Рабочая программа «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (подготовительная группа) Автор: О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» (в рамках УМК основной образовательной программы «От рождения до школы»)


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»
(МБДОУ)
Рабочая программа
«Ознакомление
с предметным и социальным окружением»
(подготовительная группа)
Автор: О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным
и социальным окружением»
(в рамках УМК основной образовательной программы
«От рождения до школы»)
Авторы-состовителли:
Киселева О.А.
Голевцова Ю.А
2015-2016 гг.
Пояснительная записка
В подготовительной группе детского сада расширяется круг представлений детей об окружающем их мире; о деятельности людей, о предметах и явлениях от представлений и элементарных понятий, с которыми они сталкиваются в ближайшем окружении до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны.
Направленность программы – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Основными задачами ознакомления с окружающим миром является
- воспитывать любовь к близким людям;
- воспитывать чувство привязанности к своему родному городу, вызывать в детях чувство гордости за свою страну, интерес к её истории;
- воспитывать чувство уважения к людям труда и прежде всего к тем, кто заботится о детях в детском саду;
-вызывать интерес к истории возникновения окружающих предметов и понимание того что все предметы были придуманы человеком.
Объем программы составляет 18 (академических) часов, занятия проводятся 2 раза в месяц по 30 минут.
Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми подготовительной группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Формы реализации:
Система работы включает:
- НОД (занятия)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- элементарные опыты,
- экскурсии,
- проблемно-игровые ситуации,
- викторины, сочинение загадок и сказок,
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.
Условия реализации:
Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Энциклопедии, художественная литература
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.
Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространств предъявления детских продуктов:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу
-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.
-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.
Методы и приёмы .1 группа методов - формирование нравственных представлений, суждений, оценок:
- решение маленьких логических задач, загадок;
- приучение к размышлению, эвристические беседы;
- беседы на этические темы;
- чтение художественной литературы;
- задачи на решение коммуникативных ситуаций;
- рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций.
2 группа методов - создание у детей практического опыта трудовой деятельности:
- приучение к положительным формам общественного поведения;
- показ действий;
- пример взрослого и детей;
- разыгрывание коммуникативных ситуаций;
- целенаправленное наблюдение;
- приучение к положительным формам общественного поведения;
- создание контрольных педагогических ситуаций;
- организация интересной деятельности, которая носит общественно-полезный характер.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, нормативные проекты– направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
Самостоятельная деятельность детей;
Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий ежеквартально.
Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, совместные проекты, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.
Планируемый результат
Различать и называть виды транспорта (надземный, подземный, воздушный, водный), предметы, облегчающие труд человека на производстве, объекты, создающие комфорт в помещении и на улице, определять материал из которого сделан предмет, ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и др.), серебро, алюминий, железо, дерево(фанера, доска, бревно), искусственные материалы(пластмасса, полиэтилен, пластик).
Устанавливать связи между свойствами и признаками разных материалов и их использованием.
Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
Знать, что предметы - творение человеческой мысли (человек постоянно изменяет предметы, делая их более полезными и удобными).
Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.
Знать дату своего рождения, свое отчество, свой адрес № телефона, имена и отчества своих родителей, адрес детского сада.
Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представление о Президенте, правительстве России.
Иметь представление о разных родах войск и почетной обязанности защищать Родину.
Иметь представление о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, фольклоре, труде и т д., о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете.
Иметь представление о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве, о героях космоса, государственных праздниках.
Иметь первичные представления о школе, библиотеке.
Содержание программы
Дата № занятия Вид и тема
Кол-во часов
1 Предметы-помощники
Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия. 1
Октябрь 2 Дружная семья
Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
1
3 Удивительные предметы
Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).
1
Как хорошо у нас в саду
Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.
1
Ноябрь 5 Путешествие в прошлое книги
Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.
1
Школа. Учитель
Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.
1
Декабрь На выставке кожаных изделий
Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи. Активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
1
Путешествие в типографию
Познакомить детей с трудом работников типографии. Показать значимость каждого компонента труда в получении результата. Познакомить с процессом создания, оформления книги. Воспитывать любовь к книгам, уважение к людям, создающим их.
1
Январь Две вазы
Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета. 1
Библиотека
Дать детям представление о библиотеке, о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Воспитывать бережное отношение к книгам.
1
Февраль В мире материалов (викторина)
Закреплять знания детей о различных материалах. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение выслушивать товарищей. 1
Защитники Родины
. Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них 1
Март Знатоки
Закреплять представления детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека; развивать интерес к познанию окружающего мира.
1
Мое Отечество – Россия
Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа. 1
Апрель Путешествие в прошлое счетных устройств
Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность. 1
Космос
Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.
1
Май Путешествие в прошлое светофора
Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность 1
К дедушке на ферму
Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.
1
Итого: 18 академических часа
Дидактическое обеспечение:
-Серия наглядно-дидактических пособий: «Мир в картинках», «Морские обитатели», «Инструменты домашнего мастера», «Бытовая техника».
-Серия наглядно-дидактических пособий: «Рассказы по картинкам», «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Защитники Отечества».
Список литературы:
УМК Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
О.В Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением.