Конспект урока Повелительное наклонение глаголов


Муниципальное казённое образовательное учреждение
Инзенская средняя школа № 2 имени П.И.БодинаРазработка открытого урока
в 6 классе
«Повелительное наклонение глаголов»
Зайцева Т.Н.,
учитель русского языка
И литературы
2015 г.
Цель:
Ознакомить учащихся со способами образования повелительного наклонения и изменения формы повелительного наклонения, с употреблением форм повелительного наклонения.
Обучить умению находить глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения, правильно использовать их в речи.
Развитие письменной и устной речи учащихся.
Воспитание патриотических чувств у учащихся.
Планируемые результаты: знание грамматических особенностей изъявительного, условного и повелительного наклонения глаголов; умения определять наклонение глаголов, объяснять языковые явления; развитие мотивации к аналитической деятельности.
ХОД УРОКА:
Самоопределение к деятельности
1) Расскажите о роли глаголов в речи (есть почти в каждом предложении, так как называет действие предмета). Приведите примеры.
2) Известный русский писатель А.Н.Толстой писал: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». Какие же действия называет глагол?
- действия, связанные с умственной деятельностью (думать, наблюдать, говорить);
- действия, называющие перемещения и положение в пространстве (идти, лететь, стоять, сидеть);
- действия, связанные с трудовой деятельностью (рубить, копать, вязать, шить);
- действия, называющие различное состояние (любить, грустить, ненавидеть, болеть).
3) Назовите постоянные признаки глагола:
- глаголы бывают совершенного и несовершенного вида беречь – сберечь;
- глаголы относятся к первому и второму спряжению: глаголы на - ить, кроме брить, стелить и 11 глаголов-исключений (слышать, дышать, держать, гнать, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть) относятся ко второму спряжению; все остальные глаголы относятся к первому спряжению;- глаголы бывают переходные и непереходные: любить Родину, ухаживать за насаждениями.
4) Как изменяются глаголы?
- по временам: в настоящем и будущем времени – по лицами и числам, в прошедшем времени – по родам и числам.
Лексическая работа
- Спишите с доски предложения:
Любить свою Родину – это значит любить и об..регать природу родной страны.
Знание природы и любовь к ней во..питывает чувство патриотизма, человечности, разв..вает чувство прекрасного.
- Назовите глаголы и их морфологические признаки, объясните их правописание.
- Что такое патриотизм? (Это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу).
- Обратите внимание на его правописание. Назовите однокоренные слова: патриотизм, патриотический.
- Составьте предложения с данными словами.
- Как ещё изменяются глаголы? (по наклонениям). Какие наклонения вы знаете? Определите, в каком наклонении стоят глаголы в домашнем упражнении. Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
Изучение нового материала
- Прочитайте текст. Какова основная мысль текста? Что обозначают глаголы в предложениях с прямой речью?
Природа говорит с нами на трёх языках. Она берт нас за руку и говорит: «Борись, стремись!» (приказ)
Она подходит к нам вплотную – мы слышим, как бьётся её сердце, и произносит: «Удивляйся, радуйся, благоговей». (совет)
Она шепчет – и мы всегда её понимаем: «Ищи, исследуй!» (просьбу)
Эти три голоса природы обращены к нашему телу, сердцу и уму – триединству нашего существа.
Дж. Томпсон
- Какие же действия обозначают глаголы в повелительном наклонении?
Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то заставляет или просит выполнить.
- Рассмотрите таблицу и определите, как образуются глаголы в повелительном наклонении.
Неопределенная форма глагола В единственном числе Во множественном числе
познакомиться познакомься познакомь – те - ськрасить крась крась - те
сеять сей сей - те
спрятать спрячь спрячь - те
везти вез - и вези - те
Рефлексия
Прочитайте параграф 93.
Как образуются глаголы повелительного наклонения и как они пишутся?
Творческое задание – напишите текст-обращение на тему «Береги и охраняй природу!»
Домашнее задание: параграф 93, упр. 549.