Методическое пособие на тему Огонь — друг, огонь — враг!

МКДОУ ЦРР-детский сад №17 г.Россоши - структурное подразделение
МКДОУ дет.сад п.Молодежный




Методическое пособие


























Автор:Момотова Н.А.-воспитатель -МКДОУ дет.сад пос Молодежный

Актуальность.

В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий – ураганов, наводнений, пожаров. Особую тревогу сегодня взрослые испытывают за детей. Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно – оборонительная реакция: от страха дети прячутся в укромный угол, вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвонить.
По данным органов пожарной охраны, каждый 6 – 7 пожар возникает из – за детских шалостей, 60% пострадавших от пожара – дети, ѕ из них – дошкольники.
Чем это объяснить? Во – первых, дети не знают правил соблюдения пожарной безопасности и правил поведения во время пожара. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать. Опрос детей показывает: многие из них не знают номера «01». Во – вторых, в дошкольных учреждениях недостаточно внимания уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности.
Содержание образовательной области "Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
В предыдущие годы педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения был накоплен опыт работы с детьми по решению задач в области безопасности (формирования предпосылок экологического сознания, знакомство с правилами безопасности дорожного движения). Однако ряд тем в сфере безопасности остался неразработанным. Поэтому мы решили провести работу с детьми в подготовительной к школе группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 76» муниципального образования города Братска, используя метод проекта. Наш проект мы назвали «Огонь-друг, огонь-враг».
Ведущее место в развитии дошкольников занимает игра, поэтому занятия по формированию основ пожарной безопасности мы спланировали в игровой форме. Дидактические игры позволяют детям расширить противопожарные знания, познакомиться с профессией пожарного; спортивные игры развивают у воспитанников ловкость, смелость, выносливость, решительность, быстроту; сюжетно-ролевые игры помогают детям закрепить правила по пожарной безопасности, принимать правильные решения в чрезвычайных ситуациях.
К эффективным формам обучения детей дошкольного возраста мы относим викторины, театрализованные представления. Кроме того, занятия должны быть организованы и проведены в форме экскурсий в пожарную часть, по территории детского сада, бесед, сопровождающихся чтением сказок, рассказов на пожарную тематику с последующим обсуждением их содержания (например: Б.Житков «Пожар», «В дыму»; Л.Толстой «Пожарные собаки», «Пожар» и др.). Грамотно и интересно организованная работа по пожарной безопасности воспитывает у детей чувство ответственности за свое поведение, формирует убеждение о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.


Ожидаемые результаты:

Результатами данного проекта могут стать:
- у детей выработаются практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях (ситуациях пожара), что поможет детям сохранить их жизнь и здоровье;

- у детей расширятся знания об окружающей действительности и работе пожарных, о правилах поведения при пожаре; активизируется речь;

-педагогами и родителями будет разработан методический и дидактический материал для занятий и игр с детьми по теме «Огонь-друг, огонь-враг».

Цель проекта:
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста навыки безопасного поведения в быту при пожаре, учить адекватным действиям в ситуациях пожара.

Задачи проекта:

Систематизировать знания детей о пожарной безопасности;

Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров; объяснить, чем опасен огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей, познакомить с легковоспламеняющимися материалами;

Познакомить детей с правилами поведения при пожаре;

Учить набирать телефонный номер пожарной службы; формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации, называя информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес);

Продолжать знакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных;

Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Перспективно-календарное планирование по пожарной безопасности в подготовительной к школе подгруппе детского сада.


Сентябрьоктябрь.
Задачи: рассказать о профессии пожарного, раскрыть значимость его труда; воспитывать интерес к профессии пожарного.
Виды деятельности:
1. Игровая. Подвижная игра «Кто быстрее». Дидактическая игра «Что необходимо пожарному?». Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные». 2. Познавательная. Беседа «Пожарный профессия героическая». Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с пожарной машиной. 3. Художественная.
Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Рисование по впечатлениям от прочитанного произведения и от экскурсии.
4. Работа с родителями.
Подбор художественных произведений о пожарах.
Раздача анкет, тестов для родителей. Подбор иллюстраций по теме «Правила пожарной безопасности». Чтение художественной литературы детям.

