Доклад по технологии на тему Особенности проведения занятий с детьми-инвалидами.


centercenterОсобенности проведения занятий с детьми-инвалидами.
Специфика работы с детьми-инвалидами состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей.
Обучение детей-инвалидов индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43).
2016
Хамадиева Эльвира Рауфовна.
МОКУ ООШ с. Ишля20.12.2016
9500095000Особенности проведения занятий с детьми-инвалидами.
Специфика работы с детьми-инвалидами состоит в том, что средства, формы обучения и воспитания таких детей зависят от вида аномального развития, степени и характера нарушений различных функций, возрастных возможностей, а также от индивидуальных способностей детей.
Обучение детей-инвалидов индивидуальная программа реабилитации для детей с ограниченными возможностями предусматривает получение среднего образования. Исходя из интеллектуальных возможностей ребенка, в программе может быть предусмотрено обучение в высшей школе. Больные дети имеют право на обучение. Это закреплено Конституцией РФ (ст. 43).
2016
Хамадиева Эльвира Рауфовна.
МОКУ ООШ с. Ишля20.12.2016


Анотация.
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Выдающийся русский просветитель Н. И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития». И. П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, его частью. Именно близость моторной и речевых зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Данные электрофизиологических исследований прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми, особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи.
Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди больных имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.
  Огромное коррекционное значение в жизни детей с нарушениями функций опорно–двигательного аппарата имеет художественный труд, в частности, лепка и аппликация. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с детским церебральным параличом охотно занимаются художественным трудом, поскольку эта область открывает перед детьми с ограниченными возможностями очень много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды творчества показывают многообразие средств для реализации задуманного. Ребенок получает возможность выразить в рисунке, поделке, аппликации свой внутренний мир, мысли, настроение, мечты. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие, желание как можно лучше исполнить свою работу, а параллельно с этим происходит совершенствование движений кисти и пальцев
Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича – от 2 до 6 больных на 1000 детского населения. Среди больных имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.
Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место ранее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Основные проявления неспособность сохранять нормальную позу и выполнять активные движения.
В большинстве случаев кисти рук сжаты в кулачки, большой палец плотно приведен к ладони, и его участие в захвате игрушки невозможно. Отмечается патологическое изменение мышечного тонуса.
Поражение мозга при ДЦП в большинстве случаев происходит внутриутробно и связано с инфекционными заболеваниями и различными интоксикациями, перенесенными будущей матерью во время беременности, с хроническими заболеваниями и несовместимостью крови матери и плода по резус – фактору по групповой принадлежности. ДЦП не является заразным заболеванием и не передается от одного ребенка к другому. Заболевание также не наследуется в случае болезни родителей.
В отечественной клинической практике используется классификация К.А. Семеновой, согласно которой выделяют пять основных форм детского церебрального паралича:
Спастическая диплегия. - наиболее распространенная форма ДЦП, характеризуется тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем ноги. Дети, страдающие спастической диплегией, под влиянием специального обучения могут овладевать навыками самообслуживания, письма и рядом трудовых навыков. При спастической диплегии возможно преодоление психических и речевыхрасстройств при условии систематической, направленной коррекционной работы.
Следующая форма ДЦП - двойная гемиплегия - возникает при наиболее тяжелых поражениях незрелого мозга. Это тоже тетрапарез. Однако обе пары конечностей поражаются в одинаковой степени Больные - практически обездвиженные, безречевые и имеют глубокую степень интеллектуального недоразвития. Их состояние усугубляется наличием сопутствующих синдромов, что приводит к невозможностью их воспитания и обучения. При условии отсутствия глубокого интеллектуального недоразвития у этих больных двойная гемиплегия может трансформироваться в спастическую диплегию.
Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется наличием насильственных движений. Гиперкинезы встречаются в сочетании и с параличами, и с парезами или без них. Широко распространены речевые нарушения (90%). Интеллект ребенка при этом часто остается удовлетворительным. Обучению ребенка мешают тяжелые речевые нарушения и тяжелые расстройства произвольных движений. Однако дети с этой формой ДЦП проявляют стремление к общению и обучению. Эта форма вполне благоприятна в отношении обучения и социальной адаптации.
Атонически-астатическая форма ДЦП отличается низким тонусом мышц, в отличие от других форм с высоким тонусом. Для этой формы характерно наличие парезов, атаксии и тремора. У 60% - 75% детей наблюдаются речевые расстройства. Довольно часто при этой форме наблюдается недоразвитие психики.
Гемипаретическая форма. При этой форме двигательные расстройства выражены в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Из-за трофических расстройств у детей отмечается замедление роста костей, а отсюда - укорочение длины паретичной конечности. При этом тяжелее поражаются руки - правая или левая. Эта категория больных ДЦП, как правило, лучше, чем при других формах, общается, социально ориентируется и приучается к труду, но нуждается в коррекции нарушений таких корковых функций, как счет, письмо, пространственное восприятие.
Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук. При некоторых формах заболевания в течение многих лет сохраняются тонические рефлексы периода новорожденности, которые препятствуют развитию двигательной сферы.
Многие дети с церебральными параличами испытывают затруднения в восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин, у них трудно формируются понятия «лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в усвоении письма, чтения, счета.
Нарушения эмоционально- волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей
Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания.
Отмечается, что успешное освоение каким либо прикладным искусством способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие; расширяются представления об окружающем мире; параллельно с этим происходит формирование пространственных представлений. Одновременно в процессе усвоения детьми ряда творческих умений и навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук, что положительно влияет на развитие речи и совершенствование коммуникативных навыков.
Это следует учитывать при обучении детей, страдающих различными формами церебрального паралича и прогностически благоприятных в развитии. Среди основных направлений коррекционно-развивающей работы следует выделить занятия, направленные на формирование двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения, игры. В связи с этим занятия на уроках технологии выступает как творческий процесс, посредством которого активизируются двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных аспектов психики ребенка.
Занятия творчеством и другими видами деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, способствуют совершенствованию коммуникативных навыков а также развивает мелкую моторику рук.
Начиная лепить, вырезать и наклеивать, ребенок сталкивается с новой проблемой – воспринятое надо изобразить, перенести на бумагу, глину. В одних случаях ребенок, создавая изображение, непосредственно воздействует руками на материал (лепка, обрывание бумаги), в других – с помощью предметов-орудий (карандаша, кисти, ножниц). Во всех случаях нужно владеть каким-то минимумом технических навыков обращения как с инструментом, так и с материалом. Формирование движений в процессе обучения лепке, аппликации включает обучение умениям правильно держать эти инструменты и правильно пользоваться ими; умениям сознательно управлять движениями своих рук, добиваясь нужного качества и характера линий, мазков, форм. Производя то или иное движение в лепке или аппликации, ребенок испытывает мышечнодвигательные ощущения: он чувствует положение карандаша в руке, силу сжимания и разжимания рычагов ножниц, воспринимает движение руки с карандашом по бумаге, силу давления на комок глины или пластилина при раскатывании. Одновременно происходит и зрительное восприятие.
Ребенок получает возможность выразить в поделке, аппликации свой внутренний мир, мысли, настроение, мечты. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше исполнить свою работу, а параллельно с этим происходит совершенствование движений кисти и пальцев.
Однако продукция их творчества весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают. В результате такой многофакторный, всеобъемлющий вид деятельности не используется в развивающей и корригирующей системе обучения и воспитании детей с множественными отклонениями в физическом и психическом развитии, характерными для ДЦП. Следует тщательно продумать, как построить процесс обучения таких детей основам художественного труда, чтобы добиться оптимальных результатов.
При составлении программы по технологии с детьми, страдающих ДЦП
важно учитывать следующие принципы:
-воспитывать положительное эмоциональное отношение к творческой деятельности и ее результатам;
-учить указывать на называемый воспитателем признак, называть предметы и их изображения;
-формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами творческой деятельности;
-формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в поделке;
-развивать моторику руки и зрительно-двигательную координацию
руководствуется тем, что основная цель обучения этой деятельности – развитие образного, эстетического восприятия действительности, формирование умения отразить предметы и явления окружающей жизни, выразить свое отношение к изготовляемому. Для этого необходимо знакомить детей с предметами и явлениями окружающей действительности; формировать обобщенные технические навыки и умения, а также способы изготовления; развивать умение составлять узоры, украшать предметы; создавать выразительные образы; решать творческие задачи.
Знакомство с новыми приемами изготовления поделки также происходит при помощи информационно – рецептивного метода. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки, способами создания изделия, им эти способы нужно показать и объяснить. К примеру, обследуется предмет, называется его форма, предмет обводится по контуру, затем эти движения воспроизводятся руками в воздухе. Параллельно активизируется детский опыт, дети учатся, воспринимая те или иные сведения, соотносить их с ранее усвоенными, устанавливать взаимосвязь нового с уже известного.
Преимущество данной методики в том, что дети, изображая однородные предметы на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы изготовления. После нескольких занятий цикла на определенную тему у детей формируются обобщенные представления об однородных предметах – о форме, строении, способах изготовления, что позволяет ему самостоятельно изображать любые сходные по форме объекты.
Выполнение детьми творческих заданий способствует появлению ассоциаций, которые находят свое воплощение в рисунке, аппликации, конструировании. И очень важно показать возможные варианты решения той или иной темы, художественного образа. Например, тема «Одуванчики» в разных возрастных группах находит различное решение: аппликация в технике «рваная» и «мятая» бумага; составление изображения из готовых форм с дорисовкой; коллаж из журнальных вырезок и пуговиц; либо рисование и аппликация по контуру ладошки; либо рисование акварельными красками в технике «по сырому», а также мозаика из цветной, бархатной бумаги.Организация работы над развитием тонкой моторики на занятиях по технологии происходит по трем приоритетным направлениям:
1. Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: нормализация тонуса рук, развитие чувства равновесия, координации, согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пальчиковым играм).
2. Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата).
3. Формирование захвата, то есть умения дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.
Одна из форм приема захват пинцетом, при котором ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами, формируется двухступенчато. На первой ступени формирования этого захвата ребенок берет предмет подушечками большого и указательного пальцев. Этот захват используется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала. На второй ступени формирования захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. В быту этот захват применяется редко, но необходим при работе с бусинами, бисером.
Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Тем не менее, она весьма полезна и с точки зрения активной деятельности кистей рук, так как заставляет ребенка с ДЦП искать способы приспособления в связи с двигательным дефектом. Размять пластилин одной рукой трудно, тем более, если движения этой руки далеко не совершенны. Но желание достичь результата - сильная мотивация для поисков способов, как это сделать.
Главная задача этих занятий - обучение ребенка с двигательной патологией и нарушением пространственного восприятия способам изготовления различных форм, умению соразмерить количество материала и размеры деталей изображения, способам создания деталей для одного и того же изделия. На занятиях следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования ладонного и пинцетного захвата.
Начинать этот вид деятельности можно только тогда, когда у него сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш. Аппликация дает отчетливое представление о форме предметов, о форме отдельных деталей изображения, об их пространственном расположении относительно друг друга. В связи с этим аппликации широко применяются в работе с детьми с ДЦП.
При восприятии движения при лепке, аппликации у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт.
Особенности развития детей с двигательными нарушениями требуют тщательного и продуманного подхода к выбору методов, приемов и форм работы на занятиях творчеством. Обычно урок занимает 30 минут и строится таким образом:
1. Организационный момент.
2. Нормализация тонуса кистей рук, массаж пальцев, пальчиковая гимнастика.
3. Сообщение темы, вступительная беседа, рассказ, объяснение
4.Демонстрация объекта, объяснение последовательности работы.
5. Самостоятельная практическая деятельность.
6. Подведение итогов занятия.
Наши занятия проходят по 45 минут т.к.у ребенка нет заключения врача и он ззанимается вместе со всеми.
Каждое занятие должно начинаться с нормализации тонуса рук. Для этой цели используется массаж, термальное воздействие, гимнастика. Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут проводить упражнения на расслабление самостоятельно, по инструкции воспитателя.
