Проект: «Молодежный сленг: норма или антинорма культуры общения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШУМЕРЛИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»








КОНКУРС
«Я – гражданин России»
в номинации


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Молодежный сленг:
норма или антинорма
культуры общения».



Выполнила:
Кудряшова Евгения
ученица 10 класса
МОУ «Шумерлинская СОШ»
Шумерлинского района
Чувашской Республики
Руководитель:
Гущина Наталья Сергеевна
старшая вожатая






д. Шумерля
2009г.

Содержание:

Введение.

Глава 1. Культура речевого общения по средствам молодежного сленга.
1.1 Происхождение сленга как языкового явления.
1.2 Молодежный сленг и его культура.
1.3. Молодежный сленг и СМИ.

Глава 2. Практическая работа
- исследовательская диагностика.
- разработка мероприятий по культуре речи;
- наблюдения, интервьюирование, анкетирование;
- выводы

Заключение.
Литература.
Приложение.






























Введение

«Надо учить говорить народ от мала до велика... Я совершенно убежден, что целая бездна художественных наслаждений, психологических глубин, сокровенных красот выяснится перед той культурой, которая будет звучать культурой звучащей литературы».
В.А. Луночарский



Социальные сдвиги нашего времени, изменения в структуре общественно – политического строя, приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм. Это выражается, прежде всего, в росте разного рода ошибок возникающих под влиянием нелитературного просторечия, входа в речь иностранных слов и терминов с настойчивыми попытками «олитературивания» грязного жаргонного и матерного слова.
Закономерное развитие культуры речевого общения ее творческое обогащение надо очищать от засорения и обеднения. А засоряет и обедняет ее все то, что искажает и огрубляет нашу повседневную речь, и язык художественной литературы, обращения людей друг к другу. Сюда относятся многие жаргонные и грубо – просторечные слова, ненужные заимствованные из других языков, неуместные профессионализмы и случаи неграмотного, неправильного или неточного употребления слов.
Язык сегодняшней молодежи изобилует многочисленными непонятными словечками. При устройстве на работу многие не проходят собеседование, потому что работодатели за обилием совершенно незнакомых им выражений понимают из слов претендентов на должность, только пару фраз.
Актуальность: Наша повседневная речь, к сожалению, становится грубой, стилистически сниженной, что часто приводит к проявлению агрессии людей друг к другу. Тексты СМИ со сниженной лексикой зачастую осознаются аудиторией как совершенно нормальные. И грань между литературными и нелитературными словами, которые человек должен разграничивать, стирается.
Засорение речи стало сильно влиять на культуру обращения, что оказывает губительное влияние на духовность и нравственность молодежи.

Цель проекта - изучить молодежный сленг как средство жаргонной речи.
Для достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
Обзор СМИ.
Выяснить происхождение сленга как языкового явления.
Изучить сленг и его структуру.
Рассмотреть молодежный сленг с точки зрения культуры межличностного общения.
Провести интервьюирование, анкетирование и диагностику среди учащихся школы с целью выявления фактов употребления сленга.
Изучить характер общения в исследуемом коллективе.

Гипотеза: если познакомить подростков с историей происхождения сленга и вызвать негативное отношение к нему, то уровень культуры речевого общения среди учащихся школы повысится.

Методы исследования:
Анализ литературы.
Обзор СМИ.
3 . Наблюдения.
4. Интервьюирование, анкетирование, диагностика и анализ результатов.
Интернет общение.





















Глава 1

Происхождение сленга как языкового явления

Сленг (англ. slang) – в английском языке – слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или классовых прослоек, например, художников, моряков.
По мнению лингвистов, в незапамятные времена бродили по Древней Руси коробейники, или офени, как их тогда называли. Торговали в городах и селах разными вещами. А на пути к этим городам и селам на них зачастую нападали разбойники. Чтобы уберечь товар и выручку и сохранить в тайне свой маршрут, офени придумали собственный язык. Именно от него берут начало всевозможные жаргоны и сленги. Причем отголоски языка офеней слышны и до сих пор – например, слово «клёвый», широко использующееся не одним поколением россиян, родом из того самого языка торговцев. Обозначало оно тогда, кстати, примерно то же, что и сегодня, - «отлично», «здорово».
Причиной появления новых слов в речи является стремительное, «прыгающее» развитие жизни. Практически каждую неделю в мире появляются более или менее значимые явления, которые должны получать свои словесные обозначения, свои названия. А так как почти все они появляются в Америке и Европе, то, естественно, получаем их на доминирующем английском языке. Когда же об этом через какое то время узнают в России, то для их большинства конечно же не находится определения в русском языке. И поэтому русским приходится использовать оригинальные термины.
В последнее время произошло т повальное увлечение компьютерными играми. Это опять же послужило мощным источником новых слов.

1. 2 Молодежный сленг и его культура.
Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях – языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.
Обратим внимание на обращение подростков друг к другу и окружающим. Обращения ли это? В наше время почти у каждого третьего ученика есть какая-нибудь кличка. В место имени человека слышатся разные дразнилки. И драки у мальчишек чаще всего возникают из-за кличек. А ведь у нас у всех такие добрые имена и фамилии.
Об этом с болью говорил режиссер и актер Р.Быков, получивший сотни писем после выхода фильма «Чучело». Люди писали о прозвищах как о занозах, сидящих в сердце.
Мы часто бываем свидетелями таких сцен, как эта:
-Бык! Постой, Бык!
-Ну, подожди!!!
-Привет, Ходуля!
-Отстань, Рыжий! Кому сказано!
-Косой! Шапку забыл!
-Заикашечка, ну, Заикашечка, дай задачку списать.
Кажется, попал в мир некрасивых, злых вещей и животных, а не в обычный школьный коридор во время обычной школьной перемены.
Сленг - это средство общения людей, условно объединенных возрастом от 11 до 30 лет. Это смешение многих жаргонов: криминального – «шмонать», «базарить», «шмотки», «стрелка»; компьютерного – «винды», «драйв»; нормативной и ненормативной лексики – «хилять», «бакланить», а также других слов, образованных присоединением нецензурных частей к установившимся жаргонным. Лексика жаргона ограничена интересами тех, кто его использует. В данном случае это школа или институт, представители противоположного пола, музыка, досуг. Молодежный сленг имеет целый ряд особенностей и отличий от других имеющихся сленгов, например профессиональных (врачей, юристов, бухгалтеров и др.), социальных слоев (преступного мира, бомжей и др.) и т.п.
Свой язык есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных фанатов. Выделить ту или иную разновидность сленга сложно, а подчас и просто невозможно – слова одной социальной группы легко заимствуются другой.
Слово «тусовка» употребляется в печати как типично молодежное выражение, в то время как на самом деле своим происхождением оно обязано уголовной среде и обозначает «собрание воров».

1.3 Молодежный сленг и СМИ.
Читая молодежные журналы, представители старшего поколения могут ничего не понять из прочитанного. Обилие сленговых слов и выражений просто неприлично: «колбасит», «глючит», «отрывон», «понтово». Сегодня в средствах массовой информации изобилует речь, богатая на всевозможные вульгаризмы, стилистические погрешности. И это считается сейчас нормой. Совсем недавно сленгом пользовалась определенная группа лиц. Сейчас же сленговые выражения на устах у всех – политика, профессора, школьника, депутата, уголовника.
В газетах и журналах последних лет мы привыкли встречать то, что раньше слышали только от активных носителей молодежного жаргона (сленга), от беспризорников и уголовных элементов. А сейчас тусовки, разборки, наезды, беспредел, на халяву, лапшу на уши вешать, поселились на страницах молодежных газет и журналов, звучит с экранов телевизоров, в сети Интернет, следовательно, так или иначе сленговые слова входят в нашу речь, влияют на нее.
Журналы же вообще употребляют сленговые слова в изобилии, дабы создать более веселую, молодежную атмосферу. Но из таких развлекательных журналов сленг нередко перебирается на страницы более серьезных периодических изданий, а иногда и научной литературы (см. приложение 1).