Ноябрьдекабрь.
Задачи: объяснить детям предназначение спичек в доме, разъяснить опасность при попадании в неумелые руки; подвести детей к формулированию правил пожарной безопасности.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Дидактическая игра «Горит не горит». Подвижная игра «Быстрые и ловкие». 2. Познавательная.
Игра-занятие «Картинная галерея».
Экскурсия в прачечную. Знакомство с работой электроутюга. Игра-занятие «Не суши над газом штаны после стирки, а то от штанов останутся дырки!» 3. Художественная.
Чтение стихотворения Е. Хоринского «Спичка-невеличка», беседа о прочитанном. Конкурс детских рисунков «Огонь друг, огонь враг».
4. Работа с родителями.
Домашнее чтение произведений о пожаре. Дидактическая игра «01».

Январьфевраль.
Задачи: углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров; подвести детей к формулированию правил пожарной безопасности.
Виды деятельности:
1. Игровая. Драматизация «Кошкин дом». Дидактическая игра «Чудесный мешочек». 2. Познавательная. Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда?» или «Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем. Игра-занятие на тему «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?»
3. Художественная. Чтение произведения С. Маршака «Кошкин дом». Изготовление масок к игре-драматизации «Кошкин дом».
4. Работа с родителями.
Изготовление атрибутов к игре «Пожарные».

Мартапрель.
Задачи: учить детей правильно вести себя во время пожара, вовремя распознавать опасность, принимать меры предосторожности, защищать себя.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные». 2. Познавательная. Занятие на тему «огонь друг, огонь - враг». 3. Художественная.
Чтение и обсуждение стихотворения И. Тверабукина «Андрейкино дежурство». Разгадывание ребусов, загадок. Заучивание частушек.
4. Работа с родителями.
Круглый стол «Проверка знаний о пожарной безопасности». Чтение детьми стихов «Как вести себя при пожаре».

Май.
Задачи: закреплять знания правил пожарной безопасности и умение вести себя при пожаре.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Игра-соревнование «Мы помощники пожарных». 2. Познавательная.
Викторина «Береги свой дом от пожара!». 3. Художественная.   Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Беседа с детьми «Советы доктора Градусника».
4. Работа с семьей.
Выставка работ детей и родителей.






























Тест для проверки знания детьми правил пожарной безопасности.

1. Выбери предметы, с которыми можно играть безопасно:
а) бенгальские свечи;
б) плюшевый медвежонок;
в) спички;
г) деревянные кубики;
д) зажигалка.
2. Выбери предметы, неправильное обращение с которыми может привести к пожару:
а) электрический утюг;
б) электрический фонарик;
в) настольная лампа;
г) радиоприемник на батарейках.
3. Если в доме вечером отключили электричество, чем наиболее безопасно можно воспользоваться для освещения:
а) спичками;
б) зажигалкой;
в) электрическим фонариком.
4. Какие из перечисленных жидкостей огнеопасны?
а) бензин;
б) молоко;
в) клей резиновый;
г) сок яблочный.
5. Какие предметы при возгорании нельзя заливать водой?
а) электрический утюг;
б) кресло;
в) мягкую игрушку.
6. При возникновении пожара ты наберешь «01» и расскажешь:
а) как тебе страшно;
б) как начался пожар;
в) сообщишь, что горит, адрес, фамилию, свой телефон.
7. Что стало причиной пожара в стихотворении «Кошкин дом»?
а) курение старого кота;
б) искры из-под копыт козла;
в) уголек, выпавший из печки.
8. Почему пожарных вызывают по телефону «01»?
а) самый короткий номер телефона;
б) самый запоминающийся номер;
в) его легко набрать в темноте;
г) все варианты верны.
9. Почему, покидая помещение в случае пожара, нужно передвигаться ползком?
а) у пола низкая температура;
б) у пола меньше дыма;
в) из осторожности, чтобы не упасть.
10. Выбери правильные ответы:
а) спичками можно играть, не зажигая их;
б) спички можно использовать, как счетные палочки;
в) спички детям брать нельзя.

Ключ к тесту


Ответ

Ответ

1
б, г
6
в

2
а, в
7
в

3
в
8
г

4
а, в
9
б

5
а
10
в



Тест для родителей.
Найдите наилучший выход из пяти различных ситуаций.

