Работа для научно-практической конференции Шаг в науку


Городская Научно-практическая конференция
«Шаг в науку»
Группа «Юниор»
Секция технология
Здоровье подростков и мода - в поисках компромисса
Автор работы: Пичуева Мария
Место выполнения работы: Россия, Забайкальский край, г. Чита
МБОУ СОШ № 9, 7 класс
Руководитель: Гурулева Татьяна Александровна
учитель технологии первой категории

Чита 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ :Краткая аннотация____________________________________________________________4
Аннотация___________________________________________________________________5План исследования____________________________________________________________7
Библиография________________________________________________________________8 Научная статья______________________________________________________________________9
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_________________________________________9
1.1.Введение_______________________________________________________________________9
1. 2. Обоснование проблемы и необходимости её решения______________________10
1.3. Мода как общепатогенный фактор__________________________________________13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_________________________________________27
2.1. Проведение опроса среди учениц 6 и 7 классов______________________________35
2.2. Анкетирование учащихся_________________________________________________35
2.3. Проведение мини - классного часа на тему «Здоровье подростков и мода – в поисках компромисса»_______________________________________________________________36
2.4. Проведение выборочного опроса родителей учеников ________________________36
2.5. Проведение интервью_____________________________________________________36
2.6. Проведение конкурса листков «Мода и я»___________________________________37
2.7. Выводы по практической части_____________________________________________37
2.8. Заключение _____________________________________________________________38
Приложения________________________________________________________________32
Приложение 1. Опрос учащихся________________________________________________32
Приложение 2 . Анкета________________________________________________________34
Приложение 3. Мини - классный час «Здоровье подростков и мода – в поисках компромисса»_______________________________________________________________37
Приложение 4. Вопросы выборочного опроса родителей обучающихся начальной и средней школы______________________________________________________________43
Приложение 5. Интервью_____________________________________________________44
Приложение 6. Конкурс листков «Мода и я»_____________________________________46
Приложение 7. Фотографии рассматриваемых модных течений_____________________48
Тема: Здоровье подростков и мода – в поисках компромисса
Автор работы: Пичуева Мария
Место выполнения работы: Россия, Забайкальский край, г. Чита, МБОУ СОШ № 9, 7 класс
Краткая аннотация
Цель исследования
Исследовать влияние некоторых аспектов моды на здоровье подростков (учениц средней школы)
Использовались следующие методы
анализ и сравнение собранного материала
наблюдение во время проведения классных часов, конкурса листков на тему «Мода и я»
опросы учениц, родителей и учителей, анкетирование учащихся
обработка статистических данных

В данном исследовании мы сравнили показатели здоровья подрастающего поколения начала прошлого века и современной молодежи; определили необходимость компромисса между модой и здоровьем подростков в целях сохранения здоровья и самой жизни.
Перспективу проведенного нами исследования мы видим в просветительской работе по вопросам популяризации знаний влияния на здоровье модных атрибутов, аспектов и тенденций в целях предупреждения заболеваний.
Тема: здоровье подростков и мода – в поисках компромисса
Автор работы: Пичуева Мария
Место выполнения работы: Россия, Забайкальский край, г. Чита, МБОУ СОШ № 9, 7 класс
Аннотация
Цель исследования
Исследовать влияние некоторых аспектов моды на здоровье подростков (учениц средней школы); сравнить показатели здоровья подрастающего поколения начала прошлого века и современной молодежи; определить необходимость компромисса между модой и здоровьем подростков.
Задачи
исследовать проблему сохранения и целенаправленного формирования здоровья подростков в сложных современных условиях развития России;
рассмотреть факторы, потенциально оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье подрастающего поколения (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся;
сравнить показатели здоровья подрастающего поколения начала прошлого века и современной молодежи;
изучить аспекты современной моды, которыми увлекается молодежь;
проследить тенденции увлечений модой учениц средней школы;
узнать о вреде модных влияний на организм человека, в частности подростков;
найти точки пересечения между модными тенденциями и здоровьем школьников
определить, имеется ли необходимость оградить школьников от современной моды или стоит искать компромисс.
Актуальность Нас заинтересовало здоровье современного подрастающего поколения; существующая необходимость помощи школьникам в осознании важности привития культуры здоровья и сбережения этого здоровья с детства; необходимость исследования знаний современных подростков о всевозможных модных тенденциях и их влиянии на здоровье; а также анализ возможности нахождения компромиссного решения по примирению моды и здоровья подростков.
Объект исследования подростковая мода
Предмет исследования влияние модных тенденций на здоровье подростков
Методы
анализ и сравнение (поиск информации в сети Internet, энциклопедиях, справочниках, журналах, газетах, просмотр фильмов и телевизионных программ);
опрос – устный и письменный (опрос учениц средней школы МБОУ СОШ № 9 г. Читы; выборочный опрос родителей учащихся начальных и средних классов; интервью с учителем технологии В.Н. Анучиной; интервью с медицинским работником МБОУ СОШ № 9, интервью с председателем родительского комитета МБОУ СОШ № 9; анкетирование девочек 6-7 классов);
наблюдение (проведение мини классного часа в параллели 7, проведение конкурса листков на тему «Мода и я»);
статистическая обработка результатов исследования.
Выводы
знакомство с некоторыми модными течениями (пирсинг, татуаж, диеты и т.д.) подтвердило нашу уверенность во вреде их для организма человека, в частности подросткового
подростками не осознается вред, который наносят его организму современные модные течения, такие как татуаж, пирсинг, диеты, высокие каблуки, узкие джинсы, мини-юбки
имеется необходимость разъяснения подросткам влияния модных тенденций на их здоровье
существует необходимость «модного ликбеза» и среди родителей
возможность и обязательность нахождения компромиссного решения по примирению моды и здоровья подростков
необходимость профилактической работы с подростками для осознания важности привития культуры здоровья и сбережения его с детства.

Тема: здоровье подростков и мода – в поисках компромисса
Автор работы: Пичуева Мария
Место выполнения работы: Россия, Забайкальский край, г. Чита, МБОУ СОШ № 9, 7 класс
План исследования
Проблема, подлежащая исследованию
Влияние некоторых модных течений на здоровье учениц средней школы
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение влияния модных тенденций на здоровье подростков приведет к следующим результатам

осознанию важности влияния модных тенденций на здоровье подростков
продуманному и осознанному выбору одежды и обуви
отказу от вредных для здоровья тенденций (татуаж, пирсинг, диеты и т.п.).

Методы:
анализ и сравнение (поиск информации в сети Internet, энциклопедиях, справочниках, журналах, газетах, просмотр фильмов и телевизионных программ, в том числе рекламы);
опрос – устный и письменный (опрос учениц средней школы МБОУ СОШ № 9 г. Читы; опрос родителей учащихся средних классов; интервью c заместителем директора по учебно-воспитательной работе; интервью с медицинским работником МБОУ СОШ № 9, интервью с председателем родительского комитета МБОУ СОШ № 9; анкетирование девочек 6-7 классов);
наблюдение (проведение мини классного часа в параллели 7, конкурса листков на тему «Мода и я»);
статистическая обработка результатов исследования.
Библиография
Арямов И.А. Основы педологии. - М., 1928.
Хаспекова Н.Б., Чечельницкая С.М. Вариабельность сердечного ритма и исследований возрастной динамики вегетативной регуляции у здоровых детей 5-14 лет // Школа здоровья. Т.6.-1999.-N4.)Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология: физиология развития ребенка. – М.: Академия, 2003. – 416 с.
4. Орлова Л.В. Азбука моды М.,1989.
5. Психическое здоровье призывного контингента/Говорин Н.В., Сахаров А.В. – Чита: Экспресс - издательство, 2011- 204 с.
6. Свободная энциклопедия Википедия: URL: http://www.wikipedia.org.
7. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НИИ Научного центра здоровья детей РАМН [официальный сайт]. URL: http://niigd.ru/
8. Российская Ассоциация Общественного Здоровья. URL: http:// www.raoz.ru/publication/85 «Мода и здоровье»
9. История моды и проектирование одежды. URL: http://fashionlib.ru/”FashionLib.ru:История моды»
10. Медицинская энциклопедия URL: https://medportal.ru/enc/


Предложения по практическому применению или использованию результатов
Использовать наши предложения по ликвидации модной безграмотности для профилактики заболеваний подростков на уроках технологии (разделы «Кулинария», «Изготовление швейных изделий), во внешкольной работе (проведение классных часов, бесед с родителями; выпуск газет на тему «Здоровье и мода» и т.п.).
Тема: здоровье подростков и мода – в поисках компромисса
Автор работы: Пичуева Мария
Место выполнения работы: Россия, Забайкальский край, г. Чита, МБОУ СОШ № 9, 7 класс
Научная статья

