Конструкт по окружающему миру на тему Солнце, растение и мы с вами (3 класс)


Конструкт урока по окружающему миру
Гилёвой Анны Александровны
Класс:3
Программа: Школа России
Тема урока: Солнце, растения и мы с вами.
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий.
Цель: показать значение растений в жизни животных и человека
Планируемый результат:
Личностный: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявляют интерес к теме урока; положительно относятся к двигательной активности.
Метапредметные:
регулятивные (умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находят ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводят под понятия, выделяют следствия поиска средств ее осуществления)
познавательные (волевая саморегуляция; умеют осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществляют внесение в алгоритм изменений; умеют высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
коммуникативные (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, умеют слушать и слышать других, способны к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем)
Предметный: знают условия питания и дыхания растений, создание питательных и дыхательных веществ для человека, знают роль растений в создании питательных веществ и кислорода для животных и людей.
Задачи:
Воспитательная: создать мотивацию к учебной и творческой деятельности; сформировать интерес к теме урока; создать условия для положительного отношения к двигательной активности.
Развивающая:
познавательные УУД (уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить под понятия, выделять следствия поиска средств ее осуществления)
регулятивные УУД (волевая саморегуляция; уметь осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществлять поиск и внесение в него изменений; уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
коммуникативные УУД (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, уметь слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевать способностью инициативно сотрудничать с учителем).
Образовательная: познакомить с ролью растений в создании питательных веществ и кислорода для животных и людей, познакомить с условиями питания и дыхания растений, показать создание питательных и дыхательных веществ для человека.
Принципы обучения:
психологической комфортности;
доступности;
наглядности;
систематичности;
последовательности.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: рассказ, беседа, объяснение, упражнение)
2. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования)
3.Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации).
Методы воспитания:
1.Методы формирования социального опыта детей (пример).
2.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).
3.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной процессе (создание ситуации успеха).
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная
Оборудование:
Индивидуальное: тетрадь, ручка, схема «Питание и дыхание растений» (с пропусками и без)
Демонстрационное: презентация, карточки «солнце, растение, человек» (на обратной стороне написана тема урока)
Источники информации:
ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Информатика учебник 2 класс 1 часть издательство Школьный дом. 2012
А. В. Горячева «Информатика и ИКТ» (Информационные и коммуникативные технологии)" Примерная основная ОП, 2011 г.
http://www.fife.plus.ru/(пять с плюсом)
http://www.children.world.ru/(детский мир)
http://www.rzd– expo.ru/ (фотосинтез)
План урока:
Мотивация к учебной деятельности.(1-2 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.(5мин)
Решение проблемы.(10мин)
Физминутка (5 мин)
Первичное закрепление.(10мин)
Организация самостоятельной деятельности.(5мин)
Рефлексия учебной деятельности.(5 мин)
Оформление учебного кабинета, доски:
21 октября

7620011430000
16827563500012941306350008877301682750088773018415000786130635000 Ход урока
Этапы урока
задачи Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, учащихся. Планируемый результат
1. Мотивация к учебной деятельности.
Задача:
мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность Объяснение -Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами.
-Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Анна Александровна.
-Давайте подарим друг другу порцию хорошего настроения с помощью улыбки.
-На парте оставьте учебник и простой карандаш.
Регулятивные УУД (волевая саморегуляция), Коммуникативные УУД
(умение слушать)
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача:
сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию
Беседа, демонстрация, постановка проблемной ситуации -Ребята, на предыдущем уроке, что вы изучили?
(ответы детей)
-Можете полистать учебники, чтобы вспомнить.
-Вы изучили царство растений, т. е великое разнообразие растений и находили отличия между ними различия. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадки.
Загадка про солнце
Бродит одиноко,
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (солнце)
Загадка про растение
Дышит, растет,
А ходит не может (растение)
Загадка про человека
На земле он всех умней, потому и всех сильней. (человек)
-О чем мы будем сегодня говорить?
(варианты ответов детей)
-Тема нашего урока: Солнце, растения и мы с вами.
-Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство растений. То есть целью урока будет показать значение растений в жизни животных и человека. Регулятивные УУД (умеют осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществляют поиск и внесение в него изменений)
Познавательные УУД (умение овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;)
Коммуникативные УУД
(умение слушать и понимать других)
3. Решение проблемы
Задача:
спланировать задачи урока, найти ответ на них. Беседа, Объяснение, пример, демонстрация
-Ребята, откройте учебники на странице 77.
- Давайте спланируем нашу работу. Какие мы может поставить задачи нашего урока, опираясь на страницу 77?
-Давайте откроем учебники. Ой, ребята, к нам гости.
-К нам в гости пришел Незнайка с письмом. Откроем конверт и прочитаем, что за письмо принес нам Незнайка.
-Миша, прочитай, пожалуйста.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я пришел к вам в гости за помощью. Моя дорогая Кнопочка, попросила меня посмотреть за ее цветком. За такую услугу она пообещала мне дать вкусное, большое яблоко. Но я не знаю, как за ним ухаживать, как оно вообще растет, дышит и питается. Я не могу ответить на эти вопросы, так как не умею читать. Ребята, помогите мне ответить на эти вопросы, чтобы приехав, Кнопочка поняла и увидела, что я хорошо обращался и ухаживал за ее цветком, и получил свое желанное яблоко. Ребята, вы мне поможете?
(ответы детей)
-Ребята, чтобы помочь Незнайке, какие мы можем поставить задачи?
-Ребята, обратите внимание на доску. Ребята, кто-нибудь из вас знает, как взаимосвязаны солнце, растение и человек?
(варианты ответов детей)
-Так что нам нужно узнать, определить?
-1 задача: Определить, как взаимосвязаны солнце, растения и человек.
-Ребята, Незнайка смотрит
-2 задача: Найти примеры взаимодействия в окружающем мире.
-Ребята, у нас две схемы. Что мы можем сделать с этими схемами?
-Ребята, мы спланировали наш урок, с чего мы начнем, чтобы помочь нашему Незнайке не погубить цветок Кнопочки?
(С первой задачи)
- Вика, что нам поможет решить первую задачу?
(схема)
- Это схема нас странице 77, вверху. Ребята, найдите схему в учебнике.
-Рассмотрите первую верхнюю схему.
-Прочитайте, как называется верхняя схема?
(ответы детей)
-Она называется «Дыхание растений».
-Что здесь изображено?
(ребята, это схема, в схемах для обозначения чего- либо используют условные обозначения)
-Здесь изображено как растения НОЧЬЮ, без солнца, из воздуха поглощают частицы кислорода и выделяют углекислый газ.
Медики не советуют в спальне ставить много цветов.
Рассмотрим схему «Питание растений».
-Рассмотрите внимательно схему. Ребята, как вы думаете, как растения питаются и чем?
(растения питаются растворенными солями и водой, углекислым газом)
-Как вы определили, что растения питаются углекислым газом и солями?
-А мы только что по верхней схеме определили, что растения питаются (чем?) кислородом и выделяют (что?) углекислый газ.
-Непонятно! Незнайка в недоумении! Может что-то мы с вами ещё не рассмотрели? Чем ещё отличаются схемы? (солнце)
-Значит, важную роль в жизни растений играет солнце!
-Что ещё необходимо, чтобы происходило питание растений?
Вы уже изучили тему «Почва». Чем питаются растения? (минеральными солями)
-Вам поможет вспомнить схема на стр. 67.
-Как же это происходит?
-Ребята, у меня есть цветок Кнопочки, которое она дала Незнайке. А Незнайка принес цветок показать нам.
-Ребята, растения смогут питаться такой солью? Твердой?
-Нет.
-А если растворим соль. Чем можно растворить соль?
(водой)
-Я насыпаю мин. соль в стакан, разбавляю водой. Тогда растения смогут питаться растворенными солями?
(да)
-Мы добавили в соль воды. Значит, земля какая должна быть?
(влажной)
-Ваши родители или бабушки ходят в сады?
-Что они там делают?
(поливают)
-Наши мамы и бабушки ходят в сад для того, чтобы поливать растения, что бы они питались и росли. Удобрения – это и есть питательные минеральные соли.
-То есть, что мы скажем Незнайке. Своими корнями растения всасывают из почвы воду что?