1. Вы заметили в руках вашего ребенка коробок спичек. Что вы сделаете?
1. Громко закричите: «Немедленно положи спички на место и никогда больше не вздумай их брать!»
2.Ничего не скажите
3.Объясните ребенку, что игра со спичками может привести к пожару
2. Ваш ребенок собрался идти играть на улицу. Что вы сделаете?
1.Позволите ему это сделать
2.Разрешите ему идти гулять с друзьями, так как считаете, что очень хорошо знаете их и надеетесь на их благоразумие
3.Разрешите ему поиграть только под вашими окнами, чтобы можно было за ним присматривать
3. Ваш ребенок простудился, оставить его дома не с кем, а вас срочно вызвали на работу. Как Вы поступите?
1.Попросите соседей присмотреть за Вашим ребенком
2.Перенесете выход на работу до прихода с работы мужа
3.Позволите Вашему ребенку остаться дома одному
4. Вы вынуждены на некоторое время оставить ребенка дома одного. Что Вы сделаете для его безопасности?
1.Дадите категорические рекомендации ребенку по соблюдению безопасности, убираете все опасные предметы и т.д.
2.Ни за что не оставите ребенка одного дома
3.Разрешите ребенку выбрать, чем ему заняться в Ваше отсутствие самому
5. Ваш ребенок с друзьями собрался идти в гости к другу, которого родители оставили дома одного, что Вы сделаете?
1.Позволите ему идти, так как хотите, чтобы он знал, что Вы ему доверяете и на него полагаетесь
2.Говорите ему, что им еще слишком рано находиться дома одним и приглашаете его друга к себе в гости
3.Основываете свое решение на том, как они раньше себя вели вместе, находясь под присмотром

Если Вы выбрали один или более из ответов 1б, 2а, 3в, 4а, 5а, обратите внимание на следующие особенности защиты Вашего ребенка:
Вы ожидаете слишком много и рано;
Вы позволяете Вашему ребенку испытывать новые ощущения без достаточной подготовки;
Вы игнорируете чувства ребенка в пользу собственных интересов.
Если Вы выбрали один или более из ответов 1а, 2в, 3б, 4б, 5б, обратите внимание на следующие особенности защиты Вашего ребенка:
Вы ожидаете от Вашего ребенка слишком мало, даже когда он проявляет интерес к большой ответственности;
Вы говорите ребенку, что он все равно нуждается в опеке, даже если он доказал свою способность действовать ответственно;
Вы устанавливаете слишком жесткие рамки поведения на основе Ваших опасений.

Наиболее правильное решение проблемы в вариантах ответов:
1в, 2б, 3а, 4в, 5в
















Бюджет к проекту «Огонь – друг, огонь – враг».


Статьи расходов


Имеющиеся ресурсы

Необходимые ресурсы

Программно – методический материал
Методическая литература в методическом кабинете, личная библиотека родителей.
Детская литература по пожарной безопасности.
Плакаты по пожарной безопасности.
500 рублей

Развивающие игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм
«Чудесный мешочек»,
Атрибуты к ролевой игре «МЧС»
Дидактические игры по теме. Для ролевой игры «Пожарники» приобрести:
- каска 100 руб. * 2 шт. =200 руб.


Канцелярские товары
Имеются на сумму 500 рублей

400 рублей

Ксерокопии, оформление проекта на компьютере.

200 рублей – помощь родителей
200 рублей – переплет, оформление проекта

Итого:
900 рублей
1300 рублей


Всего:
2100 рублей

















Картотека художественного слова. Приложение№1.

Как вести себя при пожаре.

