Контрольно-измерительные материалы по русскому языку Проведение репетиционных испытаний в формате ОГЭ

Диагностическая работа в формате ОГЭ
ВАРИАНТ 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 состоит из 13 заданий (2-14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
Ответы к заданиям 2-14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!





Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
(1)Последние годы прадед был почти слеп, читать уже давно не мог, разговаривал мало, но постоянно что-то тихо, почти неслышно, шептал, за что и звали его дети дедом-шептуном.(2) Он был очень тихим, почти весь день сидел в большом кресле, иногда на табуретке на крошечном полукруглом балкончике. (3) Братья ходили в школу, все взрослые были на работе, а Дина, самая младшая в семье, оставалась с прадедом. (4) Время от времени они ложились на диван, укрывшись заштопанным сине-зелёным пледом, и прадед рассказывал девочке истории, вернее одну бесконечную историю про людей с необыкновенными именами.
(5) Когда брату Алику исполнилось десять лет, прадед подарил ему часы. (6) это был невиданно богатый по тем временам подарок. (7) Ни у кого в классе часов не было, ни у кого во дворе часов не было, а у Алика – были.
(8) Однажды утром, недели через две после того, как подарили часы, Алик ушел в школу, оставив часы на стуле возле кровати. (9) По дороге он спохватился, но возвращаться было некогда. (10) После завтрака Дина обнаружила часы. (11) Она осторожно взяла их – и надела. (12) Прадед покачал головой.
(13) Во дворе Дину окружили ребята.
- (14) Это Алькины часы!- говорили они.
-(15) Нет, мои!- врала Дина. – (16) Наш прадед был часовщиком, пока не ослеп, у него таких часов - сто штук, он и мне подарил
(17) Ребята играли в волейбол. (18) Она попросилась с ними, её приняли неохотно: играть толком она не умела. (19) Дина подняла руки с растопыренными пальцами и стала ждать, когда мяч шлёпнется о них.
(20) Она ждала долго, даже устала держать на весу бесполезно растопыренные пальцы. (21) Наконец долгожданный мяч, направленный чье-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье, и часы брызгами разлетелись в разные стороны: отдельно механизм, отдельно стёклышко. (22) С жалким звоном оно стукнулось о землю и подскочило, сверкнув на солнце, как большая блестящая капля. (23) На руке остался только ремешок с металлическим донышком.
(24) Казалось, что даже деревья остолбенели при виде случившегося несчастья. (25) Зажав в ладони то, что осталось от часов, Дина медленно поднялась на крыльцо, прошла сквозь облако солнца, лежащее на ступенях, в прохладную темноту. (26) Она не плакала, но было так тяжело, будто она несла на спине мешок картошки. (27) Она долго колотила пяткой дверь, пока не услышала, как шаркает, постукивая палкой, прадед. (28) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот, в парусиновые сборки мятых штанов.
- (29) Ничего, ничего, доченька,- сказал он. – (30) Не надо было их брать.
(31) Слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй, а когда все слёзы, которые были, вылились, она крепко уснула. (32) Старичок с редкими белыми волосами, стоявшими вокруг маленькой головы, держал разбитые часы и беззвучно шевелил губами.
(33) Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла фарфоровая коробка с инструментами: пинцетами, щёточками, колёсиками и круглым увеличительным стеклом в тёмной оправе, которе дети называли «глазком» и которыми дед прадед давно уже не пользовался. (34) Дина подошла к нему на цыпочках и прижалась к острому плечу.
-(35) Деда, ты починил?- не веря своим глазам, спросила Дина. –(36)Ты видишь?
-(37) Ну вот, а ты плакала. (38) Сёклышка нового у меня нет
(39) Прадед повернулся к ней: глаза его были добрыми и блёклыми. (40) Он улыбнулся.
-(41) Пожалуй, кое-что вижу, но только самое главное
(42) Прошло много лет, и Дина мало, что помнит из этого времени. (43) Но то, что помнит, делается с годами всё ясней, и иногда ей кажется, что скоро она сможет различить, расслышать те слова, которые шептал ей прадед. (По Л. Улицкой)
* Людмила Евгеньевена Улицкая (р. 1943 г.) – советская и российская писательница, сценарист.
Ответами к заданиям 2–14 являются цифра, слово, словосочетание,
число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишитев отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему прадед не стал ругать Дину?»
1) Дина была младшей правнучкой, поэтому прадед её баловал.
2) Прадед был абсолютно слеп и не видел, что натворила Дина.
3) Прадед был мудрым очень человеком, добрым, с чутким сердцем. Он жалел внучку, потому что понимал её.
4) Предед был уверен, что отчитать сестру за проступок должен старший брат Алик.
Ответ______________________
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Прадед повернулся к ней: глаза его были добрыми и блёклыми.
2) Деда, ты починил?- не веря своим глазам, спросила Дина.
3) Наконец долгожданный мяч, направленный чье-то завистливой рукой, с силой ударился о запястье, и часы брызгами разлетелись в разные стороны: отдельно механизм, отдельно стёклышко.
4) Она не плакала, но было так тяжело, будто она несла на спине мешок картошки.
Ответ______________________
4.Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости-звонкости последующего согласного.
Ответ______________________
5. Из предложений 13-19 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется две Н».
Ответ______________________
6. Замените просторечное слово «врала» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом.
Ответ______________________
7. Замените словосочетание «фарфоровая коробка» (предложение 33), посторенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ______________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 30.
Ответ______________________
9. Среди предложений 17-23 найдите предложение, осложнённое обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выделите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
-Деда,(1) ты починил?- не веря своим глазам,(2) спросила Дина. – Ты видишь? Прадед повернулся к ней: глаза его были добрыми и блёклыми. Он улыбнулся. - Пожалуй,(3) кое-что вижу,(4) но только самое главное
Ответ______________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.
Ответ______________________
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда Дина проснулась(1), прадед сидел за столом,(2) а перед ним стояла фарфоровая коробка с инструментами: пинцетами,(3) щёточками,(4) колёсиками и круглым увеличительным стеклом в тёмной оправе,(5) которе дети называли «глазком» и которыми дед прадед давно уже не пользовался.
Ответ______________________
13. Среди предложений 24-30 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ______________________
14. среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ______________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Дитмара Эльясовича Розенталя: «Функция сравнения – дать новый взгляд на старое, известное». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрываятему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Д.Э. Розенталя.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни былокомментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних предложений текста: «Дина мало, что помнит из этого времени. Но то, что помнит, делается с годами всё ясней, и иногда ей кажется, что скоро она сможет различить, расслышать те слова, которые шептал ей прадед».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова человечность? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Диагностическая работа в формате ОГЭ
ВАРИАНТ 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 состоит из 13 заданий (2-14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
Ответы к заданиям 2-14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!










Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
(1)На большой перемене Васек вместе с ребятами вышел на школьный двор. (2)Ребята сейчас же затеяли перестрелку снежками, но Васек потихоньку удалился в самый угол двора и, засунув руки в карманы пальто, стал ходить по дорожке вдоль забора. (3) Его беспокоила заметка, которую он обещал сегодня же дать в стенгазету. (4) Он завидовал Одинцову, который легко справлялся с такими вещами. (5) "Он, может, вообще будущий писатель, а я, наверно, архитектор какой-нибудь – о чем мне писать? – Васек сердился на всех и на себя. – (6) Если б я еще дома сел и подумал, а так сразу –какая это заметка будет!"
(7) Он слышал веселые голоса и хохот ребят, видел, как ожесточенно нападали они друг на друга, как шлепались о забор и разлетались белые комочки снега. (8) "Бой с пятым классом. (9)Наши дерутся. (10) А я здесь..."
– (11) Трубачев, Трубачев, сюда! – несся издали призыв Саши.
(12) Закрываясь руками, он боком шел на врага, сзади него стеной двигались ребята из четвертого "Б", и даже девочки поддерживали наступление, обстреливая неприятеля со стороны. – (13)Трубачев!..(14) Васек рванулся на призыв, но вдруг остановился, круто повернулся спиной к играющим, присел на сложенные у забора бревна и вытащил из кармана бумагу и карандаш.
(15) Несколько любопытных малышей вприпрыжку подбежали к нему.
– (16)Куда? (17) Кыш отсюда! – грозно крикнул на них Васек и, устроившись поудобнее, решительно написал:
«(18)Ребята! (19) Ничего нельзя делать в последнюю минуту, потому что торопишься и ничего толком не думаешь. (20) Эту заметку я мог бы написать дома, а сейчас пишу на большой перемене. (21) Последняя минута – самая короткая из всех минут, а сейчас я вспомнил, что мог бы о многом написать – о дисциплине, например. (22) Но в школе уже звонок, а заметку я обещал дать во что бы то ни стало, и получилось у меня плохо. (23) Давайте, ребята, ничего не будем оставлять на последнюю минуту! В. Трубачёв».
(24) Васек решительно свернул листок и зашагал по тропинке.
– (25) Одинцов, прими заметку, – не глядя на товарища, сказал он.
– (26) Уже? – удивился Одинцов, вытирая шарфом мокрое, разгоряченное лицо. – (27) Я так и знал, что ты пишешь! (28) А мы тут пятых в угол загнали. (29) Как окружили их со всех сторон – и давай, и давай! (30) Сашка орет: (31) "Трубачев! Трубачев!" Слышал?
– (32) Слышал... я на бревнах сидел, – с сожалением сказал Васек. – (33)Сам себя наказал... да еще написал плохо...
– (34) Плохо? Посмотрим, – важно сказал Одинцов, пряча заметку. (35)Он почувствовал себя ответственным редактором. – (36) Плохо, так исправишь.
– (37) Отстань, пожалуйста! (38) Я и эту-то наспех писал, когда мне исправлять ее? (39) Не на уроке же! – рассердился на товарища Васек. – (40) Плохо – не бери. (41) Вот и все!
(42) "И зачем это я такую дурацкую заметку дал? (43) Может, лучше назад взять, а то все надо мной смеяться будут. (44) Пойти к Одинцову?"
(45) Но к Одинцову он не пошел, сомневаясь, что лучше: не выполнить обещание или осрамиться с плохой заметкой.
(По В.Осеевой)

