Исследовательская работа по истории на тему Развитие дипломатических отношений через деятельность государственных органов Российского государства в IX – XXI веках.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
Развитие дипломатических отношений
через деятельность государственных органов
Российского государства в IX – XXI веках.
Выполнила: Гарибян Элен Кареновна
ученица 11 А класса
МБОУ СОШ № 15
Автозаводского района
Руководитель: Гребенникова Инна Геннадьевна
Нижний Новгород
2015
Содержание
Введение……………………………………………………………………....стр.2
Глава 1 Краткая история развития органов государственной власти……..стр.4
1.1 Посольский приказ (1549-1720)………………………………….……стр.5
1.2 Коллегия иностранных дел (1718-1802)……………………………...стр.7
1.3 Министерство иностранных дел
Российской империи (1802-1917)…………………………………....стр.10
1.4 Народный комиссариат по
иностранным делам РСФСР (1917-1923) …………………………..стр.13
1.5 Народный комиссариат по иностранным делам СССР(1923-1946).стр.15
1.6 Министерство иностранных дел СССР (1946-1991) ……….……...стр.18
1.7 Министерство внешних сношений СССР (1991-1992)………….…стр.20
1.8 Министерство иностранных дел РФ (1992 – настоящее время)…...стр.22
Глава 2 Вопросы и проблемы, рассматриваемые каждым органом и итоги их деятельности……………………….…...………………………………...стр. 25
2.1.Систематизация данных о функциях и итогах деятельности внешнеполитических органов……………………………………………стр.25
2.2. Сравнение функций………………………………………………….стр.29
2.3.Опрос подростковой аудитории…………..…………………………стр.31
Заключение………………………………............................................стр.33
Список использованных источников и литературы………………..стр.34
Приложение……………………………………………………………….стр.35

Введение
Международные отношения - род общественных отношений в сфере межнационального и межгосударственного общения.
Международные отношения характеризуются также совокупностью связей и взаимосвязей между народами, государствами и системой государств. Так, в международной энциклопедии социальных наук международные отношения рассматриваются как «человеческая деятельность, в процессе которой индивиды из более чем одного государства, индивидуально или в группах, взаимодействуют». Западные политологи считают, что международные отношения - это «взаимодействие между двумя или более государствами», а внешняя политика как внешнее действие одной нации.
Главная цель работы: проследить формирование и учреждение органов государственной власти России, отвечающих за международное положение страны в мировом сообществе, определить их роль во внешнеполитической деятельности. Для этого мне необходимо было сконцентрировать внимание на взаимосвязанных между собой задачах исследования:
Проследить историю развития данных органов власти;
Проследить на примерах отдельных личностей роль руководителей данных органов во внешней политике страны;
Проанализировать основные вопросы и проблемы, решаемые ими;
Выявить схожее и различное в их функциях;
Проследить желание и стремление молодого поколения к изучению истории развития отношений Российского государства с другими странами и знание истории государственных органов, занимающихся данным вопросом;
Обобщить сделанные наблюдения.
Гипотеза: органы государственной власти Российского государства, отвечающие за международное положение, были созданы в различные промежутки времени, при разном государственном строе России. Но при этом они взаимосвязаны и решают схожие по своему характеру проблемы.
Актуальность данной работы определяется, прежде всего, тем, что в современном мире появилась тенденция развития интереса к международной политике, в частности внешней политике России, у большинства населения РФ. Граждане государства интересуются международным положением своей страны.
Мною исследованы следующие методы:
Комплексный анализ работы органов власти, отвечающих за внешнеполитическое положение IX – XXI веков;
сравнительный метод;
метод опроса, сравнение общественного мнения и знаний.
Глава 1 Краткая история развития органов
государственной власти
Если вглядеться вглубь истории, деятельность российской дипломатической службы неизменно была подчинена задаче наиболее полного обеспечения государственных, общенациональных интересов на международной арене, как они понимались на различных этапах развития нашего Отечества.
Внешняя политика любого государства складывается под воздействием таких объективных факторов, как особенности географического положения, исторического развития, экономики, культуры и религии данной страны. На их основе формируются национальные интересы государства, которые могут менять свою политическую окраску, но по сути остаются неизменными, порой на протяжении многих веков.
Именно так происходило формирование российской внешней политики. Петр I сказал, что Россия – «это не страна, а часть света». Уникальное геополитическое положение России, являвшейся перекрестком судеб разных цивилизаций и миров, предопределило особую роль внешней политики в ее исторической судьбе.
Древняя Русь являлась активным субъектом международных отношений с момента создания своей государственности, то есть с IX-XIII веков, и оказывала заметное воздействие на формирование политической карты Восточной Европы.
Одной из начальных вех в развитии древнерусской дипломатии стало направление в 838 году русского посольства в Константинополь с целью установления прямых контактов с Византией. Первый в истории договор «О мире и любви» был заключен с Византийской империей в 860 году и означал международное признание Руси. К IX-X векам относится и зарождение древнерусской посольской службы, формирование иерархии дипломатов.
Со второй половины XI века вплоть до ордынского нашествия на Руси происходил процесс распада государства на княжеские уделы. Политическое расчленение страны разрушило и единство внешней политики и дипломатии. Однако к XV века в связи с окончательным свержением ордынского ига и созданием централизованного русского государства со столицей в Москве, удельная дипломатия уступила место единодержавной.
В конце XV века, при Иване III, перед русской дипломатией встали настолько важные задачи, что для их решения потребовалось создание особого дипломатического ведомства.
Сначала вопросы внешней политики входили в компетенцию самого великого князя и Боярской думы. В качестве послов поначалу направлялись преимущественно иностранцы, состоявшие на московской службе, но уже при Василии III их заменили русские.
1.1 Посольский Приказ (1549-1720)
Первым в истории России «министерством иностранных дел» был Посольский Приказ — центральное правительственное учреждение в России в 1549—1720 годах, ведавшее сношениями с иностранными государствами, выкупом и обменом пленными, управлявшее рядом территорий на юго-востоке страны и некоторыми категориями служилых людей.
В 1549 году Иван Грозный передал в ведение одного из наиболее образованных людей того времени подьячего Ивана Михайловича Висковатого, впоследствии думного дьяка, все «посольское дело». Тем самым было положено начало Посольскому приказу как особому учреждению, ведавшему внешнеполитическими делами. После казни И. М. Висковатого в 1570 г. во главе Посольского приказа стояли братья Щелкаловы.
