Семинар Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО


Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОССеминар, 19.12.2014 Костюкевич Е.Ф. Второе дыхание школы –Жизнь после уроков… Что понимается под внеурочной деятельностью? Какова основная цель внеурочной деятельности? Каковы основные задачи внеурочной деятельности? Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности? Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС ООО? Какие существуют виды внеурочной деятельности? Какие существуют формы организации внеурочной деятельности? Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности? Рис. 1. Базовая организационная модель реализациивнеурочной деятельности┌───────────────────────────┐ ┌────────────────────────┐│ Инновационная │ │ Иные педагогические ││ (экспериментальная, │ │ работники ││ пилотная, внедренческая) │ │ ││ площадка │ ┌────────────┐ │Должностные обязанности ││ Инновационная │ │внеурочная │ │ педагога-организатора, ││ (экспериментальная) │<───┤деятельность├─>│ социального педагога, ││деятельность по разработке,│ └─┬─┬─┬─┬─┬──┘ │ педагога-психолога, ││ апробации, внедрению │ │ │ │ │ │ │ старшего вожатого ││ новых образовательных │ │ │ │ │ │ │ ││ программ, в том числе │ │ │ │ │ │ │ ││ учитывающих региональные │ │ │ │ │ │ │ ││ особенности │ │ │ │ │ │ │ │└───────────────────────────┘ │ │ │ │ │ └────────────────────────┘ │ │ │ │ │ ┌──────────────────────────┘ │ │ │ └──────────────────────┐ │ ┌─────────────┘ │ └──────────┐ │ \/ \/ \/ \/ \/┌─────────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────┐ ┌──────────────┐│Учебные план │ │Дополнитель-│ │Дополнительное│ │Группы │ │ Классное ││образователь-│ │ное образо- │ │образование │ │продлен-│ │ руководство ││ного учрежде-│ │вание │ │учреждений │ │ного дня│ │ ││ния │ │образова- │ │культуры и │ │ │ │ Деятельность ││ │ │тельного │ │УДОД │ │Деятель-│ │ классных ││Часть, │ │учреждения │ │ │ │ность │ │руководителей ││формируемая │ │ │ │Организация │ │воспита-│ │ (экскурсии, ││участниками │ │Организация │ │деятельности │ │телей │ │ диспуты, ││образователь-│ │кружков, │ │как на базе │ │ГПД, │ │круглые столы,││ного процесса│ │спортивно- │ │общеобразова- │ │например│ │соревнования, ││(секции, │ │оздорови- │ │тельных │ │в рамках│ │ общественно ││школьные │ │тельных │ │учреждений, │ │"школы │ │ полезные ││научные │ │секций, │ │так и на базе │ │полного │ │ практики и ││общества, │ │поисковых и │ │самих │ │дня" │ │ т.д.) ││научные │ │научных │ │учреждений │ │ │ │ ││исследования │ │исследований│ │дополнительно-│ │ │ │ ││и т.д.) │ │и т.д. │ │го образования│ │ │ │ ││ │ │ │ │детей и │ │ │ │ ││ │ │ │ │учреждений │ │ │ │ ││ │ │ │ │культуры │ │ │ │ │└─────────────┘ └────────────┘ └──────────────┘ └────────┘ └──────────────┘ Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» модель дополнительного образования;модель "школы полного дня";оптимизационная;модель сетевой организации;модель ресурсного центра ;инновационно-образовательная модель. Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). 1) система спецкурсов и занятий по интересам для 5-9 классов;2) традиционные формы внеурочных мероприятий;3) опыт социального партнёрства; 4) система воспитательной работы;5) опыт проектной и исследовательской деятельности; 6) система физкультурно-оздоровительной работы. (слоган компании НАЙК)«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.Ты учишься ходить, когда ходишь.Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.Ты учишься печатать, когда печатаешь.Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!» Классификация результатоввнеурочной деятельности1 уровень результатовПриобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни2 уровень результатовПолучение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества3 уровень результатовПолучение опыта самостоятельного общественного действия результаты внеурочной деятельности школьников Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности1 уровень результатов2 уровень результатов3 уровень результатовузнаюпробую реализуюэтическая беседатематический диспут,дебаты в дружественной социальной средепроблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ВоспитательныерезультатыПриобретениешкольникомсоциальныхзнаний(1 уровень)Формированиеценностногоотношения ксоциальнойреальности(2 уровень)Получение опытасамостоятельногообщественногодействия(3 уровень)ФормывнеурочнойдеятельностиЗанятия детскихобъединенийхудожественноготворчестваХудожественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школеХудожественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ВоспитательныерезультатыПриобретение школьникомСоциальных знаний(1 уровень)Формирование ценностногоотношения к социальнойРеальности (2 уровень)Получение опыта самостоятельногообщественного действия(3 уровень)ФормывнеурочнойдеятельностиНовогодняя музыкальная сказка «Дед Мороз у Снежной Королевы»Занятие в кружкеВыступление на рождественском фестивале г.