(варианты ответов детей)
-Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. Регулятивные УУД (овладение навыком работы по самостоятельно составленному плану; умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
Познавательные УУД(нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях;
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подведение под понятия, выведение следствий поиска средств ее осуществления)
Коммуникативные
УУД (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения)
4. Физминутка
Задача:
снять напряжение
упражнение Я хочу построить дом,
Чтоб окошко было в нем,
Чтоб у дома дверь была,
Рядом, чтоб сосна росла.
Чтоб вокруг забор стоял
Пес ворота охранял
Солнце было
Дождик шел
И тюльпан в саду расцвел. Личностные:
(положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью)
5.Первичное закрепление
Задача:
найти решение на поставленные задачи Беседа, Объяснение, пример, демонстрация,
упражнение
-Незнайка, ты узнал все ответы на свои вопросы? Незнайка говорит, нет.
-Ребята, как вы думаете, что нам нужно еще узнать?
-Ребята, посмотрите внимательно на вторую схему. На нижней схеме на кроне дерева есть текст? Что написано?
-Как растения получают главные питательные вещества. Это мы сейчас с вами и узнаем
-Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть.
-Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана.
-Эту тайну раскрыли в наших учебниках. Сейчас мы с вами что сделаем?
-Прочитаем и узнаем тайну, как растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал.
Будем читать по абзацам. После прочтения абзаца выделять главную мысль.
-Первый абзац прочитает Миша.
-….
-Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа готовят пищу – сахар, крахмал.
-Но запомните: работает эта «кухня» только на свету. Почему же для работы «кухни» требуется свет? Чтобы нам питаться, нам нужен свет?
-Нужен.
-Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.
-Незнайка, мы ответили на все твои вопросы, нет.
-Ребята, после того, как ученные разгадали тайну, что они поняли?
-Поможем ответить Незнайке на этот вопрос?
-Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества.
-Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества. А вместе с этими веществами и необходимую им для жизни энергию.
-Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.
-Как вы думаете, в виде чего они передают нам свою энергию?
-Ученые сделали еще и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.
-Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относится ко всем растениям.
-Ребята, как вы думаете, где больше всего кислорода?
-Там, где много растений. А где много растений?
-В лесу.
-То есть растения выделяют кислород, которыми дышат живые существа. Вот почему охранять растения – значит заботиться обо всем живом.
-Ребята, почему говорят, что каждый человек за свою жизнь обязан посадить хоть одно дерево?
-Так как происходят незаконные вырубки леса, заводы загрязняют воздух, мусор уже не куда складывать. Ребята, вы знали, что в Индии самая грязная река. Река мусора. Даже не видно пустого места, где нет мусора.
-Ребята, как вы думаете, чтобы воздух был чистым, что нужно делать?
(не мусорить, садить больше растений…) Познавательные УУД
(умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной форме)
Регулятивные УУД
()
Коммуникативные УУД
(умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
6.Организация самостоятельной работы
Задача:
закрепить новые понятия, поработать в ноутбуках. объяснение,
демонстрация, упражнение -Ребята, сейчас каждому раздам по схеме. Нам нужно с этими схемами, что сделать?
(заполнить)
- Ребята, у вас на листочках пустые окна. Как вы думает, что нужно сделать с этими окнами?
-Заполнить их. Ребята, обратите внимание, мы будем заполнять питание и дыхание растений днем, когда светит солнце.
-Ребята, заполните их.
-Нижние окошечки нужно заполнить тем, чем деревья питаются через корни, а вверху что поглощает и что выделяет дерево.
-Заполняйте. У вас не больше пяти минут.
-Сейчас проверим Познавательные УУД
(выделяют признаки изучаемых объектов на основе сравнения; проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом)
Регулятивные УУД
(определяют наиболее эффективные способы достижения результата)
Коммуникативные УУД
(овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем)
7. Рефлексия учебной деятельности.
Задача:
организовать самооценку деятельности.
Беседа -Ребята, кто может перечислить три задачи, которые ставили в начале урока?
-Удалось ли решить поставленные задачи?
-Где вы можете применить новое знание?
-Какое задание вызвало у вас затруднение?
-Кому из ребят скажем спасибо?
-Как оцените работу класса? Регулятивные УУД
(формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию)