Конспект открытого урока по биологии на тему Многообразие и значение в природе и жизни человека пресмыкающихся

Конспект урока

Тема урока: "Многообразие и значение в природе и жизни человека пресмыкающихся"
Школа: МБОУ «СОШ №3» ДГО
Учитель: Семёнова Е.Э.
Предмет: биология
Раздел: Хордовые
Класс: 7б (27 учащихся)
Урок 40 минут.
Тип урока: освоение и закрепление нового материала
Технология обучения: ИКТ (работа с ЦОР и ЭОР; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; поиск информации в сети Интернет по заданной теме; тренинги навыков с использованием компьютеров).
Формы работы: индивидуальная, работа в группах.

Цели урока:
Обучающие: учащиеся должны овладеть новыми знаниями: научиться выделять и формулировать характерные особенности групп на примере рептилий при работе с различными источниками информации (учебник, дополнительная информация из сети Интернет), изучить роль рептилий в природе и жизни человека.
Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию.
Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, умению работать в команде.
ТСО, оборудование: ПК, медиапроектор, интерактивная доска, ЭОРы из электронного пособия к учебнику: интерактив «Биологические карты», видеоролик «Современные отряды пресмыкающихся», интерактив «Амфибия или рептилия», Красная книга Приморского края Животные, пластиковые карты по Зоологии (часть 2) – раздаточный материал; песочные часы для каждой группы на 5 минут (в идеале! Но в нашей школе не нашлись, к сожалению).
Оформление доски: На доске записана тема урока и проблемные вопросы, на которые учащиеся должны дать ответ по ходу урока.
Планируемые результаты: Учащиеся узнают особенности строения и жизнедеятельности разных отрядов рептилий как наземных позвоночных, их значение в природе и жизни человека; получают навык работы с Интернет-энциклопедиями на бумажных носителях (распечатанный дополнительный материал).
Предварительная подготовка: В классе выбираются «капитаны» пяти групп (по количеству систематических групп рептилий), которые сами набирают себе группу из 5 человек. Каждый «капитан» знает название своего таксона, чтобы подобрать себе дополнительный материал для урока заранее. Каждая группа готовит 10 фотографий (слайд-шоу) с представителями своего таксона и сдают учителю заранее. Учитель делает выборку из фотографий для показа слайд-шоу на этапе закрепления материала. Один учащийся получает опережающее задание – 3-минутную презентацию по теме: «Вымершие рептилии – динозавры. Их расцвет, многообразие и причины вымирания».
Столы в кабинете расставлены попарно для каждой группы. На столе группы стоит табличка с названием систематического таксона, лежит дополнительный и раздаточный материал, Красная книга ПК Животные, лист ватмана формата А3 для работы в группе, Инструктивная карточка для работы в группе, Оценочный лист. Учащиеся приносят на группу для работы клей-карандаш и маркеры/текстовыделители/толстые фломастеры (заранее оповещаются об этом).
Доска подключается в интерактивный режим.

Структура урока и ход урока

Вводная часть. Приветствие, формулировка темы и цели урока (2 минуты).

II. Проверка домашнего задания: Интерактив у доски «Амфибия или рептилия» (для слабого учащегося), биологические задачки, распечатанные на карточках, раздаются каждой группе – 1 минута на: обсуждение + заслушивание ответов, интерактив «биологические карты» по 1 человеку от группы – 2 карты, по цепочке. (6-7 минут).

Решение биологических задач

Почему рептилии в отличие от рыб и земноводных смогли освоить сушу?

Какие признаки жизнедеятельности водных черепах доказывают, что их предки были сухопутными? Как вы думаете, что заставило пресмыкающихся снова освоить водную среду обитания?


III. Постановка проблемы: (3 минуты). Предлагаю ребятам назвать известных им рептилий. Просмотр ЭОР «Современные отряды пресмыкающихся».
С чем связано большое разнообразие рептилий на Земле?
Значимы ли представители этого класса для биосферы и человека?

