ЭССЕ на тему: «Какова роль дидактических игр в активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах?»


ЭССЕ на тему:
«Какова роль дидактических игр в активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах?»
Какова роль дидактических игр в активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах?
Каждый ребенок, переходя от одного этапа своей жизни к другому- полностью должен перестроиться. Так, дети, выпускаясь из детского сада, готовятся к более самостоятельной и абсолютно не привычной им жизни. Это время, когда ребёнка, в его окружении называют «учеником». И с новым статусом в жизни, он должен идти вперёд. Что же такое школа для детей? Конечно же, это интересная, ответственная и полная новых впечатлений полоса жизни. Я считаю, что немало важную роль на уроках в начальных классах занимают дидактические игры. Что же такое дидактические игры и чем они важны для школьников? Дидактическая игра, это та деятельность которая делает коллектив дружнее и ставит перед ним определенную цель. По завершению этой деятельности формируется единое, общее мнение. Во время дидактических игр задействован каждый ученик по одному и все вместе.
Дело в том, что в своём, ещё детском возрасте, ребёнок запоминает всё более точно с помощью игр. Так как игра, для детей, это привычная среда. В которой им интересно находиться. Если поразмышлять о деятельности ребенка, то можно вспомнить, как влияют дидактические игры на запоминание материала. И сразу вспоминается, как учат буквы, напевая их песенкой, и как рассказывают стихотворения, ассоциируя, каждую строку с определенным движением.
В школе, одним из важных и интересных, является предмет – математика. Это та самая наука, которую каждый человек проносит через всю свою жизнь. Начиная с самого раннего возраста, когда ребенок показывает пальцами сколько ему лет, и до самой старости считает всё, что его окружает.
Очень важны и полезны на уроках математики в начальной школе дидактические игры. Начиная с первого класса, когда учитель проводит урок математики, детям нужно усваивать много новой информации. И для того, чтобы урок не стал скучным или неинтересным, обязательным этапом стали дидактические игры. Благодаря, которым у младших школьников закрепляется больше материала и усваивается больше информации.
Очень важно, чтобы учитель осознавал, различие между детскими играми и дидактическими играми. Дело в том, что детские игры имеют большое отличие. Когда ребенок находится в детском саду, его игры, это развлечения и времяпровождения. Но для ученика, игры, имеют абсолютно другое значение. Когда, учитель готовится к уроку, а так как мы говорим об уроке математики, то это не только математический характер игры, но и логическое мышление и познавательная деятельность, он должен создать все условия для ученика. Во- первых, дидактическая игра должна быть интересной, так как если это условие не будет выполнено, то ученик потеряет интерес и к игровой деятельности, и к предмету математики. Во-вторых, проводя на уроке математики дидактические игры, в них должен быть заложен смысл темы урока, для того чтобы, у ученика осталась ассоциация этой темы именно с этим уроком. И в- третьих, нужно задействовать весь класс, для того чтобы каждый ученик мог выполнить определенное задание.
Дидактическая игра, это целенаправленная деятельность учителя и учащихся. Которая может проводиться на разных этапах урока. Можно провести её на этапе повторения и с помощью неё понять, как ученики запомнили пройденный материал. Также, можно провести и на этапе закрепления. Уместной, будет провождение дидактической игры и на этапе изучения нового материала. Главное, чтоб она была уместной и развивала познавательные интересы у учащихся.
В процессе обучения математики дидактические игры решают множество воспитательных и учебных задач. Воспитательные задачи, помогают учителю организовывать совместную деятельность, и прививать детям умение контролировать свои поступки. А учебные задачи, учитель сопоставляет с ходом действий в игре. Также важную роль, имеет анализ игры, проведенной во время урока.
Учитель должен спланировать свою работу, так чтоб с каждым новым учебным годом дидактические игры возрастали в уровне сложности. Так, ученики первого класса только учатся считать и игры можно проводить, как ассоциации. А вот, во втором и третьих классах, задания для игр усложняются и закрепляют память, и мышление- особенно при изучении таблицы умножения. В четвёртом классе ученики, уже находятся на этапе усвоения всех знаний, полученных в начальной школе, и их интересы значительно меняются. Главное, в проведении дидактических игр, чтоб у детей был интерес, и чтоб играли они не потому, что играют все, а потому, что им это интересно. Отношение к дидактическим играм не должно перерасти в привычную сферу деятельности, для этого следует использовать не явную наглядность, а переход к более символическим формам.
В дидактических играх, можно выделить два вида: это сюжетно- ролевые и игры- упражнения.
В сюжетно- ролевых играх используются такие элементы, как роль, сюжет, игровое действие. А в играх- упражнениях, используются только элементы игры.
Также, о роли дидактических игр на уроках математики можно сказать, что они несут познавательную деятельность. Так как они привлекают внимание к учебному материалу и помогают лучше его усвоить, это поможет нам, добиться качественного процесса образования.
Рассуждая, о том какова роль дидактических игр в активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах, можно сделать вывод, что на этапе начального образования она очень важна. Как показывает практика, если умело использовать материал, то применение дидактических игр повысит эффективность учебного и воспитательного процессов. У учеников будет воспитываться любовь к математике, а именно к решению нестандартных, требующих логического мышления задач. Также, я считаю, что учитель, который включает в урок математики дидактические игры обязательно добьётся гибкости мышления своих учеников. А это значит, что детям будут интересны уроки математики и заниматься на них они будут с удовольствием. Благодаря этому, учителю будет интереснее проводить урок математики и получать от учеников желаемые результаты. К таким плодотворным урокам учитель будет готовиться с удовольствием, а это значит, что уроки будут проходить с успехом.
Игра, является сильным стимулом в обучении. Во время дидактических игр развивается познавательный интерес, так как в игре, в отличие от учебной деятельности мотивов больше. Отсюда, следует сделать вывод, что важность дидактических игр, проявляется на разных этапах урока и имеет важную роль в процессе обучения учеников начальной школы.