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.ВВЕДЕНИЕ
«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто жить, готовясь, в детстве не живет».
С.Я.Маршак
Замечательный ученый — анатом, педагог, основатель системы физического воспитания в России П. Ф. Лесгафт в ученом труде “Физическое развитие в школах” на заре прошлого столетия писал: “Учащиеся перегружены занятиями в школе и дома, у них совершенно не остается времени для пребывания на воздухе, игр. Слишком тесная одежда быстро утомляет и не способствует правильному развитию организма, недостаточное питание большинства учащихся, плохие санитарно-гигиенические условия в школе и дома, приводят к тому, что дети часто болеют, становятся совершенно безынициативными, неподвижными...” Такое понимание причин проблем здоровья среди подростков было высказано 100 лет назад.
Выдающийся представитель русской педиатрической школы доктор Николай Петрович Гундобин еще в самом начале XX в. утверждал, что ребенок – не просто маленький, он еще и во многом не такой, как взрослый. Его организм устроен и работает иначе. Эти идеи разделял и развивал замечательный русский физиолог, педагог и гигиенист Петр Францевич Лесгафт, заложивший основы школьной гигиены и физического воспитания детей и подростков.
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
За период обучения в школе число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, нервными болезнями – в 2 раза, с аллергическими болезнями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз.
Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназии, колледжи, лицеи, школы с углубленным изучением предметов и др.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.
Заметно возросла заболеваемость подростков: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94,5% подростков. Распространённость заболеваний, ограничивающих выбор профессий, достигает 3%.
1.2. Обоснование проблемы и необходимости её решения
В условиях мирового социально-экономического кризиса проблемы детей в Забайкальском крае, как и в России, остаются предельно острыми, и их безотлагательное решение жизненно необходимо. По-прежнему сохраняются неблагоприятные тенденции в демографических процессах, состоянии здоровья детей.
Факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы) в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить на 2 большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом (их часто называют «внутришкольными») и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Рассмотрим нескольких общепатогенных факторов из второй группы, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, на которые указывают многие исследователи и практики.
Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения.
Существует более 300 определений здоровья. Мы предпочитаем придерживаться определения, приведенного в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
2. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов. Мы живем в непростом мире, и на нас и наше состояние оказывает влияние множество факторов. По данным известного ученого, академика РАМН Ю.П.Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50-55%). Влияние экологических факторов на здоровье оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и 10% приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения.
К ним относится описанный в специальной и популярной литературе широкий спектр патогенных воздействий – это воздействия электромагнитных полей, частых поездок на транспорте («транспортное утомление»), заполонившая мир реклама, пропагандирующая атрибуты «красивой» жизни.
3. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:
3.1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. Получаемая информация отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и нередко исходит от некомпетентных людей.
3.2. Низкий уровень санитарно – гигиенической, просветительской работы. Существующая просветительская работа по вопросам здоровья ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. Хочется привести в пример большую просветительскую профилактическую работу, проводимую в этой области в Советском Союзе.
3.3. Отсутствие моды на здоровье. Средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого – физически и духовно – человека. Например, физический имидж человека (хорошее физическое развитие, стройность и т.п.) среди других важнейших показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% женщин в России. У американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а российских – десятое.
Состояние здоровья подростков в России вызывает беспокойство уже давно, различные исследования подтверждают обоснованность такого беспокойства. О здоровье детей и подростков сегодня пишут много и по-разному. В статьях, посвященных проблеме ухудшения здоровья школьников, перечисляют показатели, иллюстрирующие негативную динамику этого процесса. В соответствии с ними современный школьник стал меньше ростом, хуже видит, ссутулился, а также страдает нервно-психическими расстройствами, сердечнососудистыми заболеваниями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. При этом ухудшение происходит как от года к году, так и от класса к классу, иными словами, выпускник 2015 г. уступает по медицинским показателям выпускнику начала 20 века, и оба они уступают первоклассникам, которые учились одновременно с ними.
«Можно выделить две проблемы в области состояния здоровья подрастающего поколения…», одной из которых является то, что «подавляющее большинство детей, рожденных в 2010 г являются с детства нездоровыми…- 40 % новорожденных, а в 1990 г. - 15% . По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в последние годы наметились следующие негативные тенденции», такие как «резкое увеличение доли патологии органов опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей.. Прямое влияние на демографические процессы оказывает состояние репродуктивного здоровья детей и подростков, вступающих в фертильный возраст». [5,С.14]
Так, согласно статистике московских городских школ за 1911/1912 учебный год, "количество слабых детей непрерывно растет с первого класса к старшим группам; в 1-х классах слабые дети составляли 35%, в средних - 39,8% и в старших - 44,2%"[1]. А по материалам 5 Конгресса педиатров России (1999г.) "в 1996 -1997 гг. здоровые дети составили от 10 до 20% популяции". [2]
Как видно, сто лет назад нация была здоровее.
Современные результаты исследований показали, что подавляющее большинство подростков имеет низкий уровень соматического здоровья. За 10 лет с 2000 г частота заболеваний, выявленных во время профилактических осмотров девушек, возросла почти в 3 раза. К окончанию школы у большинства девушек (75%) диагностируются хронические заболевания, число здоровых снижается до 6,3%. Показатели их заболеваемости на 10-15% больше, чем у юношей.
Серьезную обеспокоенность вызывает гинекологическая заболеваемость девочек. В возрасте 15 лет у 77,6% школьниц выявляется различная гинекологическая патология, а к 17 годам уже у 92,5% [5].
Медицинский работник МБОУ СОШ № 9 Прокофьева М.Ф. приводит следующую статистику по нашей школе:
в сентябре 2014 г при профилактическом осмотре у детей, поступивших в 1 класс, выявлено нарушение осанки у 16% школьников,
у выпускников 11 класса в мае 2015 г уже 39% учащихся с нарушением осанки, у одного ученика – сколиоз.
Также при оценке физического развития в 2000 г среди детей с дисгармоничным развитием преобладали дети с дефицитом массы тела, а в 2014 г превалирует ожирение.
Как в 2000, так и в 2014 не меняется количество гинекологических заболеваний и заболеваний мочеполовой системы у девочек, оставаясь постоянно высоким, причем отмечается появление этих заболеваний у девочек начальной школы.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что подростки начала прошлого века не носили узких джинсов, коротких юбок, не делали татуаж и пирсинг, поэтому были здоровее подростков, наших сверстников, которые в погоне за модой готовы жертвовать здоровьем, не задумываясь об этом.
Мода как общепатогенный фактор
С незапамятных времен в жизни людей ворвалась мода. Она дает возможность менять внешний вид, делать его более привлекательным, ярким, интересным. Поговорка гласит: «О вкусах не спорят». Тем не менее, дискуссии о моде идут среди художников, модельеров, искусствоведов, социологов, врачей. Слово «мода» применительно к различным сторонам жизнедеятельности человека: к одежде, макияжу, поведению в обществе, в строительстве, интерьере различных помещений, к маркам машин и т.д. Остановимся на одежде.
Свойства одежды определяются свойствами ткани, а свойства ткани - свойствами волокон. Одежда используется человеком для защиты тела от неблагоприятных факторов внешней среды - низкой или высокой температуры, чрезмерной солнечной радиации, ветра, дождя, снега и др. метеорологических и химических повреждений кожного покрова. Одежда предохраняет поверхность кожных покровов от грязи, пыли и микроорганизмов. Одежда имеет эстетическое значение, так как определяет вешний вид человека. Однако, основной ролью одежды является создание вокруг тела оптимального искусственного микроклимата - пододёжный климат, который значимо отличается от климата внешней среды. Исследования показали, что приятное, комфортное самочувствие человека находится в состоянии относительного покоя при рационально подобранной одежде и наблюдается при температуре пододежного воздуха 30-33С, относительной влажности 20-40% и содержании углекислого газа не более 0,8%. Естественно при выполнении физической работы пододежный микроклимат человека меняется. Это позволило проф. Хлопину назвать одежду пододежным переносимым жилищем [7].
В связи с различными физиологическими особенностями каждого организма, в связи с характером выполняемой работы и условиями внешней среды различают несколько типов одежды: бытовая или повседневная (изготовляется с учетом сезонных изменений, климата, погоды); детская одежда (характеризуется малым весом легкостью ткани, свободным покроем, должна обеспечивать высокую теплозащиту зимой и предохранять от перегрева летом); производственная, профессиональная одежда (учитывает условия труда и защищает от профессиональных вредностей); спортивная одежда (для занятий спортом и физкультурой); военная одежда (учитывает специфику труда военнослужащих и ограничена строжайшим ассортиментом согласно уставу); больничная одежда (пижамное белье, пижама и халат).
Пакет одежды состоит минимум из 3 слоев: нижнее белье, платье или костюм и верхняя одежда (с теплозащитными свойствами или без него). В качестве нижнего слоя гигиенично использовать хлопчатобумажную ткань, для теплого сезона оправдано белье из вискозы. Для платьев оправдано применение хлопчатобумажных тканей, шелка, шерсти, искусственных тканей. Для костюмов - лавсан, смешанные ткани. В холодное время года рекомендуется ношение одежды из объемной пряжи, нитрона. В качестве верхней одежды зимой целесообразно применять натуральные и синтетические меха.
Требования к одежде: должна соответствовать внешним условиям среды и производимой работе; должна весить не более 10% собственного веса человека; одежда должна иметь покрой, не затрудняющий кровообращение, не стеснять дыхание, не вызывать смещение внутренних органов; должна легко очищаться от загрязнений; . должна быть прочной.
Человек живет в обществе. Очень важно то, как он выглядит, как одет. Юноши в отличие о девушек больше проигрывают от неряшливости, небрежности в одежде, это сказывается на их деловой репутации. Однако встречаются и небрежно, вульгарно накрашенные, легкомысленно одетые девушки, позволяющие себе в таком виде появляться в учебном заведении или на работе.
Приходить, на занятие или на работу в несвежей рубашке, мятом костюме или платье, в нечищеной обуви - значит признаваться в неуважении не только к преподавателям и своим одноклассникам, но и к самому себе. Всегда считались привлекательными люди ухоженные, с хорошей осанкой, свежей кожей. Советский поэт Владимир Маяковский в своих стихах говорил: «Нет на свете прекрасней одежи, чем бронза мускулов и свежесть кожи».
