Урок по математике на тему Устные приемы сложения в пределах 100


Урок математики во 2 классе
«Закрепление изученных приёмов устного сложения и вычитания в пределах 100»
Морозевич Елена Ивановна
учитель начальных классов
Математика: 2 класс
Тема: «Закрепление изученных приёмов устного сложения и вычитания в пределах 100»
Тип урока: рефлексия
Цель урока:
Совершенствование вычислительных навыков и умений решать задачи.
Задачи:
Закрепить устные приемы сложения и вычитания в пределах 100.
Вырабатывать навыки решения задач разных видов на сложение и вычитание.
Развивать математическую речь, наблюдательность, память, смекалку, логическое мышление.
Воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.
Личностные:
- осознание алгоритма учебного действия;
- способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности;
- уметь работать в заданном темпе;
- принимать учебные цели, проявлять желание учиться.
- внимательно относится к выбору товара в магазине
- признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД
Планируемый результат:
Предметные умения:
- закрепление и коррекция изученных способов действий, понятий, приемы сложения и вычитания из круглых десятков, решение задач разными способами);
- совершенствовать вычислительные навыки.
Универсальные учебные действия (УУД)
Метапредметные
Регулятивные:
- постановка темы и учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- прогнозирование результата деятельности;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные:
- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- рефлексия способов действий и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные:
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами математики, родного языка.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Ход урока
Мотивация к коррекционной деятельности.
1) Эмоциональный настрой на работу.
-Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга улыбкой, поприветствуем наших гостей.
- Садимся за парты правильно! (Правила посадки)
- Сегодня на уроке мы будем познавать, определять, исчислять.
2) Самоопределение темы урока
Сейчас мы узнаем тему нашего урока.
- Работать будете в паре. На столе у вас лежат карточки с числами. Разложите их в порядке уменьшения. Кто может объяснить такой порядок?
54, 52, 41, 40, 33, 30, 24, 21, 15, 12, 7 .
- Проверьте себя по слайду. Кто справился без ошибок?
- Теперь устно:
- Дайте характеристику наибольшему числу. Наименьшему числу.
-Чему равна сумма чисел второго и третьего числа? (83)
- Назовите компоненты действия сложения.
- Найдите разность двух наименьших чисел.(5)
- Назовите компоненты действия вычитания.
- Разложите число 21 на сумму разрядных слагаемых.
4) Целеполагание
- Какие действия мы совершали с числами?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?( Закрепить устные приемы сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100).
-Какие задачи нам необходимо выполнить на уроке.
- Закрепить устные сложение и вычитание двузначных чисел в арифметических действиях и задачах.
- Учиться применять знания и проверить, остались у нас затруднения или нет
-Учится слушать и слышать одноклассника.
Теперь перевернете карточки на обратную сторону, Какое слово получилось?
Супермаркет
2. Актуализация знаний.
- Мы с вами отправляемся в супермаркет. Чтобы к нему дойти нужно идти прямо до аптеки 40 м, затем повернуть налево и пройти до киоска цветов 23 м, затем повернуть направо и пройти еще 31 м..
- В виде какой линии получится путь?
- Давайте схематически изобразим в тетрадях путь от дома до школы.
- Что такое ломаная линия?
- Из скольких звеньев состоит наша ломаная?
-Как найти длину ломанной?
- Если мы найдем длину ломаной, что мы узнаем?

_ Самостоятельно в тетрадях находим длину ломаной.( Один ученик у доски у доски с объяснением записывает)
-Какое использовали правило при сложении чисел?
Ну вот мы супермаркете!
Обычно, чтобы быстро и ничего не забыть купить, люди себе составляют список продуктов, у нас тоже есть список, но это и не только список продуктов. В этом списке находится, то, что нужно купить, но и какие задания выполнить.
- Работать будем в парах. В первой колонке вид товаров, во второй колонке цена товаров, в третей – ответы на задания, в четвертой у нас самоконтроль .Мы будем отмечать справились мы с поставленной задачей или нет.
3. Локализация затруднений и построение проекта выхода из затруднений 
1) сложение чисел удобным способом
-Как быстро можно сориентироваться в супермаркете, чтобы купить нужный товар? Как располагаются товары в магазине?
- Перед нами отдел сладостей, Посмотрите в список продуктов, что нам необходимо приобрести?
Шоколадку альпен гольд - цена 23 руб.
Вафли счастливый день – 14 руб.
Леденец на палочке - 7 рублей
Печенье «Чоко-пай» - 6 руб
Йогурт растишка -10 руб.