ОбнинскКонцертная программа «Весна идёт, весне дорогу» В рамках «Недели добра» Выделение трех уровней результатоввнеурочной деятельности позволяет:разрабатывать образовательные программывнеурочной деятельности с четкимпредставлением о результатахподбирать такие формы внеурочной деятельности,которые гарантируют достижение результатаопределенного уровнявыстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другомудиагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельностиоценивать качество программ внеурочной деятельностипо достижению результатов, соответствие избранныхформ предполагаемым результатам Критерии и показатели анализа и оценки эффективности системы внеурочной деятельности{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Критерии анализа и оценкиПоказателиI. Включенность учащихся в системувнеурочной деятельности1. Охват учащихся программами внеурочной деятельности2. Сформированность активной позиции учащихся во внеурочной деятельностиII. Соответствие содержания испособов организациивнеурочной деятельностипринципам системы1. Гуманистическая направленность деятельности2. Системность организации внеурочной деятельности3. Вариативность видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности4. Направленность деятельности на развитие и появление творчества детей и взрослых5. Ориентация внеурочной деятельности на формирование у детей желания быть полезным окружающим людям и потребности в достижении успеха Критерии и показатели анализа и оценки эффективности системы внеурочной деятельности{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Критерии анализа и оценкиПоказателиРесурсная обеспеченность процессафункционирования системывнеурочной деятельности учащихся1. Обеспеченность кадровыми ресурсами2. Обеспеченность информационно- технологическими ресурсами3. Обеспеченность финансовыми ресурсами4. Обеспеченность материально- техническими ресурсами5. Обеспеченность организационно- управленческими ресурсамиПродуктивность внеурочнойдеятельности1. Знания, умения и навыки, УУД, сформированные у школьников в процессе занятий в объединениях дополнительного образования и в ходе подготовки и проведения внеурочных воспитательных дел2. Достижения учащихся в культивируемых видах внеурочной деятельностиУдовлетворенностьучащихся, родителей ипедагогов организациейвнеурочной деятельности иее результатами1. Удовлетворенность школьников участием во внеурочной деятельности2. Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенка внеурочных занятий3. Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, ее результатами Основные направления и вопросы мониторинга:Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня; Анкетирование школьников, родителей и педагогов по итогам года с целью выявления удовлетворённости организацией внеурочной деятельности и ее результатами. Оценка эффективности внеурочной деятельностиУдовлетворенность учащихся, их родителей и педагоговорганизацией внеурочной деятельности и ее результатами{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РебенокНасколько удовлетворенребенок тем, что онзанимается в том илиином кружке (клубе,секции, студии),участвует в тех или иныхделах внеурочнойдеятельности?• интересно ли ребенку посещать клубные (кружковые, секционные и т.п.) занятия• сложились ли у него позитивные отношения с одноклассниками и другими ребятами• хорошее настроение у него или нет во время участия в деятельности во внеурочное время• сумел ли ребенок узнать новое и важное для себя, пережить интересный опыт, чему-то научиться Оценка эффективности внеурочной деятельностиУдовлетворенность учащихся, их родителей и педагоговорганизацией внеурочной деятельности и ее результатами{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РодительУдовлетворены лиродители от того, что ихсын или дочь посещаютзанятия по внеурочнойдеятельности?• как относятся родители к внеурочным занятиям своего ребенка• что ожидают от участия своего сына или дочери во внеурочной деятельности• удовлетворены ли они отношениями к детям педагога• как оценивают достижения ребенка во внеурочной деятельности Оценка эффективности внеурочной деятельностиУдовлетворенность учащихся, их родителей и педагоговорганизацией внеурочной деятельности и ее результатами{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПедагогУдовлетворен ли педагогприложением своих усилийдля организации внеурочнойдеятельности своихвоспитанников?• удовлетворен ли педагог ресурсным обеспечением внеурочной деятельности;• как складываются его отношения с воспитанниками, их родителями, коллегами,администрацией образовательного учреждения;• созданы ли условия для его профессионально-личностного роста, творческого самовыражения. Великая ценность образования – это не знания, а действия.Герберт Спенсер, англ. философ, социолог, педагог СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! части, формируемой участниками образовательного процесса, относящейся к учебному плану образовательной организации;внутришкольного дополнительного образования;групп продленного дня;деятельности классных руководителей;деятельности иных педагогических работников.