Ответами к заданиям 2–14 являются цифра, слово, словосочетание,
число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа
в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишитев отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Васёк «сердился на всех и на себя»?».
1) Он завидовал Одинцову, который отказался писать заметку в стенгазету.
2) Он рассчитывал в последнюю минуту написать интересную заметку.
3) Его беспокоила заметка, которую он обещал дать в стенгазету.
4) Он хотел играть с мальчишками, но не мог, так как надо было писать статью.
Ответ: ___________________________
3. Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является сравнение?
1)Закрываясь руками, он боком шёл на врага, сзади него стеной двигались ребята из четвёртого «Б», и даже девочки поддерживали наступление, обстреливая неприятеля.
2)И зачем это я такую дурацкую заметку дал?
3)А мы тут пятых в угол загнали.
4)Последняя минута – самая короткая из всех минут, а сейчас пишу на большой перемене.
Ответ: ___________________________
4. Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.
Ответ: ___________________________
5. Из предложений 12-15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к первому спряжению.
Ответ: ___________________________
6. Замените слово осрамиться из предложения 45 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
7. Замените словосочетание ожесточенно нападали (предложение 7), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 23.
Ответ: ___________________________
9. Среди предложений 16-20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.
Ответ: ___________________________
10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Может,(1) лучше назад взять,(2) а то все надо мной смеяться будут. Давайте,(3) ребята(,)4 ничего не будем оставлять на последнюю минуту! Эту заметку я мог бы написать дома,(5) а сейчас пишу на большой перемене.
Ответ: ___________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
Ответ: ___________________________
12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
– Уже? – удивился Одинцов,(1) вытирая шарфом мокрое,(2) разгорячённое лицо. Я и эту-то наспех писал,(3) когда мне исправлять её? Ничего нельзя делать в последнюю минуту,(4) потому что торопишься и ничего толком не думаешь.
Ответ: ___________________________
13. Среди предложений 39-42 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
14. Среди предложений 42-45 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ:__________________________

Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2. или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Льва Николаевича Толстого: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Л.Н.Толстого. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивымпочерком.

