ЖУМАБЕКОВА АЙНАГУЛЬ МУХАМБЕТОВНА Урок литературы 6 класс А.С.Пушкин Станционный смотритель


Учитель русского языка и литературы
1 категории СШ №20 Жумабекова А.М.
Урок по литературе в 6 классе
Тема урока: А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
Цель урока:
Образовательная: научить анализировать произведение; рассмотреть проблему взаимоотношений взрослых и детей.
Развивающая: развивать познавательную активность; формировать устойчивую положительную мотивацию.Воспитательная: воспитать нравственные качества: любовь к ближнему, сострадание, взаимопонимание, внимание и бережное отношение к окружающим людям.
Эпиграфы к уроку:
«Чти отца своего и мать свою
и да долголетен будешь на земле»
(из Библии)
«Любовь родителей наиболее бескорыстна»
(Цицерон)
ХОД УРОКА:
Орг.момент
Опрос домашнего задания
Контроль знаний:
Что такое притча?
О чем рассказывается в притче о блудном сыне?
Как вы думаете, почему отец устроил праздник в честь приезда младшего сына?
Изучение нового материала
1. Вступительное слово учителя
а) сообщение темы и цели урока
б) запись числа и темы урока
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок нравственности.
- Что такое нравственность? (заслушать ответы учащихся и сделать вывод)
Обратите внимание на эпиграфы к сегодняшнему уроку. Запишите себе в тетрадь. А сейчас, чтобы перейти к новой теме хочу провести небольшой психологический тренинг. (Звучит тихая спокойная мелодия и под звуки музыки проводится тренинг).
Психологический тренинг:
Закройте глаза и представьте прекрасную поляну, всю залитую солнечным светом. Повсюду удивительные цветы, летают красивые бабочки, стрекочут кузнечики. Вы видите прелестного малыша. Этот малыш ВЫ. Вы тянетесь ручками к загадочному цветку и вдруг слышите родной и любимый голос. Вы поднимаетесь и бежите навстречу ему. Вдруг сильные и нежные руки подхватывают вас, подбрасывают вверх, и неописуемая радость, восторг и счастье переполняют всё ваше существо…
А теперь откройте глаза и посмотрите друг на друга. Вы заметили, они светятся счастьем и любовью, потому что вспомнили о маме, о её любви к вам, том, что составляет смысл человеческого существования. Сегодня мы поговорим о любви - родительской, дочерней и сыновней.
Ход работы класса по интерактивному методу
Класс делю на 2 группы:
группа - планировщики
группа – исполнители
один из сильных учащихся аналитик
В каждой группе свои лидеры. Пока исполнители будут читать и выделять главное, планировщики составляют инструкцию – схему для работы над произведением.
Дается время на подготовку 7- 10 минут. Лидеры также готовятся к свое презентации. Один лидер – по образу Дуни, другой – по Вырину.
Ход управленческой игры
а) зачитывается инструкция – схема по работе над произведением.
б) исполнители отвечают на эти вопросы. Могут участвовать в обсуждении и планировщики.
в) выступление лидеров с презентацией
г) слово аналитику
5. Творческая работа
А сейчас предлагается вам следующая творческая работа. Перед вами ватман, попробуйте изобразить душу Дуняши, другая группа – душу блудного сына из пройденного материала. (работают в течении 5 минут. Затем выступление с защитой своей работы. Выступление на 1-2 минуты )- Объяснить, что вы хотите сказать этими красками?
6. Работа по развитию речи
А теперь обратите внимание на эпиграфы к уроку. (Зачитать вслух).
- Кто, как понял значение данных эпиграфов? (Свободное выступление учащихся).
7. Элемент интегрирования (связь с казахским языком).
Ребята, на дом было задание подготовить пословицы и поговорки на казахском языке о родительской любви и любви детей к своим родителям, об уважении, почитании.
8. Заключительная часть урока
* выводы по ходу урока и работе учащихся над анализом повести. (учитель и ученики).
* поблагодарить за самостоятельную работу учащихся и подарить всем «сердечко».
Сегодня наш урок прошел в день Святого Валентина, это «сердечко» пусть напоминает вам о вашей любви к вашим родителям и бескорыстной любви родителей к детям, т.е. к вам.
Итог урока
Выставление оценок за урок. Комментарии оценок.
Домашнее задание
Написать мини-сочинение (обобщая все сказанное) «Мужество родительской любви».