В первой половине XVII века можно отметить И.Т. Грамотина, возглавлявшего приказ четырежды. Наиболее выдающимися руководителями приказа во второй половине XVII века были бояре А.С.Матвеев, князь В.В.Голицын, Е.И.Украинцев, А.Л.Ордин-Нащокин.
А.Л.Ордин-Нащокин (1605-1680) с 1622 он находился на военной службе. Во время Русско-шведской войны 1656—1661 Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин командовал крупными соединениями войск и руководил штурмом города Дриссы. Начиная с 1640-х годов он активно занимался дипломатической деятельностью. В 1656 подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 — Велисарское перемирие со Швецией. В 1667 Ордин-Нащокин добился от Польши подписания выгодного для России Андрусовского перемирия. После этого он получил чин боярина и стал возглавлять Посольский приказ. Ордин-Нащокин предлагал расширить экономические и культурные связи со странами Западной Европы и Востока, заключить союз с Польшей для совместной борьбы со Швецией за обладание побережьем Балтийского моря.
Выражением взглядов Ордин-Нащокин стал подготовленный им Новоторговый устав (1667 год), в котором сформулированы основные принципы успешной торговой политики. Предусматривал еще более жесткие меры по борьбе с иностранным торговым капиталом. Устанавливалось строгое территориальное ограничение торговли. Она могла вестись только в приграничных городах. Запрещалась торговля с купцами, приехавшими из других городов.
В XVII веке рост международного значения Русского государства вызвал существенное расширение функций Посольского приказа и его штатов. Структура и функции Посольского приказа приобрели законченные формы к 50-70 годам XVII века. В этот период делаются первые шаги по организации постоянных дипломатических представительств в соседних странах.
На Посольский приказ было возложено общее руководство внешней политикой страны и вся текущая дипломатия: отправка русских посольств за границу, приём и отпуск иностранных посольств, подготовка текстов инструкций («наказов») русским послам и переписка с ними, подготовка соглашений, ведение переговоров, а с начала XVIII века также назначение и контроль за действиями постоянных русских дипломатических представителей за границей. Посольский приказ ведал иностранными купцами во время их пребывания в России и вообще всеми приезжими иноземцами, кроме военных. Кроме того, он занимался выкупом и обменом русских пленных, управлял вновь присоединяемыми территориями, ведал служилыми татарами-помещиками центральных уездов.
Особое место в истории внешней политики России занимает петровская эпоха. В 1699 году в Голландию был направлен опытный дипломат А.А.Матвеев, в 1701 году в Турцию – П.А.Толстой. В 1700-1706 годах были основаны также миссии в Дании, при Венском дворе, во Франции и Великобритании.
В начале XVIII века в результате реформ Петра I руководство внешними сношениями перешло от Посольского приказа к Посольской канцелярии. В 1720 году Посольский приказ был упразднён и заменён Коллегией иностранных дел.
1.2 Коллегия иностранных дел (1718-1802)
Коллегия иностранных дел Российской империи — орган центрального управления для заведования сношениями России с иностранными государствами. Коллегия иностранных дел была образована в 1718 году из Посольского приказа, в русле Петровских преобразований.
Образование Сената в 1711 году послужило сигналом к формированию органов отраслевого управления — коллегий. По замыслу Петра I они должны были заменить неповоротливую систему приказов и внести в управление два новых начала:
Систематическое разделение ведомств (приказы часто подменяли друг друга, выполняя одну и ту же функцию, что вносило хаос в управление.).
Совещательный порядок решения дел.
Форма новых центральных органов управления была заимствована в Швеции и в Германии. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.
Во главе коллегии стоял Президент коллегии, который именовался Канцлером, его заместителем был Вице-канцлер. Она разделялась на два отделения: политический департамент (или секретную канцелярию) и «публичную экспедицию». Секретная канцелярия занималась приемом и отзывом иностранных дипломатов в России, отправкой российских дипломатов за границу, дипломатической перепиской, делопроизводством, составлением протоколов. «Публичная экспедиция» ведала хозяйственными и почтовыми делами, а также делами народов, живущих в пограничных губерниях.
В период правления Екатерины II (1762-1796 года) внешнеполитические и дипломатические усилия России были сфокусированы на расширении позиций в Причерноморье, присоединении Крыма, обеспечении свободы мореплавания в Черном море, завершении процесса воссоединения Украины и Белоруссии с Россией, защите единоверцев на Балканах, продвижении на Кавказ и Закавказье. Крупным успехом российской дипломатии стал Кючук-Кайнарджийский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1768-1774 годов.
Наиболее яркими руководителями были М.И. Воронцов, Н.И.Панин и И.А.Остерман (1686-1747) – граф, генерал-адмирал, действительный статский советник, барон. В 1708 был определен переводчиком в Посольский приказ. Во время Северной войны 1700-1721 находился при походной канцелярии Петра I, выполняя дипломатические поручения. Во время Прутского похода 1710-1713, участвовал в переговорах с турецким визирем. В качестве тайного секретаря находился с дипломатическими миссиями в Берлине и в звании канцелярии советника - в Гааге. В том же качестве впервые самостоятельно участвовал в Аландском конгрессе, где был одним из уполномоченных; стараниями Остермана в окончательный текст проекта договора были включены все предложения российской стороны. В 1719 находился с миссией в Стокгольме, где ему удалось склонить шведское правительство к принятию условий мирного соглашения с Россией. В феврале 1720 назначен тайным канцелярии советником в Коллегию иностранных дел. В 1721 участвовал в работе конгресса в Ништадте; по заключении Ништадтского мира способствовал дипломатическому признанию Швецией территориальных перемен после Северной войны.
С 1727 возглавлял Комиссию о коммерции, которая занималась вопросами поддержки деятельности российского купечества во внешней торговле и приняла в связи с этим ряд существенных мер, включая и ряд таможенных льгот, мер, направленных на развитие судостроения, а также первый в России Вексельный устав. В царствование Петра II благодаря усилиям российской внешней политики, руководимой Остерманом, впервые после 1721 за российскими государями был признан императорский титул. Победы в Северной войне, принятие Петром I императорского титула знаменовали принципиально важные перемены в международном положении России. Признание нового титула российского государя, неотделимое от признания новых границ России, способствовало упрочению престижа страны и возводило ее в ранг великой европейской державы. В дипломатическом отношении это подкреплялось созданием сети постоянных дипломатических представительств России в ведущих европейских государствах.
