Родительское собрание Семейные ценности


Учитель физики МАОУ «СОШ № 153 с углубленнымизучением иностранных языков» г.Перми
Кабанова Надежда Станиславовна
Семейные ценности.
Семья для человека должна стать опорой в жизни с рождения и до старости.
Семья для государства - кирпич в фундаменте.
В каждой семье свои ценности. Крепкая семья, семья-опора для человека, семья- кирпич в фундаменте государства – это семья, в которой на первом месте духовные ценности.
В первую очередь, важно для духовного развития человека – общение. Общение для ребенка начинается в семье, там он учится быть услышанным и слушать другого. Только общаясь члены семьи учатся понимать, уважать и любить друг друга.
Сегодня на смену живому общению приходят современные ценности – телевидение, интернет, социальные сети. От этого никуда не деться, в некоторых случаях они сближают семьи, находящие за много километров друг от друга. А в некоторых строят стену между живущими в одной квартире.
Недостаток общения с родителями удаляет поколения друг от друга. Когда со временем дети ощущают потребность в помощи, совете или просто разговоре по душам, они уже не могут перешагнуть выдуманный барьер.
Девочки и мальчики перенимают стиль поведения в семье от своих родителей. Недостаток общения родителей друг с другом приводят к недостатку опыта в общении у детей. Недостатку в умении принимать совместные решения, находить компромиссы, уступать. Создавая свои семьи, эти дети в будущем воспринимают брак как готовое счастье. Они ждут совместных радостей, но совсем не готовы к совместным трудностям. Как следствие ранние разводы, матери-одиночки и новое поколение детей с недостатком общения в семье.
Школа не в силах решить данную проблему в масштабах государства. Залог крепкой семьи – это крепкая семья родителей, опыт общения. Школа может предложить варианты такого общения, предоставить возможность для совместной деятельности детей и родителей.
Некоторые примеры такой деятельности из опыта моей работы.
7а класс, 2013 -2014 учебный год.
Классная учебно-практическая конференция. Одна из целей – интеллектуальное общение учащихся и родителей. Каждый ученик подготовил работу. Были исследовательские работы и проекты, которые вышли на школьную и районную конференции в 7-8 классе (выполнение еще одной цели классной конференции). А были и просто рефераты, у тех детей, которые впервые участвовали в подобных мероприятиях. Но все они были заслушаны на нескольких классных часах в присутствии компетентного жюри – родителей. Состав жюри менялся, но, конечно, не все родители смогли найти время и прийти на классный час. Но все нашли время помочь своему ребенку дома (это в седьмом -то классе, когда уже выполнение домашнего задания не у всех проверяют).
8а класс, 2014-2015 учебный год.
Время, когда хорошисты стали превращаться в троечников... Домашнее задание выполняют единицы, школьную форму носить не желают. Родительское собрание вместе с детьми. Выслушали классного руководителя – ничего нового. Послушали родителей – как же так?
А дальше доводы детей. Не хватает им, оказывается, родительского внимания! И помощи. Составили Договор о совместной деятельности. Пункт первый- дети имеют право. Пункт второй –дети должны. Третий и четвертый пункты про родителей. И учителей не забыли. Вспомнили еще разрешение об изъятии телефона на уроке, если мешает, подписанное еще в шестом классе.
Несомненно, и в 7 и в 8 классах совместные выходы и выезды на природу. Девочки отвечают за бутерброды, порядок, развлекательную программу. Мальчики за костер, дрова, спортивные мероприятия. Захотели, договорились – поменялись. И родители рядом – помогают.
9а класс. 2015-2016 учебный год.
Одно совместное важное дело. Экзамены и выбор учебного заведения после 9 класса. Родительские собрания, выступление психолога, но в большей степени индивидуальная работа с каждой семьей. У каждого свой путь, каждая семья видит будущее ребенка по-своему. В одной семье ценность является высшее техническое образование, в другой военная карьера, а в третьей – профессия ремесленника и помощь отцу в его деле. Главное помочь услышать мнение и желание ребенка.
А дети уже стали совсем взрослыми, все меньше мальчишки смеются над девочками и наоборот, появляются первые влюбленности. Можно помогать им учится уважать друга и помогать друг другу.
Уважение к женщине начинается с матери. Нет такого мальчишки, который не любит и не уважает свою маму. Просто некоторые стесняются это показывать. А ведь все наши девочки тоже в перспективе будущие мамы. Добрые и нежные. Уже за это их можно ценить. И окружающим мальчишкам, и им самим. В течении учебного года предоставляется возможность поговорить о подвиге и счастье материнства в День матери, в международный Женский день, в день Победы в ВОВ. А уж о своей любимой и единственной маме можно напоминать еще чаще – «Вот обрадуется, когда зачет на отлично сдашь!».
День защитника Отечества. Девчонки устраивают очередное чаепитие, а за столом начинается разговор о том, каким должен быть настоящий мужчина? Девочки – сильным, добрым, смелым, щедрым. Очень серьезно отвечают на вопрос, рассуждают, зачем такие качества нужны. Мальчишки сначала пытаются отшутиться: «Настоящий мужчина должен быть настоящим!». А затем сами переформулируют свою шутку – настоящим, без фальши. Резюмирует Витя: «Мужчина должен отвечать за свои поступки. И слова. Сказал – сделал».
Поздравление девочек с 8 марта. Мальчики читают девочкам стихи. О женщине-музе, тонкой, воздушной и прекрасной. О женщине-героине, прошедшей через революцию, войну и тяжелый труд. О женщине-матери, героине и музе в одном лице. И стихи –поздравления с прекрасным праздником, поздравление, которое сочинили сами, для них и для меня.
А вообще, научить их понимаю, терпению и уважению нельзя лишь набором мероприятий. Это ежедневная работа. Внимательно слушать, замечать изменения в настроении, задавать вопросы, отвечать на вопросы и многое другое, незаметное с первого взгляда – работа учителя, классного руководителя. И неотъемлемая часть жизни любой семьи. А мне повезло, у детей в 9а классе семьи к данной работе относятся добросовестно, мне остается лишь поддерживать их в школе.