Изучение нового материала: (13 минут)
А) Древние формы рептилий – динозавры. – (5 минут)
Заслушиваем учащегося, опережающее домашнее задание. Демонстрация слайдов презентации.
Решение проблемы в процессе беседы с учащимися: 1. Почему рептилии смогли занять все среды обитания на Земле? (вопрос записан на доске)
Б) Современные рептилии.
Организация самостоятельной работы в группах. Всего 5 групп учащихся.
1 группа: Отряд: Клювоголовые
2 группа: Отряд Чешуйчатые, Подотряд: Ящерицы
3 группа: Отряд Чешуйчатые, Подотряд: Змеи
4 группа: Отряд: Черепахи
5 группа: Отряд: Крокодилы

Ученики работают с информацией на печатных носителях - учебник, раздаточный материал, дополнительный материал из Интернета (источник выбирает группа) по заданию учителя (напечатано на инструктивной карточке), находят информацию об одном из отрядов современных рептилий и заполняет Информационный Лист по плану, обозначенному на нём. (8 минут)



Многообразие современных рептилий.

Отряд
Символ-силуэт
Характерные особенности
Представители: картинки
Значение в природе
Практическое значение
Красная книга Приморья

Черепахи

Имеется верхний и нижний пластроны (костные блишки) – разросшиеся кости скелета

Входят в состав пищевых цепей
Пищевое
Изделия из панциря
Дальневосточная черепаха

Чешуйчатые (змеи)

Отсутствие грудной клетки
Длинный позвоночник (400 позвонков)
Отсутствие конечностей
Глотают жертву целиком
У некоторых видов - ядовитые зубы

Входят в состав пищевых цепей
Регулируют численность грызунов
Изделия из кожи
Медицинское значение яда
Полосатый полоз
Красноспинный полоз
Краснопоясый динадон

Крокодилы

Зубы располагаются в альвеолах
Ведут водный образ жизни
Кожа покрыта крупными роговыми чешуями, под которыми лежат костные пластины

Входят в состав пищевых цепей
Изделия из кожи
Не заполняют

Чешуйчатые (ящерицы)

Тело покрыто роговыми щитками

Входят в состав пищевых цепей
---
Не заполняют

Клювоголовые

Имеется теменной (третий) глаз
Есть роговой клюв
Барабанные перепонки отсутствуют

Входят в состав пищевых цепей
Подлежат охране из-за вымирания
Не заполняют


VI. Подведение итогов работы. (5 минут)
Каждая группа представляет результаты работы, размещая Информационный Лист на доске, закрепляя его магнитом, с прочтением вслух результатов, учитель комментирует и дополняет информацию при наличии «белых пятен» в работе группы.

VII. Закрепление знаний. (5 минуты) Работа со слайд-шоу (10 слайдов)
Просмотр группой фотографий и запись верных ответов с последующей самопроверкой;

Ответ на проблемный вопрос №2 (записан на доске):
С чем связаны различия в строении представителей различных отрядов рептилий?

VIII. Подведение итогов (3 минуты)
Формулировка вывода по теме урока. Каждая группа оценивает свою работу согласно Оценочному Листу. Обсуждение – что было самым трудным для группы? Остались ли вопросы, на которые до сих пор неясны ответы?

IX. Домашнее задание: письменное сообщение о любом представителе класса Пресмыкающиеся (по желанию). (1 минута)

Используемая литература:

В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. Учебник биологии для 7 класса, М., «Дрофа», 2015г
Г.П. Игошин. Уроки биологии в 7-м классе. Развернутое планирование. Ярославль: «Академия развития. Академия холдинг», 2004г.
В.Б.Захаров, Н.И. Сонин .Методическое пособие к учебнику , М., «Дрофа»,2001г
В.Н. Семенцова, Биология, технологические карты уроков, 7 класс. Санкт-Петербург, «Паритет», 2001г.















































Приложение №1.
Инструктивная карточка для группы:

В течение 30 сек. Обсудите биологические задачи и дайте ответ. 1 правильный ответ = 1 балл.

«Биологические карты» - каждая группа открывает 2 карты. 1 правильный ответ = 1 балл.

Заполните Информационный лист, используя различные источники информации (учебник, энциклопедии, раздаточный материал, распечатанную информацию из Википедии/сеть Интернет, Красную книгу Приморского края – Животные) по следующему плану:

Название отряда:

Силуэт представителя


Наклейте рядом с названием группы черно/белый силуэт представителя


Характерные особенности


Информация из учебника/дополнительного материала


Значение в природе


Найдите информацию в раздаточном материале (пластиковые карты «ЗООЛОГИЯ, Часть 2»)

Практическое значение для человека


Найдите информацию в раздаточном материале (пластиковые карты «ЗООЛОГИЯ, Часть 2»)


Представители


Наклейте аккуратно картинки



Красная книга Приморья (заполняют только Отряды: Черепахи и Чешуйчатые (змеи)

Из Красной книги Приморья выпишите названия пресмыкающихся, подлежащих охране.


Записи следует делать крупным шрифтом печатными буквами.
Силуэт и картинки приклеиваются к Листу.

Время на заполнение – 5 минут.
После окончания работы группа помещает свой Информационный лист на доску (магнитами) и в течение 30 секунд озвучивает результаты своей работы. Полностью заполненный Информационный лист (100%)

Посмотрите слайд-шоу «Узнай рептилию!» и определите всех пресмыкающихся. Каждый правильный ответ = 1 балл.

Подсчитайте общее количество набранных баллов группой за урок и выставьте оценку своей работе.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Приложение №2
Решение биологических задач

Почему рептилии в отличие от рыб и земноводных смогли освоить сушу?

Какие признаки жизнедеятельности водных черепах доказывают, что их предки были сухопутными? Как вы думаете, что заставило пресмыкающихся снова освоить водную среду обитания?

Решение биологических задач

Почему рептилии в отличие от рыб и земноводных смогли освоить сушу?

Какие признаки жизнедеятельности водных черепах доказывают, что их предки были сухопутными? Как вы думаете, что заставило пресмыкающихся снова освоить водную среду обитания?


Решение биологических задач

Почему рептилии в отличие от рыб и земноводных смогли освоить сушу?

Какие признаки жизнедеятельности водных черепах доказывают, что их предки были сухопутными? Как вы думаете, что заставило пресмыкающихся снова освоить водную среду обитания?


Решение биологических задач

Почему рептилии в отличие от рыб и земноводных смогли освоить сушу?

Какие признаки жизнедеятельности водных черепах доказывают, что их предки были сухопутными? Как вы думаете, что заставило пресмыкающихся снова освоить водную среду обитания?


Решение биологических задач

Почему рептилии в отличие от рыб и земноводных смогли освоить сушу?

Какие признаки жизнедеятельности водных черепах доказывают, что их предки были сухопутными? Как вы думаете, что заставило пресмыкающихся снова освоить водную среду обитания?


Решение биологических задач

Почему рептилии в отличие от рыб и земноводных смогли освоить сушу?

Какие признаки жизнедеятельности водных черепах доказывают, что их предки были сухопутными? Как вы думаете, что заставило пресмыкающихся снова освоить водную среду обитания?





. Приложение №3


















































Приложение №3
Заготовки для информационных листов групп учащихся
































































Приложение №4
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧИТЕЛЯ

Виды деятельности:

Решение биологических задач

(максимум – 2 балла)
Биологические карты


(максимум - 2 балла)
Заполнение Информационного Листа
(максимум – 3 балла)
«Узнай рептилию!»


(максимум – 5 баллов)

Группа 1: Клювоголовые









Группа 2: Чешуйчатые (Ящерицы)







Группа 3: Чешуйчатые (Змеи)







Группа 4: Черепахи








Группа 5: Крокодилы








Перевод баллов
2 балла – 1
1 балл – 0,5
2 балла – 2
1 балл – 1
3 балла – 1
1-2 балла – 0,5
5 правильных ответов – 1
3-4 правильных ответов – 0,5 баллов
1-2 правильных ответа – 0 баллов


Если группа набирает 5 баллов – оценка «отлично»

Если группа набирает 4 -4,5 баллов – оценка «хорошо»

Если группа набирает 3-3,5 баллов – оценка «удовлетворительно»











Приложение №5
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩИХСЯ

Группа 1: Клювоголовые
Виды деятельности:

Решение биологических задач
(максимум – 2 балла)
Биологические карты

(максимум - 2 балла)
Заполнение Информационного Листа
(максимум – 3 балла)
«Узнай рептилию!»

(максимум – 5 баллов)

Количество баллов
(заполняют участники группы)








Перевод баллов
2 балла – 1
1 балл – 0,5
2 балла – 2
1 балл – 1
3 балла – 1
1-2 балла – 0,5
5 правильных ответов – 1
3-4 правильных ответов – 0,5 баллов
1-2 правильных ответа – 0 баллов


Если группа набирает 5 баллов – оценка «отлично»

Если группа набирает 4 -4,5 баллов – оценка «хорошо»

Если группа набирает 3-3,5 баллов – оценка «удовлетворительно»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩИХСЯ

Группа 2: Чешуйчатые (Ящерицы)
Виды деятельности:

Решение биологических задач
(максимум – 2 балла)
Биологические карты

(максимум - 2 балла)
Заполнение Информационного Листа
(максимум – 3 балла)
«Узнай рептилию!»

(максимум – 5 баллов)

Количество баллов
(заполняют участники группы)








Перевод баллов
2 балла – 1
1 балл – 0,5
2 балла – 2
1 балл – 1
3 балла – 1
1-2 балла – 0,5
5 правильных ответов – 1
3-4 правильных ответов – 0,5 баллов
1-2 правильных ответа – 0 баллов



Если группа набирает 5 баллов – оценка «отлично»

Если группа набирает 4 -4,5 баллов – оценка «хорошо»

Если группа набирает 3-3,5 баллов – оценка «удовлетворительно»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩИХСЯ

Группа 3: Чешуйчатые (Змеи)
Виды деятельности:

Решение биологических задач
(максимум – 2 балла)
Биологические карты

(максимум - 2 балла)
Заполнение Информационного Листа
(максимум – 3 балла)
«Узнай рептилию!»

(максимум – 5 баллов)

Количество баллов
(заполняют участники группы)








Перевод баллов
2 балла – 1
1 балл – 0,5
2 балла – 2
1 балл – 1
3 балла – 1
1-2 балла – 0,5
5 правильных ответов – 1
3-4 правильных ответов – 0,5 баллов
1-2 правильных ответа – 0 баллов


Если группа набирает 5 баллов – оценка «отлично»

Если группа набирает 4 -4,5 баллов – оценка «хорошо»

Если группа набирает 3-3,5 баллов – оценка «удовлетворительно»

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩИХСЯ

Группа 4: Черепахи
Виды деятельности:

Решение биологических задач
(максимум – 2 балла)
Биологические карты

(максимум - 2 балла)
Заполнение Информационного Листа
(максимум – 3 балла)
«Узнай рептилию!»

(максимум – 5 баллов)

Количество баллов
(заполняют участники группы)








Перевод баллов
2 балла – 1
1 балл – 0,5
2 балла – 2
1 балл – 1
3 балла – 1
1-2 балла – 0,5
5 правильных ответов – 1
3-4 правильных ответов – 0,5 баллов
1-2 правильных ответа – 0 баллов


Если группа набирает 5 баллов – оценка «отлично»

Если группа набирает 4 -4,5 баллов – оценка «хорошо»

Если группа набирает 3-3,5 баллов – оценка «удовлетворительно»



ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩИХСЯ

Группа 5: Крокодилы
Виды деятельности:

Решение биологических задач
(максимум – 2 балла)
Биологические карты

(максимум - 2 балла)
Заполнение Информационного Листа
(максимум – 3 балла)
«Узнай рептилию!»

(максимум – 5 баллов)

Количество баллов
(заполняют участники группы)








Перевод баллов
2 балла – 1
1 балл – 0,5
2 балла – 2
1 балл – 1
3 балла – 1
1-2 балла – 0,5
5 правильных ответов – 1
3-4 правильных ответов – 0,5 баллов
1-2 правильных ответа – 0 баллов


Если группа набирает 5 баллов – оценка «отлично»

Если группа набирает 4 -4,5 баллов – оценка «хорошо»

Если группа набирает 3-3,5 баллов – оценка «удовлетворительно»
Характерные особенности:

Характерные особенности:

Характерные особенности:

Красная
книга
Приморья

Значение в природе:

Значение в природе:

Значение в природе:

Значение в природе:

Значение в природе:

Значение в жизни человека:

Значение в жизни человека:

Значение в жизни человека:

Значение в жизни человека:

Значение в жизни человека:

Красная
книга
Приморья

Характерные особенности:

Характерные особенности: