«Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по работе с детьми имеющими аутизм и аутистические черты».

«Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по работе с детьми имеющими аутизм и аутистические черты».

В последнее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с аутизмом и аутистическими проявлениями.
Аутизм - «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире.
Основные признаки РДА:
1. Нарушение речевого развития, в частности коммуникативной функции речи. Контакт со взрослым требует от аутичного ребенка огромного напряжения. Ему действительно трудно, он может сосредоточиться только на короткие мгновения, а затем наступает или полное изнеможение, или перевозбуждение.
2. Трудности формирования целенаправленного поведения аутичных детей. Аутичный ребенок с его пассивностью, ослаблением эмоциональных связей со взрослым, в большей степени зависит от посторонних воздействий. Его поведение и с возрастом может определяться не логикой отношений со взрослым, а оставаться как бы эхом случайных впечатлений, подобное поведение называется «полевым».
В результате исходных особенностей аффективной сферы, трудностей целенаправленного взаимодействия со взрослыми нарушается психическое развитие детей, их социализация. Приспособление к дефекту, поиск возможных форм существования происходит без помощи взрослых и носят патологический характер. Л.Каннер выделил аутизм с аутистическими проявлениями и стремление к постоянству как наиболее характерные черты клинической картины.
Аутизм с аутистическими проявлениями - это исходная трудность установления эмоционального контакта с людьми, внешним миром и поэтому вторично выработанные реакции избегания контактов.
Аутизм может проявляться как пассивный уход, безразличие, отсутствие реакции на окружающее. При этом может быть сверхизбирательность контакта: общение только с одним человеком, даже полная зависимость от него – так называемая «симбиотическая связь» (о ней уже говорилось ранее). Контакт с внешним миром, в этом случае, осуществляется только через этого человека (чаще мать), ребенок находится в постоянном страхе его потери. Такая реакция – это своеобразное приспособление аутичного ребенка. Наблюдается тенденция к сохранению постоянства, стереотипов в контактах с людьми и окружающим – это в конечном счете тоже приспособление ребенка к своим трудностям. Для компенсации сенсорного голода, регуляции внутреннего психического тонуса ребенок обращается к аутостимуляции. Эмоционально –волевая сфера характеризуется неустойчивостью, преобладанием негативных эмоций и наличием страхов. Аутические страхи выражаются общей тревожностью, пугливостью или направлены на определенные предметы и людей. Особую проблему для аутичного ребенка представляет освоение навыков самообслуживания и бытового поведения. Трудности обучения навыкам социально-бытового поведения связаны в большей степени с нарушениями коммуникации и произвольного сосредоточения, а так же страхами аутичных детей. Аутичные дети реагируют на сильные звуки, яркий свет, неприятные запахи намного сильнее, чем обычные дети. У данной категории детей бывают проблемы с моторикой, они плохо ориентируются в пространстве. Дети с аутизмом не смотрят в глаза собеседнику, не понимают невербальную часть общения (интонацию, жесты, выражение лица, положение тела). Они не понимают юмор, не видят скрытый подтекст, не различают эмоции другого человека. Аутисты используют речь как средство самовыражения, но не средство коммуникации. У данной категории детей отмечаются трудности концентрации и переключения внимания, быстрая пресыщаемость и утомляемость. Мнестические процессы характеризуются нарушением произвольности, возможен высокий уровень развития механической памяти в зрительной и слуховой модальности. У этих детей необычная логика, они связывают своими ассоциациями разные понятия, им трудно понять причинно-следственную связь. Искаженность развития у аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании, опережающем возрастные нормы, развитие мыслительных операций и на их основе односторонних способностей (математических, конструктивных и др.) и интересов и в то же время несостоятельности в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий, особых трудностей в установлении взаимоотношений с окружающими. В связи с нарушениями социального поведения бывает крайне трудно организовать ситуацию обучения. Аутичный ребенок не выполняет инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого или делая все наоборот.
Разработаны различные теоретические подходы и соответствующие им методы коррекционной помощи детям с аутизмом. В зарубежных странах наибольшее распространение получили методы поведенческой терапии, направленные на выработку социально-бытовых навыков (O.I.Lovaas, 1981; L.E. McClannahan, P.J. Krantz, 1999; S.Harris, 1995). Основой данного подхода является пошаговая отработка простых навыков, при этом используется система «подкреплений» (положительных и отрицательных). В настоящее время популярной является ТЕАССН-программа, основанная на специальной адаптации жизненной и обучающей среды к нуждам аутичного ребенка (E.Shopler, G.Mesibov, 1986; Т.Питерс, 2002). В отечественной дефектологии разработан целостный теоретический и практический подход к коррекции детского аутизма (К.С.Лебединская, О.С.Никольская, 1991; О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг, 1997). Система психологической коррекционной помощи аутичному ребенку и его семье базируется на идее первичного нарушения развития аффективной сферы в общей структуре синдрома (О.С.Никольская, 1985, 1999).
Исходя из условий школы, учитывая особенности развития и ежедневные занятия со специалистами, метод оперантной терапии является одним из наиболее эффективных.
Оперантная терапия – это метод, использующий возможности среды для изменения нежелательного поведения ребенка. Он предполагает создание для ребенка поисковой активности. Оперантная терапия может быть использована для решения следующих задач:
-формирование нового стереотипа поведения, которого ранее не было в поведенческом репертуаре человека;
-закрепление (усиление) уже имеющегося в репертуаре ребенка социально желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи используются контроль стимула, положительное и отрицательное подкрепление;
-уменьшение или угашение нежелательного поведения. Достигается с помощью методик наказания, угашения, насыщения, лишения всех положительных подкреплений, оценки ответа;
-поддержание желательного стереотипа поведения в обычных (естественных) условиях.
Таким образом, исправление поведенческих нарушений основывается, прежде всего, на внедрении оперантной терапии.
В результате каждодневной работы с детьми в рамках «Принципа вращающихся дверей» есть возможность более тщательно работать над развитием высших психических функций и эмоциональной сферы.
По мнению специалистов, работающих с аутичными детьми, одного общего педагогического подхода недостаточно. Формированию игровых, учебных, бытовых, социальных навыков препятствует недоразвитие психических процессов. Практическая помощь психолога крайне необходима и в адаптационный период, и в период формирования элементарных учебных навыков.
Основные принципы коррекции:
Соблюдение этапности психокоррекционных воздействий с учетом степени выраженности эмоционального и интеллектуального дефекта у ребенка.
Принцип уровневого подхода к эмоциональной регуляции поведения.
Необходимость комплексного подхода к психологической коррекции («Принцип вращающихся дверей»).
Этот принцип определяет и необходимость понимания оценки состояния ребенка с точки зрения различных областей. Этот же принцип отражает необходимость использования в коррекционной и консультационной деятельности различных подходов и тактик, в частности одновременной с обследованием ребенка психотерапевтической работы с родителями. Внедрение «Принципа вращающихся дверей» предполагает и составление индивидуального расписания для каждого ребенка. Расписание помогает упорядочить работу и встречу ребенка с каждым специалистом (учитель, психолог, логопед, дефектолог, тьютер).
Вопрос о возможности подготовить аутичных детей к обучению в условиях массовой школы до сих пор остается спорным. При наблюдении за аутичными детьми, формально подготовленными к школьному обучению, выясняется, что в большинстве случаев навыки и умения, сформированные в процессе подготовки к школе, дети усвоили механически, неосмысленно. Так, например, формально обученный чтению и письму аутичный ребенок не в состоянии ответить на вопросы, связанные с содержанием короткого текста или отдельной фразы, которую он только что прочитал или написал. Достаточно часто учитель даже в рамках индивидуальных занятий, направленных на подготовку к школьному обучению, не может организовать внимание и поведение ребенка, добиться выполнения простых заданий. В итоге занятия оказываются непродуктивными, а у ребенка формируется негативизм к обучению. Очевидно, что формальное обучение аутичных детей школьно значимым навыкам не учитывает их особых образовательных потребностей и не приводит к желаемому результату.
Поэтому актуальным представляется вопрос определения особых образовательных потребностей детей с аутизмом и разработки специального подхода к коррекционному обучению, соответствующего этим потребностям, что позволило бы подготовить аутичных детей к обучению в условиях массовой школы. При отсутствии интеллектуальных нарушений ребенку с аутизмом и аутистическими проявлениями рекомендуется обучение по общеобразовательным программам. При наличии интеллектуальных и комплексных нарушениях рекомендуется обучение по программам школ VII и VIII вида. Поместив аутичного ребенка в школу, не создав для этого специальных условий, - очень большой риск для него. Прежде, чем говорить о технологии организации обучения, нужно остановиться на принципиальных подходах.
Аутичный ребенок должен не только привыкнуть к большому количеству новых учителей и к одноклассникам, но и освоить правила школьной жизни. Ему необходимо освоить пространство школы, кабинетную систему. Ребенок должен всюду найти свое место.
В начальной школе обучение ребенка с аутизмом зависит в основном от одного учителя, а в средней звене – от нескольких педагогов. Следует учитывать, что все, с кем взаимодействует ребенок, работают в команде и придерживаются одних и тех же принципов.
Как показывает практика:
аутичный ребенок не готов выполнять требования учителя, любое требование должно быть аргументировано, логично выстроено на понятном языке для ребенка;
аутичный ребенок относится к учителю и к предмету одинаково;
в действиях аутичного ребенка есть своя внутренняя нестандартная логика, поэтому неопытный учитель воспринимает его поведение как каприз или сознательную провокацию;
аутичный ребенок не выносит нарушений его правил (другим ребенком или учителем), вступая в споры и отнимая время на уроке;
аутичный ребенок не может самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
у аутичного ребенка имеются проблемы с чувством времени, темп его работы замедлен, он не может уложиться в отведенное время;
любое изменение обычного распорядка – замена или отмена урока, кабинета, отсутствие учителя вызывают у него панику;
стереотипные действия аутичного ребенка, несформированность бытовых навыков, необычных интересов и т.д. вызывают насмешки окружающих;
аутичный ребенок не понимает подтекста, иронии и шуток, воспринимает все буквально, поэтому нередко возникают конфликты;
Ключевой проблемой является отсутствие у педагогов понимания того, что у ребенка болезнь или нарушение развития, а не просто педагогическая запущенность, которую можно исправить воспитательными мерами.
Необходимо постоянное сопровождение аутичного ребенка в учебном процессе и ряд предварительных шагов по организации его взаимодействия с учителями и одноклассниками.
Рекомендации для учителей, работающих с аутичными детьми:
Нужен посредник между ребенком и окружающими, который сопровождает его в школьной жизни, находится в контакте с учителями и родителями.
Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком.
Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка.
Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком.
Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить "непонятливому" взрослому, как выполнять то или иное задание. В этом случае он почувствует свою значимость.
Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.
Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.
Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.
Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.
Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).
Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:
- разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);
- предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;
- разрешать переписывать контрольные работы;
- принимать работу позже установленного срока;
- не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития;
14. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.
15. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.
Необходимым этапом в обучении аутичного ребенка является подготовительная работа:
беседа специалистов с родителями, с целью выявления психологических и речевых особенностей;
проведение обучающих семинаров, где учителя знакомятся с основными подходами к обучению аутичных детей;
Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка:
Психологическая совместимость учителя и ученика;
Разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по разным предметам, индивидуальных занятий со специалистами;
Постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;
Взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного ребенка;
Организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог бы провести пугающую его перемену;
Соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного процесса;
Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить изменения в учебный процесс.
Критерием успеха в обучении аутичных детей является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. Можно научить ребенка максимально возможной для него адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок. Надежда есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах, счастливым, со многими важными навыками. Но не стоит ждать, что он станет "как все".
Список используемой литературы
1. К.С. Лебединская, О.С Никольская. Диагностика раннего детского аутизма. М., 1991.
2. О. С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребенок: пути помощи. М., 2007.
3.Гилберт П., Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2003.
4. О. С. Никольская. Проблемы обучения аутичных детей. // Дефектология №1 1995г.
5. Ш.Коэн. Как жить с аутизмом М., 2008г.
6. С.А. Розенблюм. Что ждет ребенка с аутизмом в обычной школе. // Аутизм и нарушения развития. №2 2009.
7. С.А. Розенблюм, М.В. Моисеева. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра в школе с углубленным изучением ряда предметов и гимназии. // Воспитание и обучение детей с нарушением развития №5 2010 г.
Приложение 1
Ссылки по аутизму
Библиотека сайта Аутизм.ру
Главная страница сайта Аутизм.ру
О методах лечения детского аутизма
Аутизм: путь к выздоровлению
АВА.Ru.
ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ АУТИЗМА (США)
АУТИЗМ – БОЛЕЗНЬ ХХI ВЕКА
Организация Autizmonline.com
Новости Института коррекционной педагогики РАО
Дорога в мир (Москва)
Особенные дети на uaua.info.
Центр развития и реабилитации (Израиль)
Главная страница сайта "Школы-сходынки"
Ссылки по психологии, психиатрии, логопедии и вопросам аутизма


Рисунок 1