УЧЕНИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


УЧЕНИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Центр психолого-медико-социального сопровождения это образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. За период существования Центра (открыт в октябре 2008 года) 66% детей дошкольного и младшего школьного возраста, обратившихся к учителям-логопедам с целью определения уровня речевого развития и выявления наличия речевой патологии, по результатам логопедического обследования имеют общее недоразвитие речи различного уровня. Все эти дети посещают массовые ОУ и не получают в этих учреждениях полноценную коррекционную помощь.
В логопедии общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное нарушение речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, характеризующие речевой статус детей с ОНР (I, II, III и IV уровни): от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с не резко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Но, поскольку речь – это одна из сторон психического развития ребенка, соответственно при наличии речевой патологии страдают и другие сферы: когнитивная и эмоционально-волевая. Согласно учению Л.С Выготского о системном строении дефекта в структуре любого дефекта  выделяются первичные и вторичные нарушения. При общем недоразвитии речи первичным дефектом является непосредственно речевая патология, часто обусловленная органическим поражением мозга или функциональной незрелостью его структур. Вторичными нарушениями являются: низкий уровень сформированности ВПФ и мелкой моторики, особенности эмоционально-волевой сферы.
По данным исследований отечественных авторов (О.Н.Усанова, Т.Б.Филичева, Л.М.Шипицына, Л.С. Волкова, И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова) для детей с ОНР характерно следующее:
А) в когнитивной сфере: низкий уровень развития основных свойств внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания; отставание в развитии наглядно-образного мышления; трудности овладения операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения; ригидность мышления;
Б) в эмоционально-волевой сфере: неуверенность в себе, заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности, негативизм, снижение мотивации и самоконтроля, повышенная раздражительность.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что дети дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи нуждаются комплексном психолого-педагогическом сопровождении, направленном на развитие и коррекцию всех психических процессов. Соответственно, полноценное психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории должно осуществляться тремя специалистами: учителем-логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. При этом каждый из специалистов в рамках своей компетенции оказывает специализированную помощь по направлению своей деятельности:
- учитель-логопед формирует все компоненты речевой сферы;
- учитель-дефектолог развивает моторную и когнитивную сферы;
- педагог-психолог развивает эмоционально-волевую сферу.
Возможность реализации междисциплинарного подхода к преодолению первичного (ведущего) дефекта – нарушения развития речи – в условиях ЦПМСС позволяет реализовать психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОНР качественно и эффективно.
По словам Л.С. Выготского, «обучение должно вести за собой развитие». В случае обучения детей с ОНР под развитием понимается не только повышение уровня речевого развития ребенка, но и повышение уровня психического развития в целом. Специалисты, реализующие обучение детей с данной речевой патологией, ставят перед собой главную общую цель этого обучения - создание оптимальных условий для амплификации психического развития ребенка с ОНР и повышения его коммуникативной компетенции. Исходя из общей цели, каждый из специалистов подчиняет непосредственно свою педагогическую деятельность той цели, которая определяется его компетентностью. Целью логопедического воздействия является преодоление (смягчение) речевого дефекта и формирование правильной речи детей как полноценного средства общения. Целью дефектологической коррекции - достижение дошкольниками с ОНР уровня развития когнитивной и моторных сфер, необходимого в дальнейшем для успешного освоения ими образовательного стандарта в условиях школы. А целью психопрофилактической и психокоррекционной работы - развитие и совершенствование эмоционально-личностной сферы ребенка с ОНР. Таким образом, при комплексном психолого-педагогическом сопровождении идет развитие всех сторон психики детей со сложной речевой патологией.
При построении коррекционно-развивающей работы все специалисты, реализующие психолого-педагогическое сопровождение, опираются на учение Л.С. Выготского о двух зонах (уровнях) развития личности: «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития». Эти понятия помогают специалистам составить коррекционно-развивающую программу для каждого отдельно взятого ребенка, определить ожидаемый результат коррекционного воздействия, выбрать форму проведения занятий и определить основные направления работы с ребенком. Т.е. «зона актуального развития» - это уже имеющийся, достигнутый уровень развития каждой из сфер психики, а «зона ближайшего развития» - ожидаемый, потенциальный уровень развития, которого ребенок может достичь с помощью педагога. Соответственно, при выполнении индивидуальной коррекционно-развивающей программы и достижении ожидаемого результата, «зона ближайшего развития» становится «зоной актуального развития».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР – особая форма психолого-педагогической практики, предполагающая соучастие взрослого (специалиста) в индивидуальном развитии ребенка.
Хочется отметить, что возможности ЦПМСС по оказанию специализированной помощи детям со сложной речевой патологией в рамках психолого-педагогического сопровождения позволяют обеспечить достижение максимально возможного уровня психического развития в целом и успешную социализацию таких детей в общую детскую популяцию.
Литература:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М., 1982.
2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.
3. Усанова О.Н., Синякова Т.П. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи. М., 1982.
4. Белякова И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фагередо Э. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально раз витой речью. М., 1991