Историк моды Александр Васильев говорит, что «слепо следовать моде – смешно, а не следовать – глупо». Каждой девочке, девушке, женщине хочется выглядеть модной, стильной, неповторимой, но не стоит забывать, что строго соблюдая тенденции моды, можно навсегда лишиться самого драгоценного – здоровья. Врачи настоятельно советуют, если у вас возникли сомнения, что выбрать – моду или здоровье – следует остановить свой выбор на здоровье. Поверьте, мода приходит и уходит, а здоровье легко потерять и очень сложно вернуть.
С понятием «мода» ассоциируется представление о красоте, к которой стремилось человечество в течение многих веков. Это стремление присуще людям всех возрастных, национальных, профессиональных групп. Природа одаривает человека только ему присущими особенностями. Эти врожденные свойства можно совершенствовать своим трудом, не забывая учитывать природные данные. Недаром, слово мода («modus») переводится с латинского, как мера, способ, правило.
Первоначальное значение моды относилось к одежде. Мы надеваем костюм, и он становится частью нас самих. Окружающие воспринимают нас вместе с одеждой. Как определил французский Кутюрье Пьер Карден: «Мода - это способ выражения, это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспектах». По покрою, пошиву костюма можно определить время (эпоху или определенные исторические вехи), профессию человека, социальное положение, черты характера (скромность, добродетельность и др.).
Французский социолог прошлого столетия Габриэль Тард писал: «Мода хоть и мимолетна, но успевает зафиксировать определенные моменты социального процесса». Продолжая эту мысль, итальянский писатель А. Моравиа рассматривает моду с точки зрения эстетики: «Мода - это история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды». [9]
В наше время мода идет в ногу с научно-техническим прогрессом. Новое привлекает внимание, испытывается жизнью и временем и соответственно корректируется. Продвижение различных течений моды, преследующих коммерческие интересы, не должны отрицательно влиять на здоровье. Слепое подражание моде может причинить вред.
Тяжело приходилось модницам всегда. Требования моды были такими же строгими, как военный устав. Одним из атрибутов моды был корсет. Эта конструкция из металлических пластинок и китового уса плотно стягивала талию, бока и грудь. Барышни порой не завтракали и не обедали, чтоб застегнуть потуже корсет. Корсет стягивал грудную клетку и мешал свободно дышать. А отсюда и всякие болезни, и слабость, и обмороки, в которые то и дело падали нервные дамы. Поэтому доктора неоднократно возражали против такого насилия над женским телом. Впоследствии корсеты заменили нижние юбки, для лучшего держания формы платья, которые делали из жесткого материала – конского волоса. Далее конские волосы в юбках заменили кринолином - он состоял из тонких металлических полосок, подшитых к ткани. Вот такое обмундирование – круг, носили женщины и девушки. Дамы сильно уставали на балах и во время визитов.
Головные уборы, громоздкие парики нарушали мозговое кровообращение, вызывали головные боли, головокружения.
В XX столетии самой модной новинкой стали синтетические ткани. Врачи доказали, что применение синтетических материалов гораздо опаснее для человека, чем корсеты и юбки с кринолином.
Молодежь послевоенного поколения оценила в одежде практичность и возможность самовыражения. Принято считать, что стиль 1950-х был самым изящным и очаровательным за всю историю ХХ века. В 50-е годы носили платья на жестком каркасе, они весили от 4 до 20 кг. У мужчин в моду вошли очень узкие брюки – дудочки, которые одевались «с мылом», и нейлоновые рубашки. Но этот стиль моды не прижился, так как от этого страдало здоровье. А в современной моде эти брюки прочно закрепились как предмет и женского и мужского гардероба[4].
Универсальный стиль 90-х годов – это скорее не стиль, а новый подход к одежде, новый принцип создания костюма и образа. Основу гардероба составляет не очень дорогая одежда, качество которой благодаря новым технологиям значительно выросло по сравнению с прошлым десятилетием. Бытует своеобразная униформа в стиле унисекс, распространившаяся во всем мире и во всех социальных слоях: джинсы, футболка, свободные брюки, свитер и удобная обувь - туфли на плоской подошве или кроссовки. Со времен античной Греции культуре тела не уделялось столько внимания, как в 90-х годах: к многочисленным спортивным клубам, возникшим еще в 80-х годах, добавились косметические кабинеты и эстетическая хирургия [8].
Порой, слепо следуя моде, мы наносим вред своему здоровью. Поэтому, для сохранения здоровья, необходимо найти компромисс,.
1.4. Модные тенденции в жизни современных подростков
Мы определили несколько тенденций – татуировки, пирсинг, высокие каблуки, узкие джинсы, голый живот, короткие юбки, диеты. Рассмотрим их по порядку.
1.4.1.Татуировки
В буквальном переводе с английского языка «tattoo»- «несмываемое слово». Изучающие тату сходятся во мнении, что сам термин «татуировка» ввел в обиход знаменитый путешественник капитан Джеймс Кук после своих вояжей в жаркие края Океании и Полинезии. «Тату» на диалекте островитян означало «рисовать», у явайцев «тату» - «рана»
В наши дни под татуировкой (в дальнейшем тату) понимают неглубокое введение в кожный покров посредством колюще-режущих инструментов красящих веществ, чтобы получить долго не исчезающее и устойчивое изображение, узор или рисунок.
Понятно, что в разных регионах Земли тату приобретала особые черты. У наших предков был весьма популярен травный, растительный орнамент, передающий сочное живое ощущение растения, наполненного соками, могучей жизненной силой. Его образцы, в отличие от не столь долго живущих татуировок, исчезающих вместе с их владельцами (если не применялась специальная обработка или специфические условия хранения), сохранились на художественных изделиях резьбы по кости, например, ларцов и тарелок, датируемых XVIII вв. из собрания Музея этнографии народов СССР.
Не забудем и о специальных шаманских тату, связанных по смыслу с целительской, предсказательной, обрядовозаклинательной практикой шамана, нередко - вождя племени. Аналогичную функцию несли тату в Азии, где выполнял и роль амулета (например, у бирманцев).
Большой вклад (в том числе по теме тату) в общую копилку изучения народов региона Микронезии внес наш знаменитый соотечественник, ученый-этнограф Николай Миклухо-Маклай. Наблюдая за туземцами, он заметил интересный факт, что для многих племен Океании нанесение тату символизировало достижение брачного возраста, как для мужчин, так и для женщин. Там же, помимо отличительных символов принадлежности к тому или иному роду, татуировка была знаком высокого общественного положения, как, например, на островах Самоа.
Татуировкой (как иногда и клеймом) наказывали, помечая не просто провинившихся, а особо жестоких убийц, насильников, воров и конокрадов, не делая особых различий между мужским и женским полом.
Особенно процветало тату у моряков, насмотревшихся диковинок по всему миру. Не стоит думать, что наносимые в те времена изображения являлись верхом красоты и изящества. В ходу были простейшие рисунки и сюжеты. Например, черепаха могла означать, что ее носитель пересек экватор, якорь - что молодцу покорилась Атлантика.
И у военных тату тоже пользовалось уважением, чему были свои причины. Рыцари средневековья не брезговали наносить тату в походах, ибо татуировка, срезанная с тела покойного и специальным образом обработанная, могла служить своеобразной похоронкой для его родных или знаком принадлежности к закрытой социальной группе, тайному обществу.
Воздействие на организм
1.Инфекция. Занести инфекцию можно, если недостаточно аккуратно обращаться с татуировкой сразу после ее нанесения. При малейшем подозрении на инфекцию необходимо обратиться к врачу (гепатит, ВИЧ-инфекция);
2.Аллергия. Бывает, что пигменты, входящие в состав краски, вызывают аллергическую реакцию;
3.Гранулёма. Гранулёма - это воспаление, имеющее вид плотного узелка. Если вокруг татуировки образуются плотные подкожные узелки, скорее всего это гранулёма. За исключением запущенных случаев, это лечится и встречается крайне редко.
Компромисс По нашему мнению нанесение татуировок на тело девушки вредно и для тела и для души. В нашем понимании компромисс в данном случае невозможен.
1.4.2.Пирсиг
Пирсинг – одно из самых модных на сегодняшний день направлений в украшательстве своего любимого лица и тела. Слово «Пирсинг» произошло от английского pierce – прокалывать, просверливать. Строго говоря, под пирсингом понимается вдевание предметов в отверстия, сделанные с этой целью на лице или на теле.
Искусство пирсинга чрезвычайно древнее. В далёкие от нас времена эта процедура была больше распространена среди сильной половины человечества, так как часто говорила о принадлежности к племени или рангу, и служила для демонстрации власти и мужественности. В настоящее время пирсинг выполняет украшающие, эротические и иные функции.
Septum пирсинг (прокол носовой перегородки) был распространен среди воинствующих культур. Для Septum пирсинга использовались клыки животных (распространялось у Irian Jaya), иногда украшения изготавливали из кости ноги убитого врага. Чем большего размера вставлены клыки, кости или другие украшения – тем злее и ужаснее выражение лица воина.
Прокол губы широко применяется во всем мире, однако только два племени делают пирсинг губы с вставкой кольца: Dogon – племя Мали и Nuba -племя Эфиопии. Во всех других случаях при пирсинге губы использовались специальные губные серьги, изготовленные из дерева, слоновой кости, металла и кристаллов кварца. Пирсинг языка существовал как ритуал у древних ацтеков Центральной Америки и некоторых племен Северо-запада. Шаманы прокалывали язык во время ритуалов для достижения определенного изменения сознания и связи с богами, а кровь использовалась для успокоения.
Воздействие на организм
1.Многие специалисты сходятся во мнении, что пирсинг опасен, даже если он сделан в специальном салоне, так как пирсеры, как правило, не очень разбираются в анатомии человека и в медицине, кроме как, чем обработать поверхность после прокола. А ведь при неправильном проколе можно повредить крупные кровеносные сосуды и вызвать сильное кровотечение, а задев нерв – причинить непоправимый вред здоровью человека. При пирсинге бровей могут быть задеты нервные сплетения и частично парализованы мышцы лица.
2.Аллергическое воспаление ранки - самая распространенная проблема, с которой сталкиваются те, кто решился на пирсинг. Причина проста – абсолютно все серьги содержат никель. К примеру, в золоте 583-й пробы соотношение золота и никеля – 14 к 10, а в золоте 750-й пробы – соответственно 18 к 6. Даже небольшой примеси никеля достаточно, чтобы вызвать аллергию – кожное раздражение на мочках ушей. Если на него ещё подействует инфекция, то может возникнуть настоящее нагноение – с мокнущими ранами и корочками. Если проколот пупок, очень важно знать толщину украшения. Если она выбрана неверно, ранка будет затягиваться очень долго.
3.Если бесконтрольно прокалывать ушную раковину в ее верхней части, может ухудшиться слух. По мнению врачей, прокалывать хрящ в носу или в ухе опаснее, чем делать отверстие в мочке уха. Хирурги говорят, что при проделывании отверстий в верхней части уха можно занести инфекцию и полностью потерять чувствительность уха. Опасны также и заклёпки в носу, так как инфекция может затронуть местные кровеносные сосуды и распространиться на мозг.
4.Самая серьёзная опасность – инфекция, которая может проникнуть в наш организм из-за нестерильных инструментов. Могут передаться такие смертельные болезни как гепатит, СПИД, туберкулёз и столбняк.
5. Зарубежные специалисты изучили десятки случаев возникновения внезапной слепоты и пришли к выводу, что ядовитые компоненты, содержащиеся в металлических украшениях, могут вызвать не только острое воспаление роговицы глаза, но и головного мозга. Все пациенты, у которых наступило ничем не объяснимое воспаление роговицы, “украшали” свои лица побрякушками