При проведении соответствующих упражнений рекомендуется использовать спокойную, медленную музыку .В последние годы для нормализации тонуса мышц все большее значение приобретает методика локальной гипотермии. Холодовое воздействие способствует расслаблению спастичных мышц, уменьшению гиперкинезов, увеличению силы и объема движений пораженных конечностей. Принцип действия методики основан на том, что от воздействия низких температур возникает реакция на воздействие раздражителей, сопровождающаяся обратимыми изменениями основных ее свойств - возбудимости и проводимости (К.А. Семенова) Возможно воздействие льдом, холодной водой, попеременное контрастное воздействие холодом и теплом.
Самый простой способ - контрастные ванночки. В две миски наливается вода - в одну горячая с морской солью (1 столовая ложка) или хвойным экстрактом, в другую - холодная. Руки ребенка попеременно на несколько секунд опускаются в миски, начиная с горячей, а заканчивая холодной водой.
Более сильный эффект дает воздействие льдом. Сначала нужно обвести кусочком льда по контуру пальцев, задержавшись несколько дольше в точке между большим и указательным пальцем (5-6 сек.) затем дать ребенку "помылить" льдом руки. Руки растираются полотенцем, можно погрузить их в горячую воду, а затем тепло укутать. При гиперкинетической форме процедуру полезно завершить, положив на руки грузы (мешки с солью, песком). Эффект криотерапии длится в течение нескольких часов, причем с каждым сеансом становится все более стойким, (но до определенного предела).
Также полезно делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы. Комплекс упражнений для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнастикой предлагает невропатолог Т.И. Серганова
Дошкольникам с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить сделать самомассаж кистей и пальцев рук. Эффективный комплекс упражнений предлагают В.В. и С.В. Коноваленко.
Качественный массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана крупная соль. Тесто раскатывается, сжимается руками, можно выдавливать на нем следы пальцев, отщипывать кусочки, лепить. Время работы примерно 15 минут.
Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она способствует также развитию речи, т.к. проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны (М.М. Кольцова). Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе. При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно.
После проведения упражнений и процедур, направленных на нормализацию тонуса мышц кистей и пальцев и подготовки их к предстоящей работе, можно переходить к собственно формированию захвата.
При формировании трехточечного карандашного захвата могут возникнуть следующие трудности: у некоторых детей, особенно при наличии гиперкинезов, пальцевой захват не сформирован или сформирован патологически. Для коррекции неправильной позы пальцев и «приучения» их к правильной позе, следует сформировать правильную позу для захвата карандаша и зафиксировать ее вместе с карандашом резинкой.
Какое-то время рука должна оставаться в таком положении для лучшего запоминания позы пальцев. Кроме того, используется и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребенка проводит с ним линии или иные фигуры. Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Для создания мотивации к занятиям этому виду деятельности можно изготовить несложные приспособления, позволяющие детям изготовлять оригинальные изделия, например, различные штампы, позволяющие делать оригинальные оттиски. Кроме того, следует разнообразить материал для лепки, не ограничиваясь пластилином. Можно использовать не только глину, но и тесто, которое замешивается не только из муки, но и из бумаги. Приготовление теста можно поручить детям, это придает занятию оттенок игры и дополнительно тренирует руки. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что также существенно повышает мотивацию детей. На занятиях следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования ладонного и щепотного и пинцетного захвата.
Аппликацией можно заниматься только тогда, когда у детей сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш. Аппликацию можно выполнять коллективно. Например, на большом листе бумаги расположены постройки деревенского двора, а фигурки животных (домашних и диких) расположены отдельно. Дети должны отобрать среди них тех, кто живет в этом дворе и приклеить их там, где они считают нужным. При этом идет коллективное обсуждение, правильно ли животное выбрано и где ему «удобнее» находиться на «дворе». Таким образом, можно посадить «сад» или «лес». Разместить городские или деревенские «постройки», «транспорт» и т. д. Кроме того, что дети учатся распределять на плоскости листа детали картинки, они расширяют свой кругозор. Такие работы могут иметь продолжение на последующих занятиях, что повышает у детей интерес к ним. Аппликацией можно украсить праздничную открытку или другую поделку из бумаги. Например, при составлении аппликации или коллажа из мелких предметов - бусин, гороха, зерен злаков, фасоли, камешков и т. д. Очень эффективно использовать выкладывание узора на пластичной основе (густой клей, пластилин).
Среди нарушений при ДЦП довольно часто встречается и нарушение тактильных ощущений, стереогноза. Тренировать эти ощущения можно, ощупывая предметы с разной фактурой без зрительного контроля. С учетом этого должны подбираться и игрушки, используемые на занятиях, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игру. Такие игры можно органично включать в занятия, обследуя объекты, которые предстоит изобразить, вылепить. Тактильное восприятие также хорошо совершенствовать посредством известной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые необходимо узнать «на ощупь».
Процесс обучения таких детей основам творчества требует особого подхода и организации. Чтобы добиться оптимальных результатов, на занятиях следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования ладонного и щепотного и пинцетного захвата. Для этой цели была разработана система занятий, направленная на развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП.
В нашей вот уже третий год обучается ученик с нарушением мелкой моторики рук. И все три года я проводя уроки технологии у них в классе провожу наблюдения за ним. Также некоторое время я проводила индивидуальные занятия на дому у ребенка страдающего ДЦП.
У Саши – он обучается в школе вместе со всеми, нет врачебного заключения о том, что у него какое то заболевание, но по движениям, по речи видно что у ребенка нарушена мелкая моторика рук. У Жени развит элементарный ладонный захват, моторика ограничена и наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Также нужно отметить недостаточную согласованность действий рук. У Саши захват хороший не является непреодолимым препятствием для практической деятельности. Тремор (непроизвольное дрожание) присутствует у Жени, но не является постоянным явлением, а наблюдается частично, обычно как результат чрезмерного напряжения или усталости рук, который можно снять упражнениями на расслабление. Навыки самообслуживания развиты в разной степени, что объясняется не только физическими особенностями и степенью тяжести ДЦП, но и различиями в возрасте. Однако Женя не обслуживает себя вообще. Саша себя обслуживает, самостоятельно одевается, но очень небрежно. Наибольшая трудность у Саши возникает при застегивании пуговиц, молний. Женя передвигается на коляске, Саша ходит сам. Помимо общих вышеперечисленных трудностей следует отметить, что оба ребенка разные по возрасту и имеют индивидуальные физические особенности, затрудняющие их работу: у Жени есть грубые нарушения в координации движений , У Саши мелкая моторика практически в норме то есть дети различаются по возможностям. В результате наблюдений за практической деятельностью детей на занятиях были выявлены особенности деятельности детей. Женя не мог выполнить самых простых движений. У Саши нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках- аппликациях выражались неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением. При выполнении заданий по словесной инструкции дети не может разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией. Женя испытывал трудность при захвате таких предметов как клей, листы бумаги. Если схватит что – то с огромным трудом, то сразу тащит в рот. Что усложняло работу т.к.после того как пытаешься забрать эту вещь у него он начинает психовать, может неожиданно очень резко схватить меня за самые неожиданные места. Следует отметить основные трудности, с которыми пришлось столкнуться в процессе организации занятий по ручному труду:
- недостаточное развитие мелкой моторики рук, пальцев. Детям трудно крепить, изготовлять мелкие детали. У Жени наблюдается гиперкинез конечностей, когда вследствие постоянно резко повышенного тонуса мышц руки сжаты в кулачки и большой палец плотно приведен к ладони, что очень затрудняет его участие в хватательных движениях;
- значительно нарушена зрительно - двигательная координация движений. Например, у Саши при изготовлении аппликации намазанную клеем деталь не сразу удаётся приложить на нужное место, работа получается неаккуратной. У него всегда избыток клея.
- трудность восприятия, недостаточное развитие образного и пространственного мышления. Саша испытывает трудности при определении формы, цвета объектов, их положения в пространстве.
- практически у обоих детей преобладает непроизвольное внимание. Они легко отвлекаются от темы занятия при появлении посторонних раздражителей. Внимание неустойчивое, непродолжительное, поэтому не следует «загружать» большим объёмом информации. В процессе обсуждения нужно постоянно держать под контролем их внимание, вести беседу на высоком эмоциональном уровне, применять как можно больше наглядных, ярких, интересных пособий особенно это касается при занятии с Женей;
- память у Жени кратковременная. По прошествии некоторого времени легко забывает приобретённые знания, умения и навыки, поэтому нужно уделять большое внимание повторению, закреплению;
- одна из основных бед многих детей – заниженная самооценка, отсутствие веры в свои силы; Саша относится к себе критично, про Женю сказать сложно – речь развита очень плохо.
- недостаточное развитие эмоционально - волевой сферы. Проще говоря, дети малоусидчивы, легко теряют интерес при непосильном задании и огорчаются при неудачах у Саши за эти годы усидчивость улучшилась, но это он компенсирует тем, что за урок несколько раз ноги положит на стул под себя.
Специфика проводимых занятий для детей с ДЦП заключается в следующем: каждое занятие начинается с нормализации тонуса и разминки для рук (пальчиковая гимнастика), делается небольшой массаж для рук, самостоятельно или воспитателем. Это делается в игровой форме, совместно с воспитателем, который читает стихотворный текст и показывает движения. Для этой цели был подобран комплекс доступных упражнений, разнообразных по содержанию и характеру движений, который записан для удобства на карточках и всегда под рукой. Нужное выбирается созвучно сезону, погоде и теме занятия. Затем обычно сообщается тема и цели занятия, либо проводится вступительная беседа, в конце которой задается вопрос: «Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?». После этого идет объяснение материала. Обычно работа четко разбивается на этапы, каждый из которых объясняется, показывается, называются приемы работы. Во время лепки дети повторяют движения в воздухе вслед за воспитателем. Когда работа достаточно сложная, в работе используется алгоритм в картинках, однако никогда нельзя замещать им объяснение, можно лишь дополнить процесс демонстрации, так как у детей преимущественно конкретное мышление и многие не в состоянии соотнести свои действия с рисунком алгоритма. В процессе объяснения необходимо опираться на пройденный материал, чтобы закрепить уже полученные умения и освежить в памяти знания. Например, дети научились лепить шар (яблоко), на последующих занятиях, получая огурец или морковку, нужно исходить из этой же формы. Далее лепим птичку, также начиная с шарообразной формы. Делается это потому, что наибольшую трудность дети испытывают в круговых движениях, которые требуют определенного уровня сформированности движений кисти, обратно поступательные движения даются им легче. Не обязательно включать физкультминутки в творческие занятия, так как память у детей кратковременная и они могут забыть объяснение задания, однако если работа затянулась и дети утомились, можно провести короткую физминутку, затем повторяя коротко задание. На теоретическую часть приходится не более 30% занятия, остальное время отдается на самостоятельную работу и подведение итогов. Нельзя ни в коем случае осмеивать или ругать неудачные работы. Всегда нужно отмечать положительный сдвиг, похвалить ребенка.
Чтобы повысить интерес к работе, повысить эмоциональный настрой, включить в занятие включаются элементы драматизации. Например, лепим колобка - вспоминаем и рассказываем в лицах фрагмент сказки. Очень важно выбрать удачное музыкальное сопровождение – для этих целей используется сборник песен из мультфильмов и кассета с песнями Шаинского, там достаточно легко подобрать песенку, созвучную теме занятия, а под музыку работается веселее. Для этих же целей практически на всех занятиях используются стихи – загадки поговорки, пословицы, народный фольклор. В классе хранится нехитрый набор для драматизации: пара красивых платков, набор шапочек зверей, вышитое полотенце, корзиночка и т. д., место занимает немного, зато любое занятие можно легко превратить в увлекательную сказку.
Важное значение имеет наглядность. Наглядные пособия используются печатные и собственного изготовления. Например работы которые сделали сами, совместно с другими детьми, она тоже применяется на занятиях. Необходимо чаще демонстрировать натуральные объекты природы – овощи, фрукты, которые можно подержать в руках, поиграть с ними, попробовать на вкус. Реже применяются мягкие игрушки – дети не проявляют к ним значительного интереса и чаще всего их облик не соответствует реальному образу (оранжевый заяц или фиолетовая собака в галстуке), другое дело – поющий яркий петушок или красивая говорящая кукла.
