Реферат на тему: Учебные заведения среднего профессионального образования


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ
ГБПОУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4»
РЕФЕРАТ
на тему:
Учебные заведения среднего профессионального образования
Выполнил:
преподаватель
специальных дисциплин
Пичко Денис Викторович

Владикавказ
2016 г.
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc450296499 \h 3Развитие системы среднего профессионального образования в России PAGEREF _Toc450296500 \h 71.1 История становления и развития российской системы профессионального образования с 1700 по 2016 г.г. PAGEREF _Toc450296501 \h 71.2 Среднее профессиональное образование на современном этапе PAGEREF _Toc450296502 \h 131.3 Направления и перспективы развития системы среднего профессионального образования PAGEREF _Toc450296503 \h 15ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc450296504 \h 20БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК PAGEREF _Toc450296505 \h 22
ВведениеВ 2001 году система среднего профессионального образования России отмечала свой 300-летний юбилей. Русские ученые и педагоги постоянно вглядывались в прошлое, пытаясь понять настоящее, найти ответ на извечные вопросы: что делать и как делать?
Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в разных типах профессиональных учебных заведений содержит много поучительного и для современности.
Проблема исследования обусловлена тем, что без изучения истории среднего профессионального образования как явления педагогического не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, пути совершенствования профессионального образования специалистов среднего звена, важнейшим из которых является научное обеспечение профессиональной подготовки.
Система среднего профессионального образования — социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить ее другим системам образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит к ослаблению социально-экономических основ развития общества. В качестве составной (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные, научно-технические, личностно-профессиональные, воспитательные, интегративные функции.
Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. Это обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального образования.
Ныне действующая система среднего профессионального образования смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития.
Вместе с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений, прежде всего, среднего образования, не в должной степени отвечает его потребностям. Система подготовки работников на производстве оказалась практически разрушенной.
Структурные изменения в системе среднего профессионального образования также, как и структурные изменения в экономике, осуществлялись в нашей стране достаточно редко. Новые работодатели ищут рабочую силу, соответствующую их непосредственным потребностям. Система среднего профессионального обучения столкнулась с огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики.
Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы, наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника, хотя самым существенным образом и осложнили положение выпускников средней профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем усилили стремление молодежи к получению среднего профессионального образования. Социологические опросы показывают, что наряду с нежеланием многих выпускников работать по полученной специальности (прежде всего, в связи с низким уровнем оплаты труда на имеющихся вакантных рабочих местах), знания, полученные в учебных заведениях, они рассматривают как необходимые для своего трудоустройства и работы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.
Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития в дальнейшем. Новая система среднего профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни.
Система среднего профессионального образования, пройдя большой исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и культурно-технического уровня, всестороннего совершенствования российского образа жизни, одним из путей осуществления социальной политики государства на современном этапе.
Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в образовательной системе.
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.
Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.
Среднее профессиональное образование насчитывает 2678 государственных и муниципальных образовательных учреждений с контингентом обучаемых в количестве около 2300 тыс. человек. Негосударственный сектор включает в себя 150 колледжей, в которых обучается более 25 тыс. студентов.
Происходит изменение структуры подготовки. Если ранее действовала тенденция расширения гуманитарной и экономической подготовки, то в последние годы прием на технические специальности увеличился на 37%.
За последние три года в Классификатор специальностей среднего профессионального образования введено более 20 новых специальностей. Осуществлено обновление содержания среднего профессионального образования, обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов. Разработан и введен в действие Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям.
Сегодня формируется особый интегративный тип работника — субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности, профессиональной обученности. Особенно остро стоит проблема получения среднего профессионального образования, в первую очередь для молодежи.
В изменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность интересов государства, личности и работодателей, законодательно закрепить новый характер их взаимоотношений.
Развитие системы среднего профессионального образования в России1.1 История становления и развития российской системы профессионального образования с 1700 по 2016 г.г.
Систематическое профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Так, например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684 г. 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался “поденный корм” и в обязанности которых входило “спрашивать уроки у товарищей”.
Появление профессионального образования в современном его понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне Петр I предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. В 1701 году Петром I была утверждена в Москве “Школа математических и навигацких наук”, навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.
В школе обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, в возрасте от 12 до 20 лет, находившиеся на полном государственном обеспечении. Количество обучающихся в 1703 году составляло 300 человек, в 1711 – 500 человек. Курс состоял из трёх ступеней: начальной (обучение письму, чтению, грамматике и арифметике), цифровой (обучение арифметике, геометрии, тригонометрии), высшей (навигаторских классов). Учащиеся навигаторских классов проходили практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог. Большую роль в организации работы школы сыграли Л.Ф. Магницкиий и шотландец А.Д. Форварсон. В 1712 году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Профессиональная школа носила сословный характер, готовила к различным областям государственной службы.
Заслугой Петра I является создание сети светских и духовных школ, как в столице, так и в провинции.
Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914 –15 учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных.
Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит преобразование государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное для “воспитания юношества и распространения наук” и ведающее высшими, средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией художеств, типографией и цензурой.
Аппарат Министерства в первые годы его существования был невелик. Роль коллегии при министре, разрешавшей все вопросы административного, хозяйственного, учебного и научного характера, исполняло Главное управление училищ, состоявшее из назначенных императором чиновников и попечителей учебных округов. Исполнителем решений Главного управления являлся единственный департамент Министерства.
В 1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая, средняя и высшая школа стали подчиняться административной власти округа. Попечитель учебного округа назначался императором.
В середине 50-х г.г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный Комитет Министерства, учебные округа изъяты из ведения местных генерал – губернаторов.
В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции, которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений.
В январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев, сторонник радикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии с требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период управление профессиональным образованием было децентрализовано.
После революции в России средние профессиональное образование стало частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации, так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об установлении единой системы индустриально – технического образования”. Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, 40 –50 % учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы реорганизовались в отраслевые.
Управление средним профессиональным образованием стало строиться по отраслевому принципу. Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию, потребовали привлечения квалифицированных специалистов, перестройки образования.
В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем в первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года “Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В этот период были разработаны стабильные учебные планы.
В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.
В 60-е годы в период развёртывания технологического этапа научно-технической базы средних учебных заведений возрос контингент обучающихся, что связано с растущей общественной потребностью в квалифицированных специалистах. Аналогичная тенденция характерна для высших учебных заведений.
За годы советской власти в нашей стране сложилась и функционировала определенная система профессиональной подготовки кадров. В эту систему входили: профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, институты и университеты. В учебных заведениях каждого уровня профессионального образования, как правило, реализовывалась профессиональная образовательная программа соответствующего уровня и одного профиля подготовки. Так, строительное ПТУ могло выпускать только рабочих по строительной профессии; педагогическое училище - только учителей начальных классов и воспитателей детских садов и т.п.
Положительной стороной данной системы профессионального образования можно считать фундаментальную практическую подготовку по выбранной профессии (специальности), включающую учебную и производственную практику в ПТУ; учебную, технологическую и преддипломную практику - в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
Начиная с 1989 г. в стране организуется экспериментальная подготовка рабочих и техников повышенного уровня квалификации в высших профессиональных училищах (ВПУ), которые отличает широта профиля подготовки, формирование знаний и умений по современным информационным технологиям, по коммерческим дисциплинам и т.п. Этот эксперимент привел к изменению классической структуры профессионального образования и возникновению различных типов образовательных учреждений: профессиональные лицеи, профессиональные колледжи, университеты, академии, центры непрерывной подготовки кадров, профессиональные школы и др., которые расширили профиль и уровень подготовки профессиональных кадров, а также стали предлагать другие образовательные услуги, не свойственные им ранее.
В 1961/62 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн. человек. В соответствии с требованиями отраслей народного хозяйства возросла подготовка кадров по ряду специальностей, было открыто более 30 новых направлений подготовки. К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны более чем по 500 специальностям.
К началу 90-х годов ХХ века диверсификация профессиональных образовательных учреждений привела к изменению их структуры.
Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства. Новая система профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни и поэтому должна:
предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями;
учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов;
способствовать развитию демократических свобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои оригинальные образовательные программы.
Это послужило толчком в развитии профессионального образования и, как показало исследование, наиболее перспективным направлением его развития будет широкая диверсификация, которая обеспечит развитие образовательной системы России и будет способствовать:
предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями;
учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов;
способствовать развитию демократических свобод в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои оригинальные образовательные программы.
В стране стали складываться новые социально-экономические отношения, которые повлияли на формирование содержания профессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных — появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений — гуманитаризации содержания обучения. Эти процессы легли в основу развития содержательного компонента диверсифицированной педагогической системы среднего профессионального образования.
В настоящее время в России функционирует 2812 средних профессиональных учебных заведения, из них 142 негосударственных, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена более чем по 280 специальностям. Численность студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях составляет 2147 тысяч человек. 20 марта 2001 года в Москве состоится Съезд директоров средних профессиональных учебных заведений, который наметит пути дальнейшего совершенствования и развития среднего профессионального образования.
Вышеперечисленное доказывает, что элементы педагогической системы среднего профессионального образования диверсифицировались, что дает основание говорить о диверсификации самой педагогической системы.
Таким образом, на наш взгляд, система среднего профессионального образования включает две составляющие: профессиональное образование и дополнительное образование. Последнее реализуется при повышении квалификации и переподготовке высвобождаемых работников, незанятого населения и призвана способствовать обеспечению эффективной, свободно избранной занятости граждан, удовлетворению потребностей в обучении и повышении роста профессионального мастерства, усилению конкурентоспособности кадров в условиях рыночной экономики, их профессиональной мобильности и социальной защищенности.
1.2 Среднее профессиональное образование на современном этапе
В начале 1997 г. российское правительство приняло решение о необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы в новых условиях.
Наметившаяся в это время относительная макроэкономическая стабилизация и ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с формирующимся рыночным окружением.
Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков.
Реализуется оно по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня.
Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год).
Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Среднее профессиональное образование реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Поступление в учреждения среднего профессионального образования осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний. Ежегодно студентами средних специальных учебных заведений становятся около 11 % выпускников основных общеобразовательных школ и около 23 % выпускников средних (полных) школ.
Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище, лицей) и колледж.
Техникум (училище, лицей) реализует основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж - основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.
Деятельность учебных заведений этого звена регламентируется Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), принятое 03.03.2001 г.
Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За последние три года введено более 20 новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.
Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6 тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Средние специальные учебные заведения находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.
Сегодня в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек.
С принятием в 2015 году закона РФ «Об образовании» закладывается правовая основа движения к многообразию системы образования, обеспечению действительной возможности выбора для ребенка как реального потребителя образовательных услуг. Это в свою очередь означало, что каждое новаторское общеобразовательное учебное заведение должно было определить свой собственный путь развития, т.е. началась массовая реорганизация традиционной школы в лицеи, гимназии, колледжи, комплексы и т.д.
К новым видам организации учебного процесса и новым типам средних профессиональных учреждений можно отнести:
а) открытие гимназий, лицеев;
б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ, колледжей;
в) создание центров непрерывного обучения.
1.3 Направления и перспективы развития системы среднего профессионального образования
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.
Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального образования.
Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального образования.
Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынка труда. Профильная структура среднего профессионального образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких и высокотехнологичных производств, для обеспечения федеральных систем инфраструктуры, систем контроля качества продукции, подготовку кадров в области искусства.
С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей рынков труда различных уровней часть средних специальных учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности регионов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования целесообразно сокращение количества федеральных министерств и ведомств, имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения. Наряду с бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных учреждений СПО.
Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних проффесиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других типов. Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий.
Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица). Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.
В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена для развития наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, призванного стать в перспективе обязательным минимумом профессионального образования молодежи.
Совершенствование структуры сети среднего профессионального образования будет осуществляться по следующим направлениям:
Основным направлением будет развитие средних специальных учебных заведений как самостоятельных образовательных учреждений. При этом предполагается оптимизация сети и укрупнение учебных заведений за счет горизонтальной интеграции, создания многопрофильных колледжей (80 % от общей численности учебных заведений). Данное направление актуально прежде всего для ссузов, расположенных в населенных пунктах, где нет вузов и где эти учебные заведения выполняют системообразующую роль и обеспечивают территориальную доступность образования.
Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих кадров, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий (25 % от общей численности учебных заведений). Это направление может сочетаться с формированием многопрофильных колледжей.
Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, включение колледжей в состав университетских комплексов (до 20 % от общей численности ссузов). Найдет свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе колледжей, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.
С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей федерального и регионального рынка труда 60-55 % средних специальных учебных заведений должно находиться в федеральной собственности (и соответственно - на федеральном финансировании), 40-55 % - в собственности регионов.
Перспективное же развитие системы среднего профессионального образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую очередь, развитием (обновлением) ее структуры.
Так, Международная комиссия ЮНЕСКО видела решение этой проблемы в новом типе образовательного учреждения, проводящем работу по обновлению образования с целью его постоянного реформирования - в центрах по инновациям.
Отсюда, развитие среднего профессионального образования связывается с возникновением и развитием новых типов образовательных учреждений - многоуровневых многоступенчатых многопрофильных: профессиональных лицеев и колледжей как инновационных образовательных учреждений, реализующих в значительной мере основные направления реформирования профессионального образования.
Во-вторых, перспективы развития среднего профессионального образования определяются реализацией в образовательных учреждениях новых требований, предъявляемых к квалифицированному работнику и специалисту в изменяющихся социально-экономических условиях.
Современного работника должны отличать: компетентность; самостоятельность; ответственность и мобильность; системное и аналитическое мышление; информационная, правовая и экологическая культура; предпринимательская и творческая активность; готовность к постоянному обновлению знаний.
Таким образом, большое значение помимо профессиональной компетенции придается развитию надпрофессиональных качеств личности выпускника среднего профессионального образовательного учреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕПереход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений, в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политики государства.
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.
В начале 2010 г. российское правительство приняло решение о необходимости реформирования системы образования. Это делалось в общем контексте пересмотра принципов функционирования и развития социальной сферы в новых условиях.
Наметившаяся в это время относительная макроэкономическая стабилизация и ожидание начала экономического роста требовали изменения принципов организации деятельности социальной сферы, ее большей увязки с формирующимся рыночным окружением.
В стране стали складываться новые социально-экономические отношения, которые повлияли на формирование содержания среднего профессионального образования. Оно стало развиваться путем количественных — появление новых профессий (специальностей) и специальностей (специализаций) и качественных изменений — гуманитаризации содержания обучения. Эти процессы легли в основу развития содержательного компонента диверсифицированной педагогической системы среднего профессионального образования.
Сегодня среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов-практиков.
Среднее профессиональное образование производится более чем по 300 специальностям. За последние три года введено более 20 новых специальностей, в основном, в областях социальной сферы, сервиса, новых информационных технологий.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что диверсификация среднего профессионального образования создает необходимые условия для построения иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и многопрофильного непрерывного профессионального образования, адаптированной к уровням образования и квалификации, возможностям и потребностям личности, особенностям профессиональных образовательных учреждений и специфики региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать различные вектора направленности обучения и переподготовки по всему профессиональному полю, а профессиональному образовательному учреждению в современных экономических условиях сформировать свою реальную образовательную систему.
Дальнейшее развитие получит интеграция средних профессиональных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов. Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Анна Батищева «Город готовит новых профессионалов», // Донская правда № 15/334 13 апреля 1995
2. Вероника Воропаева «Образование со "знаком качества"», // Волгодонская неделя, № 26(259), 1997
3. Гершунский Б.С., Философия образования. М., 1998
4. Долин И. «Определены лучшие. Испытания на профессионализм прошли успешно» // Вечерний Волгодонск, № 76, 1992
5. Елена Иванникова, Профобразование требует профессионалов. // Вечерний Волгодонск, №41 (453), 2001
6. Ермоленко В.А. Основные тенденции развития базового профессионального образования. – М. Педагогика, 1995
7. Ирина Южакова Дать образование - обязанность взрослых», // Волгодонская правда № 528, 12.04. 1991
8. История педагогики. Часть 1 / Под ред. Пискунова А.И. - М.: ТЦ СФЕРА, 1998.
9. История педагогики. Часть 2 / Под ред. Пискунова А.И. - М.: ТЦ СФЕРА, 1998
10. Кирсанова М. Итоги конкурсов профессионального мастерства, // Вечерний Волгодонск, 1991
11. Корчагин Е.А. Профессиональная деятельность - основа разработки образовательного стандарта по специальности // Профессиональное образование №4, 2002
12. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Автореф. дис. д-ра пед наук. - М., 1997. - С. 3.
13. Ломакина Т.Ю. Диверсификация как общепедагогический принцип развития системы непрерывного профессионального образования. М., 1995
14. Ломакина Татьяна Юрьевна, Платонова Татьяна Ивановна,Интегративная система непрерывного профессионального образования. М. 1998
15. Модернизация начального профессионального образования. Состояние и проблемы системы начального профессионального образования Российской Федерации. // Профессиональное образование № 8, 2002
16. Мухаметзянова Г.В., Посталюк Н.Ю. Инновации в области среднего профессионального образования: региональный подход // Магистр. - 1997. - СВ. - С. 3.
17. Непрерывное образование как фактор устойчивого развития образовательных учреждений: Пособие для работников образования. Серия: Механизмы устойчивого развития образовательных учреждений в современных условиях. - Вып.1. / Кол.авторов.Под ред В.А. Ермоленко.- М.: ИТОП РАО, 2000.
18. Нина Приходько, «Лицей № 105 справляет двадцатилетний юбилей», Вечерний Волгодонск № 38/437 от 20.11.01
19. Новиков А.М. Профессиональное образование России / Перспективы развития. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997.- С. 38-39.
20. Огородникова Е.И., Критерии перехода образовательных учреждений на новые формы обучения. – М.: Педагогика, 1997
21. Отчет Международной комиссии ЮНЕСКО по развитию образования - Париж: ЮНЕСКО, 1972.- С. 253.
22. Пошконяк Н.М. Образование: традиция и нововведения в условиях социальных изменений // инновации и традиции в образовании: Сб. Рос. - Югосл.конф. 23-25 сент. 1995 г. Элатибор, Югославия / Под ред. Бошко М. Влаховича. Белград: Ассоц. учит. фак-тов Сербии, 1996. - С.10, 11.
23. Практикум по педагогической технологии /Щуркова Н.Е. М.Лед, об-во России. 1998
24. Преемственность обучения в общеобр. и проф. школе / Батаршев А.В. Санкт-Петербург. 1996
25. Профессиональные училища и профессиональные лицеи Ростовской области // Абитуриент - 2002
26. Система профессионального образования в Российской Федерации: Национальный доклад. - М.: Национальная Обсерватория профессионального образования, 1998. - С. 7.
27. Славный город – Волгодонск. Ростов – на – Дону, 1989
28. Черноглазкин С.Ю. Управление нновационной деятельностьюв профессионально-образовательном учреждении., СПб, 1998
29. Южакова И. «Обучая воспитываем» // Донская Правда., № 11/ 316, 2000
30. Южакова И. «Педагогам пообещали лучшую жизнь» // Донская Правда № 6/273, 1999 г.