Урок-игра Обобщение и систематизация по теме «Глагол», 6-й класс


Урок-игра "Обобщение и систематизация по теме «Глагол»", 6-й класс Эпиграф:
Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
это значит дать движение фразе.
А.Н.ТолстойХод урока
- На наших гостей вы сейчас оглянитесь, доброй улыбкою всем улыбнитесь!
Много сегодня работы у нас, и всем я желаю успехов сейчас!
Занимайте свои места. Проверьте полную готовность к уроку.
У нас сегодня необычный урок:
Мы отправимся в далёкое плавание.
Море будет ненастоящим, но плыть
От этого легче не станет. Это море знаний –
Самое бурное, штормовое из всех морей,
Существующих на земле.
- Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру. Наверняка вы смотрели телевизионное шоу «Последний герой»? Мы тоже побываем мысленно на острове. У нас с вами тоже будет два племени, но только цель будет – выбраться с острова домой, в цивилизацию.(ставлю таблички « Барракуды», « Пеликаны»). ».
За быстрое и правильное выполнение задания - жетон. Чья команда их наберет больше, та и победит
- В конце игры мы узнаем, какое племя быстрее доберется до дома, а следовательно оно самое дружное, сообразительное, выносливое, и кто в племени - самый, самый…
А сейчас откроем тетради и запишем дату, классная работа.
Итак, закройте глаза. Представим, что мы с вами попали на остров.
(муз. сопровождение: шум моря, крики чаек.)
Мы на острове, что же нужно сделать первым делом?(ответы детей)
Посмотрите какая часть речи преобладает в ваших ответах? Так что же мы с вами будем сегодня повторять?
Записываем тему урока : «Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».
А теперь давайте проговорим наши цели.
Ребята скажите, а вы встречались с этой темой раньше? А как вы думаете, вы познакомились со всеми правилами по этой теме? А зачем тогда нам нужен этот урок? Что мы будем сегодня делать?
Возвращаемся к вашим ответам о первых действиях на острове. Да, первым делом нужно построить жилище, чтобы укрыться от дождя и ветра.
1 задание
-для это нужно продемонстрировать и защитить рисунки на тему «Портрет Глагола», что и являлось вашим домашним заданием.
─ Скажите, почему вы глагол видите именно таким?
Пусть наши гости решат, какая же команда заработала жетон.
2 задание
Второе испытание - добудь огонь. 
Скажите, а как можно добыть огонь на острове, не используя спичек и зажигалок?
Верно трением кремня о кремень, не переставая, не прерывая. Так вот и вы сейчас будете не прерывать цепочку вопросов. та команда, которая верно ответит на всё, добудет огонь в свою команду и получит жетон.
Вопросы для первой команды
1.что такое глагол?
2. Как доказать, что слово «ухожу» является глаголом?(по начальной форме и по вопросу)
3 Расскажите о начальной форме глагола. Почему она называется неопределённой?(нельзя определить время и число)
4. Какого вида бывают глаголы?(совершенный и несовершенный)
5  Все ли глаголы в русском языке относятся к одному из спряжений?(нет)
6 Сколько существует спряжений (2)?
7. как пишется не с глаголами? (раздельно, слитно, если без не не употребляются)
8. в предложении как правило бывает? (сказуемым)
Вопросы для 2 команды
1. Расскажите, как определить, к какому спряжению относятся глаголы?(спряжение с безударным окончанием надо: поставить в н.ф, определить какая гласная стоит перед –ть)
2. Как пишется глагол ненавидеть с НЕ? (слитно)
3. Какие окончания имеет глагол в неопределенной форме? (-ТЬ, -ТИ, и нулевое окончание в глаголах на -ЧЬ)
4. Изменение глагола по лицам и числам – это … (спряжение)
5 Во 2 лице единственного числа пишется мягкий знак? (да) Приведи пример.
6. глаголы изменяются по ?(по временам , по лицам и числам в настоящем и будущем., в прошедш. Вр. По числам и по родам в единст числе)7.все ли глаголы образуют формы настоящего времени? ( нет, только те, которые отвечают на вопрос что делает?)
8. что такое инфинитив?(что делать? Что сделать?)Жетон у нас получает ?команда, молодцы ребята.
Ребята скажите, а зачем вы сейчас отвечали на эти вопросы? По какой теме? Для чего они нам были нужны?( вспомнить и обобщить материал 5 класса)
Давайте проверим все ли так, ничего ли не забыли? Открываем учебник на стр. 94, п 70. Правило.
По подсчетам ученых, глагол занимает второе место после существительных по частоте употребления в речи, на 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. причем в текстах разных стилей глаголам отводится неодинаковая роль. Самое большое количество глаголов используется в художественном стиле
-Что такое художественный стиль?( это стиль книг, книжный стиль)
Как стакан воды состоит из капелек, так и текст состоит из ???? (слов). Какая в море вода?(соленая), подберите антоним(пресная)
Итак, что мы сейчас будем делать?(Работать с текстом, добывать воду)
Задание 3
Прочитайте текст
Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю. Будит, сердится: "Опоздаешь!" Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, хватаю, бегу, бегу.
Опаздываю. Звенит. Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают. Пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу - не знаю; знал - забыл. Получил, пошел, сел. Звенит! Бегут, толкаются. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим, рассаживаемся, достаем. Сосредоточиваемся, решаю, не могу решить, сижу, заглядываю. "Дай списать". Списываю, ошибаюсь. Не успел решить, не успел списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, кричим.
Прибежал, открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю. Достал, прочитал, начал писать. Бросаю писать. Бегу, кричу, забиваю. Упал, порвал. Идут, кончили работать, зовут. Вспоминаю - вспомнил: не написал, не выполнил. Смотрит, говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пью, моюсь, иду спать, натягиваю, засыпаю
Что придает рассказу юмористический характер? Какой вывод мы можем сделать?
На самом деле глаголы играют колоссальное значение в русском языке. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. А.Н.Толстой писал: "Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе" Писатель считает: "По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы - в глаголе, ибо глагол - это действенность характера".
Молоды ребята из племени ??? ,они уже себе добыли воды.
Ну, а теперь давайте устроим испытание, чьё племя самое внимательное, самое грамотное.
Задание 4
Поскольку глагол по своей употребительности занимает 2-е место, известно, что 17605 слов в русском языке составляют глаголы с безударными личными окончаниями.
По 1 человеку от каждого племени к доске, остальные работают в тетради.
Цифровой диктант: ходить, летать, кормить, учиться, писать, любить, ненавидеть, смотреть, кричать (2,1,2,2,1,1,2,2,1)Задание 5
После испытания нужно как слудует подкрепиться, а помогут в этом наши малые жанры, а что такое ?(пословицы и поговорки), работаем в парах.
1.Кто умеет веселиться, пригодится воды напиться.
2.Не плюй в колодец - который ничего не боится.
3.Не надо хвалиться, тому без дела не сидится.
4.Кто любит трудиться, коли не знаешь, как рожь родится.
5.Кто хочет от жизни толку добиться, того горе боится.
6 .Нечего тому страшиться, тот должен много трудиться.
-Какая орфограмма встретиласьв пословицах ? (-тся и -ться в глаголах)
-Расскажите правило.
Вот в дали виднеется спасительный корабль, то племя( а что мы знаем про слово племя?- оно разносклоняемое), которое справится с заданием быстрее и верно, привлекут его внимание
Задание 6
1. Прочитайте текст. В чём его необычность? Как вам кажется, о чём этот текст?2. Выпишите из текста слова, которые по языковым признакам соотносимы с глаголами, определите их морфологические признаки.
Пуськи бятыеСяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:– Калушата, калушатоки! Бутявка!Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:– Оее? оее! Бутявка-то некузявая!Калушата бутявку вычучили.Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит:– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.А бутявка волит за напушкой:– Калушата подудонилась! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Молодцы, итак, какой же вывод мы можем сделать?
Давайте вспомним, какая цель была у нашей игры? (выбраться домой в цивилизацию). Что мы видим? (Корабль у берега) а это значит,что мы уже практически выбрались с этого необитаемого острова. Предлагаю доказать то,что мы хорошо усвоили урок и все вспомнили,что учили ранее по теме "Глагол". и сделаем это в форме синквейна.
Задание 7
Каждый самостоятельно записывает, потом несколько прочитаем.
Глагол
2 прилагательных действующий, движущий
3 глагола обозначает, изменяется, спрягается
4 слова (отношение автора) Глаголы делают речь живой.
Синоним действие
Теперь давайте запишем домашнее задание: упр. 495, задание 2,3
посмотрите, есть ли вопросы?
Итог урока. Оценивание
- Приближается время совета племени
- Но перед советом скажите : какие цели мы ставили в начале урока? достигли ли мы их?
- Узнаем племя, которое победило. (считаем жетоны).
- У каждого на столе листочки:
Напишите имя своего «соплеменника», которого вы считаете « Последним героем».
Кто был самым, самым ...(ответы детей)
Какова же роль глагола в речи и художественном тексте?
Посмотрите на наш эпиграф, вы с ним согласны? Почему?
Ребята, я очень благодарна вам за активную работу на уроке. Какие вы молодцы! Как много вы сумели сегодня сделать! Я уверена, что, повторив, обобщив и систематизировав изученное по теме «Глагол», вы успешно справитесь дома с домашним заданием.