Доклад на тему Инклюзия — вместе в будущее!


Инклюзия в дошкольном образовании – вместе в будущее!
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем детям (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум. По мнению Л.Г.Выготского, социальное – не просто влияние среды, а источник развития личности. Ребёнок развивается, осваивая те виды деятельности, которые были закреплены в общественных формах культуры. При этом развивается ребёнок не сам по себе, а через общение с окружающими людьми. В процессе социализации ребёнок не только запоминает слова, действия, поступки, но и организует собственное поведение по тому социальному образцу, который освоил во взаимодействии с взрослыми на основе подражания. Для детей с проблемами в речевом развитии такое взаимодействие оказывается нарушенным. У таких детей отмечаются проблемы личностного развития:
- нарушения в социальной адаптации и взаимодействии с социальной средой, поскольку речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений  ребенка с окружающими и на формировании его самооценки. Самооценка  у детей с ОНР обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности, а взаимоотношения с окружающими ограничены;
- что касается вопроса коммуникативной сферы, то из-за несформированности средств общения, значительно  нарушается развитие этой функций. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, который может выражаться как  в проявлении агрессивности, так и в замкнутости ребенка, его закрытости от мира;
- дети с ОНР, как правило, обладают скудной палитрой эмоций, испытывают трудности в умении выразить их мимикой, жестами, интонацией, при этом им свойственны резкие эмоциональные выплески, с которыми им очень трудно справиться. Одновременно с этим у детей не сформированы нравственные нормы, существуют трудности в оценке поступков, умении отличать хорошее от плохого, адекватно реагировать на  внешнюю ситуацию.
Детский сад №22 более 20 лет успешно реализует инклюзивную практику. Каждый ребёнок в нашем детском саду обеспечен психологической поддержкой и вниманием. Учитывая то, что дошкольное учреждение посещают дети, не читающие и познающие мир через взаимодействие с предметным окружением, крайне важным считаем укрепление материально-технической базы за счёт создания содержательной предметно-развивающей среды в каждой группе в соответствии с возрастными требованиями и структурой дефекта. Основная задача – создать условия для проявления ребёнком самостоятельности и активности, создавать предпосылки развития социальных способностей – умения договариваться, находить компромисс, оказывать взаимопомощь и поддержку, брать на себя ответственность. В группах имеются в достаточном количестве игрушки и пособия, позволяющие детям осваивать все виды детской деятельности и области знания дошкольника. В повседневной деятельности категорически исключаются ситуации, ведущие к понижению самооценки у ребёнка, делается всё для самореализации каждого.
Мы активно включаем в образовательный процесс всех воспитанников, создавая такие условия каждому ребенку, где могли бы раскрыться его творческие способности. С этой целью в нашем детском саду организованы различные кружки: «Музыкальный театр», «Умелые ручки», «Мир в ладошке», «Здоровячок», «Лалэ»,
татарский театр «Экият». Воспитатели и педагоги находят такие виды занятий, которые интересны всем детям. Совместные занятия учат дошкольников толерантности, доброжелательному отношению к сверстникам, умению оказать посильную помощь товарищам и взаимодействовать с ними для выполнения задания, обогащая тем самым свой поведенческий опыт.
Бесценен опыт проведения совместных прогулок, тематических экскурсий, развлечений, спортивных праздников, утренников. Они являются важной составляющей инклюзивного процесса. Создаётся позитивный эмоциональный настрой, творческая атмосфера при подготовке и проведении объединяет детей и взрослых. Родители детей с особыми возможностями здоровья, присутствующие на подобных мероприятиях, чувствуют поддержку, солидарность и чуткость, проявляемую к детям.
Особую роль играют взаимодействия детей в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Дети учатся согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в способностях, навыках, дети учатся с помощью педагога учитывать их при взаимодействии.
В такие микрогруппы объединяем детей для интеллектуальных игр, викторин, где дети в спокойной, доверительной атмосфере играют вместе. Для организации таких игр детей рассаживаем в форме круга, так как в кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Такая организация даёт детям уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира. Подобное мероприятие в 2015- 2016 учебном году было представлено учителями – дефектологами детского сада на зональном семинаре среди педагогов дошкольных образовательных
учреждений Республики Татарстан по теме «Современные подходы к организации
коррекционной работы в условиях реализации ФГОС» в рамках методического объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов.
Была организована интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» с детьми старшего дошкольного возраста общеразвивающей и коррекционной групп. Участниками конференции был отмечен дружеский командный дух детей, взаимовыручка и желание поддержать друг друга для достижения общей цели. Присутствие на игре детей с типичным развитием дает возможность «особым» следовать за своими сверстниками и учиться у них, а они, в свою очередь, привыкают быть в одной среде с «особенными» детьми, получают позитивный опыт общения с ними.
Из всех вышеперечисленных форм складывается жизнь нашего инклюзивного детского учреждения. И хочется верить, что реализуемая нашим коллективом программа инклюзивного образования, поможет нашим детям успешно реализовать себя как личность в светлом будущем.