Открытый урок по окружающему миру Тема: «ВОЗДУХ – ЩИТ ЗЕМЛИ. ОХРАНА ВОЗДУХА» 2 класс


Открытый урок
по
окружающему миру
Тема:
«ВОЗДУХ –
ЩИТ ЗЕМЛИ.
ОХРАНА ВОЗДУХА»
Учитель: Затирченко О. В.
Тема урока: «ВОЗДУХ – ЩИТ ЗЕМЛИ. ОХРАНА ВОЗДУХА».
Задачи урока:
- формировать начальные понятия об атмосфере и функциях каждого слоя атмосферы, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека; систематизировать и закрепить изученный материал о воздухе, о факторах загрязнения воздуха и мерах по  его охране; дополнить его новыми сведениями;
- развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, устную речь, наблюдательность, познавательную активность учащихся; умение обобщать и делать выводы;
- воспитывать экологическое сознание, желание изучать, охранять и любить природу.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, тест по разделу «Вода», диаграмма « Состав воздуха», портреты:Ю. А. Гагарина, Джозефа Пристли и Антуана Лавуазье, Аристотеля; рабочий лист, иллюстрации: аэростат, воздушный шар, плакат «Земля».
Ход урока.
Организационный момент.
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, Интересное узнать.
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
II. Проверка домашнего задания (тест по разделу «Вода»).
Тест по разделу «Вода».
1.Какая площадь Земли занята водой.
А)1/4
Б)3/4
В)2/3
2. Круговоротом воды называют:
А) переход воды из одного состояния в другое
Б) замерзание воды
В) таяние воды
3. Где находится больше всего пресной воды?
А) в растаявшем снеге
Б)в ледниках
В) в осадках
4.Известный курорт целебных вод Казахстана:
А) Ессентуки
Б)Сарыагаш В) Боржоми
5.Хорошим фильтром для воды служит:
А) песок
Б) почва
В) бумага
6. Самое большое озеро в мире:
А) Или
Б) Балхаш
В)Каспийское море
7. Озеро, в котором вода наполовину пресная, наполовину солёная:
А) Или
Б) Балхаш
В) Каспийское море
8. Какая вода нужна для приготовления пиши?
А) пресная
Б) солёная
В) минеральная
9. Состояния воды:
А) твёрдое, газообразное,
Б)жидкое, твёрдое, газообразное
В) жидкое, твёрдое
10. Конденсация - это
А) превращение льда в воду
Б) превращение воды в пар
В)превращение водяного пара в воду
Взаимопроверка в парах. Ответы:1–В, 2–А, 3-Б, 4-Б, 5-А, 6-В, 7-Б, 8-А, 9-Б, 10-В
III. Сообщение темы и задач урока.Повторение пройденного материала.
Ребята, определить тему урока помогут загадки, послушайте  их.
Загадки:
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем(воздух).
Такой большойЧто занимает весь мирТакой маленький,Что пролезет в любую щель (воздух).
Тема урока: «ВОЗДУХ - ЩИТ ЗЕМЛИ. ОХРАНА ВОЗДУХА».
– Что такое воздух?Воздух – это смесь газов, которая не имеет запаха и цвета.
- Как вы понимаете значение слова щит? Щит – предмет защиты от кого либо или от чего либо.
Предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости (из дерева, металла, жесткой кожи) для предохранения от ударов, стрел (словарь Ожегова).
- Вспомним, что мы знаем о воздухе? А поможет нам стихотворение «Воздух».
Учитель читает стихотворение «ВОЗДУХ».
Он прозрачный невидимка,Лёгкий и бесцветный газ.Невесомою косынкойОн окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,Как целительный настой,Пахнет свежестью смолистой,Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,Веет холодом зимой,Когда иней красит стёклаИ лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,Мы о нём не говорим,Просто мы его вдыхаем –Ведь он нам необходим.
- О чем говорится в стихотворении?
– В стихотворении говорится о некоторых свойствах воздуха.
Свойства воздуха (повторение).
Объект исследования Свойства
Воздух прозрачный
бесцветный
без запаха
поддерживает горение
упругий в резиновых предметах
при нагревании расширяется
при охлаждении сжимается
плохо проводит тепло.
- Какие газы входят в состав воздуха? Состав воздуха: - азот (78%), кислород (21%), углекислый газ (1%) и примеси.
- Какой газ нам необходим для дыхания живым организмам? Кислород – газ для дыхания.
А знаете ли вы, что 600 литров кислорода необходимо для дыхания только на 1 день!
- Кому необходим воздух? Воздух нужен не только людям, но и растениям, рыбам, птицам, зверям, даже грибам и многим микробам.
- Почему же не кончается кислород, содержащийся в воздухе? При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют в атмосферу кислород. Не зря растения называют зелёными лёгкими планеты.
Сообщение.
Люди изучали свойства воздуха и стали использовать эти знания в своих целях. Так придумали воздушный шари решили использовать его для подъема вверх различных предметов.Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре  ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.
Тёплый воздух занимает больше места, чем холодный.В окна наших домов вставлены двойные и тройные рамы. Между рамами находится слой воздуха, который не выпускает тепло из комнаты. Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных и растения от холода.
ФИЗМИНУТКА «Две половинки».
IV. Работа по теме.
1) Вступительная беседа.
О том, что кажется нам пустым, а на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 летназад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты». Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – это смесь газов, которая не имеет запаха и цвета.
Первыми стали изучать состав воздуха и его свойства Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.
Джозеф Пристли (1733 — 1804)— британский священник, естествоиспытатель, философ, общественный деятель. Вошёл в историю прежде всего как выдающийся химик, открывший кислород и углекислый газ.
Антуа́нЛавуазье́ (1743—1794) — основатель современной химии.
Воздух полностью окружает земной шар и образует слой толщиной в сотни километров.
Мы живем на дне глубокого воздушного океана, который называется АТМОСФЕРОЙ.
Атмосфера – это слой воздуха, окружающий нас и нашу планету.
Её можно сравнить с голубой рубашкой планеты. В ней она  не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью.
Атмосфера, словно щит, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и  от опасных космических лучей – невидимок, которые могли бы убить все живое. И еще одну работу выполняет атмосфера, как толстое одеяло держит тепло и спасает от космического холода.
- Мы будем исследовать атмосферу. В помощь вам даны рабочие листы.
Выступление учащихся о планетах.
Солнечная системаПланеты и солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи – Солнце!По порядку все планетыНазовет любой из нас:Раз Меркурий, два Венера,Три Земля, четыре Марс,Пять Юпитер, шесть Сатурн,
Семь Уран, за ним НептунОн восьмым идет по счету.А за ним уже, потом, И девятая планетаПод названием Плутон.
Самая близкая планета к Солнцу – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая каменистая поверхность и нет атмосферы, которая могла бы защитить от солнечных лучей и от ударов метеоритов. На этой планете очень жарко ведь она находится близко к Солнцу. Меркурий торопится за солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза. Люди говорят: «Кому надо спешить куда - нибудь, пусть учатся у Меркурия».
Меркурий - ближайшая к Солнцу планета,Залит он лучами горячего света,Так много ему достается лучей,Что эта планета других горячей!Так быстро Меркурий бежит по орбите,Как будто торопит: «Меня догоните!»
Вторая от Солнца планета – Венера. Она зажигается на небесах, как далекий, яркий фонарик.Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь она в разное время года появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще не видно. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым люди не могут дышать.
ВенераВ честь богини красотыНазвана, Венера, ты!В темных небесах сияешь,Красотой нас одаряешь.
ЗемляНаша Земля - третья планета от Солнца. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Нашу планету укутывает нежным покрывалом атмосфера.Окружает земную сферуВоздушная атмосфера.Её прозрачная вуаль,Укрыла Землю, словно шаль.
Марс – четвертая планета Солнечной системы он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза больше Земли. У Марса есть атмосфера, но она не пригодна для дыхания. Поверхность Марса покрыта оранжево-красным песком, поэтому его называют «Красной планетой»Марс - таинственная планета.Она по размерам чуть больше Луны,Из-за кроваво-красного цветаНазвали планету в честь бога войны.