Договорами 1727 и 1728 были урегулированы российско-китайские отношения и упорядочены контакты в области торговли. С 1733 председательствовал в Военно-морской комиссии, созданной для упорядочения деятельности Адмиралтейства и флота.
Все более активное воздействие России на развитие международных отношений сопровождалось укреплением внешнеполитического аппарата, установлением постоянных дипломатических отношений с большей частью европейских государств, модернизацией управления ведомством иностранных дел.
В период деятельности КИД выросла плеяда талантливых дипломатов, заложивших основные принципы и приемы русской дипломатии на длительный будущий период (Г.И.Головкин, Б.И.Куракин, П.П.Шафиров, А.И. Остерман, А.П.Бестужев-Рюмин, Н.И.Панин, А.А.Безбородко и другие).
8 сентября 1802 года Манифестом императора Александра I было образовано Министерство иностранных дел. С его созданием КИД не прекратила своего существования, однако постепенно все важнейшие политические вопросы были переданы в ведение различных подразделений МИДа. Окончательно Коллегия была упразднена в 1832 году.

1.3 Министерство иностранных дел Российской империи (1802-1917)
Министерство иностранных дел Российской империи — центральное государственное учреждение в Российской империи, существовавшее с 1802 до 1917 года.
Учреждено указом Александра I 8 сентября 1802 года (манифест «Об учреждении министерств»). При Образовании МИДа, Коллегия иностранных дел Российской империи стала подчиняться министру иностранных дел.
Но именным указом от 10 апреля 1832 года «Об образовании Министерства иностранных дел» Коллегия иностранных дел была упразднена, войдя в состав министерства.
Центральный аппарат МИД включал: Канцелярию, Департамент внутренних сношений; Азиатский департамент и Департамент личного состава и хозяйственных дел.
Заграничные подразделения составляли: посольства России в великих державах, миссии, резидентуры в небольших и зависимых восточных странах, генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.
В 1846 году по предложению канцлера К.В.Нессельроде было принято «Учреждение Министерства иностранных дел» (Положение о МИД), определившее новую структуру и функции Министерства. Согласно статье 1 «Учреждения» - «Министерство иностранных дел имеет предметом: политические сношения с иностранными государствами, ходатайство о законной защите российских подданных в чужих краях и содействие удовлетворению справедливых домогательств иностранцев по делам их в России».
В результате Крымской войны (1853-1856 годов) международное положение России серьезно осложнилось. В этот непростой для России период в 1856 году МИД возглавил А.М. Горчаков – русский дипломат, министр иностранных дел, канцлер - высший чин на государственной службе.
При императоре Николае I будущий министр не играл первых ролей в российской дипломатии, поскольку его недолюбливал глава дипломатического ведомства Российской империи граф Нессельроде К.В., пользовавшийся огромным доверием царя.
В 1820-1854 годах Горчаков состоял на дипломатической службе в Европе. Горчаков был светским, остроумным человеком, имел бесспорное литературное дарование, считался мастером дипломатического красноречия, проявлявшегося в нотах по тем или иным вопросам. Он не разделял убеждений Николая I в том, что Европа должна быть благодарна ему за подавление революции 1848-1849 годов, и не вмешается в русско-турецкие отношения.
В 1854 году Горчакова направили послом в Вену, он сделал все, чтобы Пруссия в Крымской войне осталась нейтральной, помешал Австрии привлечь её на сторону антирусского блока. Поражение в Крымской войне 1853-1856 годов привело к тому, что на международной арене авторитет страны упал. По условиям Парижского мирного договора Россия обязывалась уничтожить остатки боевого флота на Чёрном море, а на побережье ликвидировать крепости. В результате южная граница страны была открыта любому неприятельскому вторжению.
Вскоре после восшествия на престол молодой император Александр II отправил престарелого Нессельроде в отставку. Перед российской дипломатией встала труднейшая и сверхважная задача – добиться отмены унизительных и тяжёлых для России статей Парижского договора. Страна находилась в полной политической изоляции и не имела союзников в Европе. Министром иностранных дел был назначен Горчаков А.М.
Его отличала независимость суждений, он умел точно соотносить возможности России и её конкретные действия, блестяще владел искусством дипломатической игры. Выбирая союзников, Александр Михайлович руководствовался практическими целями. Для решения поставленных задач Горчаков сделал ставку на Францию.
19 февраля 1859 года в Париже был подписан секретный русско-французский договор о нейтралитете и сотрудничестве. Однако твёрдой почвы для франко-русского союза не возникло. Французские политики сочувствовали польскому восстанию 1863-1864 годов, жестоко подавленному российскими войсками.
Злейшим врагом Франции в Европе стала Пруссия. После побед, одержанных в войнах с Данией и Австрией, Пруссия почти достигла заветной цели. Созданию единого общегерманского государства мешало соседство сильной и воинственной Франции.
Но война против Наполеона III была невозможна, пока за спиной у пруссаков оставалась дружественная Франции держава – Российская империя. Однако Александр II и его первый дипломат Горчаков резко изменили политический курс, и пошли на сближение с Пруссией. Франко-прусская война 1870-1871 годов закончилась полным разгромом французов и свержением Наполеона III. В обмен на это российская дипломатия добилась согласия Пруссии (с 1871 года – Германская империя) и находившейся под прусским влиянием Австро-Венгрии на отмену «нейтрализации» Чёрного моря.
Подписав Лондонскую конвенцию, Горчаков мог торжествовать победу, усилия Министерства иностранных дел России увенчались блестящим успехом. Интересно отметить, что, придавая большое значение историческим традициям и опыту дипломатии России, для Горчакова образцом дипломата всегда оставался Петр I. А сам князь, обладая несомненными литературными способностями, так тонко и изящно составлял дипломатические документы, что они нередко напоминали художественные произведения.
Горчаков также сыграл ключевую роль в создании в 1873 году «Союза трех императоров», пытаясь использовать его для подготовки будущей войны с Турцией. В январе 1877 года он заключил с Австро-Венгрией Будапештскую конвенцию, благодаря которой Австро-Венгрия обязалась сохранять нейтралитет в случае русско-турецкой войны, которая не замедлила начаться три месяца спустя.
В 1868 году было утверждено новое «Учреждение» министерства: функции последнего предусматривали политические сношения с иностранными правительствами, покровительство в чужих краях русской торговле и вообще русским интересам, ходатайство о законной защите русских подданных по делам их за границей, содействие удовлетворению законных требований иностранцев по делам их в России.
Только после назначения в мае 1906 года министром иностранных дел А.П.Извольского в МИД была проведена очередная, растянувшаяся на несколько лет реформа с целью модернизации структуры ведомства в соответствии с новыми политическими условиями, созданными революцией 1905 года и созывом Государственной думы.
В частности, тогда был создан Отдел печати, в обязанности которого входило отслеживать публикации русской и иностранной прессы по международной тематике и «давать общественному мнению объяснения относительно деятельности министерства».
После октябрьской революции 1917 года в соответствии с Декретом II Всероссийского съезда Советов «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» был образован Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР.
1.4 Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР (1917—1923)
Первоначально «Народный комиссариат по делам иностранным» образован Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров, утверждённым II-м Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 года. В соответствии с первой Конституцией РСФСР, принятой 10 июля 1918 года, наркомат стал называться Народным комиссариатом по иностранным делам.
Первым его руководителем стал Лев Троцкий; в мае 1918 года его сменил Г. В. Чичерин (1872-1936) -советский партийный и государственный деятель, дипломат.
В 1898 он поступил на службу в главный архив Министерства иностранных дел, где участвовал в написании истории Министерства иностранных дел России, работал над биографией А.М. Горчакова, но приобрел прочные знания по истории отечественной дипломатии.
Вступив в РСДРП(б), Чичерин сначала фактически, а затем и формально возглавил Наркомат иностранных дел. В течение 20-х годов НКИД провел огромную работу по выводу Советской России из политической изоляции, восстановлению ее как признанного, равноправного и неотъемлемого субъекта международных отношений. Участвовал в подписании Брестского мира (1918), возглавлял советскую делегацию в Генуе (1922) и Лозанне (1922 - 1923), подписал Раппальский договор с Германией. В 1924 году началась «полоса признания» СССР, когда были установлены дипотношения с Великобританией, Францией, Италией, Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией, Японией, Китаем и Мексикой. Развивались отношения со странами Востока. В 1921-1927 годах были заключены договоры с Афганистаном, Турцией, Ираном, установлены отношения с Хиджазом (Аравия).
Выделявшийся образованностью, превосходными лингвистическими способностями (объяснялся на всех европейских и нескольких азиатских языках), одержимый работой и не имевший семьи, Чичерин фактически жил в Наркоминделе. Он верил в грядущую мировую революцию и был фанатично предан коммунистической идее, однако противоречия между действиями Коминтерна, готового экспортировать революцию, и необходимостью устанавливать нормальные отношения с другими странами приводили к внутреннему противоречию. Тяжелая болезнь Чичерина, почти двухлетнее лечение за границей не были единственной причиной его отставки в 1930. Чичерин и И.В.Сталин не любили друг друга, но, так как Чичерин никогда не стремился к власти, Сталин всегда относился к нему достаточно тактично, чего нельзя сказать о К.Е. Ворошилове, М.И. Калинине и др. «рабочих вождях». Борьбу с Чичериным начали люди, стремившиеся к руководству Наркоминделом, воевать с которыми у Чичерина не было ни желания, ни сил.
СНК (Совет народных комиссаров) РСФСР принял декреты «Об упразднении рангов дипломатических представителей...» и «Об организации консульств». Дипломатическая изоляция Советского государства в первые годы Советской власти, во время Гражданской войны и Военной интервенции привела к тому, что официальные и неофициальные представительства НКИД РСФСР за рубежом были ликвидированы, а первые советские дипломаты А. А. Иоффе, М. М. Литвинов, В. В. Воровский, Я. А. Берзин и другие высланы из соответствующих стран и возвратились в Москву.
30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР.
Вторая сессия ЦИК СССР одобрила 6 июля 1923 года Конституцию СССР и ввела её в действие; согласно её статьям 49 и 51 был образован общесоюзный Народный комиссариат иностранных дел СССР.
1.5 Народный комиссариат иностранных дел СССР (1923—1946)
Народный комиссариат иностранных дел СССР (НКИД СССР или Наркоминдел) — государственный орган СССР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1923—1946 годах.
30 декабря 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР. Вторая сессия ЦИК СССР одобрила 6 июля 1923 года Конституцию СССР и ввела его в действие; согласно её статьям 49 и 51 был образован общесоюзный Народный комиссариат по иностранным делам СССР.
В 1930 году наркомом иностранных дел стал М.М. Литвинов. Наступила вторая полоса признания Советского государства, когда были установлены дипломатические отношения с Испанией, США, Болгарией, Венгрией, Албанией, Румынией, Чехословакией, Бельгией, Люксембургом, Колумбией.
В условиях образования очага войны в центре Европы и нарастания военной опасности на Дальнем Востоке советская дипломатия последовательно выступала за создание системы коллективной безопасности. Важными шагами явились установление дипотношений с США (1933 год), вступление СССР в Лигу наций (1934 год).
В мае 1939 г. главой НКИД был назначен В.М.Молотов (Скрябин) (1890-1986)— советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда.
В 1939-1949 и 1953-1956 годах Вячеслав Молотов — нарком, министр иностранных дел СССР. С 1957 посол в Монголии. В 1960-1962 постоянный представитель СССР при Международном агентстве по атомной энергии. Входил в ближайшее политическое окружение И. В. Сталина.
В 1939 году Иосиф Сталин решился на военно-политический союз с Гитлером, для достижения этой цели Молотов был назначен наркомом иностранных дел. Бесплодность усилий по созданию союза со странами Запада против фашистской агрессии, провал переговоров с Англией и Францией по этому вопросу и стремление избежать военного столкновения с Гитлером привели к вынужденному подписанию в августе-сентябре 1939 года пакта о ненападении с Германией и секретных протоколов. Этот документ вошел в историю под названием «Пакт Молотова-Риббентропа».
Чуть позднее, 28 сентября, Молотовым был подписан «Германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией» и два секретных протокола к нему. В преамбуле этого договора Молотов выразил надежду, что под опекой Гитлера и Сталина польский народ обретет условия для материального благоденствия и расцвета национальной культуры. Судьба Польша была решена.