Но пожар случиться может, пусть не наша в том вина,  На тот случай знаем тоже, как должны вести себя:  Если в двери выйти можно, так и сделаем - уйдём,  Из квартиры всех животных за собою уведём.  Дверь прикроем поплотнее, о пожаре сообщим.  И попросим всех соседей позвонить по "ноль один" Потому что очень часто средь детей есть "шутники",  Что звонят и понапрасну беспокоят "ноль один".  Все пожарные России, чтоб машины зря не гнать,  Сообщения решили от детей не принимать.  Не воспримут нас серьёзно, и сигнал наш не дойдёт,  Если позвонит кто взрослый, то пожарная придёт. Если дверь у нас закрыта, и сидим мы под замком,  А у нас вдруг загорелось, - нам поможет телефон.  Позвоним соседу, другу, озадачим, что горим,  Тёте, маминой подруге, чтоб звонили "ноль один".  Благо, список всех знакомых на виду висит у нас - На стене у телефона - пригодится он как раз. Если нету телефона - мы к балкону поспешим,  За собою дверь балкона поплотнее притворим.  Если нет у нас балкона - станем в окна мы кричать:  О пожаре всем прохожим - громко будем сообщать.  Нас тогда услышат люди, и на помощь нам придут - Ждать нам долго не придётся - нас пожарные спасут. Почему мы двери наши закрываем поплотней?  Чтоб не дать пожару дальше развиваться поскорей.  Если двери мы откроем - свежий ветер налетит.  Силы он огню удвоит, полыхнёт - и всё сгорит.







Как вести себя при пожаре (2)
Дым идет от возгоранья, если что-то вдруг горит,   Этот дым по содержанию едуч, и ядовит.  Под кровать мы не забьёмся и не спрячемся в шкафу - До балкона доберёмся, хоть ползком в сплошном дыму.
А открыть балкон сумеем, значит, выйдем на балкон.  Воздух будет там свежее, там подмогу подождём. Если вспыхнула одежда (мы сидели у огня),  На спасенье есть надежда: только лишь бежать нельзя.  Потому что ветром пламя увеличим, убыстрим - Ни одна одежда - сами в этом пламени сгорим,  Если снять одежду сложно, мы на землю упадём - По земле кататься будем - так мы справимся с огнём. Вспыхнет вдруг одежда сильно на товарище у нас - Мы с себя одежду снимем и накроем пламя в раз.  Доступ воздуха закроем - и огонь умрёт тот час.  Друга тут же успокоим и проводим до врача. Главное - позвать на помощь тех, кто борется с огнём.  Мы их очень уважаем и пожарными зовём!
О спичках.
Чтобы не было пожара, спичками нельзя играть.  У взрослых пусть войдёт в привычку - от детей их убирать.  Не на улицу, не в садик спички мы не будем брать.  Тополиный пух, бумаги мы не станем поджигать. 
Спичками играть не будем, зажигалку не возьмём -  И себя мы не погубим, и квартиру сбережём.  Повзрослев, тогда уж смело спички в руки мы возьмём,  Применять их будем в дело и пожар не разведём.
О сигарете.
Если папа с сигаретой на диван решил прилечь,  А в руках его газета - как его предостеречь?  Он устал, пришёл с работы, видно, хочет отдохнуть.  Подойдёт к нему дремота - как тут папе не заснуть?  Он уснёт - его окурок на подушку упадёт,  Спрячется в укромный уголок - нам квартиру подожжёт!  Чтоб такое не случилось, я за папой послежу -
Всё, чему меня учили в детсаду, ему скажу.  Пусть мой папа тоже знает: от пожара всем беда! И окурки не бросает где попало никогда!
О радиостанции.
Ещё радиостанцию с собою мы везём - Мы держим связь со штабом, когда в огонь идём  Оценим обстановку и сразу сообщим,  Нужна ли нам подмога, иль справимся одни.  Какие службы надо ещё предупредить,  Чтоб помогли пожарным порядок наводить.



Противопожарные частушки.

Мы частушки пропоем вам противопожарные
Чтобы правила напомнить вам элементарные.

Позабыл один приятель выключить обогреватель
Сосед вовремя успел – только лишь диван сгорел.

Моя младшая сестричка поиграть решила в спички
Теперь каждый день сестричку навещаю я в больничке.

Мы петарду запустили в Новый год у елки
Целый час потом тушили елкины иголки.

Вас предупредить хотели – про огонь частушки спели
С ним не будете шутить – не придется вам грустить!









Сказка «Пожар в лесу».