Глава 2. Исследовательская диагностика.
Нас окружает очень много разных вещей, предметов, ставших уже давно привычными, и мы часто не задумываемся о происхождении их названий. Но если заглянуть в историю, то мы обнаружим, что многие из них произошли от каких-либо названий. Причиной появления новых слов в речи является стремительное, «прыгающее» развитие жизни. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Молодежный сленг подобен его носителям он резкий, громкий, дерзкий.


Диагностика « У меня на сердце»

Испытуемым раздаются вырезанные из бумаги сердечки и даются следующие объяснения заданию: «Ребята, иногда вы слышите, как взрослые говорят: «У меня на сердце легко стало» или «У меня тяжело на сердце». Давайте, определим с вами, когда может быть на сердце, тяжело или легко с учетом сленгового общения. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко, на второй стороне сердечка.
Анализ полученных в ходе исследования данных позволил выявить следующие отношения учащихся к сленговым словам. Из всех опрошенных 73 % учащихся отмечают, что легко на сердце тогда, когда в речи используется культурная (литературная) речь, 27 % - испытывают положительные эмоции, когда их называют ласковыми именами существительными, добрыми хвалебными словами.
Использование яркой цветовой гаммы при окрашивании сердечек (при отражении эмоционального состояния ребенка, когда к нему обращаются по имени), говорит о хорошем, позитивном эмоциональном состоянии. В этом случае преобладающими цветами стали: красный, оранжевый, голубой.
Обратная сторона каждого сердечка отражает душевное и эмоциональное состояние опрошенных участников в тот момент, когда на сердце тяжело:
- 54 % учащихся испытывают явный дискомфорт, обиду, злость, когда к ним обращаются, используя нелитературную речь, грубые слова;
- 34,5 % - когда называют оскорбительными словами или употребляют сленговые
слова;
- 11,5 % получают плохие оценки;
Для оценки данных состояний учащимися были выбраны такие цвета как: черный, серый, коричневый цвета.

Вывод: диагностика позволила выявить, что большинство учащихся испытывают душевный комфорт, когда к ним обращаются по имени, используя нормативную, литературную речь. А дискомфорт испытывают, когда обращаются грубо, оскорбительными словами, по кличке, «клеят ярлыки».
Так же было проведено анкетирование по следующим вопросам:
Анкета 1
Пользуешься ли ты словами молодежного сленга? Какими?
Нравится ли это тебе?
Хочешь ли ты иметь прозвище (какое)?
Для чего ты используешь в общении сленговую речь?
Нравится ли это твоим друзьям, одноклассникам?
Нужен ли, по-твоему, сленг? Объясни зачем?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Анкета 2
1. Я хотел (а) бы, чтобы со мной общались только сленгом, так как
___________________________________________________________
2. Я не хочу, чтобы со мной общались только сленгом, так как
_____________________________________________________________
3. Мне это безразлично

Анкетирование позволило выявить степень культуры общения и культуры речи школьников; влияния коллектива на личность, позиции подростков в коллективе и степень их значимости.
Данные результата опроса можно показать в следующей сравнительной таблице:
Пользуются словами молодежного сленга
70 %
Не пользуются словами молодежного сленга 30 %

Нравится - 50 %
Не нравится -50 %

Хотят иметь прозвище - 0%
Безразличны к прозвищам -7%
Не хотят иметь прозвище - 93%

Используют сленговую речь – 84 %
для
общения с друзьями 48 %
затрудняются ответить 36 %

Не использую- 16 %

Считают, что сленг
нравится другим людям – 36 %
Считают, что сленг не
нравится другим людям - 14 %
Не знают – 36 %

Считают, что сленг нужен- 42 %

-для самовыражения - 15 %
-как короткое обращение – 8 %
-речь своего поколения - 9 %
Считают, что сленг
не нужен- 58 %
- он обижает – 34 %
- не знают – 18 %
- затруднились объяснить – 6 %

Хотел бы, чтобы со мной общались на сленге - 13 %
потому, что
- понимаю 10 %
- легче общаться 2,5 %
-без различно – 0,5 %
Все опрошенные ответили, что нравится такая форма обращения.
Не хотели бы, чтобы со мной общались так на сленге - 87 %
потому, что
- т.к. это обидно - 20 %
- просто не нравится - 28 %
- не культурно – 1%
- затруднились ответить – 39 %


