Программа факультатива В мире книг (1 класс)


Северо-Казахстанская область
Есильский район
Школа: Коммунальное государственное учреждение «Покровская средняя школа»
ФИО учителя: Сарсембаева Гульмира СатыбалдиевнаФакультатив «В мире книг»
Пояснительная записка
Программа факультатива "В мире книг" является адаптированной для детей 1 класса.
Цель данного факультативного курса - мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Основными задачами для курса являются:
Формировать у детей интерес к книге.
Уметь воспринимать и понимать прочитанный текст.
Учить отвечать на вопросы по содержанию.
Учить пересказу.
Развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
Учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".
Этот факультативный курс необходим по ряду причин:
1. Количество базисных часов уменьшилось.
2. Перенасыщенность информацией через телевидение, интернет ослабила интерес детей к книге.
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
Данная программа ориентирована на детей 1 класса общеобразовательной школы. 33 часа из расчёта 1 занятие в неделю.
Календарно-тематическое планирование№п/п Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) Количество часовХарактеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Планируемые результаты освоения материалаВид
контроля.
ИзмерителиДата проведенияПланФакт1 2 3 4 5 6 7 8
1-2 Весёлый алфавит2 Умение работать с книгой: различать тип книги, уметь пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавление. Знать приемы ориентирования в учебнике.
Уметь различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, называть буквы и звуки. Текущий. Беседа по вопросам3 Пословицы и поговорки. 1 Чтение пословиц и поговорок; Знать предназначение пословиц и поговорок. Уметь: читать определять тему и главную мысль; высказывать своё мнение. Текущий.
1 2 3 4 5 6 7 8
4 Скороговорки. 1 Чтение скороговорок. Знать предназначение скороговорок;
Уметь читать скороговорки и произносить их. Фронтальный, текущий. 5 Считалки. 1 Чтение считалок. Уметь читать и комментировать прочитанное, уметь отвечать на вопросы по прочитанному. Фронтальный, текущий. 6 Занимательная азбука. С. Я. Маршак. 1 Чтение четверостиший. Уметь называть буквы и звуки, уметь находить слова на названные звуки. Текущий, фронтальный, свободные высказывания7 Русские народные сказки. 1 Сказки
о взаимоотношениях людей, о добре и зле., правильное чтение Уметь читать и анализировать прочитанное, составление предложений по картинкам Текущий. .
1 2 3 4 5 6 7 8
8 Русская народная сказка «Лиса и журавль». 1 Сказки доступные восприятию младших школьников. Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы, высказывать собственное мнение. Текущий индивидуальный. 9 Русская народная сказка «Теремок». 1 Понимание содержания сказки, драматизация. Уметь работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы Фронтальный, текущий. 10 Герои сказок в лепке. Настольный театр. 1 Понимание содержания литературного произведения. Умение войти в роль. Уметь комментировать прочитанное, играть в группах, в парах. Индивидуальный. 11 Герои сказок в рисунках. Малая конференция. 1 Понимание содержания литературного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на вопросы. Уметь читать и комментировать прочитанное, пересказывать. Текущий фронтальный.
1 2 3 4 5 6 7 8
12 Театрализованное представление. 1 Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; участие в драматизации Уметь участвовать в диалоге: слушать, высказывать свое мнение, доказывать его; уметь войти в роль. Итоговый: индивидуальный. 13 Проба пера. Составление загадок и сказок. 1 Сочинение загадок и сказок. Уметь формулировать и высказывать своё мнение; уметь фантазировать и творчески мыслить. Итоговый: индивидуальный. 14 Организация выставки книг «Любимые сказки» 1 Произведения
о детях, о взаимоотношениях людей Уметь анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту, презентовать любимую сказку. Текущий индивидуальный.
1 2 3 4 5 6 7 8
15 Работа по сюжетным картинкам. 1 Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанногоУметь составлять текст, формулировать своё отношение к прочитанномуТекущий, индивидуальный. 16 Малая конференция «Мой любимый герой». 1 Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения Уметь уметь высказывать своё мнение, пересказывать содержание. Текущий, защита своего мнения17 «В сказку дверь мы приоткроем». 1 Понимание содержания литературного произведения. Герои произведения Уметь читать текст, отвечать на вопросы. Тематический. 18 Творческая работа «Продолжи рассказ по началу». 1 Составление рассказов. Уметь составлять устный рассказ по картинкам Текущий индивидуальный. 19 Рассказы о природе. 1 Понимание содержания литературного произведения. Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы Текущий индивидуальный, устный разбор.
1 2 3 4 5 6 7 8
20-21 Рассказы о животных. 2 Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения. Герои произведенияУметь выразительно читать и вести беседу о прочитанномИндивидуальный. Тематический. 22 Мой любимый питомец. Составление текста-описания. 1 Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Составление текста-описания. Уметь анализировать чтение, фантазировать. Текущий. 23 Моя любимая игрушка. 1 Придумывание этюдов и разыгрывание. Уметь составлять текстТекущий.
1 2 3 4 5 6 7 8
24 Любимые мамы. Стихи. 1 Чтение стихов. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Уметь выразительно читать. Текущий индивидуальный. Выразительное чтение. Рассказ по ключевым словам 25 Стихи А.Л. Барто. 1 Произведения
Об игрушках. Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев Уметь выразительно читать стихотворение, читать по ролям, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию; уметь делать выводы из прочитанногоТекущий индивидуальный. Чтение по ролям; чтение наизусть 26 Стихи об игрушках. 1 Использование интонаций, соответствующих смыслу текста Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами Текущий индивидуальный. Упражнение в технике чтения. Рассказ от лица героя27 Конкурс чтецов. 1 Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста Уметь читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами Текущий.
1 2 3 4 5 6 7 8
28 С. Михалков «А что у вас?» 1 Произведения
о детях. Использование интонаций, соответствующих смыслу текста Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам Текущий фронтальный. Выразительное чтение29 К Чуковский «Телефон» 1 Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Уметь анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту Текущий индивидуальный. Выразительное чтение, ответы на вопросы 30 К. Чуковский «Путаница». 1 Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему Текущий. Беседа31 С.Я. Маршак. Стихи. 1 Выразительное чтение с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Уметь анализировать стихотворение, находить его тему; уметь читать по строфам Тематический фронтальный, индивидуальный.
1 2 3 4 5 6 7 8
Восприятие и переживание эмоционально-нравственных переживаний героев Выразительное чтение; составление плана; творческое задание 32 Урок-концерт «Любимые стихи». 1 . Выразительное чтение стихотворений. Уметь создавать словесную картину, уметь читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию Текущий, индивидуальный, фронтальный. Выразительное чтение, творческое задание, беседа 33 Викторина «Любимые произведения» 1 Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания
о произведении Уметь выразительно читать стихотворный текст, формулировать и высказывать своё отношение к прочитанному, уметь подбирать к тексту заглавияТекущий, индивидуальный, фронтальный. Ответы на вопросы, творческое задание