Когда на занятиях по лепке попробовали частично заменить пластилин на глину, значительно вырос интерес детей к творчеству, они стали занимаются с глиной на досуге, лепили и раскрашивали тарелочки. Учитывая это, запланирована работа с тестом и «веселым пластилином». Также работали и с природным матералом.
-доступность и разнообразие материала для работы: можно использовать природный и бросовый материал, будь то остатки от ремонтных работ (обои, потолочная плитка для основы коллажей) старые открытки и журналы для вырезания, декоративные упаковочные материалы, канцелярские цветные кнопки, обрезки ткани, засушенные растения и листья, ракушки и камушки, семена и плоды растений (фасоль, семечки арбуза, подсолнечника и тыквы, скорлупа фисташек и грецких орехов и т. д.);
- высокий интерес детей к данному виду работ: детям интересно экспериментировать с новыми материалами, их захватывает процесс творчества;
- возможность практического использования результатов продуктивной деятельности: изготовленные коллажи дети используют в качестве украшения интерьера или дарят родным и воспитателям. Похвала окружающих, интерес окружающих к их работе повышает самооценку детей, побуждает к дальнейшей работе.
Например, на занятиях лепкой дети вылепили бусы из глины. Нанизывать бусы на шнурок посильно не всем, а также это требует дополнительного времени, которого недостаточно на уроке. Очень важно для ребенка, страдающего ДЦП, правильно организовать досуг. Зачастую содержательный досуг – единственная ниточка, связывающая его, находящегося в социальной изоляции, с внешним миром. Это для него спасительная возможность на какой-то момент забыть о своих проблемах, своих трудностях и погрузиться в царство радости и фантазий. Часто эти занятия перерастают в пожизненное хобби, повышается самооценка ребенка. Всегда под рукой готовая глина, пластилин и краски. Когда дети занимаются творчеством, желательно включить негромкую спокойную музыку, чтобы создать соответствующий эмоциональный настрой. Если потребуется помощь, следует избегать распространенной ошибки: не делать вместо них, а работать совместно с ними, поддерживая и развивая инициативу.
При выборе вида досуговой деятельности не следует принижать его способности, говоря: «Ты этого не сможешь!». Однако и нельзя ставить слишком завышенные требования. Бывает, доходит до слез. При этом отказывается от помощи, хочет все делать самостоятельно. Когда что то объясняю Саше он всегда говорит « Все, все я понял» начинает делать и появляются трудности. Зная это, не нужно отговаривать его от задуманного, а постараться облегчить процесс творчества: предложить другой материал для работы, или альтернативное решение для преодоления возникших трудностей, возможно, привлечь других ребят для помощи.
Занятия лепкой, аппликацией совершенствуют мелкую моторику, развивается зрительно - пространственное ориентация, различение цвета, пространственное и абстрактное мышление, речь, расширяется кругозор.
Чем раньше ребенок ощутит результат своей деятельности, тем выше вероятность, что в дальнейшем у него появится стойкий интерес к занятиям. Любое занятие может в дальнейшем понравиться ему, если убедить его, что он делает это по-своему хорошо, так, как никто другой выполнить это просто не в состоянии.1. Бадалян, Л.О. Детская неврология [Текст] / Л.О. Бадалян.- М. : Просвещение, 1993. – 230 с.
2. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимошина. – М. : Просвещение, 2004. – 196 с.
3. Безруких, М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / М.М. Безруких. – М. : Просвещение, 2001. – 196 с. : ил.
4. Бернштейн, И.А. О построении движения [Текст] / И.А. Бернштейн. - М. : Просвещение, 2005. – 213 с. : ил.
5. Ботта, Н. и П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами церебрального происхождения [Текст] / Н. и П. Ботта; пер. с французского; под ред. проф. М.Н.Гончаровой. - М. : Просвещение, 2003. – 246 с.