Пятая планета от солнца – Юпитер. Это громадный шар, состоящий из жидкого газа, в 11 раз больше Земли. Юпитер самая большая планета. Ему достается мало тепла от Солнца и поэтому там царит вечная зима.Юпитер – больше всех планет, Но суши на планете нет.Повсюду жидкий водородИ лютый холод круглый год!Шестая от Солнца планета – Сатурн. Сатурн газовая планета. Эта планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, её окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.Сатурн – красивая планетаЖелто – оранжевого цвета,И кольцами камней и льдаОкружена она всегда.
Уран расположен за Сатурном. Это единственная планета, которая вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь. Атмосфера Урана – холодный туман.Уран – лежебока, и встать ему лень,Подняться планете невмочь,Сорокалетие длиться там деньИ сорокалетие – ночь.Планета Нептун от земли далеко,Увидеть её в телескоп нелегко, От Солнца по счету планета восьмая,Царит на ней вечно зима ледяная.
Несется в пространстве далекий Плутон,Он Солнца лучами едва освещен.А чтоб не скучал в одиночестве он,С ним спутник летит под названьем Харон.
- Атмосфера есть и других планет, например у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему?Атмосфера других планет не пригодна для жизни.
Для дыхания нам нужен особый газ, который есть в земной атмосфере. Кислород – газ для дыхания.
Просмотр презентации «Атмосфера – состав и строение».
Слои атмосферы:
1. Тропосфера  -  20 км, там формируются облака, дождь, снег. Температура  - 50
                                градусов, -40 градусов.
Озоновый слой – 25 км от Земли. Защищает землю от вредного воздействия космоса.
2. Стратосфера -  50 км от Земли. Температура от 0 до  - 60 градусов. В этом слое 
                                  могут летать воздушные шары и самолёты.
3. Мезосфера – 80 км., в этом слое сгорают метеориты. Температура от  0 до  90
                            градусов.
4. Термосфера – 480 км от поверхности Земли. Здесь формируется северное сияние.
                              Температура 2000 градусов.
5. Экзосфера - до 100000 км самая внешняя часть атмосферы, разряженный слой (корона).
За атмосферой начинается безвоздушное пространство.
Вопросы:
- Какие слои атмосферы вы запомнили?
- В каком слое атмосферы формируются облака, дождь, снег?Тропосфера.
- В каком слое атмосферы сгорают метеориты? Мезосфера.
- Каково значение атмосферы?
1. Предохраняет землю от сильного перегрева или переохлаждения, от метеоритов.
2. Не пропускает различные вредные лучи на Землю.
- Слои атмосферы так же изучают и дережаблем, самолетом, космическими кораблями, вертолетами. 
- Наша Земля Казахстана знаменита на весь мир своим космодромом Байконур, который находится в Карагандинской области.
- Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин, показ портрета)
- И мы жители Казахстана должны гордиться своими героями - космонавтами (демонстрация портретов, краткая информация.)
1 космонавт - ТохтарАубакиров в 1991 г., герой советского Союза, удостоен звания ХалыкКахарман.
2. 1994, 1998, 2001, - Талгат Мусабаев, Народный герой.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Рассказ учителя о ветре:
Ветер – движение воздуха.
Земля  в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух.
Теплый воздух легче холодного.
Теплый воздух поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха.
Помашите около лица. Что вы чувствуете? Мы ощущаем легкий ветерок.
Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль.
Как же человек заставляет ветер помогать себе?
Человек строит ветряные мельницы, ветряные электростанции. Ветер надувает паруса кораблей.
Ветряные двигатели не загрязняют воздух.
Ветер, который ломает деревья и сносит крыши домов, называется бризом.
Ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует.
ДИСКУССИЯ:
- Влияние человека на природу может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнения воздуха и вод, уничтожение лесов, животных, птиц, насекомых).
- Перечислите основные источники загрязнения воздуха (Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором).
- Какой газ вредный  для  всего  живого? (Углекислый  газ).
– Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ.
– Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше.
– Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.
Работа по учебнику.