Осуществляя дальнейшие шаги по сближению с фашистской Германией, Молотов провел в ноябре 1940 года переговоры с Гитлером и министром иностранных дел фашистской Германии Иоахимом фон Риббентропом в Берлине, после которых сообщил германскому послу в СССР Шуленбургу о согласии советского правительства вступить в «Антикоминтерновский пакт».
Молотов безусловно разделяет вместе со Сталиным и другими руководителями СССР ответственность за неготовность СССР к войне с Гитлером. Нападение Германии на СССР явилось для Молотова полной неожиданностью, несмотря на то, что за полторы недели до начала Великой Отечественной войны Шуленбург, последователь идеи государственного деятеля Германии сообщил Молотову о том, что нападение на Советский Союз состоится 22 июня 1941 года. Это было лишним свидетельством того, что Молотов был приводным ремнем и только: он был неспособен самостоятельно и трезво оценивать реальную обстановку.
Поскольку, по многим свидетельствам, в первые дни войны Сталин находился в состоянии прострации, именно Молотову пришлось выступить 3 июля 1941 года по радио с обращением к советским гражданам о нападении фашистской Германии на СССР.
В результате реконструкции советской государственной машины Молотов был назначен заместителем Председателя (Председатель — Сталин) Государственного Комитета Обороны (ГКО), органа сосредоточившего функции высшей государственной законодательной и исполнительной власти, высшего органа военной власти.
В 1942 году В.М.Молотов совершил важный дипломатический вояж в Лондон и Вашингтон в качестве наркома иностранных дел (Председателем Совнаркома в мае 1941 года стал Сталин); в Лондоне был подписан англо-советский договор о сотрудничестве. В октябре 1943 года в Москве Молотов принимал министров иностранных дел стран-союзников, результатом чего стала возможна встреча «большой тройки» на Тегеранской конференции в ноябре 1943 года, участником которой был и министр иностранных дел СССР.
В.Молотов представлял Наркомат иностранных дел на Ялтинской и Потсдамской конференциях глав антигитлеровской коалиции. Молотов являлся одним из организаторов системы американских поставок в СССР по ленд-лизу, чрезвычайно важных для нашей армии и гражданского населения.
В годы Второй мировой войны советская дипломатия проводила линию на создание и укрепление антифашистской коалиции, открытие второго фронта в Европе, участвовала в разработке всех основополагающих межсоюзнических документов.
На заключительном этапе войны внешнеполитическому ведомству принадлежала значительная роль в координации политических подходов союзников в деле завершения разгрома стран фашистской коалиции, налаживании отношений с освобожденными государствами Европы, восстановлении мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Советская дипломатия внесла значительный вклад в создание Организации Объединенных Наций.
Решающий вклад нашей страны в разгром фашистской Германии и ее союзников способствовал укреплению международного престижа СССР. В этой связи значительно возросло количество стран, с которыми Советский Союз установил дипломатические отношения - с 28 в 1941 году до 41 в мае 1945 года.
В 1946 году Вячеслав Молотов совершил государственный визит в Соединенные Штаты, где ему был оказан соответствующий его рангу прием, что впоследствии позволило Сталину утверждать, что именно во время этого визита Молотов был завербован американской разведкой. Молотов — ключевая фигура политики «холодной войны» с советской стороны. В 1949 он был смещен с поста министра иностранных дел.
В 1946 году НКИД СССР был преобразован в Министерство иностранных дел СССР (МИД СССР).
1.6 Министерство иностранных дел СССР (1946-1991)
Министерство иностранных дел СССР — центральный орган государственного управления СССР в области внешней политики и международных отношений.
Союзно-республиканское Министерство создано 15 марта 1946 года путём преобразования из Народного комиссариата иностранных дел СССР.
Сложившаяся к середине 50-х годов новая структура МИД отвечала тому состоянию международных отношений, которое существовало в то время и последующие годы. Послевоенная организация Германии, создание ООН, выход на международную арену национально-освободительного движения нашли отражение в структуре и задачах деятельности МИД СССР. С 1953 года началось укрупнение европейских отделов. Новым моментом стало расширение подразделений МИД, занимающихся вопросами Северной и Южной Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Дальнего Востока.
Министром иностранных дел СССР с февраля 1957 года по июль 1985 года, то есть 28 лет являлся видный советский дипломат Андрей Андреевич Громыко (1909—1989).
В 1939 году Громыко направили на дипломатическую работу — назначили заведующим отделом американских стран Наркомата иностранных дел. А в 1946 году – советский представитель в Совете Безопасности ООН и одновременно заместитель министра иностранных дел СССР.
В 1948 году Громыко был отозван в Москву, а затем назначен первым заместителем министра иностранных дел. В 1953 –1957 годах он – первый заместитель министра иностранных дел, с 1957 года по 1985 год — министр иностранных дел СССР.
Громыко был участником, а впоследствии главой советской делегации на 22 сессиях Генеральной ассамблеи ООН. В 70—80-х годах многие на Западе говорили о нём как о «дипломате номер один».
Приоритетным направлением внешнеполитической деятельности советской дипломатии в тот период стала борьба за мир, международную разрядку и разоружение. Много делалось для упрочения авторитета ООН как универсального инструмента, призванного регулировать международные отношения. Огромную роль он сыграл в решении судьбы Палестины (1947 год), разрешении Карибского кризиса (1962 год), предотвращении войны между Индией и Пакистаном (1966 год), подписании договоров и соглашений с США в 1968—1979 годах.
Историческими можно назвать соглашения СССР, а затем Польши и Чехословакии с ФРГ, подписанные в 1970—1971 годах, а также четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину (1973 год). Именно эти документы привели к созыву Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973 год).
Усилия советской дипломатии позволили выйти на практические договоренности в двусторонних отношениях с западными странами. Наша дипломатия внесла крупный вклад в общеевропейский процесс, важной вехой в развитии которого стало подписание в 1975 году в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В ходе переговоров, совещаний и встреч экспертов МИД СССР способствовал достижению договоренностей с ведущими западными странами, прежде всего с США, в области ограничения гонки вооружений и разоружения.
К числу заслуг Громыко относится также реализация первой попытки арабо-израильских переговоров о мире — созыв многосторонней конференции в Женеве под сопредседательством СССР и США (1979 год).
Советскому Союзу и его дипломатической службе принадлежит ведущая роль в политико-правовом обеспечении деколонизации афро-азиатских народов.
