Урок по обучению грамоте на тему Звук и буква Ш с использованием аудио материалов(1 класс)


хТема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: дидактическая сказка.
Цель урока: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.
Задачи урока:
Обучающие:
Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ] из потока речи.
Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.

Развивающие:
Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
Развитие памяти, мышления, внимания.
Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.
Воспитывающие:
Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
Воспитание познавательного интереса.
Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.
-Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Все ли у вас в порядке?
На месте ли книжки тетрадки?
Молодцы, ребятки!
-Ребята, к нам на урок заглянуло Солнышко, но какое-то оно не веселое. Как думаете почему? Надо бы нам Солнышку помочь тучку прогнать. Вы согласны со мной?
Выполняя каждое задание правильно, работая дружно,вы вернете Солнышку хорошее настроение и расправите все лучики.
1.Слушание успокаивающей музыки, звуков шипения змеи, шелеста листьев.
На доске картинки гуся, листьев, змеи.
- Мы сейчас услышали несколько звуком, а на доске висят картинки гуся, листьев, змеи. Как вы думаете, ребята, какая связь между картинками и звуками?
-А что объединяет все эти звуки? (ш)
-Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (ш)
- Нам необходимо провести звуковую зарядку:
Как шипит змея: ш-ш-ш-ш-ш
Как шипит гусь: ш-ш-ш-ш-ш
Как шелестят листья: ш-ш-ш-ш.
Чистоговорка:
Ша-ша-ша- мама моет малыша.
Шу-шу-шу- я письмо пишу.
Аш-аш-аш- у Марины карандаш.
- Рассмотрите буквы на доске ( А, О, ш, У, И ) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам.
- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.
- На что похожа буква Ш?
– Проживает ли буква ш в ленте букв?
- Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки (самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит)
2.«Ловим звук»
Хлопните в ладоши, если услышите звук (Ш):
Шуба,карандаш,черный,шорох,табурет,щука,тишина,ковш,бочка, машина,змея,шкаф, шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет
-Назовите слова, которые начинаются со звука [ш].
Игра «Доскажи словечко»
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные …(шары)
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно…(шишек)
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему…(штанишки)
3.Сказка «Как Мыша шалил»
-Запомните слова со звуком [ш], которые встретятся вам в сказке.
Прикрепить еще один лучик.
-Произнесите еще раз звук [ш], какой это звук (согласный, глухой парный, твердый). Читаем слоги со звуком [ш].
4.Физминутка с заданием Лучик
«Поиграй-ка»
- Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра.
- Я буду называть слова, а вы – определять, где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята. Если в середине выполняем прыжки, на конце слова стоим на месте.
Шуба крыша карандаш шалаш хорошо
Ушки крошка шутка шиповник крылышки
Прикрепить еще один лучик.
5.Работа с Букварем
Рассматриваем рисунок. Определяем имя персонажа – Старуха Шапокляк
(героиня книги Э. Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка».А имя она своё получила по названию шляпы, в которой она ходит – «шапокляк». История этой шляпа давняя. «Кляк» означает «шлёп». Раньше шапокляк надевали клоуны в цирке. Сядет клоун на шляпу – и получается блин. Потом встряхнёт блин - и снова получается шляпа. Хитрость вот в чём: в шляпе есть пружина.
-С какого звука начинается имя героини?
6.Работа со столбиками.
Работа со скороговорками.
-Прочитайте скороговорки молча.
-Какая буква повторяется почти в каждом слове?
-Какой этот звук?
-Произнесите скороговорки по очереди.
-Для чего нужны скороговорки?
Прикрепить еще один лучик.
7.Работа со стихотворением М.Яснова (работа с рифмой)
Прикрепить еще один лучик.
8. Задание повышенной сложности.
-Из слов «исчезли» гласные, остались только согласные. Можно ли по ним восстановить слова? Добавлять другие согласные нельзя, можно использовать только гласные.
Прикрепить еще один лучик.
9.Работа с пословицей
Прикрепить еще один лучик.
10.Работа в тетради.
Ребята, наш урок подходит к концу.
- Скажите, что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Где вам новые знания пригодятся?
- Какие задания были более интересными?
- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?
-Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно.
Посмотрите, ребята, нам удалось прогнать тучку. Солнышко нам благодарно улыбается, расправив лучики.
- Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день!
В. Драгунский «Заколдованная буква»
Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:      - Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на полб! Легче, а то весь шпиц обломаешь.      И когда выгрузили, шофер сказал:      - Теперь надо эту елку заактировать, - и ушел.      А мы остались возле елки.      Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:      - Смотрите, а на елке сыски висят.      "Сыски"! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.      Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:      - Ой, умру от смеха! Сыски!      А я, конечно, поддавал жару:      - Пять лет девчонке, а говорит "сыски"... Ха-ха-ха!      Потом Мишка упал в обморок и застонал:      - Ах, мне плохо! Сыски...      И стал икать:      - Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!      Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:      - Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски.      У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.      - Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать "сыски", а у меня высвистывается "сыски"...      Мишка сказал:      - Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово - хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:      Ох, хыхечка зеленая,      Боюся уколюся я.      Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:      - Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!      А Мишка:      - Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.      И оба давай реветь. Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".      Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:      - Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!      Вот и все!