15.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Но к Одинцову он не пошел, сомневаясь, что лучше: не выполнить обещание или осрамиться с плохой заметкой». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,подтверждающих Ваши рассуждения.Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностьюпереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ОТВЕТСТВЕННОСТЬ? Сформулируйте ипрокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое ответственность», взяв в качестве тезисаданное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашегожизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностьюпереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ключ
За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверныйответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания
Правильный ответ

2
3

3
1

4
беспокоила

5
играющим

6
опозориться

7
нападали с ожесточением

8
давайте не будем оставлять

9
17

10
1

11
1

12
3,4

13
40

14
45
















































Диагностическая работа в формате ОГЭ
ВАРИАНТ 8
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе.
Часть 2 состоит из 13 заданий (2-14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.
Ответы к заданиям 2-14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.
Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ.Это задание выполняется на отдельном листе.
На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!










Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание 1 на БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2–14.
(1)Две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зеленому дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-темная очередь. (2)Ждали машину с капустой.
(3)Позднее ноябрьское утро уже наступило, но было сумрачно и хмуро, и в этой хмурости радовали только тяжелые, темно-красные от сырости флаги, не убранные после праздника.
(4)Старшая из девочек, шестилетняя Дуся, мяла в кармане замызганную десятку. (5)Эту десятку дала Дусе старуха Ипатьева, у которой девочки жили почти год. (6)Младшей, Ольге, она сунула в руки мешок – для капусты.
(7)– Возьмите, сколько унесете, – велела она им, – и морквы с килограмм.
(8)Было самое время ставить капусту. (9)Таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили. (10)К тому же за то время, что девочки жили у нее, она уже привыкла, что почти всю домашнюю работу они делают сами – легко и без принуждения.
(11)К старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью. (12)Они приходились внучками ее недавно умершей сестре и были сиротами: отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже.(13)(14)И соседка привезла их к Слонихе – ближе родни у них не было.(15) Ипатьева оставила их у себя, но без большой радости. (16)Наутро, разогревая на плите кашу, она бормотала: привезли, мол, на мою голову
(17)Девочки испуганно жались друг к дружке и исподлобья смотрели на старуху одинаковыми круглыми глазами.
(18)Первую неделю девочки молчали. (19)Казалось, что они не разговаривают даже между собой, только шуршат, почесывая головы. (20)Старуха тоже молчала, ни о чем не спрашивала и все думала большую думу: оставлять их при себе или сдать в детдом.
(21)В субботу она взяла таз, чистое белье и девочек, волосы которых были заранее намазаны керосином, и повела их на Селезневку в баню. (22)После бани Ипатьева впервые уложила их спать на свою кровать. (23)До этого они спали в углу, на матрасе. Девочки быстро заснули, а Ипатьева еще долго сидела со своей подружкой Кротовой. (24)Выпив чаю, она сказала:
(25)– Господь с ними, пусть живут. (26)Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали.
(27)А девочки, словно почуяв, что их жизнь решилась, заговорили сначала между собой, а потом и со старухой, которую стали звать бабой Таней.(28) Они обжились, привыкли к новому жилью и к Слонихе, только с городскими ребятами не сошлись: их игры были непонятны, интереснее было сидеть в комнате, возле швейной машинки, слушать ее неровный стук и подбирать лоскутки, падающие на пол
(29)Теперь девочки шли за капустой, и Дуся прикидывала, куда же они ее поставят: бочонка в хозяйстве не было
(30)Сестры встали в хвост недлинной очереди. (31)Женщины говорили, что, может, капусту и не привезут, потому стояли только самые упорные. (32)Все другие, простояв минут десять, уходили, обещая вернуться. (33)Девочки тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами – ботики были дареные, изношенные, тепла не держали
(34)Минут через сорок пришел грузовик с капустой.(35) Его долго разгружали, и девочки терпеливо ждали, пока начнут продавать.(36) Им и в голову не приходило уйти без капусты.
(37)Наконец сгрузили.(38) Раскрылось зеленое окошко, продавщица начала отпускать. (39)Очередь сразу разбухла.(40) Прибежали все: и те, кто занимал, и те, кто не занимал. (41)Девочки все оттеснялись и оттеснялись в хвост.(42) Они давно продрогли.(43) Временами шел не то дождь, не то снег. (44)Платки их промокли, но пока еще грели. (45)Только ноги вконец иззябли.(46) Время уже перевалило за обеденное, и продавщица закрыла окошечко, когда девочки приблизились к нему вплотную.
(47)Вернулась продавщица.(48) Отпустила капусту тетке впереди девочек, и Дуська вытащила из кармана заветную трубочку, развернула ее – вместо десятки это была картинка с японцем. (49)Она пошарила в кармане, ничего в нем больше не было. (50)Ее охватил ужас.
(51)– Тетенька!(52) Я деньги потеряла! – закричала она. – (53)По дороге потеряла!(54) Я не нарочно!
(55)Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала:
(56)– Беги домой!(57) Возьми у мамки денег, я тебе без очереди отпущу
(58)Стемнело.(59) Укрывши плечи мешком, они медленно брели к дому.(60) Умненькая Дуся все думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала
(61)Навстречу им несся грузовик, освещая фарами бежавший перед ним раскосый кусок брусчатки.(62) Девочки стояли. (63)Машина, не сбавляя ходу, резко повернула, под фонарем сверкнул бело-голубым сиянием ее груз – высоко вздыбившаяся над бортом капуста. (64)Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана( По Улицкой Л.)
Людмила Улицкая(1943) русская писательница, сценарист.

