Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс 70 часов к учебнику Н.И. Сонина


Календарно-тематическое планирование по биологии
7 класс
№ п/п Учебное занятие
(тема) Дата проведения (план) Дата проведения (факт) Формы контроля Планируемые результаты, проверяемые в ходе контроля Примечание
Многообразие живых организмов, наука систематика (3ч)
1. Мир живых организмов. Уровни организации жизни. 06.09 Задания со свободным кратким и развернутым ответом. Задания № 1-2 рабочей тетради. Называть основные царства живых организмов. 2. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. 09.09 Задания со свободным кратким и развернутым ответом Перечислять факторы эволюции.
3 Систематика - наука о разнообразии и классификации живых организмов. 13.09 Задания № 3-4 рабочей тетради. Объяснять значение классификации живых организмов. Царство прокариоты (3ч)
4. Царство Прокариот. Подцарство Настоящие бактерии. 16.09 Задания № 5-6 рабочей тетради. Задания с.16-17 учебника. Объяснять особенности бактериальной клетки (размеры, форма), передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий, размножение, роль в природных сообществах, в жизни человека. Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. 5. Подцарство Архебактерии. 20.09 Задания со свободным кратким и развернутым ответом.
Задания с.16-17 учебника. Распознавать и описывать строение бактериальной клетки. Объяснять особенности строения, жизнедеятельности метанобразующих бактерий и серобактерий, роль в природе. 6. Подцарство Оксифотобактерии. 23.09 Задание № 7 рабочей тетради. Тренировочные задания с.8-9 рабочей тетради. Задания с.16-17 учебника. Объяснять особенности строения, питания, размножения, роль оксифотобактерий в природе и жизни человека.
Царство Грибы. Отдел лишайники.(4ч)
7. Царство Грибы. 27.09 Задания № 8-10 рабочей тетради.
Задания с.26-27 учебника. Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Знать общую характеристику, происхождение, особенности строения клеток грибов, особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов, их классификацию. Сравнивать грибы с растениями и животными. 8. Отдел Настоящие грибы.
30.09 Выполнение лабораторной работы № 1по теме «Строение плесневого гриба мукора» и лабораторной работы № 2 по теме «Строение дрожжей» Называть значение различных грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать представителей классов Хитридиомицеты, Зигомицеты, Аскомицеты. Объяснять роль грибов в природе и в жизни человека. 9. Отдел Настоящие грибы. 04.10 Выполнение лабораторной работы №3 «Строение плодового тела шляпочного гриба» Задания № 11-12, 15 рабочей тетради. Приводить примеры шляпочных грибов. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Знать особенности представителей класс Базидиомицеты, Дейтеромицеты. 10
Отдел Оомицеты. Отдел Лишайники 07.10 Задания № 13-23 рабочей тетради.
Задания с.26-27 учебника.
Тренировочные задания с.18-19 рабочей тетради. Называть значение различных грибов в природе и жизни человека. Знать особенности представителей Оомицеты, их среду обитания, особенности строения грибов из рода Фитофтора, вред, наносимый культурным растениям. Распознавать и описывать строение лишайника. Царство Растения (18ч)
11
Растительный организм как целостная система. 11.10 Задания со свободным кратким и развернутым ответом.
Задания № 24 рабочей тетради.
Называть признаки царства Растения.
Распознавать отделы растений.
Различать и описывать низшие и высшие растения. 12 Особенности жизнедеятельности растений 14.10 Задания со свободным кратким и развернутым ответом. Фронтальный опрос Называть признаки царства Растения. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения 13 Отдел Водоросли как древнейшая группа растений. 18.10 Задания № 25-26 рабочей тетради.
Задания с.46-47 учебника.
Давать определение термину «низшие растения». Распознавать и описывать строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. Выделять признаки водорослей. 14 Отдел Зеленые водоросли. 21.10 Выполнение лабораторной работы № 4 по теме «Строение спирогиры» Задания с.46-47 учебника. Давать определение термину «низшие растения». Распознавать и описывать строение водорослей, тип размножения у водорослей. Выделять признаки водорослей. Называть отделы водорослей и места обитания. 15 Отдел Красные водоросли (Багрянки). 25.10 Задания № 28-29 рабочей тетради. Задания с.46-47 учебника. Выделять признаки водорослей. Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. 16 Отдел Бурые водоросли. 08.11 Задание № 27 рабочей тетради. Тренировочные задания с.24-25 рабочей тетради. Задания с.46-47 учебника. Выделять признаки водорослей. Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов. Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. 17 Общая характеристика высших споровых растений. 15.11 Задания со свободным кратким и развернутым ответом.
Задания № 31-33 рабочей тетради. Давать определение термину «высшие споровые растения». Знать происхождение и общую характеристику высших растений, особенности их организации и индивидуального развития как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями, классификация высших споровых растений. 18 Отдел Моховидные.
18.11 Выполнение лабораторной работы № 5 по теме «Строение сфагнума» и лабораторной работы № 6 «Строение кукушкина льна» Распознавать и описывать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Знать особенности строения, жизнедеятельности, распространения моховидных растений, их роль в природе. 19 Отдел Плауновидные. Отдел Хвощевидные.
22.11 Выполнение лабораторной работы № 7 «Строение хвоща лесного» Задания № 35-36 рабочей тетради. Задания с.60-61 учебника. Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. Сравнивать хвощи и плауны. Знать особенности строения, жизнедеятельности, распространения плауновидных и хвощевидных растений, их роль в природе 20 Отдел Папоротниковидные. 25.11 Выполнение лабораторной работы № 8 «Строение папоротника» Задания № 38-40 рабочей тетради. Тренировочные задания с.34-36 рабочей тетради. Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротникообразные. Распознавать и описывать строение папоротников. Знать особенности строения, жизнедеятельности, распространения папоротниковидных растений, их роль в природе. 21 Семенные растения. Отдел Голосеменные.
29.11 Выполнение лабораторной работы № 9 «Строение мужских и женских шишек, пыльцы, семян сосны» Давать определение термину «голосеменные растения». Распознавать растения отдела Голосеменные растения. Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений. 22. Многообразие распространенность голосеменных растений, их роль в биоценозах и их практическое значение. 02.12 Задания № 42-43 рабочей тетради. Тренировочные задания с.40-42 рабочей тетради. Задания с.74-75 учебника. Приводить примеры голосеменных растений. Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека. 23. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. 06.12 Задания № 45-46 рабочей тетради. Задания с.86-87 учебника.
Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения. Распознавать и описывать жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений. 24. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Класс Однодольные: основные семейства (2 семейства). 09.12 Задания № 47, 54-55 рабочей тетради.
Задания с.86-87 учебника.
Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Однодольные. 25. Класс Однодольные.
13.12 05.12 Выполнение лабораторной работы № 10 и выводы по ней (задание № 49 рабочей тетради).
Задания с.86-87 учебника. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Однодольные. Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. 26. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Класс Двудольные: основные семейства (3 семейства) .16.12 Задания № 50-53, 56-59 рабочей тетради.
Задания с.86-87 учебника Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные. Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные. 27. Класс Двудольные.
20.12 Выполнение лабораторной работы № 11 «Строение шиповника» Называть классы покрытосеменных растений.Распознавать и описывать растения класса Двудольные и класса Однодольные.Сравнивать растения классов Однодольные и Двудольные. 28. Что мы узнали о прокариотах, грибах и растениях. 23.12 Контрольная работа №1 «Царства прокариоты, грибы и растения» Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности Царство Животные (40ч)
29. Животный организм как целостная система. Систематика животных. 27.12 Задания со свободным кратким и развернутым ответом.
Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. Давать определение понятий «клетка», «ткань», «орган» и «система органов» животных, «одноклеточные», «многоклеточные», «беспозвоночные», «позвоночные». 30. Общая характеристика подцарства Одноклеточные, или Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Задания № 60-62 рабочей тетради.
Задания с.100-101 учебника.
Определять принадлежность простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. Сравнивать по заданным критериям простейших. Знать особенности организации клеток простейших, их специальные органоиды. Иметь представление о многообразии форм саркодовых и жгутиковых, их роли в природе и жизни человека. 31. Тип Инфузории.
Тип Споровики. Задания № 63-66 рабочей тетради. Тренировочные задания с.59-61 рабочей тетради. Определять принадлежность простейших к типам. Распознавать и описывать строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Знать особенности строения, жизнедеятельности инфузорий как наиболее сложноорганизованных простейших и споровиков - паразитов человека и животных, многообразие их видов, роль в природе. 32. Общая характеристика подцарства Многоклеточные. Тип Губки. Задания № 68-70 рабочей тетради.
Задания с.106-107 учебника.
Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных. Иметь представление об особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, типов симметрии многоклеточных животных и губок как примитивных многоклеточных. 33. Тип Кишечнополостные. Задания № 71-72 рабочей тетради.
Задания с.114-115 учебника. Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Распознавать животных типа Кишечнополостные. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. Знать особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией. 34. Классы: Гидроидные.
задание № 79 рабочей тетради. Задания с.114-115 учебника. Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Описывать процессы жизнедеятельности. Выделять особенности кишечнополостных. Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. 35. Классы Сцифоидные медузы и Коралловые полипы. Задания № 73-78 рабочей тетради. Задания с.114-115 учебника. Тренировочные задания с.66-68 рабочей тетради. Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Описывать процессы жизнедеятельности. Выделять особенности кишечнополостных. Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека 36. Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Задания № 81,83 рабочей тетради.
Задания с.120-121 учебника.
Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения. Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. Знать общую характеристику, происхождение, основные классы плоских червей и класса Ресничные на примере планарии. 37. Классы Сосальщики и Ленточные черви. Многообразие червей-паразитов, черты приспособленности к паразитизму Задания № 80, 82, 84 рабочей тетради.
Задания с.120-121 учебника.
Распознавать и описывать паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. Знать особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития сосальщиков и ленточных плоских червей, связанные с паразитизмом, их многообразие. 38. Тип Круглые черви (Нематоды). Задания № 85-87 рабочей тетради.
Задания с.126-127 учебника. Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. Знать общую характеристику, происхождение, особенности организации круглых червей на примере аскариды человеческой, многообразие видов. 39. Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.
Задания № 88-91 рабочей тетради.
Задания с.132-133 учебника. Распознавать и описывать представителей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. Знать особенности организации, размножения кольчатых червей на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве, роль в природе и практическое значение. 40. Класс Многощетинковые. Задания со свободным кратким и развернутым ответом.
Задания с.132-133 учебника.
Сравнивать классы кольчатых червей. Знать особенности строения, жизнедеятельности многощетинковых червей как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их роль в природе и практическое значение. 41. Класс Пиявки. Тренировочные задания с.74-77 рабочей тетради.
Задания с.132-133 учебника. Знать особенности организации пиявок, связанные со средой обитания, роль в природе и жизни человека. 42. Тип Моллюски:
Класс Брюхоногие (Улитки).
Задания № 93, 94, 96 рабочей тетради.
Задания с.142-143 учебника.
Распознавать и описывать моллюсков. Описывать стадии развития моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Знать особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями, их происхождение, основные классы, черты приспособленности к среде обитания, роль в природе и жизни человека. 43. Класс Двустворчатые (Ракушки) моллюски. Класс Головоногие моллюски Задания № 97-99 рабочей тетради.
Тренировочные задания с.80-82 рабочей тетради.
Задания с.142-143 учебника Определять принадлежность моллюсков к классам. Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека. Знать особенности организации двустворчатых и головоногих моллюсков, связанные со средой обитания, их роль в природе и жизни человека 44. Тип Членистоногие.
Задания со свободным кратким и развернутым ответом.
Распознавать животных типа Членистоногие, их внешнее строение и многообразие. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие. Знать особенности организации, происхождение, многообразие видов членистоногих, их классификацию. 45. Класс РакообразныеЗадания № 102-105 рабочей тетради.
Задания с.150-151 учебника.
Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.
Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных.Знать общую характеристику класса, многообразие видов, среды обитания, низших и высших раков, их различия, роль в природе и практическое значение. 46. Класс Паукообразные. Задания № 106-108 рабочей тетради.
Задания с.156-157 учебника.
Распознавать и описывать строение паука. Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни. Знать общую характеристику класса, многообразие видов, особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания, роль в природе и жизни человека. 47. Класс Паукообразные. Задания № 109-111 рабочей тетради.
Задания с.156-157 учебника.
Называть системы органов, органы и их функции.
Распознавать и описывать строение паука.
48. Класс Насекомые. Задания № 112-114 рабочей тетради.
Задания с.166-167 учебника. Распознавать и описывать строение насекомых. Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Сравнивать представителей классов членистоногих. 49. Класс Насекомые: основные отряды насекомых с неполным и полным превращением. Задания № 115-122 рабочей тетради.
Тренировочные задания с.93-95 рабочей тетради.
Задания с.166-167 учебника. Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением. Приводить примеры редких и охраняемых насекомых. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека. 50 Обобщение по теме: «Тип Плоские черви, Кольчатые черви, Моллюски, Насекомые» Контрольная работа №2 по теме «Тип членистоногие, паукообразные. Класс насекомые» Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности 51 Тип Иглокожие. Задания № 124-126 рабочей тетради.
Задания с.172-173 учебника.
Распознавать строение и представителей иглокожих. Знать общую характеристику, происхождение, многообразие видов, основные классы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе, практическое значение. 52 Тип Хордовые:
Подтип Бесчерепные. Подтип Оболочники. Задания со свободным кратким и развернутым ответом.
Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые. Знать общую характеристику, происхождение, классификация, особенности организации типа Хордовые, подтипа Бесчерепные на примере ланцетника и Оболочники на примере асцидий. 53 Подтип Позвоночные. Надкласс Рыбы.
Фронтальная беседа Называть системы органов, органы и их функции. Знать общую характеристику рыб, их классификацию. 54 Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы Задания № 127-135 рабочей тетради. Тренировочные задания с.102-104 рабочей тетради. Задания с.184-185 учебника.
Объяснять происхождение рыб. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Распознавать и описывать представителей хрящевых и костных рыб. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Объяснять роль хрящевых и костных рыб в природе и в жизни человека. 55 Класс Земноводные (Амфибии).
Фронтальный опросРаспознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Знать общую характеристику земноводных как первых наземных позвоночных, их происхождение на основе сравнения с рыбами, особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития лягушки. 56 Класс Земноводные (Амфибии): отряды Хвостатые Бесхвостые, Безногие. Задания № 137-144 рабочей тетради.
Задания с.194-195 учебника. Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые. Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека. Знать многообразие видов земноводных, черты их приспособленности к среде обитания, роль в природе практическое значение. 57 Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Задания № 146-148 рабочей тетради.
Задания с.202-203 учебника.
Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни.
Доказывать более сложное строение рептилий. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. 58 Класс Пресмыкающиеся (Рептилии): отряды Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи.
Вымершие группы пресмыкающихся. Задания № 149-151 рабочей тетради.
Тренировочные задания с.113-116 рабочей тетради.
Задания с.202-203 учебника. Распознавать по рисункам представителей классов Пресмыкающиеся. Определять принадлежность к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. Знать особенности строения, связанные со средой обитания, роль в природе и жизни человека. 59 Класс Птицы.
Задания с.220-221 учебника. Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Знать общую характеристику птиц, их происхождение, особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. 60 Класс Птицы. Задания № 152-161 рабочей тетради.
Распознавать и описывать органы и системы органов птиц. Выделять особенности строения птиц к полету. Знать особенности размножения и развития птиц, сезонные изменения в их жизни. 61 Класс Птицы: экологические группы Задание № 163 рабочей тетради.
Распознавать по рисункам птиц различных экологических групп. Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни. 62 Класс Птицы: роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Тренировочные задания с.124-126 рабочей тетради.
Задания с.220-221 учебника. Распознавать домашних птиц. Приводить примеры домашних и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека. 63 Класс Млекопитающие (Звери). Задания № 164-180 рабочей тетради. Задания с.236-237 учебника.
Распознавать представителей класса Млекопитающие. Объяснять происхождение млекопитающих. Знать общую характеристику класса, происхождение, основные подклассы. 64 Особенности организации млекопитающих на примере плацентарных.
Фронтальный опрос Выделять особенности строения млекопитающих. Называть и описывать органы размножения. Описывать развитие детеныша млекопитающих.
65 Классификация, роль и охрана плацентарных млекопитающих. Домашние млекопитающие Самостоятельная работа Определять принадлежность млекопитающих к отрядам. Знать экологическую роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре, основные отряды плацентарных млекопитающих, значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. 66 Подкласс Первозвери. Подкласс Сумчатые. Редкие виды млекопитающих и меры их охраны. Задания № 181-184 рабочей тетради.
Тренировочные задания с.135-137 рабочей тетради.
Задания с.236-240 учебника. Определять принадлежность млекопитающих к отрядам. Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни. Знать общую характеристику, распространение, особенности строения, размножения первозверей на примере ехидны и утконоса и сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными, их распространение. 67 Что мы узнали о животных. Контрольная работа №3 «Царство животные» Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности Вирусы (2 ч)
68 Царство Вирусы. Задания № 186-189 рабочей тетради.
Задания с.244-245 учебника. Распознавать и описывать строение вируса.Выделять особенности жизнедеятельности вирусов.Знать общую характеристику вирусов, историю их открытия, строение вируса на примере вируса табачной мозаики, взаимодействия вируса и клетки. 69 Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека, профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов. Тренировочные задания с.139-140 рабочей тетради.
Объяснять роль вирусов в жизни человека.
Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний. 70 Резервные уроки (1ч)