План — конспект урока по обществознанию для 10 класса на тему Мораль


Разработка урока по обществознанию в 10 классе на тему «Мораль»

Класс 10 дата __________ предмет: обществознание
Тема урока: Мораль
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Вид урока: урок – беседа
Цели урока:
рассмотреть содержание понятия “мораль”, расширить, систематизировать и углубить знания о морали;
выделить признаки данного термина;
обосновать ее значение в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.
Задачи урока:
образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, моральные нормы, этика, “золотое правило нравственности”; принцип моральной автономии личности, гуманизм, моральные идеалы, нравственная культура личности; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.
развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.
воспитывающие: воспитывать в учащихся  нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.
Оборудование: доска; Обществознание. 10 класс : учеб. для обгщеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М. : Просвещение, 2008 -2014. 350 с. (Академический школьный учебник); проектор, экран, презентация к уроку, заготовки красных и синих карточек, карточки со словами.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

I. Что такое мораль?
-Определение морали
- Подходы к происхождению морали
- 3 этических принципа морали
-Нравственные (моральные) идеалы.
II. Мораль и право
III. Добро и зло
IV. Нравственная культура личности.
-Определение нравственной культуры личности
-3 этапа формирования нравственной культуры
V. Заключение.

1. Организация урока.
2. Подготовка к изучению нового материала.
- Итак, хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. (Учитель читает,см. приложение 1)
- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?
- С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня остановимся более подробно.






- Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”.
- План нашего урока вы видите на экране.
- Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока.


I. Что такое мораль?
Ребята, сформулируйте определение понятия “мораль”? Укажите ваше понимание морали.
Сравним с определением, которое дается в учебнике
Определение на экране
Мораль –это совокупность норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания способное регулировать действия и поступки человека.
Следующий этап урока, делим класс на 4 группы (выводим на экран)
группа - анализируют период древности
группа - анализирует период средневековья
группа - анализирует период нового времени
группа - анализируют период новейшей истории
задание: используя текст параграфа и знания по истории каждой группе необходимо:
(выводим на экран)
-проанализировать подход к происхождению морали и основные моральные принципы;
-найти понятие нравственного идеала для данного периода времени
-сформулировать понятие морали для данного периода
Учитель: Выслушав выступление учащихся мы приходим к выводу, что с изменением исторической ситуации меняется и само представление о морали и нравственности.
II . Мораль и право
- И так чем мораль отличается от права
- Давайте вспомним, что такое право?
(выводим на экран)
Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.
- Что объединяет понятия мораль и право, и что их отличает?
Задание:
Когда впервые появляется мораль и когда право?
Что было раньше и почему?
Что является общим, а в чем отличия
Выслушав точку зрения учеников учитель делает вывод: ((выводим на экран)
Общим является:
Мораль и право относится к социальным нормам;
выступает мерой свободы в обществе;
регулирует общественные отношения.
Отличия:
1. Право возникает позже морали
2. нормы морали добровольные а права обязательные
3. мораль поддерживает общественные отношения
4. право регулирует отношения которые подконтрольны государству законного и t
III. Добро и зло - синквейн на 2 варианта
3 прилагательных
2 глагола
1 сущ.+1прил.(простое предложение)
1 слово- главный ассоциат
IV. Нравственная культура личности.
Работаем с учебником
учитель дает «шапку» таблицы (выводим на экран)

V. Заключение.
Давайте подведем итоги и проиллюстрируем конкретными примерами взаимосвязь морали и права.
1.Мораль возникла раньше права
При наличии времени на доске заполняется таблица с помощью карточек. (Приложение 3)
2.Исходя из исторической ситуации меняется само понятие морали и нравственные идеалы, понятие добра и зла. (Приложение 4)
3.Выделяется 3 основных этапа в формировании нравственной культуры
1. Формирование элементарной нравственности

2. Формирование конвенциональной нравственности

3. Формирование автономной нравственности
Учитель:
В заключении хочу сказать: прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной? Поэтому задумываться о своих поступках, любите людей как самого себя, любите самого себя.
Д/з параграф 12, письменная работа: Высоконравственный человек это .



ученики слушают

Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.
Записывают тему урока в тетради
Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее идеалы, что представляет собой высоко нравственный человек.

Высказывают свои определения





Записывают определение в тетради




Работа в группах (5-7) мин








каждой группе отводится 1-1.5 мин на защиту своей точки зрения, где учащиеся характеризуют подходы, принципы и нравственные идеалы морали в данный исторический период.







Ответы учащихся




Работа с учебником






Мораль – с появлением человеческого общества, право – с появлением государства



















Составляют синквейн. Учащиеся зачитывают синквейн, формулируя понятия добро и зло.



Чертят и заполняют таблицу
Учащиеся зачитывают результаты работы в таблице. (Приложение 2)



Приводят примеры или заполняют таблицу


Игра «да» или «нет»
(отвечают с помощью карточек)















Запись Д/з в дневник


Приложение 1
Притча “Яма”
“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.
Приложение 2
Этап формирования нравственной культуры
Примеры проявления

Формирование элементарной нравственности

Формирование конвенциональной нравственности

Формирование автономной нравственности


Нравственное поведение основано на послушании, подражании, страх и боязнь наказания

Мнение окружающих, что обо мне подумают

Основано на саморегуляции и чувстве совести, на нравственном сознании


Приложение 3
Мораль и право
Вопросы для сравнения
Право
Мораль

Кто вырабатывает
Государство
Общество

Где закреплено?
В законах государства
Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?
Наступает юридическая ответственность
Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение
Обязательно
Не обязательно

Что регулирует?
служат для регулирования и оценки поступков человека.


Приложение 4
Игра «да» или «нет»
(у учащихся на парте карточки красного (ДА) и синего (НЕТ) цвета, с помощью которых они отвечают на вопросы учителя)
1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).
2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).
3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).
4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).
5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).
6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).
7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).
8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).
9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

Список литературы
Взаимоотношения морали и права: таблица сходств и различий // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мораль и право // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Притча «Яма» // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




15