6. Пирсинг полости рта повышает риск заболеваний десен и кариеса и нередко приводит к повреждению зубов. Среди опасностей при ротовом пирсинге можно назвать риск подавиться украшением, утрату ощущения вкуса или вообще способности чувствовать вкус, продолжительное кровотечение, дробление и разрушение зубов, чрезмерное выделение слюны, её непроизвольное истечение изо рта, повреждение дёсен, нарушение речи, затруднение дыхания, пережёвывания пищи и её глотания.
7. Кроме того, пирсинг чреват безобразными шрамами. Довольно продолжительное время учёные-медики собирали обобщённые данные по жертвам пирсинга. Большую часть обратившихся за помощью составляют люди от 16 до 24 лет. Причём каждый третий случай имеет серьёзные осложнения. Половине пострадавших требуется медицинское вмешательство, даже операции.
Причины осложнений – бактериальная микрофлора полости рта, гениталий, кожи; близость кровеносных сосудов в области прокола; несоблюдение личной гигиены и режима ухода за проколами; аллергическая реакция на материал украшения; нестерильность инструментов и низкая квалификация мастера
Компромисс По мнению ученых, делая пирсинг для того, чтобы казаться привлекательнее, подростки, по иронии судьбы, могут нанести урон той самой привлекательности и своему здоровью. Мы присоединяемся к этому мнению.
1.4.3.Высокие каблуки
Разговаривают двое. "Что такое последняя стадия плоскостопия?" - "Ты у тюленя ласты видел? Так это - предпоследняя". Шутка шуткой, но нечто подобное может случиться при этом совсем не шуточном заболевании - плоскостопии. Именно ногам приходится расплачиваться за красоту: в обуви на высоких каблуках и с острыми носами мы опираемся не на всю стопу, а лишь на головки плюсневых костей. Рано или поздно стопа перестанет сопротивляться этому насилию и приспособится к красивым туфелькам: станет удручающе плоской. При этом пальцы тоже не останутся в долгу - медленно, но верно деформируются. Поэтому врачи советуют приберечь шпильки для торжественных случаев, а в повседневной жизни отдавать предпочтение практичным, удобным моделям на невысоком каблуке с жестким задником.
С самого начала возникновение каблуков могло быть вызвано двумя основными причинами: эстетические цели (увеличение роста носителя каблуков), практические потребности, диктуемые определенными целями использования каблуков в повседневной жизни.
Первое упоминание об обуви на «подставке» - прообразе современной платформы – мы находим в Древней Греции, где она использовалась актерами театра для зрительного увеличения их роста. Использование платформы затем было распространено в Китае и Японии, где ношение подобной обуви заменило собой практику пеленания ног женщин для того, чтобы остановить рост их стопы.
Следующий период времени, когда мы видим заимствование практики ношения обуви на каблуке, относится к 15-16 векам. Для этого века Ренессанса было характерно подчеркнутое стремление вверх, символизирующее собой возвышение человека над действительностью. Так, большое распространение получили туфли – chopine, которые представляли собой подобие сандалий на платформе, выполненной из дерева или пробки. Высота каблуков таких «сандалий» была от 14 до 60 см, что подобно ходулям, и возникает вопрос, как женщины сохраняли равновесие. В 17-ом веке, в эпоху барокко, из таких сандалий родился образ современного каблука. Однако сначала это все же была платформа с вырезом под сводом стопы в виде арки. Конечно, говоря о происхождении моды на каблук, нельзя не упомянуть о таком совсем недавнем изобретении, которое, тем не менее, произвело переворот в представлении об эстетических свойствах обуви, – об изобретении каблука-шпильки. Произошло это в 50-х годах двадцатого века, во Франции. Туфли на шпильке пришлись как никогда кстати. Сейчас, также как и много лет назад, женщины носят каблуки, чтобы выделиться из толпы, подчеркнуть свою хрупкость и изящество.
Воздействие на организм Врачи утверждают, что частое ношение высоких каблуков негативно влияет на женский организм.
1.Стопы и пальцы. По данным медицинской статистики, на одного мужчину, страдающего плоскостопием, приходится десять женщин с аналогичной проблемой. Из-за смещения центра тяжести нагрузка на переднюю часть стопы возрастает в 5-6 раз. Образуются натоптыши (толстые жесткие мозоли, от которых трудно избавиться) на подошве и на косточке у основания большого пальца, боль под головками плюсневых костей и развивающееся со временем статическое поперечное плоскостопие.
Плоскостопие. Деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного свода стопы, называется плоскостопием. Это довольно частое нарушение опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям. Она должна точно соответствовать длине и ширине стопы, иметь широкий носок, чтобы пальцы не сжимались, широкий каблук 1,5-2,0 см и эластичную подошву. Девочкам противопоказано ношение обуви на высоких каблуках, чтобы не нарушалась осанка, не происходило искривление позвоночника и смещение позвонков, изменение правильного положения таза и его размеров, что в будущем негативно скажется на репродуктивной функции женского организма [10].
2.Коленные суставы и икроножные мышцы. В обуви на высоких каблуках нарушается естественное распределение нагрузки на мышцы ног. Расплата - деформация икроножной мышцы и укорочение ахиллова сухожилия. В результате женщина не может переобуться в домашние тапочки и вынуждена все время носить высокий каблук. Кроме того, перераспределение в работе мышц приводит к увеличению нагрузки на коленный сустав, что со временем оборачивается артритом. Плюс ко всему отеки, сосудистые звездочки – симптомы варикозного расширения вен и тромбофлебиты.
3.Позвоночник. Чтобы тело сохраняло равновесие на каблуках, позвоночнику все время приходится неестественно изгибаться в поясничном отделе (иначе бы женщина падала на пол из-за смещения центра тяжести). Это приводит к неравномерной нагрузке на передние и задние края межпозвоночных дисков, и рано или поздно женщины попадают в кабинет к невропатологу с жалобой на боль в пояснице.
Ряд причин приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложения. Эти нарушения в виде увеличения естественных изгибов позвоночника и появления боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого пояса, уплощения грудной клетки не только обезображивают форму тела, но и затрудняют работу внутренних органов, ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность, а у подростков и взрослых – производительность труда.
К опорно-двигательному аппарату относятся кроме скелета и мышцы, объединенные в единую костно-мышечную систему. С помощью опорно-двигательного аппарата осуществляется одна из важнейших функций организма – движение. Движение – основное внешнее проявление деятельности организма и вместе с тем необходимый фактор его развития. В условиях ограничения движений резко замедляется как физическое, так и психическое развитие. Двигательная активность играет также важнейшую роль в обменных процессах, положительно влияет на работу всех внутренних органов [10].
4. Внутренние органы. Когда девушка постоянно находится на каблуках, положение всех ее внутренних органов изменяется, что, несомненно, сказывается на их работе не лучшим образом.
5. Головной мозг. Ухудшение памяти и замедление мыслительных процессов - результат ходьбы на высоких каблуках. Ухудшение притока крови к голове приводит к постоянным мигреням.
6. Кроссовки. В последние десятилетия стала модной обувь типа «кроссовки», которая используется для повседневного ношения, хотя кроссовки - спортивная обувь. Они имеют мягкую плоскую подошву без каблука, которая в сочетании с жесткой задней частью пагубно воздействует на мышцы голени, способствуя ненормальному расслаблению мускулатуры всего тела, которая в свою очередь может вызвать нарушение осанки. Большинство кроссовок изготавливаются из синтетических материалов, которые по прочности превосходят кожу, но по гигиеническим показателям уступают. Из-за низкой паро- и влагопроницаемости ноги и кроссовках в жаркую погоду и в помещении потеют, что способствует грибковым поражениям стопы. Поэтому кроссовки следует использовать только для занятий физкультурой.
Компромисс Единственный способ себя обезопасить - выбирать обувь на высоких каблуках только в крайних, самых особенных случаях. А остальное время проводить на высоте до 5 сантиметров - не так эффектно, зато безопасно. Врачи советуют приберечь шпильки для торжественных случаев, а в повседневной жизни отдавать предпочтение практичным, удобным моделям на невысоком каблуке с жестким задником.
1.4.4. Мини-юбки
Действительным открытием в XX веке было появление мини-юбки, с воцарением которой утверждается настоящий культ длинных ног. Мини-юбка создала поистине новый идеал и предоставила новые возможности для женщин.
Воздействие на организм
Под влиянием систематического переохлаждения у женщин развиваются нарушения кровообращения органов малого таза, возникают воспалительные заболевания матки, яичников, мочевого пузыря, появляются нарушения менструального цикла. Нерациональная одежда (тонкие чулки, легкие туфли в сочетании в укороченной одеждой) в холодное время года приводит к нарушению кровообращения нижних конечностей, на коже голени появляются синевато-красные уплотнения. Это заболевание носит название симметричный эритроцианоз.
Компромисс Короткая юбка заставляет не забывать о себе и своей фигуре. Поэтому, ношение коротких юбок допустимо в теплый период года, не забывая о дресс-коде.
1.4.5. Голый живот
В давние  времена женщины затягивались в корсет, чтобы сделать талию как можно меньше. Сегодня девушки  морят себя голодом, чтобы показать окружающим свою талию. Многим это кажется эротичным. Но знаменитый модельер Вячеслав Зайцев с негодованием говорит об оголенных пупках. А врачи советуют быть благоразумными. Джинсы и юбки, сидящие  намного ниже  линии талии, оголяют и зону почек. А застуженные почки  остаются горем и страданием на всю жизнь.
Влияние на здоровье
Заболевания внутренних органов, в том числе мочеполовой системы (хронический цистит, пиелонефрит и др.)
Заболевания опорно-двигательного аппарата.
Компромисс Если вы не можете отказаться от такого рода одежды, постарайтесь надевать ее только в теплую погоду. И пусть у вас с собой всегда будет тонкий свитер или кофточка, которые вы сможете надеть, если похолодает или вы будете возвращаться домой поздно. Как бы  мода не менялась, чтобы не придумывали модельеры, надо помнить, что женственной и эротичной выглядит только здоровая, ухоженная и счастливая девушка.
1.2.6.Джинсы
В наше время универсальным предметом как мужского, так и женского туалета стали брюки. «Джинсовый период» показал, что возможно сочетание моды и практичности. В 1873 году появились оригинальные проклепанные джинсы – штаны из крепкой ткани и с металлическими заклепками, идеально подходящие для фермеров, ковбоев и других представителей американского рабочего класса. Одежда оказалась настолько удобной и практичной, что к середине XX века джинсы стали носить все американцы среднего достатка. Примерно в то же время женщины отвоевали себе право ходить в штанах, и джинсы стали одеждой унисекс. А с эпохой хиппи в знак всеобщей свободы из джинсовой ткани стали шить куртки, юбки, платья и сарафаны, а сами джинсы были преобразованы из обычных штанов в модную деталь гардероба, украшенную ленточками, вышивкой и стильной потертостью.
С тех пор джинсовая одежда заняла свое незаменимое место в жизни американцев. Со временем джинсы перебрались в Европу, а во времена Перестройки они появились и в СССР. Советская молодежь с трудом, но весьма настойчиво завоевала право носить "буржуазную" одежду, которую в нашей стране в то время было невозможно достать, а те редкие счастливчики, которые привозили джинсы из-за границы, пользовались славой удачливых модников. Но не прошло и десятилетия, как в России джинсовая одежда стала повседневной и доступной. Отметим, что дизайнеры высокой моды также не смогли обойти джинсы стороной. И хотя долгое время штаны из джинсовки считались уделом лишь среднего класса, сейчас все лучшие дизайнеры непременно выпускают коллекции модной джинсовой одежды, самой популярной и доступной из которых являются узкие джинсы с заниженной талией.