- Сопоставьте свои знания с текстом из учебника.
- Читают жужжащим чтением(стр. 44).
- Что нового узнали из текста.
- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.
Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, клены, сирень.
Активно «спасает» нас от вредных веществ  трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу!
На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вязь 14 кг кислорода в год. Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины. Тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя  и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.
Из-за загрязнения воздуха на земле погибают животные, растения, их становится все меньше и меньше.
Без воздуха нет жизни на Земле ни для человека, ни для животных, ни для растений.
- Кто следит за охраной воздуха?
ЭКОЛОГ - это ученый, который исследует невидимые связи природы и человека.
- Что такое ЭКОЛОГИЯ?
- Слово «ЭКОЛОГИЯ» образовалось от греческих слов: « ЭКОС» - дом, «ЛОГОС» - наука, учение. Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по которым мы должны в нем жить. Любое живое существо множеством невидимых нитей связано с тем, что создано руками человека. Вот эти невидимые связи как раз и исследует наука экология.
- Озоновый слой защищает от ультрафиолетовых лучей, но и сам нуждается в защите. (Экологическая проблема).
- Как вы думаете от чего это происходит.
(Загрязнение окружающей среды: вещества попадают в воздух и поднимаются вверх образуя озоновые дыры, которые грозят проникновению на Землю опасных ультрафиолетовых лучей).
Загрязнение атмосферы (воздуха)
Главный загрязнитель атмосферы городов – автомобильный транспорт. На его долю приходится до 70% выбросов. Сегодня в мире примерно 900 млн. штук автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5 – 4 кг угарного газа.
V. Подведение итога урока, выставление оценок.
- Природа – это наше богатство и красота. Мы живем в прекрасной стране. Природу надо беречь, охранять и приумножать ее богатства. И если каждый, живущий на планете Земля, будет соблюдать закон об охране природы, то природа украсит нашу жизнь, она доставит нам много радости.
- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)
Подведём итог урока с помощью звёздочек.
Красные – урок понравился, жёлтые - на уроке мне было неинтересно.
Спасибо за урок!

ЮРИЙ
АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН
771525-69215
Джозеф Пристли
(1733 — 1804)
216535-41910
Антуан Лавуазье
(1743—1794)

АЭРОСТАТ
«ПУМА»


Тест по разделу «Вода».
1.Какая площадь Земли занята водой.
А) 1/4
Б) 3/4
В) 2/3
2. Круговоротом воды называют:
А) переход воды из одного состояния в другое
Б) замерзание воды
В) таяние воды
3.Где находится больше всего пресной воды?
А) в растаявшем снеге
Б)в ледниках
В) в осадках
4.Известный курорт целебных вод Казахстана:
А) Ессентуки
Б) Сарыагаш В) Боржоми
5.Хорошим фильтром для воды служит:
А) песок
Б) почва
В) бумага
6. Самое большое озеро в мире:
А) Или
Б) Балхаш
В) Каспийское море
7. Озеро, в котором вода наполовину пресная, наполовину солёная:
А) Или
Б) Балхаш
В) Каспийское море
8. Какая вода нужна для приготовления пиши?
А) пресная
Б) солёная
В) минеральная
9. Состояния воды:
А) твёрдое, газообразное,
Б) жидкое, твёрдое, газообразное
В) жидкое, твёрдое
10. Конденсация - это
А) превращение льда в воду
Б) превращение воды в пар
В) превращение водяного пара в воду
Проверь себя:
1–В
2–А
3-Б
4-Б
5-А
6-В
7-Б
8-А
9-Б
10-В
ОЦЕНКА
«5»-10
«4»-9,8
«3»-7,6,5
«2»-4,3,2


Тема урока: Воздух – щит Земли. Охрана воздуха.
Сформулируй и запомни определение.
Воздух - это смесь газов, которая не имеет запаха и цвета.
Ветер – это движение воздуха.
Атмосфера – это слой воздуха, окружающий нас и нашу планету.
Состав воздуха.
22086872577
Свойства воздуха.
