 Слайд.
Педагог: Экологический знак Лента (петля) Мебиуса. Знак подразумевает, что данный продукт (или упаковка) изготовлен из переработанного материала и/или пригоден для последующей переработки. 
Педагог: Знак, означающий замкнутый цикл: создание - применение –утилизация. Ставится на упаковку или товар из полимерных материалов и информирует о том, что упаковка или товар пригодны для вторичной переработки. (продемонстрировать наличие знака на упаковке молока, сока).
35 Слайд
Педагог: Знак «Зеленая точка»
Знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации самого товара и его упаковки, информируют о незагрязнении окружающей среды. Примером этого вида знаков может быть экологический знак «Зеленая точка» разработанный в Германии; он информирует о том, что товар и его упаковка предназначены для сбора или вторичной переработки (продемонстрировать наличие знака).
36 Слайд.
Педагог: Этот знак означает, что упаковку следует выбросить в урну. Встречается с разными подписями: «Содержи свою страну в чистоте!» (демонстрация знака на упаковке «Спрайт»).
37, 38. 39 Слайд.
Педагог: А еще есть такой мусор как отслужившие батарейки и люминесцентные лампы. Вы ребята знаете, куда можно их выкидывать?
Ответы.
40, 41 Слайд.
Педагог: Их вообще нельзя выкидывать их необходимо сдавать в специальные пункты приема. Такой пункт приема есть и у нас. Он находится 1 Конной Армии,15а, офис 210.
Для этих товаров на упаковке ставится знак. Знак “Не выбрасывать!
Знак указывает на необходимость отдельного сбора и выброса использованных источников питания (ламп, батареек и аккумуляторов), содержащих некоторые опасные вещества, например, ртуть, кадмий и свинец и обязательной сдачи в специальный пункт по утилизации  
42, 43 Слайд.
Педагог: Что вы ведите на слайде? А они бьются?
Кто знает, что нужно делать в таких случаях?
Ответы.
О том, что ртутные термометры лучше не разбивать знает каждый. Этот измерительный прибор очень хрупкий, и даже при достаточно бережном отношении может быть повреждён. В таких ситуациях люди редко задумываются о том, что нужно утилизировать градусник, соблюдая все санитарные нормы и правила. Градусники, которые имеют повреждения, являются источниками токсичных ртутных паров. Даже при очень низких концентрациях этого жидкого металла, может произойти тяжёлое отравление. Дети и женщины особенно восприимчивы к вредному воздействию ртутных испарений.
Поэтому необходима правильная утилизация градусников. Выброшенные в канализацию или мусорный контейнер неисправные термометры создают большую угрозу для здоровья окружающих. По правилам тех. безопасности сбор, транспортировка и утилизация градусников (ртутных) производится только специалистами.
Компания «Эковебсервис» занимается уничтожением, потерявших свои эксплуатационные качества, термометров.
Так что же делать, если получилось так, что Вы разбили градусник? Конечно же, Вы можете самостоятельно найти пункт приёма ртутьсодержащих отходов в своём районе и отнести туда остатки градусника. Но на это уйдёт слишком много времени.
Если градусник разбился в комнате, необходимо:
вывести из помещения, в первую очередь детей, потом взрослых и животных;
открыть настежь окна и закрыть двери в другие комнаты;
собрать пипеткой, оловянным припоем или амальгамированной медной проволокой шарики ртути;
стряхнуть прилипшую ртуть в стеклянную банку и накрыть её крышкой;
место, где была пролита ртуть, обезвредить путём высыпания и втирания в поверхность, порошка серы. В данном случае сера вступит в химическую реакцию с ртутью, и превратиться в нейтральный сульфид ртути.
Лучше позвоните в компанию, которая занимается уничтожением медицинских отходов. Опытные специалисты дадут Вам грамотную консультацию о том, что можно предпринять пока не подъехали сотрудники утилизирующей компании.
44 Слайд.
Телефон 01и 112 МЧС
45,46,47 Слайд.
А если ребята проявить фантазию и потрудиться, то можно из ненужных вещей сделать красивые и полезные вещи. Красиво ребята?
А сейчас мы с вами поиграем и проверим, насколько вы были внимательны.
Игра со знаками. Собери пазлы.
2 команды.
Каждой команде дается по 2 разрезанных и перемешанных между собой знака. Они их собирают на данные им целые картинки этих знаков.
Побеждает то кто, быстрей соберет па злы и правильно расскажет о них.
Рассказ команд о знаках.
Награждение команд (авторучки).
Педагог вместе с детьми читает наказ.
Взрослым и детям давно пора знать
Что нужно везде чистоту соблюдать.
А Что для природы важнее всего?
Мусору свалки, а птице гнездо,
И больше не надо почти ничего.
Белкам и зайцам – леса и поля,
Не загрязняй ничего никогда,
И будет тебе благодарна Земля.
Согласны с таким наказом?
Давайте поставим свои подписи. (Ребята расписываются на свитке). В заключении хочется вспомнить одну крылатую фразу: “Хочешь изменить мир – начни с себя”.
Приклеиваем его на ватман и украшаем ТБО (Разноцветные кульки, ткань, картон и многое другое).
Разноцветными ручками подписываем наказ. Фотографируемся.
48.Слайд.
Домашние задание.
Мне бы хотелось, что бы вы не остались равнодушными к этой проблеме и приняли участие в этой акции. Сайт указан на слайде. Возьмите ручки и листики и запишите его.
49 Слайд. Фильм. «Спасение планеты»


Интернет-источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://orbitnetwork.ru/foto/priroda/34734-foto-na-temu-problemy-ekologii.html