Урок на тему: Творительный падеж имени существительного


ФИО: Рехтина Елена Андреевна
Дата: 14.02.2017
Класс: 3-В
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Творительный падеж имён существительных».
Тип урока: изучение нового материла.
Цель: знакомство с творительным падежом имён существительных (вопросами, предлогами).
Задачи:
-формирование умений определять падеж имени существительного в творительном падеже;
-развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, наблюдательность, внимание, память, орфографическую зоркость;
-воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.
УУД:
Регулятивные:
-принимать и сохранять в памяти учебную задачу;
-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
-оценивать результаты своей деятельность.
Познавательные:
-осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её;
-ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
-устанавливать алгоритм распознавания падежа имени существительного.
Коммуникативные:
-слушать собеседника и понимать речь других;
-работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение;
-строить речевое высказывание в соответствии с познавательными задачами.
Личностные:
-понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
-быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, учебник + рабочая тетрадь «Русский язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).
Характеристика этапов урока:
Этапы урока Время Цель Содержание учебного материала Методы и приёмы работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг.момент 1 мин Мотивация к учебной деятельности -Давайте встанем! Настроимся на работу! Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом. Потяните ладони к соседям. Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи. Фронтальная Приветствует учащихся. Создаёт положительный настрой на урок. Приветствуют учителя и друг друга.
Минутка чистописания 1 мин Формирование умений писать красиво и аккуратно. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропишите показ. Большая буква Т в соединении с маленькой. Фронтальная. Предлагает учащимся прописать заглавную и маленькую буквы Т в соединении. Показывает правильность написания на доске. Записывают число, классная работа, прописывают показ.
Актуализация знаний 3 мин Проверка полученных знаний. На слайде слова:
Ул…ца, те…итория, праз…ник, морко…ь.
-Прочитайте имена существительные. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
(слайд с правильными ответами) Фронтальная. Организует орфографический тренинг. Записывают слова в тетрадь, объясняют написание.
Игра «Узнай падеж» 7 мин Проверка полученных знаний. -Сейчас давайте сыграем в игру, называется она «Угадай падеж»
(слайд)
Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже.
Кого же нет? Я очень беспокоюсь. Чего же нет? Отправляясь я на поиск. Прошу, друзья, скорее помогите! И как зовут меня, скажите.
Я работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я смогу сказать. С предлогами порой дружу, но и один гулять хожу.
У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного падежа.
(слайд)
-Составьте с записанными именами существительными словосочетания, употребив их в том падеже, на который указывает пропущенная буква.
-Как узнать падеж имени существительного? Фронтальная.
Работа в парах (устно) Организует игру «Узнай падеж».
Предлагает в парах составить словосочетания. С помощью сигнальных карточек, после хлопка учителя называют падежи.
И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Составляют словосочетания.
Самоопределение к деятельности. 2 мин Формирование темы урока. На слайде словосочетания:
Сидел под березой, стал летчиком.
-Прочитайте словосочетания и определите падеж имен существительных.
-Сформулируйте тему урока.
(Слайд) Фронтальная Подводит к формулированию темы и задач урока. Читают и выполняют задание. Формулируют тему урока: Творительный падеж имени существительного.
Работа по теме урока 10 мин Формирование умений определять падеж имени существительного. Учебник, стр. 52, упр. 94.
Прочитайте задание.
Выполнение с комментированием.
-Прочитайте сведения о языке на стр. 53.
-Как определить падеж имени существительного?
Беседа:
-Что мы узнали о творительном падеже?
На слайде словосочетания:
1 вариант – Дружит с (природа), ползали между (корни), лисичка со (скалочка), находился за (река).2 вариант – Пролетел над (поле), нашёл под (дерево), вертится перед (зеркало). -Составьте и запишите словосочетания, изменяя существительные по смыслу (по вариантам).
Взаимопроверка со слайда.
-С какими предлогами употребили имена существительные?
-Чтобы открыть скобки, в каком падеже надо употребить имя существительное? Фронтальная, работа в парах. Предлагает выполнить упражнение из учебника.
Предлагает прочитать сведения о языке.
Предлагает выполнить задание по вариантам. Организует взаимопроверку. Задает вопросы. Выполняют задание с комментированием.
Читают о творительном падеже. Рассказывают, что узнали о нем.
Выполняют задание по вариантам.
1 вариант – с, между, со, за.
2 вариант - над, под, перед.
-В творительном падеже.
Физминутка1 Снятие напряжения Физминутка со слайда. Фронтальная Включает физминутку. Повторяют движения.
Продолжение работы по теме урока. 14 мин Закрепление полученных знаний Сообщение о творительном падеже.
-Почему падеж называется творительным? Имена существительные в творительном падеже обозначают название предмета, с помощью которого что-то создают, проще говоря, творят: копают лопатой, шьют иглой и т.д. Так же им.сущ. в Т.п. обозначает создателя, творца: стол сделан (кем?) столяром, книга написана (кем?) писателем.
Учебник, стр. 53, упр. 95.
-Прочитайте задание.
-Запишите по 2 предложения. Фронтальная, парная. Рассказывает о названии творительного падежа. Предлагает выполнить упражнение в учебнике в парах. Внимательно слушают. Выполняют задание в парах.
Рефлексия. 15 мин Оценка деятельности У учащихся на столах лежат карточки для работы в группе.
1 группа: соедините начало и конец пословицы, определите падеж выделенных существительных.
2 группа: соединить фразеологизм с его смыслом, определите падеж существительных.
3 группа: дописать существительные в Т.п.
4 группа: составьте из слов предложения, определите падеж выделенных имен существительных.
5 группа: составьте и запишите словосочетания глаг.+сущ. в Т.п.
6 группа: прочитайте. В каждом предложении найдите главные члены, определите падеж выделенных имён существительных.
Выступление групп.
-Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?
-Сколько падежей в русском языке?
-какие тайны открыл для вас творительный падеж?
-Какая работа понравилась на уроке?
-Какая работа вызвала затруднение?
У каждого учащегося на парте лежит круг самооценки.
-Закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока. Работа в группах. Организует работу в группах, выступление групп. Выполняют задание в группах. Выступают.
Домашнее задание 1 Закрепление знаний С. 53 – выучить правило; Р.т., с. 39, упр. 84. Фронтальная Открывает слайд с д\зЗаписывают д\з в дневник.