Устный журнал для библиотечных уроков Книга о книге



































Трудно представить, что возможны книги без бумаги. Но они были.
В седой древности материалом для письма служил камень. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер. И хотя это еще не письмо и не книги, они многое рассказывают о культуре человека каменного века. Впоследствии на скалах, на каменных плитах и столбах высеклись законы, имена царей, памятные события.
Что только не использовали люди для письма: камень, кость, дерево, металл, глину, листья и кору деревьев, шелк, кожу, кукурузные стебли. Все это в свое время было страницами книг. Конечно, по форме, по внешнему виду они совершенно не похожи на современные.
Например, так называемая “Малобарская книга” из Индии, написанная на пальмовых листьях, имела две деревянные крышки. Отдельные листья – страницы укладывались между этими крышками и свободно скреплялись по центру веревочкой. Книга довольно большая, в ученический портфель она не поместится.
Китайские книги – из узких бамбуковых планок. Планки, скрепленные друг с другом шнурком в несколько параллельных рядов, составляли страницы. На каждой из планок, длиной в 30 -60 см., умещалась одна строка знаков – иероглифов. Такие книги, громоздкие и тяжелые, существовали три тысячи лет назад. Когда древний китайский ученый, отправляясь в путешествие брал с собой книги, они едва умещались на пяти повозках. Отсюда и пошла поговорка “учености возов на пять”.
Были книги из других материалов, наибольшее распространение получила глина. Папирус, пергамент, а на Руси – береста.



ГЛИНЯНЫЕ ТАБЛИЧКИ.

Войска медян обрушились на столицу Ассирии – Ниневию. “Несется конница, сверкают мечи, блестят копья; убитых множество,” – так описывал разрушение города древний летописец. Грандиозный пожар, бушевавший после этого много дней, за вершил разрушение, а пески пустыни засыпали оставшиеся руины.
В середине прошлого века археологи раскопали остатки этого города. Величественные дворцы, огромные храмы, хорошо придуманная планировка-все говорило о высокой культуре народа. Конечно, у этого народа должна быть письменность и книги. Но какие?
Археологи углубляются в развалины сгоравшего дворца. Вот две небольшие комнаты. Их пол устлан толстым слоем ьитого кирпича. В него уходят ноги по щиколотку. Ученый поднимает прямоугольную плитку- на ней виднеются письмена клиновидной формы. Вторая, третья, четвертая-все плитки заполнены ровными мелкими строчками. Глиняные плитки оказались страницами книг, одних из самых древних: их возраст 5 тысяч лет.
Вавилоняне, шумеры, ассирийцы писали на глиняных плитках деревянным трехгранным резцом. При нажиме на мягкую глину этот резец давал клинообразный отпечаток. Вот почему и письиенность получила название клинописи. Исписанные плитки сушили и отдавали горшечникам для обжига. Они становились твердыми и долговечными- не боялись ни огня, ни сырости, ни времени.
Таблички одной книги хранились в отдельном деревянном ящике, который заменял ей переплет. Чтобы “страницы” не перепутались, на них ставили порядковый номер, а вверху каждой таблицы обязательно повторялись начальные слова всего произведения. Книга о сотворении мира начиналась словами: “Прежде то, что вверху, не называлось еще небом”. На каждой из плиток этой книги написано:”Преждето, что вверху № 1”, “Прежде то, что вверху № 2”... Ведь тогда не знали заголовков! Был на книгах и библиотечный штемпель:” Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Небо и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства...”
Ниневийская библиотека хранила десятки тысяч книг- табличек. Это были сочинения по всем- известным тогда отраслям знаний( по остраномии, истории, математике, медицине), рецепты для приготовления красок, а также словари, договоры, законы, сводки о военных действиях...
То, что сейчас записано в учебниках истории о Вавилоне, Ассирии, хеттах учёные узнали из глиняных книг.



СВИТКИ ИЗ ПАПИРУСА,
В древнем Египте на болотистых берегах Нила в изобилии рос высокий тростник. Назывался он папирусом, что в переводе значит “ растение реки”. Из волокон папируса египтяне делали ткани и верёвки, сердцевину его ели, а сок пили. Потом они научились делать из него писчий материал, да такой хороший, что он получил всеобщее признание.
Изготовление его из тростника было сложным и кропотливым делом. Мастера иглой разделяли пористую и рыхлую сердцевину на тонкие пластинки. Их укладывали на стол рядом с другом. Когда получался довольно широкий кусок, на него накладывали другой ряд, но поперёк, и так несколько раз. Затем его смачивали клеем, прессовали и просушивали, а потом полировали слоновой костью.
Новый писчий материал по имени растения назвали папирусом. Он был светлокоричневой, тонкий, как полотно, гладкий и очень хрупкий.
Писали на папирусе заостренными палочками, обмакивая их в чёрные чернила или цветные краски.
Листы папируса шириной в нашу тетрадь склеивали в ленту, а ленту сбивали, свёртывали в трубку, напоминающую кусок абоев. Обычная длина такого свитка- до 6 метров. Но встречались и свитки 45 метровой длины. Свиток- это одна сплошная страница. При чтении ее постепенно развертывали. К обеим концам сраницы прикрепляли палочки так же, как сейчас прикрепляют их к географическим картам. Хранились они в специальных футлярах из ткани, кожи или дерева. У каждого такого футляра- ярлык. На нем указывалось, что это за свиток, о чем в нем написано. Такие ярлыки в древнем Риме назывались титулюсами. Отсюда и пошло выражение “титульный лист”.
Много веков, вплоть до ХI века нашей эры, человечество пользовалось папирусом. На нем написаны многие дошедшие до нас исторические документы, великие творения народов древнего Востока, Греции, Рима. На папирусе были записаны и поэмы Гомера.
До нас дошли египетские, еврейские, персидские, греческие папирусы. Они хранятся в крупнейших музеях мира. Есть они и в ленинградском Эрмитаже и в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.

КОЖАНЫЕ КНИГИ.
На смену папирусу пришел новый материал. Вот о чем гласит старинная легенда. Самой крупной библиотекой древности была Александрийская в Египте. Ее славу пыталась затмить библиотека города Пергама. Узнав об этом, царь Птоломей запретил вывозить папирус в Пергамское царство. Тогда пергамцы нашли для книг другой материал не хуже, а лучше папируса.
Выделывался он из шкур телят, ягнят, остов. В мастерских шкуры отбеливали, чистили скребками и полировали пелезой. Получался белый, тонкий и чрезвычайно прочный материал-пергамент. На нем можно было писать с обеих сторон, его можно было сгибать. Но еще многие и многие годы, по привычке, продалжали писать лишь на одной стороне пергамента, и попрежнему книга по форме была свитком. Потом догодались складывать листы пергамента в виде тетради (Слово тетрадь происходит от греческого “тетрадион”, что означает “сложенное вчетверо”).
Тетради сшивали вместе, и получалась книга. Называлась она кодексом. Эти кодексы напоминают уже наши современные книги. Изготовляли их с большим старанием и любовью.Пергамент иногда окрашивали в жёлтый, голубой,пурпурный цвета. Готовую рукопись переплетали в прочный переплет из деревянных досок,
Обтянутых кожей,с металлическими углами и застёжками. От деревянных обложек и пошло выражение-“ прочитать книгу от доски до доски”.
Пергамент шагнул из древнего мира в средневековый, соперничал даже с бумагой. В древней Руси на нем писали летописи и книги. Древнейшая из них “Остромирово евангелие”.
Всем хорош пергамент. И прочен, и долговечен, и удобен для письма. Только стоил он очень дорого: ведь для одной книги в 700 страниц нужно истребить целое стадо животных. Приобретать их могли лишь очень богаты люди.
“Пишу тебе на бересте...”

Папирус применялся для письма в Египте; глиняные дощечки – в Месопотамии; бамбук и шелк – в Индии. А на чем писали в древней Руси?
До наших дней дошла официальная письменность Великого Новгорода: летописи, церковные книги, государственные документы. Все они написаны на “телятене”, как тогда называли пергамент. Но неужели этим исчерпывалась вся письменность большого государства, которое вело обширную торговлю и даже посылдало экспедиции в разные страны? Тем не менее, долгое время никаких следов переписки не находили. Поэтому многие ученые думали, что простые русские люди были неграмотными.
Но вот в 1951 году при раскопках в Новгороде археологи обнаружили потемневшую от времени скрученную полоску березовой коры – бересты. На ней виднелись письменные знаки. Это была берестянная грамота. Потом нашли еще свыше ста подобных грамот. Наиболее ранние из них относятся к XI веку.
Кто только ни был их автором: крестьяне, ремесленники, учащиеся После уборки урожая крестьяне докладывали своему владетелю: «Разделили рожь, а твою долю немного, господине, ржи». Некий Михаил спрашивает своего господина, засевать ли землю: «Земля готова, надобны семена» Вот грамота, в которой заказчик велит ткачихе: «Если у тебя уже готово то, что ты ткала, то избели это и присылай» А вот отрывок из письма: «Пишу тебе на бересте»
Береста была самым дешевым, самым распространенным писчим материалом. Потому она не сохранялась и в архивы не попадала: на ней делали только будничные записи. Один новгородский школьник – проказник задал работу нашим ученым. Они никак не могли прочитать его грамоту, хотя в ней было всего две строки. При чтении подряд получалась явная бессмыслица:
Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т
Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А
Наконец догадались приставлять к буквам верхней строчки буквы нижней. В результате расшифровалась школярская шутка: «Невежя пися не дума каза а хто се цита» По смыслу она напоминает существующие и поныне не очень умные шутки: «Кто писал –не знаю, а я дурак читаю»
Как же наносились на бересту знаки? Ведь текст на них не чернилами написан, а нацарапан. Металлические острия рвали бы бересту, а деревянные ломались бы сами. Но был найден и инструмент новгородцев: он оказался тонким костяным стерженьком с ушком вверху, сквозь которое продергивалась тесемка, чтобы подвешивать его к поясу.






КРЫЛЬЯ, РАЗНОСЯЩИЕ ПО СВЕТУ МЫСЛИ МУДРЕЦОВ.
Библиотеки Александрии, Рима, Пергама все еще пополнялись свитками и кодексами, в Европе шла торговля золотисто- матовым папирусом и звенящим пергаментом. А в тоже время- почти две тысячи лет тому назад- в далеком Китае появилась бумага. Китайцы долго в глубочайшем секрете держали способ ее приготовления. За разглашение тайны полагалась смертная казнь.
Только через семь столетие бумажная мастерская появилась за пределами Китая- в Самарканде. В девятом веке бумага проникает в Дамаск, в десятом – в Испанию. Потребовалось еще два века, чтобы она перевалила через Перелейские горы во Францию. Лишь в XIII веке ее стали делать и в других странах Европы. Один французский ученый заметил: «Она пришла из Китая очень медленным путем, со средней скоростью сто километров в сто лет»
Ни один другой материал не распространился так широко. Крыльями, разносящими по свету мысли мудрецов, назвал бумагу великий узбекский поэт Алишер Новои. Бумага легка, удобна для письма. Ее можно производить в любой стране. Ведь сырьем для нее служат тряпье, растительные волокна и древесина.
Но и с изобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой выводил писец. Строку за строкой. Древнерусские писцы особенно тщательно выводили первую строку и раскрашивали ее красными чернилами. Отсюда и выражение «красная строка».
Часть страницы рукописной книги заполнялась рисунками, заглавие писали причудливым шрифтом. Разукрашивался и переплет книги. Крышки переплета запирались застежками.
Вот как описывалась одна из книг, хранившихся в библиотеке Троице-Сергиева монастыря: «Евангелие в десять письменное, на бумаге, поволочено бархатом рытым, цка верхняя серебряная, чеканная, золочена, а на ней четыре камени, два яхонта лазеревы, да кора яхонтовая червчата, да изумруд в гнездах.., а застежки на черватом бархате низаны жемчугом»
Представьте себе монаха-переписчика. В тесной монастырской келье, днем прильнув к узком окошку, а по ночам засветив лампаду, терпеливо писал он много недель и месяцев, медленно прибавляя лист к листу. Работа долгая, кропотливая, а в результате всего один экземпляр книги в год.
Книги были очень дорогими. В публичных читальнях они часто приковывались к полкам железными цепями. Человеческие знания, заключенные в них, были недоступны народу. Надо было освободить книгу от цепейЭто сделало книгопечатание.
С изобретением книгопечатания вместо дорогих и редких рукописей появились сравнительно дешевые и удобные для чтения книги, издававшиеся в большом количестве.
Поэтому Карл Маркс и назвал книгопечатание величайшим изобретением.

На Руси начало книгопечатанию положил Иван Федоров. Это было четыреста лет назад.

19 апреля 1563 года Иван Федоров приступил к набору первой страницы первой печатной книги. За его работой с большим интересом следил пришедший в типографию царь Иван Грозный. Строку за строкой набирал Иван Федоров книжный текст. Металлические строки укладывались в страницу и заключались в специальную раму. Помощник Ивана Федорова, Петр Мстиславец, взял раму с набором и понес ее к печатному станку. Смазав черной краской шрифт, он наложил на него лист чистой бумаги и плотно прижал его прессом. Потом поднял пресс.
Иван Федоров бережно снял бумагу, еще влажную от краски, и стал внимательно разглядывать первый отпечатанный лист книги. Проверил, хорошо ли он сверстан, нет ли ошибок, все ли буквы четко отпечатаны.
Таким и запечатлел нашего первопечатника скульптур С.Волонухин- сосредоточенным, торжественным. Памятник ему установлен в Москве недалеко от того места, где была первая русская типография. Бронзовая фигура Ивана Федорова стоит во весь рост на высоком мраморном пьедестале. Первопечатник изображен с непокрытой головой в древнерусской одежде. В правой руке он держит только что отпечатанный лист, а левой поддерживает поставленную на скамью печатную надборную доску. На доске- набор двух развернутых страниц церковной книги- «Апостола». «Апостол» и был той первой книгой , которую отпечатал четыреста лет назад Иван Федоров.
Книга эта замечательная не только своим оформлением, но и послесловием- единственным источником, из которого мы узнаем о зарождение книгопечатания. В нем говорится о том, что царь Иван Грозный приказал «Изыскать мастерство печатных книг».После долгих поисков нашлись на Руси «некие хитрые мастера печатному делу». Иван Грозный повелел устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться и щедро давал из своих сокровищ делателям- Ивану Федорову да Петру Мстиславцу на составление печатному делу.
За свою долгую многотрудную жизнь Иван Федоров выпустил несколько книг. Среди них и первый русский учебник. Это была грамматика. В ней- упражнения для чтения и письма, примеры склонения и спряжения.
На могиле русского первопечатника высечена надпись: «друкарь книг, пред тем недиданных» (друкарь, т. е. печатник).








АПТЕКА ДЛЯ ДУШИ.
С тех пор, как люди научились писать, всю свою мудрость они доверили книгам. Давным-давно научились на нашей планете создавать книги и хранить их. С незапамятных времен появились библиотеки- кладовые мудрости. В разные времена помещения для хранения книг имели самые различные названия. При раскопках в Египте над входом в одно из помещений дворца фараона археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». Этот вход, отделанный золотом, вел в библиотеку, основанную еще при Рамзесе II около трех тысяч лет тому назад. По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, только не от гриппа или ангины. Это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу.
Завещание арабского переводчика ибн- Тиббона своему сыну:
«Я собрал большую библиотеку. Держи ее в порядке. Приготовь списки книг каждого шкафа и поставь каждую книгу в надлежащий шкаф. Прикрывай полки красивыми занавесками, охраняй книги от воды с потолка, от мышей, от всякого вреда, ибо они- твое лучшее сокровище, твой лучший друг. Библиотека, установленная книжными шкафами, приятнее для глаз ученого, чем самый прекрасный сад». Это запись относится к раннему Средневековью, когда большого расцвета достигла арабская культура.
















































Заголовок 115