Марафон по устному счёту (2 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
cредняя общеобразовательная школа
c углубленным изучением отдельных предметов № 3
г. Алексеевки Белгородской области
Неделя начальной школы
МАРАФОН
ПО УСТНОМУ СЧЁТУ
2 «А» класс
Учитель начальных классов
Колесник С.А.

Алексеевка, 2016
Цели и задачи:
привитие интереса к изучению математики;
развитие внимания, логического мышления и стремления к приобретению новых знаний;
формирование сплочённого детского коллектива, воспитание чувства сотрудничества; формирование дружеских отношений и умение работать командой;
умение ориентироваться в незнакомой ситуации, быстро мобилизовать свои знания, умения и навыки для решения математических заданий.
Условия игры:
В марафоне участвуют 4 команды по 6 человек.
Каждая команда, с выбранным капитаном, представляет своё название, девиз и эмблему.
Каждое задание оценивается: 3 баллами за полный ответ, 2 баллами за неполный ответ и 1 баллом за ответ, полученный с помощью болельщиков.
На решение каждого задания отводится одна минута (по песочным часам).
Игра начинается и заканчивается по гонгу.
Ход игры:
Представление жюри.
Представление команд.
Ведущий знакомит участников и их болельщиков с правилами марафона.
Участники хором читают девиз марафона:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
1. “ Разминка”
Чтобы всё шло без заминки,Начинаем мы с разминки!
Ну-ка, в сторону карандаши!Ни костяшек, ни ручек, ни мела.Устный счет! Мы творим это дело,Только силой ума и души!
Числа сходятся где-то во тьме,И глаза начинают светиться!И кругом только умные лица,Потому, что считаем в уме.
Условия конкурса:
Ведущий зачитывает вопросы, командам необходимо ответить как можно на большее количество вопросов правильно. Отвечать надо быстро, если не знаете ответа, то говорите “дальше”. Правильный ответ – 1 балл.
Вопросы первой команде:
Как называется результат сложения? (сумма)
Как называется прибор для измерения длины отрезков? (линейка)
Семь плюс семьдесят. (77)
Что найдем, если сложим все стороны многоугольника? (периметр)
78 + 0= (78)
Острый угол – это (меньше 900)
Наибольшее двузначное число. (99)
Вопросы второй команде:
Как называется результат вычитания? (разность)
Как называется прибор для изображения окружности? (циркуль)
Восемь плюс восемьдесят. (88)
Что найдем, если из суммы отнимем слагаемое? (слагаемое)
0+324=(324)
Тупой угол – это (больше 900)
Наименьшее двузначное число. (10)
Вопросы третьей команде:
Как называется результат умножения? (произведение)
Как называется прямоугольник, у которого все стороны равны? (квадрат)
Три взять пять раз. (15)
Что найдем, если сложим разность и вычитаемое? (уменьшаемое)
0 + 234=(0)
Прямой угол – (равен 900)
Наименьшее трехзначное число. (100)
Вопросы четвертой команде:
Чему равен периметр квадрата со стороной 5 см? (20 см)
Как называется четырёхугольник, у которого все углы прямые? (прямоугольник)
Что найдем, если из уменьшаемого вычесть разность? (вычитаемое)
Чему равен периметр прямоугольника, если его длина 3 см, а ширина 2 см? (10 см)
49 + 46 = (95)
Семь взять четыре раза? (28)
7. Наибольшее трехзначное число. (999)
Число – как много в этом звукеДля математики, друзья!Но и в простой, обычной жизни,Без математики нельзя!
2. “Сколько чисел?”
У скольких двузначных чисел сумма цифр равна 10?
Ответ: у 9 чисел: 19, 28, 37, 46, 91, 82, 73, 64, 55.
3. “Дальше...”
Какими должны быть два следующих числа в последовательности:
10, 8, 11, 9, 12, 10, 13,… Ответ: 11,14.
4. “Семёрочка”
Сколько раз встречается цифра 7 при записи чисел от 1 до 100?