Жил – был Гном на лесной опушке.
Были у Гнома друзья – подружки.
С зайцами Гном играл в «Пятнашки»,
С белками в «Ляпки», с ежами – в «Прятки».
С медведем бродил по густым буреломам.
С оленем гулял, по тропинкам знакомым.
Жили в лесу лисички-сестрички.
Ни с кем не играли две хитрых сестрички.
По лесу ходили – зверушек дразнили
Вот как – то лисички, две хитрых сестрички.
Нашли на полянке коробку и спички.
Решили сестрички, зажечь эти спички
В лес дремучий убежали, ворох веток натаскали,
Чиркнув спичечной головкой о шершавый коробок
Появился огонек.
По кустам и по лесам, пробежался тут и там.
В небо – пламя, в небе дым. Кричат лисички: «Ой, горим!»
Гном с друзьями увидали дым и пламя в небесах.
Испугались: «Ох, и ах. Там огонь горит в кустах!»
Бобрам-пожарным позвонили. О пожаре сообщили:
«Вы, пожарные спешите, и лисичкам помогите!»
Бобры-пожарные спешат выручают малышат.
Пламя пеной заливают, угольков не оставляют.
А лисички, две сестрички мигом спрятались в овраг,
Не достанешь их никак.
Но пожарные бобры к лискам не были добры:
«Посмотрите-ка, кругом где сейчас, ваш милый дом.
С малых лет должны все знать, что с огнем нельзя играть!»
Тут лисички испугались, перед всеми извинялись
Им пошла наука впрок – и теперь глядеть не могут
На опасный коробок!







Консультация для родителей. Приложение №2

Экстремальная ситуация-пожар.

Взрослый человек отличается от ребенка возможностью самому решать, что ему делать. Взрослый, исходя из своих знаний и опыта, должен уметь принимать правильные решения. Детей надо научить действовать разумно и правильно в экстремальных ситуациях.
1. Если вы спали и проснулись от запаха дыма или от шума пожара, не надо садиться на кровати, а нужно скатиться с нее прямо на пол, чтобы не вдыхать дым, в котором могут быть ядовитые газы.
2. Пробираться по задымленной комнате к двери нужно по полу, под дымным облаком, чтобы избежать отравления.
3. Достигнув двери, не открывайте ее сразу, так как за ней может быть огонь. Чтобы проверить это, необходимо осторожно прикоснуться к дверной ручке, если она ниже уровня дыма, непременно тыльной стороной ладони. Если дверь горячая, не следует открывать ее, а лучше закупорить чем-нибудь щель под дверью (полотенцами или простыня ми), чтобы предотвратить дальнейшее проникновение дыма. Потом ползком пробирайтесь к окну.
4. Откройте окно (для этого, понятно, придется встать на ноги). Запомните последовательность действий:
сделать глубокий выдох,
подняться и как можно быстрее повернуть ручки на рамах,
опять опуститься вниз, сделать глубокий вдох,
подняться, распахнуть окно, высунуться в него (только так, чтобы не выпасть) и громко звать на помощь.
Если окно не открывается, разбить его каким-нибудь тяжелым предметом.
5. Если дверь не горячая, нужно открыть ее и по-прежнему на четвереньках, чтобы остаться ниже уровня дыма, выбираться из квартиры. Все двери за собой надо плотно закрывать этим преграждаем дорогу огню.
6. Если из-за пожара не можете выйти из квартиры, возвращайтесь назад и отрабатывайте действия с окном. Только не забудьте плотно закрывать за собой двери. Помните: плотно закрытая дверь задерживает распространение огня на 15 минут.
7. Если сумели, не подвергая себя опасности, добраться до телефона, наберите 01 и вызовите пожарную команду. Не паникуйте! Нужно разборчиво и точно сообщить свой адрес. А пожарные приедут очень быстро.
8. Спасаясь от пожара, постарайтесь предупредить о нем людей, которым тоже может угрожать опасность.

Хорошо, если в вашей жизни никогда не возникнет такая ситуация, но если все-таки произойдет вы теперь знаете, как действовать, и научите своего ребенка!


Консультация для родителей.

Если в доме начался пожар.

Правило 1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылив кастрюлю воды.

Правило 2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.

Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
Знает каждый гражданин
Этот номер 01.
Если к вам придет беда
Позвони скорей туда.
А если нету телефона,
Позови людей с балкона.

Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком внизу дыма меньше.
Запомнить и взрослым необходимо:
Чаще в пожарах гибнут от дыма!

Правило 5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключится и ты задохнешься.

Правило 6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.










Консультация для родителей.

Правила противопожарной безопасности.

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности:

Правило 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Правило 3. Не суши белье над плитой (очень хорошо, если ты помогаешь маме, но очень плохо, если оно загорится).

Не суши над газом штаны после стирки,
А то от штанов останутся дырки!

Правило 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

Правило 5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

Не отключив электроприбор,
Можно остаться без новеньких штор.


















Консультация для родителей.

Советы доктора Градусника. Если случилась беда.

Лечение ожогов существенно изменилось за последние годы и продолжает меняться. Разумно заранее спросить своего лечащего врача, что ребенку следует делать в случае ожога. В ожидании врача окажите ребенку первую помощь. Если ожог очень сильный и вы сможете добраться до больницы раньше, чем придет врач, отправляйтесь в больницу.
При небольшом ожоге удовлетворительной мерой первой помощи является использование чистого вазелина, после чего на место ожога накладывают свободную марлевую повязку. Если у вас нет вазелина, его можно заменить растительным или даже сливочным маслом.
Другой, менее эффективный метод, заключается в смачивании ожога раствором питьевой соды (1 чайная ложка без верха на чашку воды). Смочите марлевую прокладку в содовом растворе, приложите её к пораженному месту. Время от времени смачивайте повязку содовым раствором, пока вы не достанете мазь от ожога.
При сильных ожогах появляются волдыри или слезает кожа. Некоторые волдыри лопаются, и в них легко попадает инфекция. Если у ребенка один или два маленьких невскрытых волдыря, не пытайтесь их вскрыть или проткнуть иголкой. Если вы оставите их в покое, опасность заражения значительно уменьшится. Маленькие волдыри иногда заживают, так и не лопнув, или, если они лопаются через несколько дней, под ними оказывается новая кожа. Когда волдырь лопается, лучше обрезать лишнюю кожу. Прокипятите в течение 10 минут маленькие ножницы и пинцет, которыми вы будете пользоваться. Обрезав кожу, накройте это место стерильной марлей, смоченной в вазелине. Если же волдырь загноится и покраснеет, вскройте волдырь и сделайте влажную повязку.

Никогда не мажьте йодом или другим антисептиком место ожога любой степени. Это только ухудшит его состояние.










Разгадываем вместе с детьми. Приложение№ 3
Ребусы.












Загадки.
1. Чтобы не было огня,
Не играйте вы в меня.
Я огня сестричка,
Маленькая . (спичка).

2. Дым увидел не зевай,
Нас скорее вызывай.
(Пожарные)

З. Где с огнем беспечны люди,
Обязательно он будет.
(Пожар)

4. От маленькой меня
Не оберешься ты огня.
(Искра)
5. Кто меня не бережется,
Тот скоро обожжется.
(Огонь)
6. Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает.
(Огонь)

7. При пожаре не сидим, Набираем (01)
8. В маленьком амбаре Держит сто пожаров.
(Коробок спичек)
9. На столе, в колпаке,
Да в стеклянном пузырьке
Поселился дружок –
Развеселый огонек.
(Лампочка)







Иллюстрации по теме «Пожар» Приложение№4
Рассмотри картинки и расскажи о пожаре, пожарных, средствах тушения пожара.