Перестроечные процессы, проходившие в СССР во второй половине 80-х годов, сопровождались коренными сдвигами в его внешнеполитическом курсе, в основу которого было положено видение единства и взаимозависимости мирового сообщества. На этом историческом отрезке удалось добиться потепления международного климата, вывести из арсеналов целые категории вооружений. Военно-стратегическое противостояние по оси Запад-Восток было минимизировано, окончательно урегулирован германский вопрос, нормализованы отношения с Китаем.
14 ноября 1991 Министерство иностранных дел СССР преобразовано в Министерство внешних сношений СССР.
1.7 Министерство внешних сношений СССР (1991-1992)
В ноябре 1991 года было принято решение о преобразовании МИДа СССР в Министерство внешних сношений (МВС) СССР с одновременной передачей ему функций Министерства внешнеэкономических связей СССР.
За все время существования этого органа его руководителем был Э.А. Шеварднадзе .
Назначение Шеварднадзе на пост министра иностранных дел СССР было неожиданным. Шеварднадзе создавал имидж современного, демократичного министра по контрасту с партийным функционером Громыко. Завоевал большую популярность на Западе. Часто выступал с лекциями в зарубежных университетах.
В 1986 году, в ходе визита в Пхеньян, Шеварднадзе подписал Договор между СССР и КНДР о разграничении экономической зоны и континентального шельфа, а также Договор о взаимных поездках граждан СССР и КНДР. В 1987 году совершил визит в США, в ходе которого сторонам удалось договориться о начале полномасштабных двухсторонних переговоров по ограничению, а затем прекращению ядерных испытаний. В ходе визита он подписал соглашение о создании центров по уменьшению ядерной опасности. Находясь, в январе 1988 года, с рабочим визитом в ФРГ, Шеварднадзе достиг договорённости о продлении на 5 лет Соглашения о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества в области экономики и промышленности, а также подписал Протокол о консультациях и Протокол переговоров, связанных с учреждением генконсульств СССР в Мюнхене и ФРГ — в Киеве. В апреле того же года с госсекретарём США Джорджем Шульцем он подписал «Декларацию о международных гарантиях» и «Соглашение о взаимосвязи для урегулирования положения, касающегося Афганистана».
Шеварднадзе побывал с визитами в Сирии, Иордании, Ираке, Иране, Зимбабве, Танзании, Нигерии, Афганистане, Бразилии, Аргентине, Уругвае, а также в других странах Африки, Азии и Латинской Америки.20 декабря 1990 года с трибуны IV Съезда народных депутатов СССР заявил о своей отставке «в знак протеста против надвигающейся диктатуры» и в том же году вышел из рядов КПСС.
Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств (СНГ) в конце 1991 года стали принципиальной вехой в истории Российского государства и его внешнеполитического ведомства. МВС СССР прекратило свою деятельность как орган государственного управления. Здания, сооружения, имущество и средства, подведомственные учебные заведения, учреждения и хозяйственные объекты, а также посольства, консульства и другие представительства за рубежом были переданы в ведение Министерства иностранных дел РСФСР.
Его правопреемником стало Министерство иностранных дел Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 1992 года было утверждено Временное Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, а также его новая организационно-штатная структура.

1.8 Министерство иностранных дел Российской Федерации (1992- настоящее время)
Министерство иностранных дел Российской Федерации, сокращённо МИД России — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.
Министерство иностранных дел — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
МИД России был образован как Народный комиссариат иностранных дел 1 февраля 1944 года, и существовал параллельно с МИД СССР.
Руководство деятельностью внешнеполитического ведомства осуществляет Президент Российской Федерации.
Главная задача министерства — разработка общей стратегии внешней политики, представление соответствующих предложений Президенту и реализация внешнеполитического курса.
МИД осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях, территориальные органы — представительства МИДа России на территории России. В систему МИД входят: центральный аппарат; загранучреждения; территориальные органы; организации, подведомственные МИД России, которые обеспечивают его деятельность на территории России. МИД в своей деятельности руководствуется Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами.
Министерство иностранных дел возглавляет министр иностранных дел, назначаемый на должность Президентом по представлению Председателя Правительства. Министр несет личную ответственность за выполнение возложенных на МИД полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. Министр имеет заместителей, также назначаемых на должность Президентом. Генеральный директор Министерства иностранных дел назначается на должность Президентом.
С 2004 года руководящий пост МИД РФ занимает Сергей Викторович Лавров – российский государственный деятель. В 1994 году Сергея Викторовича назначили представителем России при ООН. В Организации объединенных наций он проработал до 2004 года. За все время своей работы Лавров старался урегулировать югославский и иракский конфликты, боролся с терроризмом, предлагал новые пути решения проблем. В 2004 году Лавров все же стал министром иностранных дел Российской Федерации. В 2008 году Сергей Викторович стал главой министерства.
Основными направлениями его деятельности были попытки урегулировать конфликты в Грузии и Молдавии, создание правовой системы по борьбе с международным терроризмом, разрешение территориальных споров России, а также противодействие планам США по размещению элементов американской противоракетной обороны в Европе и предоставлению сербскому краю Косово независимости.
В мае 2006 году Лавров вошел в состав федерального оперативного штаба Национального антитеррористического комитета России и на полгода стал председателем комитета министров Совета Европы. Лавров занимался подготовкой главного события 2006 года для российской внешней политики - саммита лидеров стран «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге под председательством России, а в 2007 году, при подготовке следующего саммита, проходившего в Германии, поддержал жесткую риторику президента Путина, направленную на отстаивание российских интересов в Европе.
В августе 2008 года, во время грузино-южноосетинского конфликта, в котором на стороне Южной Осетии выступила и Россия, Лавров принимал участие в переговорах с грузинским МИДом и лидерами мировых держав о принципах урегулирования ситуации в регионе. В последствии его ведомство занималось подготовкой текстов договоров о дружбе и сотрудничестве с признанными Россией независимыми республиками Южной Осетией и Абхазией.
Деятельность Сергея Лаврова не осталась без поощрения – дипломату не раз вручали международные награды, например, Орден Дружбы Лаоса и Большой крест Ордена «Солнце Перу».
Россия в сложнейших условиях сумела отстоять свои коренные национальные интересы на международной арене. Внешняя политика России приобрела системный, прагматический характер. Воссоздан необходимый геостратегический баланс российской внешнеполитической деятельности.
Наследием советской внешней политики была психология «сверхдержавы», стремление участвовать во всех сколько-нибудь значимых международных процессах, зачастую ценой непосильного для страны перенапряжения внутренних ресурсов. Такой подход не мог быть приемлемым для России с ее огромным бременем нерешенных внутренних проблем. Здравый смысл подсказывал, что на нынешнем историческом отрезке внешняя политика призвана в первую очередь «обслуживать» жизненные интересы внутреннего развития. Это – обеспечение надежной безопасности, создание максимально благоприятных условий для устойчивого экономического роста, повышения жизненного уровня населения, укрепления единства и целостности страны, основ ее конституционного порядка, консолидации гражданского общества, защиты прав граждан и соотечественников за рубежом.
Глава 2 Вопросы и проблемы, рассматриваемые каждым органом.
2.1 Систематизация данных о функциях и итогах деятельности внешнеполитических органов
Таблица № 1
Органы Функции Итог деятельности
Посольский Приказ 1) Общее руководство внешней политикой;
2) отправка русских посольств за границу;
3) приём и отпуск иностранных посольств;
4) подготовка текстов инструкций русским послам и переписка с ними;
5) подготовка соглашений, ведение переговоров;
6) контроль за действиями постоянных русских дипломатических представителей за границей;
7) выкупом и обменом русских пленных;
8) управление вновь присоединяемыми территориями. Коллегия иностранных дел 1) Прием и отзыв иностранных дипломатов в России;
2) отправка российских дипломатов за границу;
3) дипломатическая переписка, делопроизводством, составлением протоколов;
4) хозяйственные и почтовые дела;
5)дела народов, живущих в пограничных губерниях.
1) Победы в Северной войне;
2) принятие Петром I императорского титула;
3) созданием сети постоянных дипломатических представительств России в европейских государствах;
4) расширении позиций в Причерноморье, присоединении Крыма (1783 г.), обеспечении свободы мореплавания в Черном море;
5) воссоединение Украины и Белоруссии с Россией;
6) защите единоверцев на Балканах;
7) продвижении на Кавказ и Закавказье;
8) Кючук-Кайнарджийский мирный договор, завершивший русско-Турецкую войну 1768-1774 годов;
9) укрепление внешнеполитического аппарата;
10) выросла плеяда талантливых дипломатов
Министерство иностранных дел Российской империи 1) Политические сношения с иностранными государствами;
2) ходатайство о законной защите российских подданных в чужих краях;
3) содействие удовлетворению справедливых домогательств иностранцев по делам их в России;
4) покровительство в чужих краях русской торговле и интересам;
5) отслеживать публикации русской и иностранной прессы по международной тематике;
6) «давать общественному мнению объяснения относительно деятельности министерства». 1) Россия более не считает себя связанной условиями Парижского мирного договора, ограничивавшими ее суверенные права на Черном море.
Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР 1) Установление дипломатических сношений с другими государствами;
2) добиться признания СССР
1) вывод СССР из политической изоляции, восстановлению ее как признанного, равноправного и неотъемлемого субъекта международных отношений;
2) участие в Генуэзской и Лозаннской конференциях;
3) заключение Рапалльского договора с Германией;
4) установление дипотношений с многими государствами;
5) развитие отношений со странами Востока.
Народный комиссариат по иностранным делам СССР 1) Установление дипломатических сношений с другими государствами;
2) добиться признания СССР;
3) создание системы коллективной безопасности;
4) укрепление международного престижа страны.
1) Установлены дипломатические отношения с многими государствами;
2) вступление СССР в Лигу наций;
3) вынужденное подписание в 1939 году пакта о ненападении с Германией и секретных протоколов;
4) создание и укрепление антифашистской коалиции, открытие второго фронта в Европе;
5) налаживание отношений с освобожденными государствами Европы;
6) восстановление мира в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
7) создание Организации Объединенных Наций.
Министерство иностранных дел СССР 1) вопросы Северной и Южной Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Дальнего Востока;
2) борьба за мир, международную разрядку и разоружение;
3) достижение договоренностей с ведущими западными странами, прежде всего с США, в области ограничения гонки вооружений и разоружения.
1) Послевоенная организация Германии;
2) создание ООН;
3) выход на международную арену национально-освободительного движения;
4) укрупнение европейских отделов;
5) кризисным ситуациям (Корейская война, Карибский кризис 1962 года, война во Вьетнаме, Чехословацкий кризис 1968 года);
6) подписание в 1975 году в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничество в Европе;
8) достижение договоренностей с США, в области ограничения гонки вооружений и разоружения;
9)политико-правовом обеспечение деколонизации афро-азиатских народов.
Министерство внешних сношений СССР - -
Министерство иностранных дел Российской Федерации 1) разработка общей стратегии внешней политики;
2) обеспечение суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;
3) реализация внешнеполитического курса;
4) координация международных связей субъектов РФ;
5) защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;
6) обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями. -
2.2 Сравнение функций
Таблица № 2
Схожее Различное
отправка русских посольств за границу;
приём и отпуск иностранных посольств;
подготовка соглашений, ведение переговоров;
защита прав и интересов подданных/граждан за рубежом;
содействие удовлетворению справедливых домогательств иностранцев по делам их в России;
выкупом и обменом русских пленных;
укрепление международного престижа страны.
подготовка текстов инструкций русским послам и переписка с ними;
контроль за действиями постоянных русских дипломатических представителей за границей;
управление вновь присоединяемыми территориями;
хозяйственные и почтовые дела;
отслеживать публикации русской и иностранной прессы по международной тематике;
«давать общественному мнению объяснения относительно деятельности министерства»;
создание системы коллективной безопасности;
вопросы Северной и Южной Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Дальнего Востока.
Таким образом, несмотря на то, что внешнеполитические органы власти Российского государства в разные эпохи существования имели много разных функций, они также имели и схожие функции. Например, все данные органы, от Посольского Приказа до МИД РФ, отправляли своих дипломатов за границу и принимали иностранных. В функции внешнеполитических ведомств входит защита русских граждан за границей, выкуп и обмен пленных, ведение переговоров и заключение соглашений с другими государствами. Другие же функции были обязанностью органов лишь на определенном промежутке времени. Например, решение создать систему коллективной безопасности в 30 – х годах XX века было подвигнуто увеличением военной мощи Германии и угрозой агрессии и войны с ее стороны. А вопросы Северной и Южной Америки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Дальнего Востока были включены в обязанности МИД лишь после Второй Мировой Войны, когда началось разрушение колониальных держав, и СССР оказывала помощь бывшим колониям в освободительных войнах.
2.3 Опрос подростковой аудитории
Я провела опрос среди своих сверстников относительно знаний о внешнеполитических ведомствах России, чтобы определить, насколько современная молодежь интересуется вопросами международной политики. Для этого я задала им несколько вопросов:
Вспомните и назовите органы государственной власти в России, отвечающие за международные отношения.
Назовите функции, которые они исполняли.
Назовите самых выдающихся политических деятелей Российского государства на протяжении IX – XXI веков
В чем причина учреждения и организации данных органов?
Какой из органов, по вашему мнению, имел наибольшее влияние на развитие государства?
Мною было опрошено 37 учеников. И вот результаты первого вопроса: большинство из них, а именно – 70 % (26 чел.), называют действующий орган России, отвечающий за внешнюю политику страны – МИД РФ. Но кроме этого, у опрашиваемых сверстников были и неправильные ответы. В качестве органа 53 % (20 чел.) назвали Президента РФ.
Второй вопрос: 88 % учеников (33 чел.) ответили на этот вопрос правильно, но среди них 47% (17 чел.) не дополнили свой ответ. А остальные 12 % (4 чел.) не справились с заданием.
Третий вопрос: это задание дало 100 % результата. Все опрашиваемые ответили правильно. Ребята назвали многих выдающихся политических деятелей Российского государства на протяжении IX-XXI веков: от Ярослава Мудрого, П.А.Столыпина до действующих Президента РФ и Председателя Правительства, В. В. Путина и Д.А.Медведева. Самыми распространенными ответами были:
Горбачев М. С. – 35% (13 чел.)
Ленин В. И. – 35 % (13 чел.)
Хрущев Н. С – 30 % (11 чел.)
Ярослав Мудрый – 22 % (8 чел.)
И. В. Сталин – 22 % (8 чел.)
Четвертый вопрос: назвать причину учреждения и организации органов государственной власти, отвечающих за внешнеполитическую деятельность, трудно. Но большинство опрашиваемых, то есть 71 % (26 чел.) справились с заданием. Данной причиной они назвали осуществление функций по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений.
730251017270Пятый вопрос: 76 % (28 чел.) на вопрос, какой орган имел наибольшее влияние на развитие государства, ответили МИД РФ. 6 % (2 чел.) сказали, что «данный вопрос спорный, ведь каждый орган полезен для своего государства». Остальные 18 % (7 чел.) вновь не справились с заданием.
Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть современной российской молодежи интересуется внешнеполитической деятельностью и международным положением своей страны. Они хорошо знают выдающихся политических деятелей современности (XX-XXI веков), но плохо помнят других политиков, которые играли немаловажную роль в развитии дипломатических отношений на протяжении всей истории Российского государства (А.Л. Ордин-Нащокина, И.А.Остермана, А. М. Горчакова, Г. В. Чичерина и других)
3. Заключение
В своей работе я выявила, что в разные периоды Российского государства формируются государственные органы, занимающиеся вопросами внешней политики:
Посольский Приказ (1549-1720)
Коллегия иностранных дел (1718- 1832)
МИД Российской Империи ( 1802 – 1917)
Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР (1917 – 1923)
Народный комиссариат иностранных дел СССР (1932 – 1946)
МИД СССР ( 1946 – 1991)
Министерство внешних сношений СССР (1991 - 1992)
МИД Российской Федерации ( 1992 – н. в.)
Кроме того, я пришла к выводу, что хотя органы государственной власти Российского государства, отвечающие за международное положение, были созданы в различные промежутки времени, при разном государственном строе, они взаимосвязаны. Каждый орган выполняет определенные функции в соответствии с эпохой:
отправка русских посольств за границу;
приём и отпуск иностранных посольств;
подготовка соглашений, ведение переговоров;
защита прав и интересов подданных/ граждан за рубежом;
удовлетворение домогательств иностранцев по делам их в России;
выкупом и обменом русских пленных;
укрепление международного престижа страны.
В деятельности данных органов внешней политики особую роль играли руководители, которые благодаря своим личным качествам, находили пути решения различного рода международных проблем, что позволяло Российскому государству быть одной из ведущих держав во внешней политике.

Список использованных источников и литературы
Исследования
Павленков Ф. Ф. Биографическая библиотека. Великие россияне. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 – 637 с.
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. – М.: 1997
Документы внешней политики СССР. Том 07. (1 января - 31 декабря 1924 г.) – М.: 1962 – 729 с.
Документы внешней политики СССР. Том 17. (1 января - 31 декабря 1934) - М.: 1971 – 880 с.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М.: 2012 – 525 с.
Мунчаев Ш.М. История России – М.: Норма, 2004 – 768 с.
Орлов А.С. История России, 2-е издание – М.: Проспект, 2004 – 520 с.
Иванов И.С. Очерки истории Министерства иностранных дел России. 1802–2002: Биографии министров иностранных дел. — Olma Media Group, 2002. —397 с.
Статьи
Коновалов В.Н. Политология. Словарь. — М: РГУ. - 2010
Литвинов М.М. Против агрессии – М.: Государственное издательство политической литературы, 1938. – 111 с.
Воровский В.В. Статьи и материалы по вопросам внешней политики – М.: Соцэкгиз, 1959 — 263 с.
Кисилев А.Ф. Новейшая история Отечества. XX век – М.: Владос, 2002 – 336 с.
Источники
http://internation-diplomat.narod.ru
http://studopedia.ru
http://www.rusempire.ru
http://www.twirpx.com
http://www.mid.ru

Приложение
№ 1. «Портрет Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина (1667 — 1671)» Неизвестный художник
165862097155
№ 2. «Портрет Ивана Андреевича Остермана (1796 — 1811)» Неизвестный Художник
1658620337185
1600835587375№ 3. «Портрет светлейшего князя Александра Михайловича Горчакова (1856 – 1882)» Художник – Богацкий Н. Т., 1873
1693545607695№ 4. Георгий Васильевич Чичерин (1918 —1923)
1670050506730№ 5. Вячеслав Михайлович Молотов (Скрябин) (1939-1946)
1751330445135№ 6. Андрей Андреевич Громыко (1957-1985)
№ 7. Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе (19 ноября — 26 декабря 1991)
165290543815
1160780467995№ 8. Сергей Викторович Лавров (2004 – н. в.)