Ответами к заданиям 2–14 являются цифра, слово, словосочетание, число или последовательность чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишитев отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ипатьева решила оставить девочек у себя?»
1) Ипатьева могла заставить их делать любую работу.
2) Ипатьева пожалела сирот, проявила доброту и милосердие.
3) Ипатьева оставила их на время, потом она хотела отдать девочек в детдом.
4) Ипатьева не могла таскать тяжести.
3. Укажите предложение, в котором средство выразительности речи является фразеологизм:
1) Сестры встали в хвост недлинной очереди.
2)Им и в голову не приходило уйти без капусты.
3)Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз
4)Девочки все оттеснялись и оттеснялись в хвост.
4. Из предложений 8-11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением «приближение»
Ответ:___________
5. Из предложений 18-21 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н»
Ответ:___________
6. Замените разговорное слово «неспроста» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:___________
7. Замените словосочетание «домашнюю работу», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:___________
8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.
Ответ:___________
9. Среди предложений22-25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ:___________
10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
До этого они спали в углу,(1) на матрасе. Девочки быстро заснули,(2) а Ипатьева еще долго сидела со своей подружкой Кротовой. Выпив чаю, (3)она сказала:
– Господь с ними,(4) пусть живут. Может, (5)неспроста они ко мне на старости лет пристали.
Ответ:___________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 35
Ответ:___________
12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Временами шел не то дождь,(1) не то снег. Платки их промокли, (2)но пока еще грели. Только ноги вконец иззябли. Время уже перевалило за обеденное, (3)и продавщица закрыла окошечко,(4) когда девочки приблизились к нему вплотную.
13. Среди предложений 27-29 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным (неоднородным подчинением) Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________
14. Среди предложений 43-46 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ:_________

Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2. или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.ГН. Толстого: «Русский язык богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работ в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.Н.Толстого. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Господь с ними, пусть живут. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
15.3 Как вы понимаете значение слова человечность? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй- из вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

№ задания / № варианта
1

2
2

3
2

4
привезли

5
намазаны

6
не случайно

7
работа по дому

8
привезли

9
24

10
5

11
3

12
3

13
27

14
46





















15