Влияние на здоровье
1.Слишком узкие джинсы мешают нормальному кровообращению, особенно в области таза (и, соответственно, половых органов). Последствия - нарушение кровообращения и отеки.
2. Сдавливание нервных окончаний, что может вызвать неприятные болевые ощущения, такие как покалывание и жжение в ногах. Проведенные исследования показали, что смена узких джинсов на более широкие полностью избавляет от этих симптомов.
3.Натирания. Как известно, натертые места – это ворота для микробов и возбудителей самых разных заболеваний. Например, при таких условиях вероятность активизации дрожжеподобных грибов рода Candida (возбудителей молочницы) возрастает в 15 раз!
4.Нарушение теплообмена (переохлаждение, перегревание) - не сохраняется здоровая микрофлора. Уже при 12-15 градусах тепла возникает переохлаждение внутренних органов, что может привести к пиелонефриту, циститу, радикулиту и воспалению придатков, а это может привести к нарушению репродуктивной функции.
5.Ношение тесных джинсов (особенно с большим процентом содержания синтетических волокон) - вызывает дефицит поступления кислорода и питательных веществ к коже, мышечной костной ткани, что приводит к сбоям в их регенерации. А в совокупности с нарушением поверхностной микроциркуляции крови, замедлением притока и оттока крови и лимфы, жиры в подкожных слоях расщепляются медленнее, клетки почти не дышат, что приводит к появлению целлюлита.
6.Давление на внутренние органы – оказывает отрицательное влияние на репродуктивную функцию.
Компромисс Джинсы являются очень популярной и удобной одеждой. Кроме узких джинсов существует много других вариантов покроя этих брюк. Но и от узких джинсов никто не предлагает отказываться, просто их нужно носить ограниченное количество времени и не каждый день.
1.4.7.Диеты
Чтобы иметь стройную фигуру некоторые девушки стараются как можно меньше есть, не получая    для растущего организма необходимых белков, жиров, углеводов, витаминов, микроорганизмов. В результате нарушается обмен веществ, деятельность всех органов и систем.
Почти повальное увлечение диетами, сбросом веса стало модой, которая калечит здоровье многим. Чаи для похудения, препараты по корректировке фигуры, раздельное питание, не есть после 18, обертывание, кодирование, много телевизионных программ, рекламирующих похудение, … чего только не придумали, но никого не сделали счастливым и здоровым. Вечно недовольное выражение лица, страдающий вид, синяки под глазами не прибавляют девушке обаяния.
Компромисс Предлагаем придерживаться принципов правильного питания. Рацион питания школьников 14-17 лет должен состоять из мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей и фруктов, быть сбалансированным и полноценным. Помогут быть стройной и здоровой занятия физкультурой и спортом, водные процедуры.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На первом этапе необходимо было выявить модные предпочтения у подростков 11-14 лет. Для решения этой задачи были составлены вопросы для опроса и анкетирования.
2.1. Проведение опроса среди учениц 6 и 7 классов.
2.1.1. Описание Опрос проводился анонимно в ноябре 2015 года. Участвовало 112 респондентов. Был составлен текст опроса, в котором содержится 3 вопроса. Вопросы открытого типа (ответ дает сам опрашиваемый). Текст опроса приведен в приложении 1.
2.1.2. Анализ опроса. Приводим полученные при опросе результаты.
Знания о вредных последствиях татуировки – 8%. Знания о последствиях пирсинга имеются у 35% респондентов.
Рейтинг популярности модных течений у девушек выглядит так
1 место – узкие джинсы, 2 место – высокие каблуки, 3 место – диеты,
4 место – короткие юбки
2.2. Анкетирование учащихся
2.2.1. Описание анкеты
Была составлена анкета, которая содержит 6 вопросов закрытого типа (ответ выбирается из нескольких предложенных). Анкета анонимная. Анкетирование было проведено в октябре 2015 года. Анкета приведена в приложении 2.
2.2.2. Анализ результатов анкетирования
Высоту каблука до 4 см предпочитают 62% учениц 7 классов, в 6 классах – 66%. Высокий каблук - от 7 см и выше, нравится носить 30% семиклассниц, в 6 классах – 16%. 80% учениц 7 классов в повседневной жизни носят спортивную обувь, в 6 классах – 67%, туфли в 7 классах носят – 16%, в 6 – 33%. Спортивную одежду в быту носят 41%, учениц 7 класса, в 6 классах– 50%.
Брюки с посадкой на линии талии носят 76% опрошенных учениц 7 класса (потому, что модно), но 34% остаются верны брюкам с заниженной линией талии, в 6 класса мнения разделились 50 на 50.
В 7 классах на диете сидели
- один раз – 37%, чаще – 16%, никогда – 39%.
Ученицы 6 класса на диете сидели
- один раз – 25%, чаще – 8%, никогда – 67%.
2.3. Проведение мини - классного часа на тему «Здоровье подростков и мода – в поисках компромисса». Классный час проведен в пяти 6х классах и в четырех 7х классах в ноябре 2015 года (приложение 3).
Вторым этапом было выявление отношения к соответствию моды и здоровья подростков старшего поколения – родителей, учителей, медиков.
2.4. Проведение выборочного опроса родителей учеников начальной и средней школы
Участвовало 23 респондента. Вопросы проведенного устного опроса приведены в приложении 2
2.4.1. Анализ опроса
Допускают ношение обуви на каблуке выше 2 см более 60% родителей (как мам, так и пап).
Самыми главными условиями покупки той или иной детали гардероба являются
- красота – 30%
- удобство -50%
- цена – 60%
- аспекты, влияющие на здоровье (теплозащитные свойства, состав ткани и т.п.) – 15%
2.5. Проведение интервью
1. Интервью с председателем родительского комитета МБОУ СОШ № 9 Павловой Н.В.
2. Интервью с медицинским работником МБОУ СОШ № 9 М.Ф. Прокофьевой
3. Интервью с учителем технологии первой категории МБОУ СОШ №9 В.Н. Анучиной
2.6. Проведение конкурса листков «Мода и я»
В конкурсе участвуют 6 классы. Тема предоставляла относительную свободу выбора. Необходимо было выразить свое отношение к заявленным модным тенденциям.
2.7. Выводы по практической части
2.7.1. Выборочный опрос родителей обучающихся начальной и средней школы
Проведенный опрос показал низкую информированность родителей в вопросах подростковой моды. Главным в доводах родителей являлась следующая мотивация – красота, удобство и, только потом, вопросы сохранения здоровья.
2.7.2. Опрос учащихся. По итогам опроса сделан вывод, что информационная составляющая в вопросах модных аспектов, влияющих на здоровье подростков, ничтожно мала. Подростки плохо ориентируются в том, что можно делать со своим организмом, а что – нельзя. Главный довод – модно.
2.7.3. Анкетирование учащихся. У учениц 6 классов тяга к модным «фишкам» менее выражена, чем у учениц 7 классов. Девочки становятся старше, появляется ярко выраженное желание нравиться, что выражается в гипертрофированных нарядах, неправильной высоте каблука, стремлении сбросить несуществующий вес. Практически полностью отсутствует правильное понимание применения модных аспектов в данном возрасте. Нет знаний о негативных воздействиях некоторых модных тенденций на здоровье подростков. Необходимо проводить модный ликбез, чтобы предотвратить отрицательные последствия, возникающие у подростков при взаимодействии с модой для сохранения здоровья и самой жизни.
2.7.4. Интервью. Проведенные интервью показали, что родители, как и дети, в вопросах подросткового здоровья ориентируются слабо. Основные приоритеты в этих вопросах расставляют мода, удобство и цена.
Интервью с работниками школы (медицинский работник и учитель технологии) показали, что в силу специфики своей работы они имеют четкое представление о том, как должна выглядеть подростковая мода, в том числе в стенах школьного учреждения.
2.7.5. Мини - классный час. Отмечался повышенный интерес к заявленной теме. Было очевидно, что большая часть приведенной информации не знакома ученицам. Некоторые факты, например, что ношение узких джинсов приводит к появлению целлюлита, а постоянное ношение высоких каблуков – к образованию жутких болезненных натоптышей, заставили задуматься. Было очевидно, что тема для девочек очень интересна и близка. Было задано множество разных вопросов. Приводились аргументы за и против модных тенденций. Озвучивалось много наблюдений из жизни подростков и их родственников. Классный час приведен в приложении 3.
2.7.6. Конкурс листков «Мода и я» На всех листках представлены только красивые элементы гардероба. Данный конкурс показал, что подростки видят в моде только положительные моменты, не задумываясь о последствиях ее чрезмерным увлечением. (Приложение 6).
2.8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы:
необходимость проведения профилактической работы с подростками для осознания важности привития культуры здоровья и сбережения его с детства
знакомство с некоторыми модными течениями (пирсинг, татуаж, диеты и т.д.) подтвердило нашу уверенность во вреде их для организма человека, в частности подросткового
подростками не осознается вред, который наносят его организму некоторые современные модные течения, такие как татуаж, пирсинг, диеты, высокие каблуки, узкие джинсы, мини-юбки
выявлена необходимость разъяснения подросткам о влиянии модных тенденций на их здоровье
существует необходимость «модного ликбеза» и среди родителей
существует возможность и обязательность нахождения компромиссного решения по примирению моды и здоровья подростков.
Проделанная работа подтвердила нашу гипотезу, что
происходит осознание важности влияния модных тенденций на здоровье подростков
татуаж, пирсинг и диеты не к лицу современной школьнице;
одежда и обувь, подобранные по возрасту для девочки 12-15 лет, украшают ее не нанося вреда здоровью;красивая, модная и удобная одежда оказывает влияние на самочувствие подростка, его настроение, придает уверенность в себе.
Природа человека предусматривает его постоянное стремление к совершенству для сохранения конкурентоспособности. Это нормальное, по сути, явление реализуется в различных, в том числе искаженных, формах в зависимости от социальных факторов и уровня самосознания личности. К тому же, в современном обществе сформировалась целая индустрия нездоровья, зарабатывающая большие деньги на распространении самых диких и нездоровых стандартов поведения, потребления, питания, одежды и т.п.
В этой работе мы рассмотрели наиболее распространенные среди подростков современные модные тенденции, направленные на достижение определенного поверхностного стандарта, воспринимаемого многими как повышение социального статуса. Даже краткий обзор технологий и рисков таких популярных в массовом сознании и практике форм, как джинсы, высокие каблуки, короткие юбки, показывает наличие множества связанных с ними грозных опасностей для здоровья и жизни человека, решившего применить их на себе. Поэтому можно обоснованно заключить, что увлечение внешним украшательством, часто скрывающим внутреннюю пустоту, отсутствие культуры и потенциала развития человеческой личности, стремление к стандартизации - прямо опасно для здоровья, а иногда – и жизни.
В данном исследовании мы, проведя опросы, анкетирование, интервьюирование, наблюдая за подростками на классных часах и во время проведения конкурса листков «Мода и я», проанализировав собранный материал и проведя статистическую обработку данных, попытались найти компромисс, чтобы помочь подросткам предотвратить отрицательное воздействие, возникающее при взаимодействии с модой для сохранения здоровья и самой жизни. «В человеке все должно быть прекрасно - и лицо, и одежда, и мысли», – сказал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Но то, что вредно для здоровья – не может быть красиво, а тем более прекрасно! Поэтому перспективу проведенного нами исследования мы видим в популяризации знаний о влиянии на здоровье модных атрибутов, аспектов и тенденций.
Приложение 1
Опрос учащихся
1.Желание сделать татуировку.
Варианты данных ответов:
Нанесение переводок – тату – 90%
Желание сделать рисунок хной – 52%
Желание сделать настоящую тату – 12%

2.Ваше отношение к пирсингу
Варианты данных ответов:
Нравится – 48%
Не нравится – 20%
Не смогли определиться – 32%
3.Если бы Вам предложили на выбор только одну из модных фишек - брюки, высокие каблуки, мини-юбки или диеты, что бы Вы выбрали?
Рейтинг популярности:
1. Узкие брюки -48%
2. Высокие каблуки – 22%
3. Диеты – 20%
4. Мини-юбки – 10%

Приложение 2
Анкета
1. Какую высоту каблука вы предпочитаете?
2. Какую обувь вы предпочитаете?
Какую одежду вы предпочитаете?
Брюки с какой посадкой вы предпочитаете носить?
Какими заболеваниями из перечисленных вы болели?
Сидели ли вы на диете?
1.Какую высоту каблука вы предпочитаете?
А – 0,5-2 см; Б – 2-4 см; В – 5-6 см; Г – 7-9 см; Д – 10 см и вышеlefttop
2. Какую обувь вы предпочитаете?
А – спортивную; Б – ортопедическую; В – домашнюю; Г - классическую

Вопрос 3. Какие стили в одежде вы предпочитаете?
А – спортивный; Б – классический; В – повседневный; Г – деловой; Д - минимализм
Вопрос 4. Брюки с какой посадкой вы предпочитаете носить?
А – с посадкой на бедрах; Б – с посадкой на талии