6. Бронников, В. А. Детский церебральный паралич [Текст] : справочное издание / В.А. Бронников, А. В. Одинцова, Н.А. Абрамова, А. А. Наумов, О. К. Малышева; под ред А. Зебзеевой. - Пермь: Здравствуй, 2000.- 256 с. : ил.
7. Венгер, Л.А. Домашняя школа [Текст] / Л.А.Венгер, а.Л. Венгер. -М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
8. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать [Текст] : популярное пособие для родителей и педагогов / С.Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001. – 192 с. : ил.
9. Генденштейн, Л.Э., Домашняя школа Монтессори [Текст] / Л.Э. Генденштейн, Е.Л. Малышева. – М. : Просвещение, 1993. – 193 с. : ил.
10. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации» [Текст] . - М. : Приор, 2000. – 16 с.
11. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст] Учебное пособие для учащихся пед. уч – щ / М.А. Гусакова; под ред. О.М. Кузьминой.– 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2000. – 191 с. : ил.
12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, Попурри, 1997. – 93 с.
13. Жукова, И.С., Если ваш ребенок отстает в развитии [Текст] / И.С. Жукова, Е.М. Масткова. - М. : Просвещение, 1993. – 119 с.
14. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье [Текст] / М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Е.М. Мастюкова. - М. : Педагогика, 1993. – 320 с. : ил.
15. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Н.В. Касаткина. -Ярославль, 2003. – 297 с.
16. Ковалев, В.В., Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев. - М. : Педагогика, 1995. – 328 с.
17. Кольцова, М.М., Рузина М.С., Ребенок учится говорить [Текст] : Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - СПб., 2004. – 132
18. Коноваленно, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. [Текст] : Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко -М.,2005. – 132 с.
19. Кузьменко, Л.В. Малыш. Рост и развитие [Текст] / Л.В. Кузьменко. - М. : Педагогика, 1993. – 244 с.
20. Левченко, И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и подростковом возрасте [Текст] / И.Ю. Левченко. - М. : Педагогика, 1991. – 321 с.
21. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: 2001. – 216 с.
22. Левченко, И.Ю. Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом [Текст] / И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1991. – 232 с.
23. Малер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии Текст]: практическое пособие / А.Р. Малер. – М.:АРКТИ, 2000. – 124 с.
24. Мальцева, И.В. Штрихи и пунктиры [Текст] / И.В. Мальцева -М.: Педагогика, 1999. – 224 с.
25. Мастюкова, Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом [Текст] : практическое пособие / Е.М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 1991. – 198 с.
26. Рогачева, Е.И. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах [Текст] / Е.И. Рогачева, М.С. Лаврова. – М. : Просвещение, 2003. – 94 с. : ил.
27. Самсонова, Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушения функции рук у учащихся с церебральным параличом [Текст] / Л.Н. Самсонова. – СПб. : Детство – пресс, 2001. – 118 с.
28. Семенова, К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение) [Текст] : В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского церебрального паралича. / К.А. Семенова. – Минск : Поппури, 2002. - 282 с.
29. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под. ред. Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н. - 2-е изд., испр. и доп..– М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
30.. Серганова, Т.И. Как победить детский церебральный паралич [Текст] / Т.И. Серганова. - СПб.: Детство – пресс, 1995. – 189 с.
31. Синицына, Е. Умные занятия [Текст] / Е.А. Синицына. -М.: Педагогика, 1993. – 192 с.
32. Страховская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст] / В.Л .Страховская. -М.: Педагогика, 1994. – 132 с.
33. Упражнения с Монтессори-материалом [Текст] / Под ред. Е. Хилтуненрига. -М.: Приор, 1995. – 181 с.
34. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму [Текст] : Методическое пособие / С.О. Филлипова. - СПб.: Детство – пресс, 1999. – 184
35. Фишер, Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии [Текст] / Э. Фишер. – Минск: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 2001. – 256 с.
36. Хайрулина, И.А., Формирование первоначальных навыков письма [Текст] : Программа подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата / И.А. Хайрулина, С.Ю. Горбунова -М., 1998
37. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В.В. Цвынтарный. - СПб.: Лань, 1996. – 32 с.
38. Шипицына, Л.М., Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 232 с.