Знаки препинания в сложносочиненном предложении


Материалы к уроку русского языка в 9 классе
по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»
Актуализация изученного материала
Прием «Верные - неверные утверждения».

Задание 1. Прочитайте данные высказывания. Отметьте, какие из них являются верными, а какие – неверными. Прокомментируйте свой ответ.
Сложным называется такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений.
В сложносочинённом предложении части связаны только при помощи союзов.
Сочинительные союзы связывают однородные члены и независимые друг от друга части сложного предложения.
Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.
В сложном предложении перед союзом и всегда ставится запятая.
Анализирующее наблюдение. Работа в парах.
Задание 2. Пятиклассники выписывали примеры по теме «Сложное предложение». Вот что получилось у одного из них. Как вы думаете, справился ли ученик с заданием? (Нет ли здесь ошибок?) Объясните свою точку зрения.
Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен лачужки, и внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны.
Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр.
Мгновение, и всё опять тонуло во мраке.
В окна с улицы лился глухой шум, и в окна с улицы летела пыль.
В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
Запишите предложения 2, 5. Попробуйте определить, в чём их особенность. Почему в этих предложениях нет запятой перед союзом? Сформулируйте вопрос, на который нам надо найти ответ в течение урока.
(Когда в ССП перед союзом и запятая не ставится?)
Выпишите предложение 4. Сравните его с предложениями 2,5. Сделайте выводы об отсутствии запятой перед союзом и в ССП.
Работа с теоретическим материалом
Задание 3. Прочитайте текст. Отметьте на полях знаком «+» то, что вам известно по теме, знаком «-» то, что является для вас новым.
Сложносочинёнными называются такие сложные предложения, части которых соединены между собой интонацией и сочинительными союзами: Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. (А. Пушкин)
Как видно из примера, данное сложносочинённое предложение, во-первых, состоит из двух частей: 1) Сердито бился дождь в окно; 2)ветер дул, печально воя.
Во-вторых, части, входящие в состав сложного предложения, не зависят друг от друга: от одной части нельзя поставить вопрос к другой. Части сложносочинённого предложения связаны между собой сочинительной связью.
В-третьих, хотя части, входящие в состав сложносочинённого предложения, и имеют относительную независимость, вместе они составляют единое смысловое целое, одно сложное предложение. В приведённом примере изображена картина бури: одновременно и дождь хлещет, и ветер завывает…
Связь частей в составе сложного предложения передаётся с помощью: а) сочинительных союзов (в нашем примере это соединительный союз и); б) интонации: голос повышается в конце первой части предложения и

понижается в конце всего предложения: Сердито бился дождь в окно, и

ветер дул, печально воя. Предложение в целом, а не одна его часть имеет интонацию завершённости.
Сочинительный союз не входит ни в одну из частей предложения.
Используются и дополнительные средства связи: 1) наличие общего второстепенного члена для частей предложения: Вечером похолодало и пошёл снег; 2) употребление слов, требующих пояснения: Наш спутник заболел, и это всех волновало (что это?).
Части сложносочинённого предложения разделяются запятой. Перед союзами и, да(= и), или, либо запятая не ставится, если в предложении есть общий второстепенный член, который относится к обеим частям этого предложения: Рано утром пришла машина и мы сразу отправились на вокзал. (Обстоятельство рано утром относится к обеим частям сложного предложения.)
Есть ли в тексте ответ на вопрос нашего урока? Правильный ли вывод мы сделали о причинах отсутствия запятой перед союзом и в ССП? Объясните, почему не было ошибок в сложных предложениях задания 2. Вернёмся к заданию 1. Можно ли считать верным высказывание 5?
На основании данного текста сформулируйте определение понятия общий второстепенный член предложения.
Тренировочные упражнения
Задание 4. Отметьте предложения, в которых есть общий второстепенный член. Какой это член предложения? Сделайте вывод.
В каких предложениях надо поставить знаки препинания? Почему?

У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку.
Лишь изредка в близкой роще с внезапной звучностью плеснёт бойкая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит едва колеблемый набежавшей волной.
Вавила бросил что-то в костёр притоптал и тотчас же стало темно.
В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь.
Только иногда мелькнёт берёзка или мрачной тенью встанет перед тобой ель.
Задание 5. Составьте ССП по данному началу: На небе… В саду… После дождя… Только иногда… По утрам…
Задание 6. Есть мнение, что союз и является самым "ошибкоопасным" союзом в русском языке. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.
Что нужно знать и уметь, чтобы не допустить ошибки в предложении с союзом и? Составьте алгоритм рассуждения "Запятая перед союзом и в предложении"
Прочитайте предложения. Заполните данными предложениями таблицу. Самостоятельно озаглавьте пустые столбцы таблицы. Дополните каждую графу таблицы своими примерами.
Запятая перед союзом И в простом и сложном предложении
Союз И в простом предложении
?
?
? ? ?

Присев передохнуть Вася перекусил первый попавшийся стебелёк и пожевал его.
Терпкая горечь обожгла язык и Вася торопливо выплюнул зелень…
Июнь был в самом начале и от липового цвета кружилась голова…
Родник выбивался из поросшей нежной зеленью расщелины и с тихим журчаньем почти сразу же исчезал под землёю.
После грозы всё блестело и сверкало и дышалось легко.
По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.
Срубленные осины придавили собой и траву и мелкий кустарник.
Кругом было и светло и зелено.
Агроном осмотрел посевы пшеницы и гороха и что-то записал в блокнот.
Задание 7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
На скамейку кто-нибудь присаживался() и начинался неторопливый разговор.
Недавно шёл первый снег () и всё в природе находилось под властью этого молодого снега.
Мы взяли по корзине () и пошли собирать грибы.
Слушайте тишину () и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
С поля медленно поднимался туман () и матовой пеленой застилал всё доступное для глаз.
Урожай был прекрасный () и стояли жаркие росистые дни с короткими ночами.
А) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
Б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
В) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
Г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.