- У вас на столе конверты в них карточки с наименованием продуктов и ценой. Ваша задача посчитать удобным способом, какова стоимость всех товаров. Сгруппируйте так карточки, чтобы можно было быстро и безошибочно посчитать стоимость товаров. Работать будем в парах.
- Что значит посчитать удобным способом?
- Как показать на письме сложение удобным способом?
(Нужно сгруппировать, так числа, чтобы легче было складывать). Какой математический знак нам в этом поможет?
- Запишите выражение в тетрадь. (Один ученик отвечает у доски)
- А теперь оцените себя «+» - кто справился, или «?» - у кого возникли трудности. Результат занесите в таблицу.
- Ребята, все ли вкусное может быть полезным? (ответы детей)
- При покупке товара на что необходимо обращать внимание?
( - Срок годности)
2) сложение двузначнызначных чисел
- Теперь мы с вами переходим в другой отдел «Хлебо-булочный отдел»
- Что нам необходимо купить?(Хлеб серый и батон)
- Сколько стоит хлеб серый? 28 руб Батон? 42 руб.
- Найдите стоимость товаров.
42 + 28 = (40+20) + (2 + 8) = 70
(Для того, чтобы сложить двузначное число с двузначным, нам нужно первое и второе слагаемое разложить на сумму разрядных слагаемых, сложить сначала десятки, а потом единицы)
- Кто справился с заданием? (Ученик у доски с объяснением)
А теперь оцените себя «+» - кто справился, или «?» - у кого возникли трудности. Результат занесите в таблицу.
3) вычитание двузначных чисел
- Что нам необходимо купить дальше? ( Сыр)
- Как вы думаете, в какой отдел супермаркета нам нужно перейти?( Молочный)
- Перед нами плавленый сыр «Виола» и плавленый сыр «Президент»
- Сколько стоит сыр «президент»? (56 руб.)«Виола»?(80 руб.)
- Какой сыр выгоднее купить? Вычислите, на сколько сыр «Президент» выгоднее купить, чем сыр «Виола»?
80-56 = 24 руб.
- Кто справился с заданием?
- Каким способом нашел разницу в цене товара?
- Как рассуждал при выполнении вычитания?(Чтобы из 80 вычесть 56. нам нужно 56 разложить на сумму разрядных слагаемых, сначала вычесть десятки. А потом из полученного результата единицы)
(Ученик у доски с объяснением)
- А теперь оцените себя «+» - кто справился, или «?» - у кого возникли трудности. Результат занесите в таблицу.
ФИЗМИНУТКА
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше потянулись,
Ну-ка! Плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели встали.
И на месте побежали.
4) Решение задач
Карточка на столе:
Ваш друг дал вам 100 рублей и попросил купить блокнот за 34 рубля и ручку за 7 рублей. Сколько рублей вам нужно отдать сдачи другу?
- О чем задача?
- Сколько стоил блокнот?
- Сколько стоила ручка?
- Прочитайте вопрос задачи?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Почему?
- Что нам необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?(Стоимость покупок)
- Можем ли мы найти стоимость покупок? (Можем)
-Каким действием?(Сложением)
- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?
-Давайте запишем краткое условие к задаче. (Ученик у доски)
Было -100 руб.
Купили за 34руб. и 7 руб.
Осталось?
Теперь решение запишите самостоятельно в тетрадь.
- Кто справился? (Ученик у доски с объяснением решения)
1) 34 + 7 = 41(руб.) – стоимость блокнота и ручки
2) 100 – 41 = 100 – 40 – 1 = 59(руб.)
- Как из 100 вычесть 41. каким способом?
Ответ : 59 рублей отдать сдачу.
- Оцените себя «+» или «?». Результат занесите в таблицу.
4. Обобщение затруднений во внешней речи.
− Посмотрите на результаты выполнения заданий (в таблице).
_У кого знака вопроса нет7 У кого один? У кого два и больше?
- В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений?
- Определите для себя, над чем вам еще нужно поработать?
- Кто может поделиться своими затруднениями?
5. Рефлексия деятельности на уроке.
1)Рефлексия
− Какова была цель этого урока? (Учиться применять новые знания и проверить, остались у нас затруднения или нет)
− Достигли вы этой цели? Докажите.
– Оцените свои знания на лесенке Успеха, приклейте смайлика.
- Кому было интересно на уроке?
- Кому было легко справляться на уроке с заданиями?
- У кого возникли трудности?
- Что нужно делать, чтобы трудности не возникали? (Упражняться в вычислениях)
- Пригодятся ли вам математические знания в жизни?
2) Домашнее задание.
Д/З : Придумать похожие задания для одноклассников и аккуратно оформить на карточке, используя числа 47 и 8; 25 и 13; 100 и 28; 16, 27, 4, и 3;