Технологическая карта урока по биологии 5 класс Устройство увеличительных приборов


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока Устройство увеличительных приборов.
Цель урока Изучение устройства увеличительных приборов
Планируемый результат обучения В результате изучения темы обучающиеся должны
знать: - части лупы и микроскопа;
- правила поведения в кабинете биологии, правила работы с лабораторным оборудованием.
Уметь: - настраивать микроскоп, готовить его к работе;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом.
-находить части клетки на микропрепарате;
- зарисовывать увиденное в тетрадь.
Применять: -приобретенные знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе выполнения лабораторной работы;
- фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
- находить дополнительную информацию об увеличительных приборах в электронном приложении.
Описывать этапы и правила работы с микроскопом.
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,
- работать в группе (планировать работу, распределят её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог).
Основные понятия Лупа, световой микроскоп, микропрепарат, тубус, окуляр, объектив, штатив, предметное стекло, увеличение микроскопа.Основное содержание урока.
Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и правила работы с микроскопом. Цели и задачи, организация лабораторной работы.
Межпредметные связи Физика, литература, история.
Ресурсы учебник, тетрадь-тренажер, тетрадь-практикум, электронное приложение к учебнику.
http://sbio.infoЭтапы урока Формируемые
УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
Орг. момент Регулятивные УУД:
формирование способности к организации своей деятельности
С лука сняли кожицу –
Тонкую, бесцветную,
Положили кожицу
На стекло предметное.
Микроскоп поставили,
Препарат - на столик,
Объектив направили,
Глядь, а лук – из долек! Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.
Целеполагание и мотивация Личностные УУД:
осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку
Коммуникативные
УУД:
оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений
Таблица «Увеличительные приборы»
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какой будет тема нашего урока?
- Тема урока: «Устройство увеличительных приборов».
Сегодня на уроке мы познакомимся с устройством лупы и светового микроскопа.
Мы продолжим учиться работать в группах, выслушивать мнение каждого участника группы, оценивать свою работу и работу своих товарищей.
- Как вы думаете, справимся ли мы с поставленными задачами?
- Желаю вам успехов. Эмоциональный настрой
Высказывания учащихся
Высказывания учащихся
Актуализация знаний Познавательные УУД: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи
Регулятивные УУД: планирование своих действий. Какие увеличительные приборы вы знаете?
Кто первый увидел клетку под микроскопом?
С чего начался процесс изучения клеточного строения организмов?
Назовите основные положения клеточной теории. Лупа, микроскоп.
Отвечают на вопросы.
Изучение нового материала.
Познавательные УУД:
освоение доступных способов изучения природы,
выявление причинно-следственной связи в окружающем мире.
Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение. Изучение устройства лупы.
Изучение устройства светового микроскопа.
Какой прибор устроен сложнее?
Какой прибор дает большее увеличение?
Правила работы с микроскопом. Слушают объяснение учителя с демонстрацией увеличительных приборов.
Отвечают на вопросы.
Включение в систему знаний и повторений Регулятивные УУД:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
Коммуникативные УУД:
умение строить высказывание с учётом норм языка.
Личностные УУД:
осознание необходимости новых знаний для ученика.
Регулятивные УУД:
проявление самостоятельности и инициативы в разных видах деятельности. Работа в группах с учебником (рис.2.4)
Работа в тетради – практикуме: обозначить основные части увеличительных приборов.
Работа с ЭОР, поиск дополнительной информации.
Выполнение заданий в тетради.
Осуществляют поиск информации.
Лабораторная работа Личностные УУД:
осознание необходимости новых знаний для ученика.
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество в поиске информации.
Познавательные УУД: поиск и анализ необходимой информацииВыполнение лабораторной работы по инструктивной карточке.
Какие выводы сделали? Выполняют лабораторную работу.
Ручная лупа увеличивает в 2-2,5раза; школьный световой микроскоп – до 2000 раз.
Кожица лука состоит из вытянутых прозрачных клеток.
Физкультминутка Личностные УУД:
умение применять правила охраны своего здоровья Музыкальная физкультминутка
«Весёлая зарядка» Выполняют разминку.
Самостоятельное применение знаний Коммуникативные УУД:
умение строить высказывание с учётом норм языка.
Личностные УУД: оценивание значимости добываемых знаний.
Регулятивные УУД: овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата с заданным эталоном. Чем отличается микроскоп от лупы?
Какие главные части у лупы и у микроскопа?
Что общего у этих увеличительных приборов в строении?
Какие существуют в настоящее время микроскопы?
Отвечают на вопросы, работают с ЭОР.
Итог урока. Рефлексия Коммуникативные: умение строить высказывание с учётом норм языка.
Личностные: личностное самоопределение.
Регулятивные:
умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. Как вы думаете, справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?
- У вас на столах лежат картинки. Если вам понравился урок поднимите улыбающийся смайлик; если не понравился и вам было неинтересно, поднимите грустный смайлик.
- Оцените свою работу и работу своих товарищей, используя высказывания.
Сегодня на уроке
- Мне показалось важным …
- Мне показалось трудным …
- Для меня было открытием то, что …
- Могу похвалить себя за то,
- Могу похвалить одноклассников за то, что …
Дети оценивают своё эмоциональное отношение к уроку.
Дети оценивают свою работу и работу своих товарищей с помощью оценочного листа.
Высказывания учащихся.
Лабораторная работа
Тема: Устройство увеличительных приборов.
Цель: Познакомиться с устройством ручной лупы и светового микроскопа и овладеть приемами работы с ними.
Оборудование: ручная лупа, световой микроскоп, кусочки мякоти томата и вареного клубня картофеля, готовый микропрепарат листа элодеи.
Ход работы:
Заполните таблицу:
Устройство ручной лупы
Части лупы Назначение
1. 2. Рассмотрите кусочки мякоти томата и вареного картофеля с помощью лупы. Держите лупу на расстоянии 10-12 см от объекта. Нарисуйте увиденное. Дайте рисункам название.
Заполните таблицу:
Устройство микроскопа
Части микроскопа Назначение
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Рассчитайте увеличение вашего микроскопа.
С помощью инструкции на стр. 41 учебника рассмотрите готовый микропрепарат листа элодеи. Зарисуйте увиденное. Дайте рисунку название.
Укажите назначение лупы и микроскопа.
Чем отличаются лупа и микроскоп?