План проведения экскурсии для 5 класса Сезонные изменения природы

Экскурсия
Тема: «СЕЗОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

Задачи: показать взаимосвязь живой и неживой природы, выявить сезонный характер во взаимоотношениях между живыми организмами, закрепить понятие «сеть питания».
Оборудование: планшеты, карандаши, термометр.

Экскурсия проводится в учебное время, подготовка к экскурсии проводится на предыдущем уроке. Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает определенное задание. После экскурсии учащиеся составляют отчет.
Подготовка к экскурсии
1.1. Во время подготовки к экскурсии проводится анализ погодных явлений за последнее время (примерно месяц) на основе дневника наблюдений природы.
1.2. Ученики работают с гербариями и справочниками-определителями растений, знакомятся с видами древесных и травянистых растений своей местности
1.3. Ученики работают со справочниками-определителями животных, обитающих в их местности. Знакомятся с видами животных (птиц, насекомых, млекопитающих), которых можно встретить на экскурсии.

2.План работы группы.

2.1. Описание состояния погоды.
Температура воздуха.
Температура воздуха у поверхности Земли.
Облачность.
Ветер. Направление и сила ветра.
Осадки.
2.2.Описание растительности.
Виды древесных растений.
Состояние древесной растительности (наличие листьев, наличие побегов).
Виды травянистой растительности.
Состояние травянистой растительности (наличие цветков, появление побегов).
Характер распределения травяного покрова с учетом экспозиции склонов и освещенности конкретной территории.
Наблюдения за распределением древесной растительности (деревьев и кустарников).
2.3. Описание животного мира.
Наблюдение за птицами. Зимующие птицы и перелетные. (Виды птиц и их встречаемость.)
Оценка кормовой базы птиц.
Наличие гнезд, дуплянок. На каких деревьях и на какой высоте находятся гнезда.
Наблюдение за другими животными, встреченными во время экскурсии.

3.Выводы по проведенной экскурсии и оформление отчета.
Приложения.



План работы группы.

1. Описание состояния погоды.
Температура воздуха.
Температура воздуха у поверхности Земли.
Облачность.
Ветер (сила ветра).
Направление ветра.
Осадки (дождь, снег, град).


2.Описание растительности.

Виды древесных растений.
Состояние древесной растительности (наличие листьев, наличие побегов).
Виды травянистой растительности.
Состояние травянистой растительности (наличие цветков, появление побегов).
Характер распределения травяного покрова (где больше, где меньше травы, почему?)
Наблюдения за распределением древесной растительности (деревьев и кустарников).


3. Описание животного мира.

Наблюдение за птицами (где их больше, где меньше, почему?)
Зимующие птицы и перелетные. (Виды птиц и их встречаемость.)
Оценка кормовой базы птиц (чем питаются разные виды птиц, много ли этой пищи для них в нашей местности?).
Наличие гнезд, дуплянок.
На каких деревьях и на какой высоте находятся гнезда.
Наблюдение за другими крупными животными, встреченными во время экскурсии (какие животные встретились, где?).
Наблюдение за насекомыми (какие насекомые встретились, сколько их (много, мало), какую роль они играют в жизни растений?)

15