Конспект занятия в старшей группе детского сада.
Экскурсия в пожарную часть города Россошь
Цель:
Познакомить детей с работой пожарного. Показать инструменты, которыми пользуются пожарные при тушении пожара, соблюдение определённых правил при пожаре. Воспитывать в детях чувство уважения, гордости за людей этой профессии.
Активизация словаря: шланг, огнетушитель.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое». Беседа с детьми о пожарных, кем является пожарный «укротителем огня» или «хозяином огня». Изготовление поделок, рисунков в подарок пожарным. Предварительно договориться с начальником пожарной части о приходе группы детей.
Ход занятия:
Дети подходят к основному зданию пожарной части.
- Ребята, люди какой профессии борются с пожарами?!
(пожарные)
- Как они это делают?
(ответы детей)
- Что для этого им нужно?
(шланги, лестницы)
- Кто назовёт предметы необходимые для тушения пожара?
Давайте мы сейчас зайдём в здание пожарной части и всё узнаем.
Приветствия. Рассказ начальника пожарной части о своей работе.
Куда мы с вами зашли – это пожарная часть – здесь находится дежурный – Оператор, который принимает звонки, от тех, кому требует помощь, по селектору передаёт экипажу команды «НА ВЫЕЗД!»
- А вы знаете, по какому номеру надо звонить? «01».
Днём пока нет вызовов – пожарники осматривают свои машины, правильно ли хранятся шланги, в норме ли запас воды. Это делается для того, чтобы по сигналу «ТРЕВОГА» пожарные знали, что у них всё в порядке.
Когда вызова нет, пожарные, сделав свои дела, идут отдыхать. У них есть своя «комната отдыха» - показывают детям. В свободное время можно отдохнуть – поиграть в шашки, шахматы, посмотреть телевизор.
- А как вы думаете, где находятся машины?
Машины находятся в гараже – каждой машине отведено своё место.
Водитель машины открывает гараж и выезжает машина. Эта машина может тушить пожар водой и пеной. Посмотрите, раскручивается шланг, поступает вода. Напор воды сильный!
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный, держа шланг с сильным напором? (сильный, мужественный)
Пожарный предлагает детям подержать шланг.
А вот в этом ящике – показывает пожарник – хранится пена. Она специально применяется там, где вода не может сделать своё дело и на помощь приходит – пена.
Ведущий подводит и показывает машину с лестницей.
- Зачем нужна такая лестница?
(если случается пожар на высоком этаже – лестница вытягивается до определённого этажа и пожарные лезут по ней до того места, где случился пожар).
Водитель показывает, как лестница складывается, принимает свой прежний вид и заезжает в гараж на своё место.
Работник пожарной части интересуется – не хотели бы дети посмотреть костюмы, которые одевают пожарные при тушении пожара? Работник охраны показывает и говорит, что этот костюм очень тяжёлый, предлагает кому-то из детей примерить. Ну как? Тяжёлый.
Каждый, кто работает в пожарной охране должен быть сильным, крепким, физически подготовленным.
Дети и воспитатель благодарят работников пожарной охраны за интересный рассказ, дарят изготовленные подарки по желанию. Валера рассказывает стихотворение.
Прощаются с пожарниками.
А пожарники в ответ дарят детям книжку – раскраску «Кто виноват».













Конспект совместной деятельности «Юные пожарные»
в старшей подгруппе детского сада.

Программное содержание:
- знакомить детей с огнем и его свойствам;
- расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
- закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
- научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
- развивать любознательность, память, логическое мышление.

Оборудование:
Автобус из стульчиков, волчок для игры «Поле чудес», картинки для игры в «Поле чудес», интерактивная доска, маркеры, костюм пожарного, костюмы пожарных для детей (каски, жилеты). Для игры «Потуши пожар»: макет костра, ведра с песком, водой, землей, лопата, снега, огнетушитель, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, пенопласт, пластиковые бутылки, картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности. Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом, стеклянная колба.

ХОД.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я получила видеописьмо от инспектора Пожаркина.
Инспектор Пожаркин просит вашей помощи в тушении пожара. Воспитатель включает запись видеописьма: «Дорогие ребята детского сада №76! Я - инспектор Пожаркин. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!»
Вы согласны помочь пожарным?
Дети: Да, согласны.
Воспитатель: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?
Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.
Воспитатель: Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем чем можно потушить огонь.
Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать ответьте на несколько вопросов.
- Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).
- Как вы думаете, почему пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части).- Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).
Воспитатель: Вот мы и приехали. Первая остановка «Непослушная спичка». Проходите, садитесь поудобнее. Сегодня на одной из детских передач рассказывают «Сказку о непослушной спичке», а мы с вами послушаем.
Воспитатель читает сказку. «Сказка о непослушной спичке»
В одном небольшом городке жила - была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу- за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.
Воспитатель задает вопросы детям по сказке:
-Понравилась вам сказка? О чем она?
Я предлагаю вам поиграть в игру «Польза и вред огня» (Воспитатель организует игру на интерактивной доске о пользе и вреде спички. Доска поделена на две части с улыбающимся и грустным человечками. В одной части, дети рисуют пользу, которую приносит огонь, в другой вред).
Воспитатель:- Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?
Дети:- За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома. (На доске дети рисуют иллюстрации к своим ответам)
Воспитатель:- А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?
Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.
Воспитатель:- Отчего бывают пожары?
Дети: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит. (На доске дети рисуют картинки к своим ответам).
Воспитатель:-Молодцы ребята. Наше путешествие продолжается, занимайте свои места в автобусе.
По пути воспитатель обращает внимание детей на сигнал светофора.
Воспитатель: -Можно ли нам проехать на красный свет и почему? (На красный свет дороги нет, на желтый можно приготовься, на зеленый свет можно двигаться).
Воспитатель: - А вот мы подъезжаем к перекрестку. Ребята, как вы считаете, мы должны пропустить пешехода? (Конечно же, мы пропускаем пешехода). Дети продолжают поездку, подъезжают к картинной галерее.
Воспитатель:- Обратите внимание налево- здесь находится «Картинная галерея». Она необычная, догадались почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре).
Воспитатель: - Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.
Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму:
1. Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь в спичках огонь!
2. Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
3. Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
4. Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
5. Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.
Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.
Воспитатель приглашает детей сесть в автобус, отправиться дальше в путешествие.
Воспитатель: - Мы с вами и приехали в прекрасный уголок зимнего сада. Я вас приглашаю на игру «Поле чудес».
Игра «Горит или не горит»
На барабане разложены карточки с изображением: бумаги, металла, ткани, тетради, дерева, стекла, книги, воды, льда, снега, камня, стола, и т.д.. Ребенок крутит барабан, ребенок на которого укажет стрелка барабана берет карточку и определяет: горит или не горит этот предмет?
Воспитатель: - Понравилась игра? (Ответы детей).
Воспитатель: - Путешествие продолжается, садимся в автобус, занимаем свои места. Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем, его свойствами.
Воспитатель: - Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи.
- Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться (Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй:
Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да) Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды(Ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).
Эксперимент третий, четвертый:
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.
Эксперимент пятый:
Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому, когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.
Воспитатель: Мы много сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается, садимся в автобус. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожаркин.
Пожаркин: - Здравствуйте ребята! Я инспектор Пожаркин, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен.
Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар)
Вопрос третий: Можно включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя).
Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (водой, песком, землей, огнетушителем и т.д.)
Пожаркин: - По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я могу вас допустить вас к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо потушить. Прежде чем приступить к тушению необходимо одеть специальную форму пожарного (дети одевают костюмы пожарных). Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.
Игра «Потуши пожар».
Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит песком, второй землей, третий снегом, четвертый заливает водой, и т.д.)
Пожаркин: - Пожарная бригада, вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!
Пожаркин: - Какие материалы остались не использованы? (Бумага, сухие листья, пенопласт, пластиковые бутылки). Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.
Пожаркин: - А на прощанье хочу дать вам один совет:
Кто с огнем неосторожен,
у того пожар возможен,
Ребята, помните, о том,
что нельзя шутить с огнем!
Инспектор Пожаркин прощается с детьми и уходит.
Воспитатель: - Ну, что ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилось, ребята, вам наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Мы познакомились со свойствами огня, поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре, помогли инспектору Пожаркину потушить огонь).
Ну, вот и прекрасно, я рада от души.
О наших советах другим расскажи:
Что шалость опасна, ребята, с огнем!
Наше путешествие окончено. Дети садятся в автобус, едут домой, звучит музыка, дети поют.







Список использованной литературы
Безопасность вашего ребенка. Составители: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.»Академия развития», 1997.
Чтобы не было беды. Детям-об огне и пожаре. Составители: Игумнова Д.Б, Иванников И.Г. Для дошкольного и младшего школьного возраста. М., «Стройиздат», 1992.
Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
Газета "Дошкольное образование" № 15 - 2002г., с. 22
Газета "Дошкольное образование" № 13 - 2008г., с. 2
Журнал "Дошкольное воспитание" №5 - 2006г., с. 39
Журнал "Дошкольное воспитание" №4 -2007г., с.114
Журнал "Ребёнок в детском саду" № 6 - 2003г., с. 40
К.Нефёдова. Бытовые электроприборы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей - М., издательство ГНОМ и Д, 2006 - 64с.
Т.В. Потапова. Беседы с дошкольниками о профессиях - М.ТЦ Сфера 2003 - 64с.
Т.А.Шорыгина. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей - М., Издательство ГНОМ и Д, 2006 - 96с.