Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию Н. С. Валгиной (ОГЭ русссский язык из Открытой базы данных)


(1)От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, элек­тронной музыкой и фантастическими романами.
(2)Модель стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (3)Вокруг неё на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.
(4)Вахтанг Турманидзе, стройный гигант в тренировочных брюках, объяснял девочкам, что такое хук и апперкот, на­хально дотрагиваясь своими кулачищами до их нежных подбородков.
(5)Вадим Костров царил в своей хихикающей компании.
(6)А Лёши Жильцова не было видно.
(7)Только окинув взглядом пустынные ряды лабораторных столов, где-то за одним из последних, у распахнутого окна, можно было заметить его одинокую фигуру. (8)Никому, кроме неприметной девочки в очках, уткнувшейся в книгу, не было до него никакого дела, а она нет-нет да и посматривала украдкой на Лёшу. (9)Всё-таки в людях, несправедливо обойдённых славой, есть что-то привлекательное, а Лёша в своём восьмом «Б» был именно таким человеком. (10)Это под­твердилось, когда в класс вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы.
– (11)Ребята, кого поцеловать? (12)У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, – сказала она и чихнула.
(13)Класс притих, но конкретных предложений не последовало.
(14)И вдруг из дальнего угла донеслось: «Меня».
(15)Это сказал Лёша и ужаснулся.
(16)Все, кроме неприметной девочки, смотрели на Лёшу так, как будто Галя была андерсеновской принцессой, а Лёша – свинопасом. (17)Кто-то даже хихикнул. (18)А неприметная девочка с тревогой ждала Галиного ответа: она боялась за Лёшу.
(19)Но самые красивые девочки школы всегда старше своих лет, и Галя не растерялась.
– (20)Лёшка – золотой мальчик, а вы все трусы.
(21)И она направилась к своей верной подруге Зиночке Крючковой, всё ещё поддерживающей полку с проволочной мо­делью атома. (22)Галя шла, размахивая молотком, потому что была дежурной и собиралась укрепить полку.
(По М.Г. Львовскому) *
* Львовский Михаил Григорьевич (1919–1994) – российский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публици­стическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данно­му тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
«Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость»,-данное высказывание принадлежит современному лингвисту Н.С.Валгиной. На мой взгляд, это утверждение формулирует одну из главных функций знаков препинания- способность концентрировать внимание на ключевых деталях, важных для понимания смысла предложения. Для подтверждения мнения лингвиста обратимся к представленному нам тексту российского поэта-песенника и сценариста М. Г. Львовского.
Примером к доказательству моих слов может служить приложение, обособленное выделительными запятыми, которое содержится в предложении2(«…поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.»). Автор делает смысловой акцент на важной черте характера девочки и её внешнем облике, подчеркивает значимость этих фактов.
А в предложении 9( « Все-таки в людях, несправедливо обойденных славой , есть что-то привлекательное…») содержится обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Таким образом писатель делает тонкое замечание, демонстрируя значимость данной детали и заостряя на ней внимание.
Благодаря приведенным мною аргументам, мы убедились в правильности и точности высказывания лингвиста. Пунктуационные знаки действительно выделяют смысловые детали, показывая их важность.
Мирошкина Полина