Рабочая программа по художественной гимнастике Для обучающихся 4-7 лет


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 52 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Рассмотрено:
Методический совет.Протокол№ _____от __________________
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ №52

________________Б.К.ГаззаеваРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Гимнастика
Программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 7 лет
Составитель:
Педагог
дополнительного образования
Худякова Т.М.
(«Мастер спорта СССР»
по художественной гимнастике)
Г. Владикавказ
Пояснительная записка.
Гимнастика - один из видов двигательной активности, располагающий большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию его двигательного аппарата и оснащать его необходимыми знаниями, умениями, навыками.
Уже давно стало аксиомой каждому человеку жизненно необходимо хорошее здоровье и всестороннее физическое развитие. Однако в последнее время процент здоровых детей резко снизился, а физическое развитие детей дошкольного возраста оставляет желать лучшего. Гимнастика открывает для этого огромные возможности, потому что его основа - экспериментально созданные комплексы целенаправленных физических упражнений, а система занятий в целом сочетается с элементами игры, образными упражнениями, танцевальными импровизациями, использованием тренажерных упражнений.
Цель программы:
- гармоничное физическое и интеллектуальное развитие,
-воспитание эстетического восприятия двигательной деятельности,
-развитие творческих способностей и раскрытие потенциала ребенка в грациозности, пластики, ритмики движений и гимнастических упражнений.
Главной целью данного курса является укрепление здоровья детей, гармоничного развития, физического и творческого начала.
Задачи :создать комфортные условия эмоционально-психологического климата на занятиях для каждого ученика;
учить сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение;
учить правильному выполнению упражнений как по форме (направлению движений, амплитуде), так и по характеру усилий (напряжению, ритму, темпу);
укреплять опорно-двигательный аппарат, развивать гибкость;
развивать творческие способности детей.
Актуальность и новизна образовательной программы.
В занятиях с детьми младшего дошкольного возраста следует учитывать, что сохранение правильных положений рук, ног, туловища, головы представляет для них определенную трудность. Для создания правильного и прочного навыка необходимо многократное повторение движения. Для поддержания интереса движения выполняют в разных вариантах, изменяя исходные положения и направления движений, вводя всевозможные дополнения, ускорения и замедления темпа, изменяя амплитуду. Более других привлекают малышей упражнения, овладеть которыми можно в короткие сроки. Значительно повысить интерес к занятиям гимнастикой может удачно найденная образность каждого движения. Подбирая упражнения по гимнастике для дошкольников, можно использовать также имитацию поз и движений различных животных.Ребенок - это деятель! И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Учебный материал программы носит адаптивный характер, в значительной степени учитывает индивидуальные возможности детей к обучению, что позволяет корректировать задания соответствии с уровнем подготовки детей.
Условия реализации образовательной программы.
Программа рассчитана на два года обучения детей в возрасте от 4-5 лет; 5-7 лет. Занятия групповые по 10-15 человек, проводятся два раза в неделю продолжительностью 20 минут (младший возраст); 30 минут (старший возраст).
Формы и режим занятий:
1.Организационные:
Наглядные (показ, помощь);
Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);
2.Мотивационные (убеждение, поощрение);
3.Контрольно – коррекционные.

.
Этапы занятия:
1. подготовительные упражнения;2. упражнения гимнастики;3. игровые и музыкальные импровизации.Учитывая состав группы, физические данные детей, педагог может включать новые элементы, движения и танцевальные композиции в программу.
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной программы: участие в текущих тестах и курсовках, видимое развитие данных.
Программа по гимнастике состоит из 9 разделов:
"Основы гимнастики" - направлены на формирование базы двигательных действий, знаний гимнастической терминологии, обучение гимнастическим упражнениям и основным элементам. В этот раздел включены гимнастические игры и задания, развивающие у детей двигательные способности и познавательный интерес к гимнастике.
"Стретчинг" - раздел нетрадиционной гимнастики, который состоит из средств, для развития гибкости и подвижности суставов, формирования мышечного чувства и умения владеть своими движениями.
"Йога" - направлена на формирование правильной осанки и навыка правильного дыхания при выполнении упражнений, развитие концентрации внимания, памяти. В раздел включены комплексы упражнений и позы, способствующие развитию гибкости и подвижности суставов.
"Ритмопластика" - состоит из ритмических и пластических игр и упражнений, призванных обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
"Ритмическая гимнастика" - направлен на формирование у детей чувства ритма, умения двигаться легко и красиво, подчиняя свои движения требованиям гибкости и пластики.
"Аэробика" - направлена на развитие координации движений, двигательной памяти, укрепление костной системы детей и формирование школы движений. В разделе осваиваются основные движения аэробики, раскрывается содержание и структура занятий.
"Суставная гимнастика". Задачей данного раздела является не только повышение уровня подвижности суставов, но и укрепление самих суставов и мышц, развитие координации движений и умения согласовывать свои двигательные действия с другими детьми.
"Акробатика" - состоит из разнообразных акробатических упражнений, которые оказывают положительное воздействие на развитие всех двигательных способностей будущего танцора.
"Шейпинг" - направлен на формирование понятий и положений эстетики человеческого тела и двигательной пластики.
Занятие гимнастики проводится для улучшения физических данных воспитанников, таких как выворотность ног, шаг, подъем, гибкость, прыжок; для приобретения ими мышечной силы, выносливости и гибкости тела. В программу включены упражнения, взятые из спортивной гимнастики, системы йогов, партерного экзерсиса. Обязательным на каждом занятии являются упражнения на силу брюшного и бокового пресса, мыщц спины и отжимания. Так же в занятие входят упражнения на координацию и равновесие корпуса, элементы спортивной гимнастики: «колесо», «мостик», кувырок, наклоны.
Основной задачей предмета является воспитание навыка профессиональной осанки.
Предмет гимнастика может сопровождать процесс обучения в течении всего курса обучения.
3. Учебно-методическая карта.

п/п Наименование темы Количество часов Всего Теоретические занятия Практические занятия
1 Общие сведения о гимнастике 1 1 -
2 Упражнения на развитие гибкости 8 1 7
3 Упражнения на развитие ловкости и координации 5 1 4
4. Упражнения на формирование осанки 7 1 6
5. Акробатические упражнения 15 2 13
ИТОГО 36 6 30
Содержание программы.
1 Растягивание позвоночника в положении сидя на полу.
2 Наклоны вперед к ногам (ИП- сидя на полу)
3 Противоход (стопы)
4 Вытягивание ноги вверх
5 «Тюльпан» (обе ноги вверх)
6 «Лягушка» на спине, на животе
7 Наклоны боком к ноге, к другой ноге.
8 Наклоны вперед (ноги максимально развести в стороны.)
9 «Спираль»
10 Растягивание в позе «Z».
11.Подъем верхней части туловища из положения лежа на спине к согнутым ногам.
12 Круг ногой в положение лежа.
13 Бросок ноги вверх в положении лежа.
14 Мост.
15 Стойки на руках и голове.
16 Перекидывания.
17 Растяжка на шпагат.
18 Силовые упражнения.
Ожидаемые результаты.
К концу реализации программы по гимнастике дети должны:
Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;
Запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации;
Уметь владеть своим телом;
Уметь легко выполнять упражнения;
Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.
Критерии и формы оценки качества знаний.
Эффективность занятий оценивается педагогом в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли воспитанник за учебный год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка воспитанниками движений позволяет педагогу оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения. Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым воспитанником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу. Тестирование и контрольное занятие- используемые формы оценивания уровня знаний воспитанников. Оценивание происходит по 5 бальной системе.
Материальное обеспечение программы.
Занятия проводятся в хорошо проветриваемом и освещенном помщении. Так же для занятий необходимы:
Коврики для занятий;
Мячи (разного диаметра);
Аудио-видео аппаратура .
Зеркала.
Учебно - методическая литература.
Базарова Н.П.,Мей В.П. Азбука классического танца М.,1964.
Барышникова Т. Азбука хореографии М.: Айрис пресс,1999.
3.Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт,1990.
Кавеева А.И. Гимнастика в хореографии Казань ,2001.
Котельникова Е.Т. Биомеханика хореографических упражнений. Учебное пособие. Л.,1980.
Лахманчун Т.Е. Эта замечательная йога М.:ФиС,1992
Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся. М.: Советский спорт,1990.
Шмит Ф., Тайверс С. Ножки мирового стандарта. М.:Триэн,1998.