Программа внеурочной проектной деятельности общекультурного направления «Маленький Пермяк» Начальное образование. 1 класс.

Муниципальное Автономное Общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»



Рассмотрено на заседании МО Утверждаю ____________
учителей начальной школы Директор МАОУ «СОШ №10»
Протокол № 1 от 30.08.13 В.В.Ефимова





Программа внеурочной проектной деятельности
общекультурного направления
«Маленький Пермяк»
Начальное образование. 1 класс.











Программу составила:
Кузнецова О.В.
учитель начальных классов
1 квалификационной категории







Пермь 2013-14

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу « Маленький Пермяк » разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность при сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.
Цели программы:
- способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;
- пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Пермского края;
- воспитание любви к природе родного края;
- формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;
Задачи программы:
образовательные
1. формирование представлений о краеведении , как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. закрепление этих знаний на практике.

воспитательные
1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
развивающие
1. способствовать развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. развивать кругозор учащихся.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю по 1 часу в 1-4 классах;
- обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д.






В программах для каждого класса прослеживается преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
Теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий.
Умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материала создавать художественные изделия, панно, картины.
Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время.
Формируемые Универсальные учебные действия.
Познавательные УУД:
- отличать новое от уже известного;
- ориентироваться в книгах;
- ориентироваться в библиотеке, театре, кинотеатре;
- находить ответы на вопросы;
делать выводы о прочитанном или увиденном в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
- высказывать свою мысль, мнение в беседе, диалоге;
- объяснять смысл отдельных высказываний;
- выбирать нужную информацию, данную в явном и неявном виде;
- определять главную мысль прослушанного, прочитанного и просмотренного;
- вести диалог;
- замечать различия своей и иной точки зрения;
- работать в группе в разных ролях;
- предотвращать и преодолевать конфликты.
Регулятивные УУД:
- определять цель;
- выдвигать и отстаивать версии;
- делать вывод о результате.
Личностные УУД:
- оц
·енивать однозначные поступки как хорошие или плохие с позиции общепринятых правил человеколюбия, красоты, труда;
- объяснять оценки однозначных поступков как хороших или плохих с позиции известных и общепринятых правил;
- осознавать и называть личные мотивы и результаты;
-выбирать правильные поступки на основе известных общепринятых правил.








Содержание программы.

Первый год обучения.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.
Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.
Следующим этапом идет знакомство уже с историей города Перми, гербом и флагом, с его достопримечательностями, природой и знаменитыми людьми, которые жили в нашем городе. И в завершении программы знакомство с историей и природой Пермского края, с нашими соседями, с картой Пермского края.















Примерное тематическое планирование 1 класс (33часа, 1час в неделю)


Раздел
Кол – во
часов
Тема
Дата
Кол – во
часов
Примечания

Введение в курс
«Маленький Пермяк»
1
Что изучает «Краеведение »? Я – маленький пермяк.
17.
09
1
Беседа.

Моя школа
3
Знакомство со школой.
10.09
1
Экскурсия.



Из истории школы.
24.09
1
Презентация.



Учителя школы.
01.10
1
Презентация.

Моя Родина
3
Россия.
10.12
1
Беседа – игра.



Пермская область.
17.12
1
Комплексное занятие.



Малая родина.
24.12
1
Проект.

Мой дом
3
Безопасный и короткий путь домой.

1
Составляем карту.



Название моей улицы.

1
Рассказы детей.



Мои четвероногие друзья.


1
Конкурс рисунков.

Моя семья
5
Моя семья.
08.10
1
Знакомство с семьями учеников.



Бабушки и дедушки.
15.10
1
Встреча с бабушкой.



Мама и папа.
22.10
1
Роль мамы и папы в семье.



Моё имя.
29.10
1
Что значит имя?



Семейные праздники.
26.11
1
Выпуск газет.



Родословие.

19.11
1
Составляем дерево.

Я и мои друзья
2
Мы все разные. О дружбе и товариществе
03.12
1
Беседа – игра.



День рождения класса.
12.11
1
Праздник.

Мой город Пермь
10
Герб, флаг нашего города. История возникновения Перми.

1
Презентация.



Районы города.

1
Викторина – игра.



Маленькая улица большого города.

1
Рассказы детей.



Кама.

1
Экскурсия на реку.



Птицы на улицах города.

1
Делаем кормушки.



Зелёный наряд Перми.

1
Экскурсия в парк.



Голубые глаза весны.

1
Конкурс сочинений.



День Победы. Памятники Великой Отечественной войны.

1
Встреча с ветеранами ВОВ.



Пермь театральная.

2
Посещение кукольного театра, ТЮЗа

Пермские детские писатели.
5
Евгения Трутнева.

1
Посещение библиотеки им. Е.Ф. Трутневой



Борис Ширшов

1
Обсуждение произведений.



Анатолий Тумбасов

1
Конкурс стихов.



Лев Кузьмин

1
Посещение библиотеки им. Л.И. Кузьмина



Алексей Домнин


1
Знакомство с произведениями.

Обобщение
1
Повторение и обобщение по программе « Маленький пермяк

1
Праздник «Я – маленький пермяк»













Планируемые результаты первого года изучения курса «Маленький Пермяк».
Учащиеся научатся:
- объяснять, что такое «Краеведение», что оно изучает;
- называть государственные символы Перми и Пермского края;
- ориентироваться на карте Пермского края, называть 2-3 соседей нашего края, национальности, населяющих наш край;
- называть фамилии и произведения 3-5 пермских детских писателей;
- рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
- охранять природу родного микрорайона;
- наблюдать и выделять характерные особенности природных объектов Пермского края;
- соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
- ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
- анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
- создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, презентации с помощью взрослых или самостоятельно;
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.
























Литература.

1. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
2. Агафонов Н. Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Страницы истории земли Пермской. – П.: «Книжный мир», 2003
3. Белавин А.М., Нечаев М.Г. Губернская Пермь – П.: Издательство ПГТУ, 1996
4. Обухова Л.А., Карпинский К.Т. Прикамье. Век XX. – П.: «Книжный мир»,1999
Хрестоматия для начальной школы «Литература Прикамья» - Пермь: «Книжный мир», 2001
5. Суркова О.П. «Произведения пермских писателей» - Пермь, 2001
Л.А. Боровская, Н.С. Жесткова, М.А. Быховская «Наш Пермский край», Пермь. ПГПУ.2010
6. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее. Пермь: Пушка, 2002
7. Горбацевич Н.П. Шатрова Н.В. Прикамье: странички далеких и близких времен. Пермь: Книжный мир, 2003
8. Зеленин А.С. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. Пермь: Пермский край,2009
9. Князева Н. А. Маленький пермяк (азбука краеведа). Пермь: Книжный мир,2007
10. Спешилова Е.А. Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди.1723 – 1917. Пермь: Курсив,2003
11. Твое Прикамье. Береги свой дом/ Е.А. Черных, Т.В. Похожаева. Пермь: Пушка,2001
12. Природная география Пермской области: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 2001.
13. География. Пермская область: Учебное пособие. – Пермь: «Книжный мир», 1999.














Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415