Конспект «Азбука – первая учебная книга»


Конспект урока по литературному чтению
01.09.2016г.
Тема: «Азбука – первая учебная книга»
Цель: познакомить обучающихся с азбукой.
Задачи:
1. научить детей ориентироваться в «Азбуке», называть и показывать элементы учебной книги(обложка, титульный лист, форзац), как правильно обращаться с учебной книгой;
2. познакомить со школой, товарищами, учителем, правилами поведения в школе, учебными принадлежностями;
3.воспитание вежливого человека, соблюдение правил поведения на уроке(правильно сидеть, поднимать руку, вставать, отвечать).
4. оценивать результаты своей работы на уроке.
Планируемый результат: дети научатся ориентироваться в «Азбуке», правильно обращаться с учебной книгой, правилами поведения в школе, на уроке и перемене.
Оборудование: Азбука, плакат «сиди правильно!», осень (плакат), презентация к уроку, проектор, экран.Оформление доски:
1 сентября.
Классная работа.
Азбука - первая учебная книга. Ход урока
Этап Содержание Примечание
1. Орг.
момент
(цель: психологически настроить на урок)
2. Введение героя
(цель:заинтересовать)
3. Знакомство с учителем
Физ.мин
4. заучивание с голоса учителя
5.Знакомство с книгой
(цель: научить детей ориентироваться в «Азбуке)
6.Работа с презентацией.
Физкультминутка
7.Работа с илл.
.
8.Подведение итогов
9.Рефлексия
Раз, два, три – слушай и смотри.
Три, два, раз – мы начнем сейчас.
Урок начался. Подравняли рядочки. Сели как настоящие ученики.
Вступительная беседа учителя: «Ребята, начиная с этого урока мы будем учиться грамоте. Как вы думаете, для чего надо учиться читать и писать? (предположения детей. Учитель при возникновении шума напоминает о правилах поведения на уроке). Чтобы стать культурным, успешным человеком, иметь возможность изучать другие предметы, продолжить свое образование.
Но вначале поучимся правильно сидеть за нашим рабочим столом, чтобы у нас не болела спина, и мы могли продуктивно работать. Встаньте и сядьте, покажите, как правильно сидеть (дети выполняют, затем учитель сам показывает, как надо это делать, дети повторяют). Учиться читать и писать трудно, поэтому на первых уроках мы будем к этому только готовиться: работать с картинками наших первых учебников, рассказывать, выражать свое мнение, рисовать, писать элементы букв. На каждом уроке мы вначале будем ставить перед собой учебную задачу, а в конце урока будем делать вывод, справились мы с этой задачей или нет. Задача первых двух уроков сегодня – знакомство с нашим первым учебником и первой рабочей тетрадью».
Ребята, к нам на урок пришел гость. А чтобы узнать какой, отгадайте загадку:
Пришла без красокB без кистиИ перекрасила все листья.(Осень)
Посмотрите на нее, улыбнитесь ей.
Ребята, а я напомню, что меня зовут Ирина Александровна. Я ваша учительница. Я буду учить вас писать, читать, считать, рисовать, лепить и многое другое.
Мы с вами уже изучали правила поведения в школе.
Поиграем в «Вопросы — ответы».
—Что мы делаем, когда звенит звонок? Как правильно сидеть за партой? Как ты поступишь, если захочешь о чём-либо спросить учителя?
А сейчас прошу вас встать. Посмотрите, ребята. Это наш класс. Что вам понравилось в нашем классе? А кто вы будете друг другу? (одноклассники).
Мы дружно поздороваемся с классом:
Здравствуй школа!
Здравствуй класс!
Самый лучший ты для нас!
Отдохнули, молодцы. Я довольна вами.
Учеба – это нелегко. Не расстраивайтесь, когда у вас что-то не получается, не бросайте начатое дело. Будьте терпеливы.
-У вас на партах важная и нужная книга – Азбука. Она очень нужна всем – даже тем, кто уже умеет читать. Её первые страницы «прочитает» и тот, кто не знает пока буквы.
-Рассмотрите учебник. Что вам понравилось в нём?
Много ли картинок? Разных рассказов?
-Кто из вас сможет прочитать что-нибудь?
-Было время, когда о буквах никто и не слыхал, а люди всё-таки умели передавать друг другу информацию. Пользовались они тем, что есть на 2 и 3 страницах нашего учебника. Посмотрите и скажите, чем пользовались люди для передачи информации?
-Это рисунки. Вот какие рисунки были обнаружены учёными на камнях. Древние художники рассказывали о своих путешествиях на лодках, о том, как они охотились. Постепенно письмо от рисунков перешло к картинным знакам. Похожим письмом пользуются и сегодня. Например, на столбе вы видите такой картинный знак. Он сообщает вам о том, что недалеко аэропорт. На коробке с телевизором такие знаки. Они означают, что внутри находится хрупкий, бьющийся предмет и что он боится воды.
Приложение 1
Послушайте загадку и отгадайте её.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ. (Буквы)
.
Рассматривание условных знаков на с.2-3
-Рассмотрите знаки. Как вы думаете, что они обозначают?
-мы видим много знаков на этих страницах. Условные обозначения помогут нам также пользоваться учебником. Мы их постепенно запомним.
Откройте страничку 2-3 в «Азбуке»,
что вы видите на иллюстрации (с. 3 учебника)? (Небо,облака, речка, солнышко, звёзды, церковь и т.д.)
Это картины нашей родной природы.

Закройте книги. Погладьте. Уберите их на край стола.
Послушайте стих. С.Я. Маршака
«Знаки препинания».
Прискакал вдруг чудак, Вопросительный знак. Прискакал и закричал: — Что? Куда? Откуда? Как?
—Как называют детей, которые пришли учиться в школу? Как называется наша классная комната? Кого называют одноклассниками? Как называется первая учебная книга?
Кто сегодня на уроке узнал что-то нового, поднимите руку. Молодцы, потрудились.
А сейчас урок окончен. Встали. Подравняли рядочки.
говорим хором
ответы детей
Отгадывают загадку
Дети знакомятся со структурой, строением книги: обложкой, иллюстрациями, учатся пользоваться закладкой.
Приложение 1