5.Какими заболеваниями вы болели?
А – ОРВИ; Б – болезни ЖКТ; В – опорно-двигательный аппарат; Г – болезни мочеполовой системы

6.Сидели ли вы на диете?
А – один раз; Б – изредка ; В – раз в месяц; Г – чаще; Д - никогда

Приложение 3
Мини - классный час «Здоровье подростков и мода – в поисках компромисса»
Цель проведения - просветительская работа по вопросам популяризации знаний о влиянии на здоровье подростков модных атрибутов, аспектов и тенденций в целях предупреждения заболеваний.
При проведении мини - классного часа предполагается использование презентации по данной теме «Здоровье подростков и мода – в поисках компромисса».
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов Основным фактором, обуславливающим здоровье человека, является образ жизни (50-55%). Влияние экологических факторов на здоровье оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы и 10% приходится на долю недостатков и дефектов здравоохранения.
Общепатогенные факторы
1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
2. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.
3. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.
3.1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.
3.2. Низкий уровень санитарно – гигиенической, просветительской работы.
3.3. Отсутствие моды на здоровье.
Статистика
Согласно статистике московских городских школ за 1911/1912 учебный год, "количество слабых детей непрерывно растет с первого класса к старшим группам; в 1-х классах слабые дети составляли 35%, в средних - 39,8% и в старших - 44,2%". (Арямов И.А. Основы педологии. - М., 1928). А по материалам 5 Конгресса педиатров России (1999г.) "в 1996 -1997 гг. здоровые дети составили от 10 до 20% популяции". (Хаспекова Н.Б., Чечельницкая С.М. Вариабельность сердечного ритма и исследований возрастной динамики вегетативной регуляции у здоровых детей 5-14 лет // Школа здоровья. Т.6.-1999.-N4.)За 10 лет с 2000 г частота заболеваний, выявленных во время профилактических осмотров девушек, возросла почти в 3 раза. Число абсолютно здоровых школьников сегодня не превышает 20%. К окончанию школы у большинства девушек (75%) диагностируются хронические заболевания, число здоровых снижается до 6,3%. Показатели их заболеваемости на 10-15% больше, чем у юношей.
Серьезную обеспокоенность вызывает гинекологическая заболеваемость девочек. В возрасте 15 лет у 77,6% школьниц выявляется различная гинекологическая патология, а к 17 годам уже у 92,5%.
Медицинский работник МБОУ СОШ № 9 Прокофьева М.Ф. приводит следующую статистику по нашей школе: в сентябре 2014 г при профосмотре у детей, поступивших в 1 класс, выявлено нарушение осанки у 16% школьников,
у выпускников 11 класса в мае 2015 г - 39% учащихся с нарушением осанки, у одного ученика – сколиоз.
Также при оценке физического развития в 2000 г среди детей с дисгармоничным развитием преобладали дети с дефицитом массы тела, а в 2014 г превалирует ожирение.
Как в 2000, так и в 2014 не меняется количество гинекологических заболеваний и заболеваний мочеполовой системы у девочек, оставаясь постоянно высоким, причем отмечается появление этих заболеваний у девочек начальной школы.
Как видно из приведенных статистических данных по России в целом и по нашей школе в частности, сто лет назад дети - потенциал нации, были здоровее.
Мы считаем, что одну из главных ролей в снижении показателей здоровья сыграло увлечение молодежи и подростков всевозможными модными тенденциями.
«Мода» («modus») в переводе с латинского - «мера, способ, правило». Слово «мода» применительно к различным сторонам жизнедеятельности человека: к одежде, макияжу, поведению в обществе, в строительстве, интерьере различных помещений, к маркам машин и т.д
Рассматриваемые нами модные течения
Тату, пирсинг, высокие каблуки, мини-юбка, открытый живот, узкие джинсы, диеты.
Татуировки
Большим увлечением молодежи и подростков стало нанесение на тело тату (татуировок). Татуировка представляет собой внедрение в кожу невыводимых, нестираемых пигментов с целью создания на теле текста или изображения. Считается, что татуировка появилась в Древнем Египте. Татуировки наделялись магическими свойствами - для защиты воинов в бою и как оберег стариков от болезней. В некоторых случаях тату считались наказанием.С распространением христианства обычай нанесения тату практически исчез.
Крайне опасно тату с использованием хны. Нанесение тату может вызвать пожизненную аллергию на солнцезащитные кремы, болеутоляющие таблетки, а также на содержащие такой же краситель одежду и тени для век. После нанесения тату может развиться бронхиальная астма. При нанесении тату у кустарей есть вероятность получить гепатит и ВИЧ-инфекцию.
Возможен ли здесь компромисс – по нашему мнению, нет, но пусть каждый решает для себя.
Пирсинг
Пирсинг - прокалывание различных частей тела. Основную роль в распространение пирсинга сыграла музыкальная рок -культура. Многие певцы стали делать пирсы. Сотни тысяч фанатов последовали их примеру.
Пирсинг имеет тысячелетнюю историю. В Индии женщины прокалывали крыло носа после замужества, а мужчины – язык в знак обета хранить молчание. В Средние века пирсинг встретил яростное сопротивление со стороны церкви. Прокалывание языка использовалось лишь как наказание за лжесвидетельство.
Пирсинг опасен инфекционным воспалением на месте прокола, кровотечением. Вырывание сережки и образование больших шрамов и рубцов – довольно частые явления. Пробивая бровь, можно повредить лицевой нерв, что приведет к искажению лица. Прокалывать хрящ в носу или в ухе также опасно. Серьга в языке может вызвать его частичное онемение. Пирсинг языка может стать причиной абсцесса мозга – локализованного гнойного образования. Вызывает это воспаление обычная бактерия, которая живет в ротовой полости каждого. Полностью стерилизовать ротовую полость невозможно, и при прокалывании языка угроза инфекции существует всегда.
Мы считаем, что компромисса в данных случаях достичь невозможно. Насколько надо себя не любить, чтобы так изуродовать
Высокие каблуки
Минусы
Плоскостопие, натоптыши
Деформация икроножной мышцы, артрит, варикоз, тромбофлебит
Деформация позвоночника
Неправильное положение внутренних органов
Ухудшение памяти, замедление мыслительных процессов, мигрени
Компромисс Большое значение имеет ношение обуви, отвечающей гигиеническим требованиям. Она должна точно соответствовать длине и ширине стопы, иметь широкий носок, чтобы пальцы не сжимались, широкий каблук 1,5-2,0 см и эластичную подошву, Выбирайте обувь на высоких каблуках только в крайних, самых особенных случаях. А остальное время проводите на высоте до 5 сантиметров - не так эффектно, зато безопасно.
Кроссовки - спортивная обувь, их следует использовать только для занятий физкультурой.
 Мини - юбка
Переохлаждение ног, несоответствующее погоде тонкое бельё, сидение на холодных поверхностях плюс ношение мини-юбки могут привести к серьезным проблемам со здоровьем. В большинстве случаев возникает цистит - мучительное и часто приобретающее хроническую форму заболевание мочевого пузыря, а также почек и других органов малого таза.
Компромисс Короткие юбки можно носить в теплое время года, соблюдая дресс-код, не доводя длину юбки до абсурда (чтобы ее не перепутали с ремнем).
Открытый живот и поясница
Отрытый живот, как считают многие девушки, последний писк моды. На самом деле в моду давно вошли брюки и юбки с завышенной талией. Короткие топики, открывающие поясницу, не редко становятся причиной болезней мочеполовой системы, в частности - почек. Проблемы с простудой поясничных мышц могут привести к нарушению кровообращения, снижению гибкости и уменьшению двигательной активности позвоночника.
Компромисс Открытый живот приветствуется летом
на пляже,
на отдыхе,
на даче
Узкие джинсы
Минусы
Отсутствие нормального кровотока
Сдавливание нервных окончаний
Натирания – активизация дрожжеподобных грибов
Нарушение теплообмена
Появление целлюлита
Возникновение заболеваний мочеполовой системы
Отрицательное влияние на репродуктивную функцию
Комромисс Модные узкие джинсы стоит носить непродолжительное время и не каждый день
Диеты
Среди девочек-подростков в последнее время становится модно быть очень худой. Подростки садятся на всевозможные, часто противопоказанные для них диеты. Это может привести к анорексии -голоданию до смерти.
Компромисс Рацион питания подростков должен состоять из мяса, рыбы, молочных продуктов, овощей, фруктов. Помогут быть стройным и здоровым занятия физкультурой и спортом и водные процедуры.
ВЫВОД
Можно обоснованно заключить, что увлечение внешним украшательством, часто скрывающим внутреннюю пустоту, отсутствие культуры и потенциала развития человеческой личности, стремление к стандартизации, прямо опасно для здоровья, а иногда – жизни. «В человеке все должно быть прекрасно», – сказал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Но то, что вредно для здоровья – не может быть красиво, а тем более прекрасно! В современном обществе сформировалась целая индустрия нездоровья, зарабатывающая большие деньги на распространении самых диких и нездоровых стандартов поведения, потребления, питания, одежды и т.п.
Поможем себе и нашим сверстникам предотвратить пагубные последствия, возникающие при взаимодействии с модой, чтобы сохранить самое дорогое, что у нас есть - здоровье и жизнь!
Мы считаем, что имеется необходимость в дальнейшей популяризации знаний о влиянии на здоровье модных атрибутов среди подростков и их родителей.
Приложение 4
Вопросы выборочного опроса родителей обучающихся начальной и средней школы.
Вопрос 1.Какой, по Вашему мнению, должна быть обувь ученицы?
Ответ. Допускают ношение обуви на каблуке выше 2 см более 60% родителей, как мам, так и пап.
По высоте каблука обуви детей мнения родителей разделились следующим образом
1,5 – 2 см – 22%; 3 – 5 см – 28%; выше 5 – 34%; не определились – 16%.

Вопрос 2.Назовите несколько аспектов, на которые Вы ориентируетесь при покупке предметов гардероба девочки - школьницы?
Ответы. Самыми главными условиями покупки той или иной детали гардероба являются
цена – 60%, удобство – 50%, красота – 30%, здоровьесберегающие факторы (высота каблука, длина юбки, состав ткани и т.п.) –15%.

Приложение 5
1.Интервью с учителем технологии первой категории МБОУ СОШ № 9 В.Н. Анучиной
Вопрос 1. Как Вы относитесь к пирсингу и татуажу?
Ответ. По моему мнению, стремление таким образом выделиться не может привести ни к чему хорошему - ни в плане красоты, ни в плане здоровья.
Вопрос 2. Каково Ваше отношение к диетам?
Ответ. Диеты необходимы только по медицинским показаниям. Сидеть на диете можно только под руководством врача. Бездумное самостоятельное похудение – грозный враг, как здоровью, так и красоте.
Вопрос 3. Как, по Вашему мнению, должна выглядеть одежда девочки – подростка?
Ответ. Гардероб современной девушки, девочки должен быть функциональным, стильным, удобным и современным. Одежда, в основной своей массе, должна быть из экологически чистых материалов, соответствовать нормам СанПина. Вещи должны быть чистыми, отутюженными, ухоженными.
2. Интервью с медицинским работником МБОУ СОШ № 9 М.Ф. Прокофьевой
Вопрос 1. Какой должна быть одежда подростков?
Ответ. Одежда должна быть из натуральных тканей, удобной, не сдавливающей тело, легко стирающейся, обязательно по сезону, приятного для глаз цвета. Фасон и покрой – на усмотрение ребенка и его родителей.
Вопрос 2. Ваше отношение к узким джинсам и оголенным животам и спинам?
Ответ. Отрицательное. Узкие джинсы наносят непоправимый вред здоровью девочки. Если их носить, то очень непродолжительное время и не каждый день. А насчет голых животов и спин – только летом, в жару. Дети не задумываются о том, что оголение живота и спины в холодную погоду приводит к различным заболеваниям, например мочеполовой, гинекологической и многих других систем организма.
Вопрос 3. Какой должна быть обувь девочки – подростка?
Ответ. Обувь должна быть изготовлена из натуральных материалов, особенно ее внутренняя часть. Обувь должна отвечать гигиеническим требованиям. Она должна точно соответствовать длине и ширине стопы, иметь широкий носок, чтобы пальцы не сжимались, широкий каблук 1,5-2,0см и эластичную подошву. Девочкам противопоказано ношение обуви на высоких каблуках, чтобы не нарушалась осанка, не происходило искривление позвоночника и смещение позвонков, изменение правильного положения таза и его размеров, что в будущем негативно скажется на репродуктивной функции женского организма.
3. Интервью - с председателем родительского комитета МБОУ СОШ № 9 Павловой Н.В.
Вопрос 1. Как должна выглядеть обувь девочки-подростка?
Ответ. По моему мнению, это должны быть классические туфли на невысоком каблуке или балетки.
Вопрос 2. Какой по вашему мнению должна быть высота каблука туфель для девочки-подростка?
Ответ. Либо без каблука, либо на каблуке 6-7 см, так как красивую обувь на небольшом каблуке практически невозможно подобрать в магазине для девочки-подростка.
Вопрос 3. Как по вашему мнению должна выглядеть одежда девочки-подростка?
Ответ. Так как я являюсь мамой 13летней дочери, я считаю, что одежда должна соответствовать возрасту и случаю. Желание выделиться неподобающим образом, например, одеться в одежду не по случаю, привлекающую всеобщее внимание, считаю неуместным. А в школе приветствую введение школьной формы, так как ее ношение не отвлекает окружающих от учебы. По моему мнению, более актуальна была бы форма в деловом стиле, например джинсовый низ, рубашка или блузка и обязательный элемент, символизирующий принадлежность ученика к определенной школе, например, жилет или пиджак с символикой школы.
Приложение 6
Конкурс листков «Мода и я»
В конкурсе участвовали ученицы 6 и 7 классов. К сожалению, не все классы приняли участие.
Листки получились красочные, разнообразные. Тема обозначалась как свободная, поэтому и названия листков у всех классов разные.



Приложение 7

Рис.1 Татуировка

Рис.2 Пирсинг пупка


Рис. 3. и 4. Последствия пирсинга

Рис. 5 и 6. Высокие каблуки.

Рис.7. Кроссовки.

Рис.8. Мини-юбка.

Рис. 9. Узкие джинсы.

Рис. 10. Фигура модели.

Рис.11. Анорексия.