Развитие творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы через проектную деятельность


Развитие творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы через проектную деятельность Ботанова Рауза Сайлаукызы, учитель русского языка и литературы Уже несколько лет я занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Творческая мастерская  «Ходьбе можно научиться только на собственных ногах, школа должна быть школой действия, она должна учить ребенка мыслить, а не пичкать его знаниями" (Л.С. Выготский). Цель проектного метода – повышение активности учащихся на основе их целенаправленной деятельности, личной заинтересованности. Этот метод интересен для педагога тем, что дает бесконечный простор для творчества учителя и выбор тематики необычайно разнообразен. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата в виде реального объекта или интеллектуального продукта. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Типология проектов: Исследовательские проекты.(Гармонов А., Савиди А., уч-ся 10 класса)Творческие проекты. (Кондрат Д., Прищепная П., уч-ся 10 класса.)Ролевые, игровые проекты. (Галата Н., Базылгазинова А., уч-ся 9 кл)Информационные проекты. (Ведьмедь Н., Приходько Д., уч-ся 6 кл)Практико-ориентированные проекты. (групповая работа):1. «История моей любви»2. «Пять моих достижений» (3-место на областной научно-практической олимпиаде.3. «На седьмом небе от счастья» С чего начать? С интриги. Интрига – это первое умственное действие, к которому побуждает учитель, это направление движения анализа литературного произведения. Это может быть броская фраза, неожиданный вопрос, обмен мнениями, сопоставление разных точек зрения на одно произведение и т.п. Но началом к любому рассуждению должен быть импульс, способствующий пробуждению мысли человека, поиску ответа на предложенный вопрос. Самый важный и трудный этап – это выбор темы. Это процесс интенсивного размышления, серьезной умственной работы.Роль учителя – уточнить смысл проектного подхода, мотивацию и помочь в постановке цели.  Суть творческой работы такова: перед учащимся ставится определенный вопрос- проблема, ответить на который он может после самостоятельного изучения произведения и дополнительных научных ресурсов Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы. То, что мы знаем, -ограничено,а то, чего мы не знаем, - бесконечно.Пьер Лаплас Важным для будущих ребят-исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль. Наблюдение, которое проводила я как руководитель проекта, позволяло продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и легло в основу моих действий по оценке уровня учащихся - с другой.(Художники, дизайнеры, психологи) Моя роль изменялась в зависимости от этапов работы. Но на каждом этапе педагог может выступать только как помощник, он не просто передает знания, он должен обеспечивать деятельность ученика. Очень важно не вмешиваться в творческий процесс, пока это возможно, а лишь предлагать схемы для сортировки данных и задавать вопросы: «Почему?.. Что из этого следует?.. Что будет, если?..» Задача учителя - увлечь учеников, заразить идеей и помочь им делать свои маленькие, а может, и большие открытия.Хотя, бесспорно, человека заставить творить невозможно, он сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. Вашему вниманию предлагается видеоролик «Чему учат в школе». Приятного просмотра! Как видим, ребята с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.  Зачем школьникам исследовательская работа? Дело в том, что исследовательская работа предполагает совершенно другое видение себя в том мире, который вокруг школьника существует. Она предполагает необходимость собственного выбора, предполагает необходимость выбора собственных путей и она предполагает необходимость встречи с какой-то задачей личной, которая иначе может не возникнуть в процессе обучения. Формирование навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности учащихся – процесс поступательный и непрерывный. Главное, чтобы, уходя в большую жизнь, молодой человек уносил с собой желание «творить, выдумывать, пробовать», чтобы по-горьковски «смысл жизни видел в творчестве». Наша задача – ему в этом помочь.