Презентация к Проекту «Рабочая тетрадь по Товароведению и экспертизе качества непродовольственных товаров»


Проект «Рабочая тетрадь по Товароведению и экспертизе качества непродовольственных товаров» преподавателя спецдисциплин ГАПОУ «Камышинский политехнический колледж»Абдуллиной Ж. В.Региональный конкурс лучших практик реализациипроектной деятельности в системе СПО Слово «проект» в буквальном переводе с латинского - «брошенный вперед» У меня пока нет педагогического образования, но есть специальное и огромный опыт трудовой деятельности, большой стаж работы в торговле. С ними я и пришла работать в колледж. Здесь я столкнулась со множеством проблем, среди них - нехватка новых учебников и пособий - практикумов для специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». И со временем я поняла, что переломить ситуацию можно, создав Рабочие тетради. Так родился проект, над которым я сейчас работаю, суть которого - стимулировать интерес студентов к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен колледжа. Актуальность проекта В современных условиях развития народного хозяйства возникла необходимость формирования у студентов профессиональных компетенций. Реализация компетентностного подхода в обучении по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» требует интенсификации образовательного процесса и улучшения условий его осуществления. Это обеспечит будущему специалисту возможность формирования индивидуальной траектории для дальнейшего профессионального и карьерного роста. Необходимо разрешение противоречия между возросшими требованиями к процессу обучения специальным дисциплинам и снижением мотивации у студентов к их изучению. Гипотеза Я предположила, что Рабочая тетрадь, как средство индивидуализации обучения, может способствовать развитию самостоятельности, если она содержит дифференцированные задания и обратную связь. Еще одна гипотеза состоит в том, что методика работы с Тетрадью базируется на постоянном уменьшении помощи преподавателя и переходе через задания нарастающей степени трудности от репродуктивного к продуктивному типу мышления студента. Основная цель Задачи проектаповышение качества образования по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»;расширение и углубление знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования в ВУЗах. В том числе, выделяются образовательные, развивающие и воспитательные цели проекта.доказать, что использование Рабочей тетради по «Товароведению и экспертизе качества потребительских товаров» способствует:созданию и повышению мотивации к обучению;развитию навыков структурирования информации и идентификации проблем;развитию коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения;стимулированию инноваций за счет синергетики знаний – развития системного, концептуального знания;применению методики анализа качества товаров на предприятиях и торговых организациях. Аргументированность основных положений проекта1. Проект четко нацелен на эффективность внедрения новых идей, методов изучения качества товаров, исследований на практике. Конкретно изучается и исследуется работа торговых точек города Камышина.2. В центре учебного процесса находятся студенты. Проект вовлекает их в решение содержательных, взятых из реальной жизни задач. 3. Проект нацелен на достижение учебных целей, соответствующих образовательным стандартам, и сосредоточен на том, что будут знать студенты в результате обучения. 4. Проект основывается на вопросах, направляющих процесс обучения. Существует три типа направляющих проект - вопросов: основополагающие, проблемные и учебные. Print master5. При подборе вопросов и заданий реализуется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной известной информации, до заданий, требующих установить межпредметные связи, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Следует отметить, что все задания начинаются побудительными словами: выберите правильный ответ; решите задачу; выполните задание; закончите предложение; проставьте в тексте пропущенные цифры и т.п.6. Предпочтение отдается заданиям такого рода, как ситуационные задачи. Известно, что задача представляет собой модель реальной ситуации, то есть, нечто вроде тренажера, на котором отрабатываются, тренируются определенные умения, связанные с мыслительной деятельностью. Print master7. Проект включает различные типы оценивания. В самом начале проекта оговаривается, что ожидается от студентов. 8. Проект связан с реальностью окружающего мира, с реальной жизнью студентов, с местным сообществом, с внешними экспертами. Студенты могут представлять результаты своей работы подходящей аудитории, связывая проект с ресурсами местного сообщества, привлекая внешних экспертов и общаясь с ними при помощи информационных каналов.9. Студенты используют в работе с электронным вариантом Рабочей тетради различные информационно-коммуникационные технологии, которые поддерживают развитие навыков мышления, знание предмета и создание конечных продуктов. Print master10. Развитие навыков мышления является неотъемлемой частью работы над проектом, который поддерживает развитие и познавательных и метапознавательных умений, таких как совместная деятельность, саморегуляция, анализ данных, проверка информации. В ходе проекта направляющие вопросы заставляют студентов задуматься и связать предмет изучения с концепциями реального мира.11. Студенты демонстрируют понимание вопроса, представляя результаты своей работы после проработки всей Рабочей тетради в продуктах и выступлениях. Новизна идеипроект направлен на повышение качества образования, формирует новые общие и профессиональные компетенции; инновационный подход в том, что проект удовлетворяет потребности социальных партнеров; удовлетворяет потребности студентов в получении новых рабочих профессий. Научное обоснование Ослабление контроля качества товаров привело к насыщению рынка некачественными, фальсифицированными, а порой опасными товарами отечественного и импортного производства. Все это обязывает на современном этапе гармонизировать два направления в товароведении — практическое и научное, так как они дополняют и обогащают друг друга. Одним из важнейших является использование в товароведении маркетинговых принципов, в частности рассмотрение предмета товароведения не только как объекта коммерческой деятельности, но и как средства удовлетворения реальных и предполагаемых потребностей. Такой подход вызывает необходимость поиска современных путей прогнозирования новых товаров, разработки их характеристик с учетом предполагаемых потребностей. Предполагаемый результат Внедрение проекта позволит сформировать необходимые общие и профессиональные компетенции для студентов – выпускников: применять полученные теоретические и практические знания при организации и осуществлении профессиональной деятельности в области товароведения и экспертизы качества непродовольственных товаров. План реализации проекта По продолжительности этот практико - ориентированный проект можно назвать долгосрочным, он рассчитан на весь курс обучения «Товароведения и экспертизы качества непродовольственных товаров». Важно проследить связь изучаемых вопросов с практической направленностью, т. е. связью с производством и торговыми точками нашего города. Заключение Известно, что усвоение любого материала происходит более эффективно на положительном эмоциональном фоне. О том, что обучение должно доставлять удовольствие, еще в прошлом веке французский писатель Анатоль Франс образно сказал: «Чтобы переварить знание, нужно поглощать его с аппетитом». Рабочие тетради прошли большой исторический путь развития в виде полиграфического издания. Однако, в настоящее время при прохождении МДК.01.01 и МДК.02.01, где активно используются расчетные и статистические методы, целесообразно применять также электронные Рабочие тетради. Print master Разработанная Рабочая тетрадь содержит: опорный конспект лекций по разделам дисциплины; задачи для аудиторного занятия; вариативные домашние задания для самостоятельного решения; проблемные задачи и ситуации; индивидуальные задания (кейсы); материал для работы на семинарах; справочные материалы по изучаемым темам; методические указания к выполнению заданий. В Рабочей тетради не даются ответы к заданиям. Проведенное экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы: использование Рабочей тетради влияет на качество формируемых у студентов знаний. Об этом свидетельствуют результаты контрольного эксперимента. Средний коэффициент усвоения знаний студентов экспериментальной подгруппы (группа Т – 4.12) вырос на 32%, а в контрольной подгруппе на 12%. Проект используется второй год, и по итогам прошлого учебного года показатели успеваемости и качества обучения по МДК.02.01. в группе повысились, в чем я вижу положительное влияние использования Рабочей тетради.