Ответ: 20 раз. (7,17,27,37,47,57,67,70, 71,72,73,74,75,76,77,78,79,87,97)
5. “Составь слово”
Составьте новые слова из слова МАТЕМАТИКА (каждое слово - 1 балл, слова произнесенные командами не должны повторяться)
6. “ Задачи со спичками”
1) Положи 12 спичек так, чтобы получилось 5 квадратов.2) В фигуре, построенной в предыдущей задаче, убери 4 спички так, чтобы осталось два одинаковых квадрата.3) В фигуре задачи № 1 убери 2 спички, чтобы осталось два квадрата разного размера. Ответы:
7. “Эрудиты”
Командам предлагается разгадать кроссворд.
За каждое верно угаданное слово команда получает 1 балл.

По горизонтали:
Задание на вычисление. (пример)
Наименьшее семизначное число. (миллион)
Мера длины. (метр)
Упражнение, выполняемое с помощью рассуждений и вычислений. (задача)
Числа, связанные знаками действий и скобками. (выражение)
Любимая оценка. (пятерка)
Десять сотен. (тысяча)
Знак арифметического действия. (минус)
Их зарабатывают на уроке. (оценки)
По вертикали:
Мера времени. (минута)
Наука, изучаемая в школе. (математика)
Равенство, содержащее букву. (уравнение)
Мера жидкости. (литр)
Арифметическое действие. (вычитание)
Четырехугольник. (квадрат)
Его пишут в конце решения. (ответ)
Часть целого или барабанная ... (дробь)
Человек, получающий знания. (ученик)
Они есть в некоторых примерах. (скобки)
Наименьшее трехзначное число. (сто)
8. “ Кто самый внимательный?”- Конкурс капитанов
Участвуют по 1 игроку от каждой команды.
Ведущий:
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых …. две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом,
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: раз, два, … марш.
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи.
А про себя их повтори,
Разок, другой, а лучше … пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж друзья вы приз не взяли,
Когда была возможность взять?
9. “ Рисовальный конкурс”
Ребятам предлагается нарисовать человечка, используя геометрические фигуры: отрезки, треугольники, четырехугольники и круги. Все, у кого человечек получился, получают по 3 балла, за самого симпатичного еще 1 балл.
10. “Знай наших”
Назовите как можно больше пословиц, содержащих числительные, например, “Один в поле не воин”.
Варианты ответов: Семь бед … ответ. Одна голова хорошо, а … лучше. Семь раз отмерь - … раз отрежь. Одно дерево срубишь - … посади. Один пашет, а … руками машут. Один с сошкой, … с ложкой.
11. «Бегущие минутки »
Побеждает та команда, которая наберёт больше правильных ответов.
1 команда
Сколько пальцев на руке? (5)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько букв в слове «школа»? (5)
Сколько слогов в слове «Буратино»? (4)
Сколько дней в неделе? (7)
Сколько сторон у шестиугольника? (6)
команда
1.Сколько десятков в числе «18»? (1)
2.Сколько пальцев на двух руках? (10)
3.Сколько слогов в слове «карандаш»? (3)
4. Сколько месяцев в году? (12)
5. Как назвать число, в котором 7 десятков?
6.Как называется результат при вычитании? (разность)
3 команда
1.Сколько орехов в пустом стакане? (нисколько, стакан пустой)
2.Сколько колец на олимпийском флаге? (5)
3.Сколько козлят съел волк? (6)
4.Как называется наука о числах? (математика)
5.Какая геометрическая фигура имеет три угла? (треугольник)
6.Сколько в двух неделях дней? (14)
4 команда
1.Как называется знак сложения? (плюс)
2.Кто быстрее долетит до цветка: бабочка или гусеница? (бабочка, гусеница летать не умеет)
3.Сколько хвостов у семи китов? (7)
4.Сколько носов у двух псов? (2)
5.Сколько пальчиков у четырёх мальчиков? (40)
6.Сколько ушей у пяти малышей? (10)
12. Подведение итогов марафона. Дорогие ребята! Сегодня вы показали свою эрудицию, умение мыслить, рассуждать, умение работать командой. Слово жюри для подведения итогов. Награждение команд.