Вывод: Анализ данных свидетельствует о том, что способы общения у современных школьников более разнообразны, чем у их далеких предков. Анкетирование показало, что большинство учащихся имеют прозвища и очень негативно к ним относятся. Мнение о надобности сленга и культурной речи разделились почти поровну. Многие учащиеся считают, что сленг не нужен, так как бывают обидные слова и выражения.
Проблема появления сленга в общении между подростками приобретает особую актуальность в условиях школы, поскольку именно там закладываются основы культуры речевого общения.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
изучение литературы по теме исследования;
наблюдение за речью учащихся;
интервьюирование и анкетирование;
обзор молодежных журналов;
общение в сети Интернет;


В результате этого исследования можно сделать следующие выводы:
в ходе наблюдения за общением подростков было собрано 78 слов, которые мы можем отнести к молодежному сленгу;
можно выделить большое число (74 %) опрошенных участников, которые предпочитают общение на уровне культурной речи и литературного языка;
обзор печатных изданий показал, что большей популярностью пользуется сленг среди читателей возрастной категории от 11 до 30 лет;
общение в сети Интернет показало, что сленг – особый язык общения и 74% собеседников предпочитают общение на «своем» языке, 12 % не хотят быть «белыми воронами», хотя не приветствуют сленг, 14 % считают сленг антикультурой.







































Заключение.

Молодежный сленг представляет собой ряд слов и выражений, свойственных и часто употребляемых молодыми людьми, но не воспринимаемых «взрослыми» в качестве «хороших», общеупотребляемых или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми не только благодаря их порой нетрадиционному написанию или словообразованию, но, прежде всего, потому, что, во-первых, их употребляет более или менее ограниченный круг людей и, во-вторых, эти слова и выражения привносят собой в язык особый смысловой оттенок или "аромат". При этом молодежный сленг - это лишь один из уровней языка.
Молодежный сленг имеет целый ряд особенностей и отличий от других имеющихся сленгов, например профессиональных (врачей, юристов, бухгалтеров и др.), социальных слоев (преступного мира, бомжей и др.) и т.п. К их числу, прежде всего, можно отнести быструю изменчивость молодежного сленга, объясняемую тем, что не прекращающийся «приход» в молодежь подрастающих детей и «уход» из нее во взрослую жизнь приобретающих статус взрослых молодых людей сопровождается постоянной обновляемостью молодежного сленга.
Молодежный сленг никому не навязывается, он просто существует. И для того, чтобы быть включенным в молодежное сообщество, стать в нем «своим», молодому человеку надо не только быть молодым по возрасту, но также и говорить на языке, свойственном его возрастной группе, а именно владеть и пользоваться молодежным сленгом. Этот сленг по-своему кодирует, сохраняет и передает информацию от одного молодого человека к другому.
Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, но представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно.
Но, правильность и красота речи – фундамент языковой культуры; без нее нет и, не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова, ни благородной любви.
Без этого невозможно наведение порядка в нашем доме, возрождение России, укрепление права народов играть, как и прежде, заметную роль в современном изменяющемся мире.






Литература.

Андреев Е. Грамотную речь – в моду. Газета «Труд», 20 марта 2008 года.
Ашмарин Н.И. Словарь. Выпуск 11.
Ашмарин Н.И. Словарь. Выпуск 1.
Ашмарин Н.И. Словарь. Выпуск 5.
Дарвин О.Б. «Возрастная психология», Москва, издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005г.
Журналы «Здоровье школьника», 2008г.
Журналы «Попури», 2008г.
Журналы «Полезные советы» 2007, 2008, 2009г.
Лаптев М. Материалы для географии и стилистики, собранные офицерами генерального штаба. Казанская губерния. СПб., 1861год, стр. 240.
Потупало О.Ю. Учить из будущего. Журнал «Русский язык», 2004г., №45.
Словарь иностранных слов под редакцией Н.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова, Л.С. Шаумяна. Издательство «Русский язык», 1979г.




















13PAGE 15


13PAGE 141215