Объект исследования Свойства
Воздух прозрачный
бесцветный
без запаха
поддерживает горение
упругий в резиновых предметах
при нагревании расширяется
при охлаждении сжимается
плохо проводит тепло.
4. Слои атмосферы:
1. Тропосфера  -  20 км, там формируются облака, дождь, снег. Температура 
- 50градусов, -40 градусов.
Озоновый слой – 25 км от Земли. Защищает землю от вредного воздействия космоса.
2. Стратосфера -  50 км от Земли. Температура от 0 до  - 60 градусов. В этом слое могут летать воздушные шары и самолёты.
3. Мезосфера – 80 км., в этом слое сгорают метеориты. Температура от  0 до 
90градусов.
4. Термосфера – 480 км от поверхности Земли. Здесь формируется северное сияние. Температура 2000 градусов.
5. Экзосфера – до 100000 км самая внешняя часть атмосферы, разряженный слой (корона).
ЭКОЛОГ - это ученый, который исследует невидимые связи природы и человека.
ЭКОЛОГИЯ образовалось от греческих слов: «ЭКОС» - дом и«ЛОГОС» - наука, учение.
ЭКОЛОГИЯ - наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по которым мы должны в нем жить. Любое живое существо множеством невидимых нитей связано с тем, что создано руками человека. Вот эти невидимые связи как раз и исследует наука ЭКОЛОГИЯ.
Тема урока: «ВОЗДУХ – ЩИТ ЗЕМЛИ. ОХРАНА ВОЗДУХА».
Задачи урока:
- формировать начальные понятия об атмосфере и функциях каждого слоя атмосферы, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека; систематизировать и закрепить изученный материал о воздухе, о факторах загрязнения воздуха и мерах по  его охране; дополнить его новыми сведениями;
- развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, устную речь, наблюдательность, познавательную активность учащихся; умение обобщать и делать выводы;
- воспитывать экологическое сознание, желание изучать, охранять и любить природу.
Оборудование: учебник «Познание мира» 4 класс, тест по разделу «Вода», диаграмма « Состав воздуха», портреты:Ю. А. Гагарина, Т. Аубакирова, Т. Мусабаева, Джозефа Пристли и Антуана Лавуазье, Аристотеля; рабочий лист, иллюстрации: аэростат, воздушный шар, плакат «Земля».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема урока: «ВОЗДУХ – ЩИТ ЗЕМЛИ. ОХРАНА ВОЗДУХА».
Задачи урока:
- формировать начальные понятия об атмосфере и функциях каждого слоя атмосферы, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека; систематизировать и закрепить изученный материал о воздухе, о факторах загрязнения воздуха и мерах по  его охране; дополнить его новыми сведениями;
- развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, устную речь, наблюдательность, познавательную активность учащихся; умение обобщать и делать выводы;
- воспитывать экологическое сознание, желание изучать, охранять и любить природу.
Оборудование: учебник «Познание мира» 4 класс, тест по разделу «Вода», диаграмма « Состав воздуха», портреты:Ю. А. Гагарина, Т. Аубакирова, Т. Мусабаева, Джозефа Пристли и Антуана Лавуазье, Аристотеля; рабочий лист, иллюстрации: аэростат, воздушный шар, плакат «Земля».
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема урока: «ВОЗДУХ – ЩИТ ЗЕМЛИ. ОХРАНА ВОЗДУХА».
Задачи урока:
- формировать начальные понятия об атмосфере и функциях каждого слоя атмосферы, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека; систематизировать и закрепить изученный материал о воздухе, о факторах загрязнения воздуха и мерах по  его охране; дополнить его новыми сведениями;
- развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, устную речь, наблюдательность, познавательную активность учащихся; умение обобщать и делать выводы;
- воспитывать экологическое сознание, желание изучать, охранять и любить природу.
Оборудование: учебник «Познание мира» 4 класс, тест по разделу «Вода», диаграмма « Состав воздуха», портреты:Ю. А. Гагарина, Т. Аубакирова, Т. Мусабаева, Джозефа Пристли и Антуана Лавуазье, Аристотеля; рабочий лист, иллюстрации: аэростат, воздушный шар, плакат «Земля».